12 сентября сорок лет назад

Людмила Зрелик
 Петрозаводск. Второй курс Лесотехнического техникума. Сессия заочного отделения.

  Очники были на сборе урожая картошки, и нас поселили в общежитии.
 Жили мы весело. Сдачу экзаменов, как положено, отмечали, но в этот раз   денег ни у кого не было.
 В столице Карелии было хорошее снабжение и деньги тратились быстрее, чем их успевали  присылать родные.
В субботу у нас был банный день. После этого, я на последние деньги сделала в парикмахерской  прическу.

 Не смотря на отсутствие денег, у меня было отличное настроение - уже третья пятерка украшала мою зачетку. Преподаватель физики долго тряс мою  руку и с восхищением говорил:
 - Впервые вижу среди заочников, такую любознательную девушку!
 Все дело в том, что накануне я прочитала статью в журнале "Наука и жизнь" про новое состояние вещества - плазма. Это состояние в учебниках еще не описывалось и я, очень кстати,  блеснула знаниями. Обо мне узнал весь курс - надо было соответствовать.

 С красивой прической и хорошим настроением сидеть в общаге не хотелось:
 - Девчонки, пойдемте гулять?
 - Куда это вы собрались? - спросил Николай, заглянувший на огонек.
 Коля волочился за Тоней. На нее многие заглядывались - шикарная фигура, как у женщин в американских мультиках: широкие бедра, пышная грудь, и очень тонкая талия.

 Антонина отказывалась от всяких непристойных предложений, и не потому что была пуританкой, просто она страдала от фурункулеза. Недотрогой она была по диагнозу.

 - Людмилка, а почему ты такая красивая сегодня? - спросил Николай.
 - Я просто красиво причесалась, и вдруг, сама не ожидая, ляпнула:
 - У меня день рождения!
  Тоня знала что день рождения у меня был месяц назад, и ее взгляд красноречиво говорил:  "Ври, ври, приятно слушать, а что дальше? Как выкручиваться будешь?"

 - Отмечать будем?  Может в магазин сбегать? - спросил Николай.
  Но меня уже понесло - когда есть зрители, я за идеями в карман не лезу:
 - Да! Мы с девчонками идем в ресторан.
 После этой фразы девчонки повскакивали со стульев, еле на сахар наскребли, а тут такое.
  - Меня с собой возьмете? - Коля многозначительно посмотрел на подругу - он работал на лесоповале и всегда был при деньгах.
  - Ой Коля, у меня денег только на шампусик и мороженое.
  - Люда, не проблема, плачу за всех, пусть это будет подарком к дню рождения.
  - Людка, сама рассчитываться с Колей будешь - шипела мне в ухо Тонечка.

  Я, Тоня и Лариска сели в "запорожец" Николая: а Галка, Татьяна и Ольга поехали за нами на такси.
 В "Кивач" - ресторан в центре города нас не пустили, туда можно было только парами.
 В советское время за моральным обликом населения, руководящая партия следила строго.
 Таксист подсказал про ресторан в новом районе:
 - Там дешевле и оркестранты лучше.

 Ресторан был закрыт на спецобслуживание, и мы уже собрались отъезжать, когда вышел офицер и пригласил нас. Не знаю по какому поводу собралось столько молодых офицеров вместе, но женщин в зале почти не было. Мы оказались кстати.

 Николай заказал нам бефстроганов,  шампанское и пару шоколадок. Последнее, на что он потратился - заказал песню.
 - В честь именинницы, студентки, красавицы, комсомолки наш ансамбль исполняет песню "Синий лен"- этот подарок ей дарит однокурсник Николай.
 Мы вышли центр зала и показали себя во всей красе, а так как конкуренции не было, все аплодисменты достались нам. Мы получали в подарок шампанское и шоколадки.

 Помню еще одну песню исполненную в мою честь "Листья желтые над городом кружатся".
 Одна кампания молодых лейтенантов послала салфетки со своего стола, не знаю что это значит, я девушка порядочная. Посовещавшись, мы накрасили губки, сделали отпечатки на салфетках и отправили "поцелуи" ребятам -  им понравилось.

 Следующей идеей  лейтенантиков было  желание пригласить нас всех на танец.
 - Девушек студенток молодые офицеры приглашают на танец без двадцати восемь - объявил в  микрофон пианист.
 Время было около девяти вечера, девчонки смотрели на меня как на гуру. Я сама не понимала почему ребята смеются над нами, но когда заиграла мелодия "Семь сорок" идея пришла сама собой:
 - Ладошки под мышки, машем ими как крылышками, вышагиваем в центр зала и хором кудахчем - скомандовала я.
 Храбрые офицеры сложив над головой свои ладони в виде гребешка, присоединились к нам и кукарекая стали обхаживать курочек, да простят меня евреи за такую интерпретацию танца.
Половина оркестрантов от хохота полегло прямо на сцене.

  Нет! В своем городе мы очень скромные и порядочные женщины. Мы веселились. Тоня честно развлекала спонсора.

 Музыканты заиграли летку-еньку, этот коллективный танец принадлежал финнам, и был здесь, как обязательная программа.
 Почти весь зал включился в это лицедейство, лавируя между столами. Подогретые алкоголем все громко пели и танцевали. Получилось так, что мы стали одной кампанией.
 Музыканты на перерыв не пошли, какой-то "высокий чин" объявил конкурс:
 - Кто дольше  всех сможет протанцевать твист, получит приз - бутылку шампанского.
 Если бы не шампанское.... но второе место, тоже не плохо.

Потом микрофон достался пьяной  любовнице этого "чина" и она завизжала арию из оперы, вот под эту музыку мы решили исчезнуть.
В фойе, к нам подошел пианист и сказал:
 - Девчонки, для вас мы всегда найдем место. Впервые вижу чтобы целый ресторан стал одной кампанией, и чтобы было так весело. Да и мы не в обиде, хорошо заработали.

 - У нашей именинницы в школьной характеристике написано: ".. может повести за собой коллектив"-  любя, но с легкой иронией, сказала Тоня.
 Она уехала с Николаем в общагу, прихватив шампанское и шоколадки.

  А нас пошли провожать молодые лейтенанты.
 - Девушки, а где вы учитесь?
 - В университете имени Куусинена - быстренько  протараторила я, опережая подруг.
 Не говорить же им, образованным, что мы заочницы - заушницы лесотехнического техникума.
 - Я, Галка и Тоня - на физмате(вы же помните как я сдала сегодня экзамен?)
   Ольга и Татьяна - на литфаке(они девчонки начитанные), а Лариска на инязе (у нее в школе по английскому пятерка была).
 Девчонки хлопали пьяными глазками, ну а я была в ударе. Общежитие университета было рядом с нашим, поэтому идея  понравилась мне сразу.

 Вообщем, мы вешали им на уши свою "лапшу", они  нам - свою. Поделившись на пары мы не спеша шли по городу. На завтра договорились встретиться снова.

 Ночь. Двери общежитий были закрыты. Попрощавшись с ребятами, мы стали стучаться в общежитие университета, но когда лейтенанты скрылись из вида, побежали в свое здание.

  Тоня  уговорила вахтершу, за бутылку шампанского и шоколадку, пустить нас. Как хорошо, что она поехала сразу.

  Лариска стала готовиться к свиданию с самого утра.
 - Лора, ты чего с ума сошла, у тебя муж и двое детей!-  пыталась урезонить я
 приятельницу.
 - Я не люблю его, я вышла замуж чтобы  получить паспорт и сбежать из деревни.
 - Лорочка, у твоего офицера в гарнизоне наверняка есть жена и ребенок.
 - Он сказал что холост..
 - А ты? Сказала что замужем?
 - Я сегодня признаюсь.
 - Да, Лариса, тебе нельзя много пить - поддержала меня Тоня.

  Галка тоже сбрендила, лежа на кровати мечтательно говорила:
 - Мой ушастик такой умный, веселый, высокий. Вот бы от него родить мальчишку, больше  ничего и не надо, а то скоро тридцать...а я все одна.

- Галка, ты попа из церкви до самого дома провожала, тоже в надежде завести от него ребенка?
 - Что вы понимаете! Это же эстетическое удовольствие смотреть на такую красоту: глазищи синие бездонные, волосы густые вьющиеся, высокий, красивый, а голос -  ба-ри-тон, только бы  и слушала.

 Поп и в правду был божественно красив, мы все ходили в церковь смотреть на него, но  Галка своей внешностью не смогла бы соблазнить и последнего грешника.

 - Что тебе тогда поп сказал?- поинтересовалась я.
 - " Спасибо что проводили. Счастья! С богом!" Слышал за собой шаги, и молчал  всю дорогу, гад - с досадой вспомнила Галка.
  - Счастья с богом? Галка, значит надо идти в монастырь.
  - Да пошли вы!

 На свидание мы не пошли, смотрели из окна как лейтенанты простояли минут десять на улице, а потом зашли в соседнее общежитие. Ребята покинули соседнее здание, и со смехом пошли восвояси.
  Наверно, мы не первые прибегали к такой уловке.

 Буквально через пол часа пришли сокурсники готовиться к экзаменам. В портфеле у Володи(еще одного Тонькиного ухажера), лежали "конспекты": портвейн, колбаса, кабачковая икра и батон.
 К экзамену по истории мы готовились основательно: пили вино, рассказывали анекдоты и писали  шпаргалки.
 И этот экзамен, был успешно сдан.
 Николай рассказал несколько смешных историй про охоту, и ему, за разрядку напряженности,  педагог поставила тройку. Он уже работал мастером на лесозаготовках, диплом ему нужен был на всякий случай.

 В этот же день, во вторник, пришли переводы из дома. Я уговорила Тоню и Володю подать заявление в ЗАГС - в магазине для молодоженов продавалась приличная обувь и очень симпатичные кофточки.
 - Вы же потом можете передумать - уговаривала я.
  Тоне идея понравилась, и мы очень прилично отоварились там.
  Вовка потом искал Тоню, хотел всерьез жениться.

 Чтобы отметить последний экзамен, мужики продали обручальное кольцо Сергея, и по его просьбе, поставили фингал под глаз. Жене была рассказана слезная история про грабеж.
 На следующую сессию он приехал с кольцом в два раза шире, на неприличные намеки пацанов, говорил:
 - Если пропью, жена мне оба глаза выбьет, уже обещала.

 Домой, мы возвращались без денег. В поезде купили одну постель на двоих.
Пили чай с  зефиром местного производства, который напоминал  белую сладкую резину, мы купили его для гостинцев родным. Чуть не опозорились.

  В Мурманске, последние пятнадцать копеек забрала Тоня, ей нужно было ехать на электричке в другой город.
Я же, пошла к тете на работу, взять шесть копеек на билет в автобус.
Моя безалаберность, стоила мне двухсот метров  очень сложного пути.
В руках у меня был чемодан, авоська и сумка, а ведро с солеными груздями я переносила по очереди с остальным  грузом, или пинала ногой.
 Один молодой человек хотел мне помочь, но увидев обручальное кольцо на руке - передумал.

 Прочитав  лекцию  как нужно  обращаться с деньгами, тетушка попросила
 своих сотрудников отвезти меня домой, а работала она в линейном отделе милиции.

  Соседки доложили мужу что меня привезли на милицейском Уазике.
 - Что ты натворила? - испуганно спросил любимый.
 - Истратила все деньги.
  Про переводы от сестры и тети я не стала говорить, зачем сразу травмировать психику родного человека.
 Зато в зачетной книжке стояли одни пятерки, и только по черчению тройка.
  Но это  муж виноват! Он сделал последние чертежи красивее и грамотнее моих первых трех, а учитель смог различить исполнителей. Такой бескомпромиссный попался, испортил мне зачетку.