5. Подарки от Лесовухи

Валентина Денисович
         Подарки, которые дарят детям во втором десятилетии 21 века, разительно отличаются от милых безделушек, которые дарили в моем детстве в шестидесятые годы прошлого века. Главным подарком детства была кукла с закрывающимися глазами, Иринка. Но я помню и детскую швейную машинку, и металлическую алюминиевую посуду, и гигиенический набор в красивой розовой коробочке, в который входили зубной порошок, щетка и зеркальце... Мои бабушки и дедушки старались хоть чем-то порадовать.
         Дед, по маминой линии, Василий Семенович был заядлым охотником. Каждую осень он на 1,5-2 месяца уходил в тайгу, и я с нетерпением ждала его возвращения и подарков от "Лесовухи", которая, по его рассказам, жила в лесу в своей избушке и раздавала охотникам для их внуков гостинцы, основным из которых являлись светляки - застывшая сера лиственницы. Эти светляки разжевывались и имели настолько приятный вкус и запах, что мы часами их жевали (чавкали). Могу предположить, что сера укрепляла десны и служила своеобразным антисептиком для полости рта, заменяя нам современную жвачку и не уступая ей по вкусовым качествам.
          Но однажды дед, вернувшись с охоты, протянул мне комок, который когда-то был карамельками в бумажных обертках. Они в его кармане так слежались и слиплись, что разделению не поддавались, но несмотря ни на что, были с радостью съедены.
          К 16-летию дед добыл в подарок для меня двух соболей. Их шкурки были темно-коричневые с проседью, и дед их называл "бургузинскими", объясняя, что в нашу тайгу они пришли от самого батюшки Байкала, откуда берет начало наша кормилица Ангара. Местная рукодельница сшила мне из соболей шикарную шапку, в которой я, будучи студенткой, щеголяла по Красноярску с довольным и гордым видом.
          Последний раз на охоту дед ходил в возрасте 82 лет и добыл (убил) сохатого, которого гнал с собаками двое суток по тайге. Этот факт настолько поразил меня, что я попыталась узнать подробности процесса охоты: как можно успеть за огромным лосем; где и как ночевать в лесу при температуре -25-30 градусов; чем питаться для поддержания сил; как затем донести мясо до охотничьей избушки и другие? Рассказ деда постараюсь передать как можно ближе к его лексикону: "Собаки почуяли сохатого и погнали, и я следом побежал на лыжах*. У сохатого туша-то тяжела, он проваливатся и об наст** сбиват (ранит) ноги, а мне леший ли сдЕлатся, бегу да бегу на лыжах. К нОчи сохатый устал и лег отдыхать, собаки рядом караулят. Развел огонёк, вскипятил в кружке снег, добавил туды сухарей, поел. В снегу вырыл ямку, завернулся в тулуп*** и тоже прилег отдохнуть. С рассветом собаки снова погнали сохатого, тот выбился из сил и встал, вот тут я его и застрелил. Освежевал шкуру, мякоть срезал, завернул в неё, погрузил на лыжи да потащил, а остально мясо забросал снегом, чтобы друго зверьё не расташило..." Дед умолчал, сколько ходок он сделал, чтобы перенести все мясо сохатого, средний вес которого составляет не меньше полтонны...
          Может показаться, что я в своём повествовании отступила от темы, но разве добытое в тайге с Божьей помощью пропитание, не подарок? Какой современный продукт питания может сравниться со строганиной**** или вяленой сохатиной? Кому довелось попробовать эти деликатесы, меня поймут...

*     охотничьи лыжи - полозья подбиваются мехом сохатого, что позволяет при движении
       вперед свободно скользить, а назад, наоборот, не скатываться.

**   наст - твердая корка на снегу, образующаяся после оттепели.

***  тулуп - короткая шуба, сшитая из натурального меха, в данном случае из шкур собак.

**** строганина - замороженное мясо сохатого нарезается тонкими пластиками, добавляется соль и перец по вкусу
        (в кулинарии - карпаччо). Приготовление вяляной сохатины было более длительным процессом: сначала мясо сохатого
        нарезалось на тонкие длинные полоски, солилось в тузлуке, а потом его вялили на "вышке" (чердаке) дома.

На фото: мой дед, Василий Семенович, вернулся с реки Ангары (осматривал уды для ловли налимов, в руках - пешня), зима 1972 года