Рациональное и иррациональное сознание

Любомир Павлов
           Дубовая маска - Златоуст как символ застоя. 1980 год.               
             Размер: по высоте 75 см
                по ширине 36 см   
               
                ***

 Надо признать, что НАУЧНАЯ деятельность это высшая степень проявления  рациональной  творчески познавательной деятельности, которая обогащает человеческий опыт НАУЧНЫМИ ЗНАНИЯМИ, ОТКРЫВАЕТ и ПРОЯСНЯЕТ    новые перспективы их дальнейшего развития. 

 В этом смысле всякая трансцендентная деятельность, как крайнее проявление иррациональной,  является антиподом рациональной и должна оцениваться не иначе как АНТИНАУЧНАЯ, которая направлена на РАЗРУШЕНИЕ самой МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, подрывая тем самым перспективы его дальнейшего развития.
 

 В спектр человеческого сознания входят: с одной стороны РАЦИОНАЛЬНОЕ сознание,  высшим проявлением которого является НАУЧНОЕ сознание,  и с другой стороны, как противоположная ему крайность -  ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ сознание, крайним проявлением которого является ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ или АНТИНАУЧНОЕ  (МИСТИЧЕСКОЕ,  РЕЛИГИОЗНОЕ) сознание.   


 Противостояние этих двух диаметрально ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ начал служит ДЕСТРУКТИВНОЙ  СТИМУЛЯЦИЕЙ, (ДС),  для  их взаимного развития пока оно происходит на уровне повседневной эмпирической, (бытовой), практики, когда рациональное сознание ещё не достигло научного уровня. Однако  когда рациональное сознание достигает уровня НАУЧНОГО, опирающегося на ЭКСПЕРИМЕНТ,  как критерий истинности, оно перестаёт нуждаться в 
 Д-тимуляции  со стороны трансцендентного сознания, поскольку теперь для научного сознания самым  сильным  Д-Стимулом  будет отрицательный результат эксперимента. 


 Трансцендентное, антинаучное  сознание проявляет себя как МИСТИЧЕСКОЕ, РЕЛИГИОЗНОЕ сознание, которое не имеет ОЦЕНОЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ИСТИННОСТИ - оно вне оценочно и бездоказательно и потому опирается только на безосновательную и НАИВНУЮ РЕЛИГИОЗНУЮ ВЕРУ. 
 Религиозное  сознание в лице своих ревностных сторонников, играет роль  мощного тормоза сдерживающего  эволюционное развитие человеческой цивилизации. Ревнители религиозного сознания отрицают саму идею эволюционного развития, они считают, что все божественные творения идеально совершенны и остаются в первозданной форме на веки вечные как воплощение совершенной мудрости их творца.


 Таким образом религиозное сознание удерживает человеческую цивилизацию на уровне пассивного объекта истории,  препятствуя созреванию её самосознания, т.е. делает всё, чтобы не дать цивилизации осознать себя субъектом своей истории.
 Мистическое,  религиозное  сознание разобщая и разделяя людей на враждующие религиозные секты  и конфессии, разрушает общечеловеческое единство, так необходимое для  продолжения жизни на Земле.
 
 Если рациональная наука, по сути своей, гуманистична, поскольку способствует более гибкой адаптации человеческой цивилизации к динамично меняющимся условиям окружающей нас среды и таким образом поддерживает необходимые условия для поддержания и продолжения жизни на Земле, то всякая трансцендентная, религиозная деятельность, как отрицание всего рационального, должна быть признана  антигуманной.

 Трансцендентная религиозная деятельность паразитирует на научном естествознании, используя ещё нерешённые им научные проблемы для дискредитации самой рациональной методологии научного естествознания, предлагая заменить её созерцательной религиозной верой. 


 Научное естествознание реализует жизнеопределяющую цель осмысленного существования познающего субъекта, которая состоит в познании им самоё себя и всего окружающего Мира, для того, чтобы как можно дольше сохранять разумную жизнь на нашей Земле.


 Ничего другого, для рационально мыслящей человеческой личности, ради чего ей стоило бы жить - просто нет. 

 Это то единственное, что должно вдохновлять и поддерживать человека в трудные минуты, оправдывая все его лишения и страдания.