You die before you don t compete in the Olympics

Бородин Тим
Форчун Гордиен. Эдмунд Пьятковский. "Ринк" Бабка. Людвик Данек. Джей Сильвестер. Все эти спортсмены должны были уехать с Олимпиад с золотыми медалями в кармане. С золотом в метании диска. Так считали они, уповая на свои результаты, на свои мировые рекорды и на победы в совревнованиях, так считали тренеры по легкой атлетике, так считал весь спортивный мир. Кроме нескольких человек - Ала Ортера и его тренеров. Но самое впечатляющее не то, что Ал побеждал соперников на каждой из четырех Олимпиад, а то, что он преодолевал препятствия, считавшиеся непреодолимыми. С травмами, с которыми выступал на Олимпиадах Ортер, обычному человеку не рекомендуется выходить из дому. Как вспоминал Ал после своего третьего олимпийского золота:"I was bleeding internally, I couldn't move, I couldn't sleep and I consumed bottles of aspirin to alleviate the pain. I went through ice treatments to minimize the bleeding and the doctors ordered me not to compete. But these are the Olympics and you die before you don't compete in the Olympics."

Ал Ортер остается одной из самых загадочных спортивных фигур в истории Олимпиад, единственный в мире четырехкратный олимпийский чемпион в одном виде легкой атлетики ("Ближайший" к нему - Карл Льюис, выигравший "длину" на трех Олимпиадах). Случай, приведший Ала в спорт, анекдотичен. На переменке между занятиями в школе в Квинсе, где он жил и учился, 15-летнему Алу практически под ноги прилетел диск, пущенный не очень умелой рукой тренировавшегося на стадионе ученика школы. Как всегда бывает в таких случаях, из-за забора Алу стали кричать, чтобы он бросил диск назад. Когда он это сделал, тренер понял, что в его руки может попасть сокровище, если он уговорит этого 6-футового пацана заняться диском. Надо сказать, что метание диска было известным и весьма популярным видом спорта в Штатах, золото в диске в то время было практически зарезервировано за американской сборной - за все 12 прошедших Олимпиад лишь 4 раза высшая награда Олимпиад уходила в другие страны. И Ал занялся метанием диска.

К 18 годам он делает это настолько капитально, что устанавливает рекорд школ США в диске и в дополнение к математическому получает спортивный сколаршип в Университете Канзаса (весьма и весьма "спортивная" школа в США). Будучи на втором курсе университета, 20-летний Ал едет на Олимпиаду в Мельбурн, где, не считаясь фаворитом (6-ой результат в мире), в первой же финальной попытке бросает диск на 56.36 м (свой личный и новый Олимпийский рекорд), практически окончив тем самым соревнования, в которых он на полтора метра опережает занявшего второе место партнера по команде и мирового рекордсмена в диске Гордиена. Третье место также у американца Коха. На пресс-конференции после своей победы Ал заявил:"I'm not going to quit until I win five Olympic gold medals."

Следующий 1957 год мог стать последним годом жизни Ала Ортера - он попадает в сильнейшую автоаварию, чудом оставшись в живых. Выкарабкиваясь из последствий аварии, после которой врачи поставили крест на его спортивной карьере, Ал ушел в тень для спортивного мира, занимаясь по индивидуальной программе. В 1958 году он оканчивает Университет Канзаса и продолжает восстанавливать свою спортивную форму. К Олимпиаде в Риме Ал снова завоевывает место в сборной страны. На этот раз его оппоненты выглядят еще сильнее, чем на Олимпиаде Мельбурна. Американец Ричард Бабка и поляк Эдмунд Пьятковский не собирались отдавать золото Рима только восстановившемуся после травм Алу. В квалификации Ал совершает попытку на 58.43 (новый олимпийский рекорд), но в финальной части предварительные соревнования не считаются, а Ортер никак не может "попасть в бросок". В результате, после первой попытки ведет Бабка 58.02, Ал отстает на 38 см. Следующие 4 попытки положения не изменили. Перед пятой Бабка подошел к Ортеру и сказал, что тот делает неверное движение маховой рукой в окончании броска. Ал поблагодарил партнера, сделал коррекцию движения и в пятой попытке диск Ортера улетает на 59.18 - новый олимпийский рекорд и золотая медаль.

Перед Олимпиадой Токио Ортер снова уходит в тень, пытаясь залечить травму, полученную в автоактастрофе - хроническое выпадение межпозвоночных дисков шейного отдела позвоночника. Тем временем на спортивном дисковом небосклоне блистает новая звезда - выигравший 45 соревнований подряд чех Людвик Данек, которому принадлежит новый мировой рекорд. Ортер же вновь вынужден тренироваться по своей собственной программе, используя во время тренировок и соревнований специальный шейный бандаж, удерживавший его межпозвоночные диски от выпадения. В дополнение к этому, тренируясь на мокром после дождя поле, за 6 дней до соревнований в Токио Ортер падает во время броска и разрывает хрящевые соединения нижних ребер. После врачебного обследования следует единодушное заключение докторов - 6 недель покоя в плотной повязке на груди, никаких нагрузок, не говоря уже про соревнования. В ответ врачам Ал и сказал свое "you die before you don't compete in the Olympics." И Ортер едет в Токио.
 
Обмотанный тугой повязкой со льдом внутри, на новокаиновых уколах Ортер вышел в сектор на разминку. Боль после разминки стала настолько сильной, что он, посоветовавшись с тренером, решил сделать всего один бросок в квалификации и решить будет ли он продолжать соревноваться. Первым же броском Ал устанавливает новый олимпийский рекорд - 60.54 м. В финальной части лидерство с первой попытки захватывает Данек - 59.73 м, в четвертой попытке он свой результат улучшает - 60.52 м. Ортер до этого момента с результатом 58.34 м занимает третью строчку на табло, что с его травмами уже кажется чудом. Выходя на пятую попытку, Ал уже решил, что шестой не будет - он просто не мог больше терпеть адскую боль. В пятую попытку он вложил все, что оставалось в его запасе. Завершая ее, он упал в круг и даже не видел приземления диска и не знал своего результата, пока ему не помогли подняться на ноги. Новый олимпийский рекорд - 61 м ровно - принес Ортеру третью золотую олимпийскую медаль.

Перед Олимпиадой 68 в Мехико мировой рекорд от Данка перешел к Джею Сильвестру - 66.54 м. В сентябре, за месяц до Олимпиады, Сильвестр еще раз улучшает свой же рекорд и доводит его до 68.40. На отборочных соревнованиях для формирования сборной США для поездки в Мехико Сильвестр финиширует первым с результатом лучшим, чем олимпийский рекорд Ортера, но и Ал завоевывает место в сборной. Весь спортивный мир в очередной раз наблюдает за состоянием Ортера, в котором невозможно бороться за победу - Ал едет в Мехико с сильнейшим растяжением бедра и все теми же межпозвонковыми дисками. Но когда спортивные журналисты спросили у Сильвестра на пресс-конференции насколько он уверен в своей победе, тот ответил:"When you throw against Oerter, you don't expect to win. You just hope."

Ортер начал соревнования в специальном бандаже-скобке, стабилизировавшем его шейные диски, но, совершив слабую первую попытку и заступ во второй, сорвал с себя скобку и закинул ее в сумку с одеждой. В третьей попытке диск Ортера улетает на 64.78 м - новый олимпийский рекорд и четвертая золотая медаль.

После Олимпиады 68 Ал уходит из большого спорта. Игры 72 и 76 проходят без него. В 1976 году он разводится со своей женой и неожиданно для всех заявляет о своем возвращении. В 1980 году в возрасте 43 лет он показывает свой лучший личный результат - 69.46 и готовится к Олимпиаде в Москве. Однако на отборочных соревнованиях сборной США Ал "лишь" четвертый при 3 участниках, поэтому в сборную он попадает всего-то запасным. Как мы помним, Олимпиаду 80 в Москве США бойкотировали. А в 1984 повреждение ахила не позволяет 47-летнему (!!!) Ортеру принять участие в отборочном турнире к Играм в ЛА, по результатам которого формировалась сборная страны. За год до этого Ал показывал результаты в районе 68 метров. Попади он в состав сборной и соверши бросок на эти же 68 метров - был бы Ортер пятикратным олимпийским чемпионом.

Перед открытием Игр в 1996 году Американский Олимпийский Комитет единогласно проголосовал за то, кто пронесет последний "уличный" этап факела с олимпийским огнем XXVI Олимпийских Игр перед тем как он попадет на стадион в Атланте.


P.S. Форчун Гордиен настолько тяжело воспринял поражение от Ортера в Мельбурне, что, вернувшись домой, посвятил дальнейшие годы тренировке своего годовалого в тот момент сына Маркуса с тем, чтобы он вырос и выиграл у Ортера. Маркус оправдывал все надежды отца. И 22 годами спустя на турнире Пепси в университете ЛА состоялся "рематч" Ортера против 23-летнего Гордиена-сына. 43-летний Ортер выиграл и на этот раз.

Одна попытка - http://www.proza.ru/2009/08/07/852
Разные Олимпиады - http://www.proza.ru/2010/12/06/1026
What I can not do - http://www.proza.ru/2010/12/28/847
Хилый ребенок - http://www.proza.ru/2011/02/15/1288
Give up my breathing - http://www.proza.ru/2011/02/24/1836
Цена победы - http://www.proza.ru/2011/03/15/1602
No hurdle too high - http://www.proza.ru/2011/03/29/1534
Do more with less - http://www.proza.ru/2011/06/06/813
Abbott Switch - http://www.proza.ru/2011/06/17/914
Решение имени Юхи Мието - http://www.proza.ru/2011/08/10/1111
Полеты на лыжах и без них - http://www.proza.ru/2014/02/12/1804