Шиповки Хольма

Юрий Шпилькин
Выше головы не прыгнешь? Так ли это? Таким вопросом начал свою лекцию Шавкат Гаязович. - Зенон Элейский древнегреческий философ, ученик Парменида известен своими апориями или парадоксами, которыми он пытался доказать невозможность движения, пространства и множества:Ахилл и черепаха, Стрела и др. Научные дискуссии, вызванные этими парадоксальными рассуждениями, существенно углубили понимание таких фундаментальных понятий, как роль дискретного и непрерывного в природе. Апории Зенона не нашли разрешения и поныне, - он сделал паузу.
 - Хотите, верьте, хотите, нет, - обвел взглядом он студентов, - но таким же парадоксом, на первый взгляд, является общеизвестная поговорка «Выше головы не прыгнешь».
 - И без телепатии, или телекинеза, как говорят некоторые ученые, человек в некоторых случаях не обходиться. Он обладал этим качеством, но утратил. И только сильные натуры, с неимоверной волей могут возродить в себе эту утраченную способность. Приведу пример.

- Иван начинал заниматься различными видами спорта. Вначале записался в секцию тайского бокса  или муай тай. Термин «муай» исходит от санскритского мавья и тай, в переводе означая «поединок свободных» или «свободный бой». В современном муай тай можно наносить удары кулаками, ступнями, голенями, локтями и коленями — из-за этого муай тай называют «боем восьми конечностей». Истории неизвестно чем шестилетнему Ване нанесли удар, но в следующий раз идти  на тренировку он категорически отказался.

Поэтому когда Ваня, немного повзрослел и вытянулся выше своих сверстников, ему показалось, что его вид спорта - это баскетбол. С утра до вечера пропадал на баскетбольной площадке или в спортзале. Пока со всего размаха не врезался в косяк входной двери. Удар был столь сильный, что с полголовы как ножом срезало скальп. Перепуганный учитель «забросил» скальп на место и стал вызывать скорую. Приехавший отец, вслед за скорой, поехал в больницу. Наложили шестнадцать швов. С баскетболом было покончено.

Как-то в школу пришел тренер по прыжкам в высоту Шавкат Гаязович и предложил записаться в СДЮСШОР (Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва) на стадионе общества «Спартак». Шавкат Гаязович был тренером от «бога». Нельзя сказать, чтобы он им потакал, заставлял тренироваться в полную силу. Но ребята его любили. Тренировались даже сверх тренерского задания. И результаты не заставили себя ждать. В 13 лет на первенство спортивной школы в командной эстафете 4по 50 м. Ваня занял первое место и третье место в прыжках в высоту, показав 1м.30 см., а на первенстве области занял второе место в многоборье. Некоторые из тренеров начали к нему присматриваться. 

Многоборец, раз несколько, как бы мимоходом предлагал: - Быть может, перейдешь в многоборье? Но Ивана мало привлекал этот многопрофильный вид спорта. Тем более у него появился кумир – шведский прыгун Стефан Хольм, который на Олимпиаде-2000 в Сиднее, был не самым высоким из прыгунов (181 см), в возрасте 24 лет остановился в шаге от пьедестала, заняв четвертое место. Иван для себя определил, ростом с Хольмом они одинаковые  – поэтому только прыжки в высоту.
И вскоре, на мемориале памяти Заслуженного тренера Республики Владимира Липинского, занял первое место с результатом 155 см. Через три года, с начала занятий прыжками, он прыгнул выше головы, выполнив норматив первого разряда - 190 см. Чтобы получить кандидата в мастера надо было прибавить еще 10 см. И вот в ноябре 2003 года на областной Спартакиаде школьников Иван преодолевает и этот рубеж – 2 метра. Думал ли он три года тому назад, когда начинал прыгать, что ему покорится эта высота?

На волне эйфории Иван завоёвывает первое место в Республиканском первенстве в помещении среди юношей старшего возраста. А после проигрыша (второе место) на второй Спартакиаде школьников у него наступает спад. В это время его кумир двукратный чемпион Европы Стефан Хольм штурмует высоты Афинской Олимпиады… Сошли американцы Хемингуэй и Нието, а также чех Баба. Высота 2 метра 36 сантиметров стала непреодолим препятствием для соперников, Хольм же со второй попытки покорил планку и стал олимпийским чемпионом.

У Стефана, как у многих спортсменов, есть свои приметы. Он знал, что выдающаяся прыгунья с шестом Елена Исинбаева, верящая в сглаз, за несколько минут перед прыжком прячется под полотенцем. Елена, по ее признанию, прячется от дурного глаза. - Глаз моих не увидят - значит, и не сглазят. А в черной сумочке у нее лежит рулетка. - Не совсем обыкновенная. Ручка, которая наматывает ленту, еще с Афин осталась, где она выиграла золотую медаль Олимпиады, по секрету сказала Исинбаева. Это и есть ее главный амулет. Прыгун в высоту международного уровня Самсон Они всегда надевает новые носки и после каждых соревнований их выбрасывает. Не лишен причуд  и сам Стефан. Он всегда соревнуется в одном и том же счастливом белье - черных стрингах. И кто-то, то ли в шутку, то ли всерьез посоветовал: - Иван, а ты попроси у Хольма его шиповки, наверняка они тебе помогут. Иван, не долго думая, нашел электронный адрес Хольма и отправил ему письмо. Неизвестно, что он там писал, но через месяц или полтора пришла небольшая посылка из Швеции. Восторгу Ивана не было предела. Там были не только шиповки, ставшие его амулетом, но и фотография его кумира с автографом.

Теперь предстояло штурмовать норматив мастера спорта – 212 см. Трудно сказать что помогло, но Иван обрел второе дыхание. Словно птица взлетал он над планкой, и, расправив руки как крылья, планировал на маты. Казалось, этому полету не будет преграды. Иван уверено занимает первое место в Республиканском чемпионате, золотую медаль на международных соревнованиях по легкой атлетике в помещении стран Центральной Азии среди юниоров в Ташкенте. И вот сбывается мечта, в День космонавтики Иван преодолевает планку на высоте 2 метра 12 сантиметров – Мастер спорта. Неделю назад ему исполнилось 18 лет. Глава города в числе лучших спортсменов назвал и его имя, вручил именные часы.  Спорт сделал свое главное дело – уберег его в пору тинейджества от всяческих дурных соблазнов. Его коллега по команде, как только бросил тренировки, тут же влип в ограбление какого-то таксиста.

Словно незримая связь между ним и Хольмом устремляла Ивана ввысь. Он был готов прыгать и прыгать. В душе его играла музыка. А тут в школе Олимпийского резерва было решено провести Открытое первенство по легкой атлетике в Прыжках в высоту под музыку! Иван выбрал музыку американской рок-группы «The White Stripes» («Белые полосы»). В состав её с самого начала входили лишь два человека: гитарист, пианист и вокалист Джек Уайт и его бывшая жена - перкуссионистка - барабанщица, Мэг Уайт. - Без Мэг исчезнет шарм White Stripes. – говорил Джек,- Она наивное дитя, но при этом колотит по барабанам с яростью пещерного человека. Группа в одежде использует только 3 цвета: красный, белый и черный. Ивану нравилась такая категоричность и открытость. Что касается музыки, то стиль группы — смесь прото-панка в духе Stooges, корневого блюза, кантри, гранжа и хард-рока. Сингл «Seven Nation Army» признан неофициальным гимном Чемпионата Европы по футболу. Под эту музыку Иван повторил свое достижение, а Хольм в это же время установил личный рекорд в закрытом помещении – 2 метра 40 сантиметров, стал обладателем своеобразного неофициального рекорда. Он взял планку, превышающую собственный рост на 59 сантиметров.Перед каждым соревнованием Иван, первым делом, интересовался, как обстоят дела у Хольма. Если узнавал, что тот на высоте, без всякого волнения шел и побеждал.

И вот 15 сентября 2008 года в Штутгарте прошел шестой всемирный легкоатлетический финал, который завершает мировой легкоатлетический сезон. В соревнованиях могли принимать участие только лучшие из лучших про итогам прошедшего олимпийского года. Спортивный отчет сообщил, что триумфатор Пекина - прыгун в высоту Андрей Сильнов «проводил на пенсию» 32-летнего олимпийского чемпиона Афин шведа Стефана Хольма. Российский спортсмен стал первым, взял высоту 235 сантиметров, а Хольм остался вторым с результатом 2,33 и решил уйти из большого спорта. Как всегда с журналистами был очень немногословен: «Я хочу пожить нормальной жизнью. Вне спорта. Спасибо всем, кто поддерживал меня во время моей карьеры». После ухода Хольма у Ивана, словно крылья надломились. Он категорически отказался прыгать. Когда его спрашивают почему? Он отвечает: - Хочу пожить нормальной жизнью, вне спорта.  Предстояли другие высоты на жизненном пути и Иван их преодолевал, а если возникали трудности вспоминал Хольма. Как тут не поверишь в телепатию, в телекинез, в существование незримой связи между людьми?