Ольга Эрлер, Настоящая любовь...

Ольга Топровер
Ольга Эрлер: «Настоящая любовь - не для слабых»
Интервью

Ольга Эрлер - автор исторического романа «Александр Македонский и Таис. Верность прекрасной гетеры». Проживает в Берлине.  С тринадцатилетнего возраста Ольга мечтала написать роман об Александре и его эпохе. Но только через много лет ей удалось осуществить эту мечту.

- Ольга, откуда взялась такая мечта на всю жизнь?

- В ранней юности меня очаровала книга Ивана Ефремова «Таис Афинская». Я заболела античностью, Александром, Таис, полюбила их эпоху. Жила этим страшно сказать как долго, да в какой-то степени живу до сих пор. Как не сказать спасибо Ефремову? Он написал свой роман так, как мог и как хотел: с мудрой Таис и эпизодическим непонятным Александром, с собственной философией. Мне, сверстнице главной героини, не хватало такой же молодой, неопытной, эмоциональной девушки Таис, какой были я и мои подруги. Не хватало живой любви. Не хватало Александра, не тенью мелькающего за углами и поворотами повествования, а определяющего его. Я начала читать  все, что могла найти об Александре Македонском и его эпохе. Страстный интерес к Александру привел меня на исторический факультет университета, который я закончила. После переезда в Германию я продолжила изучение этой эпохи, собирала материал, посетила многие места событий будущего романа. Постоянно делала конспекты, заметки, наброски, записывала отдельные сцены. Когда количество материала, впечатлений, мыслей и фантазий перешло в качество, и я стала последовательно писать роман. Спустя почти семь лет, он было готов.

- Таис описана так легко и искренне, что не составляет труда догадаться: ты вложила в героиню свою душу, свои желания, свою любовь к жизни. Внимание, вопрос: в чем Таис - это не ты? Что в ее образе нельзя применить к Ольге Эрлер?

- Если я и вкладывала в нее свою душу, то это было неосознанно. У меня никогда не было намерения описать в образе Таис себя. Скорее наоборот. Но когда пишешь, волей-неволей вкладываешь в персонажей свое восприятие мира, свои чаяния, черты характера, жизненный опыт. «Мадам Бовари - это я». Так вот, все мои герои - это в какой-то мере я. Внешне  и внутренне Таис – моя противоположность. Она - маленькая хрупкая брюнетка с серыми глазами. Я - крупная зеленоглазая шатенка. Она очень нежная, терпеливая, ведомая. Тихая заводь. Я - то, что принято называть сильная женщина. Но рядом с Александром - огненным, самовольным, напористым и эгоцентричным, сильная женщина не смогла бы удержаться и дня. Сильной женщиной в моем романе являются скорее Геро и Олимпиада. Таис же была антиподом Александра, его дополнением. Поэтому они и совпали так, как совпадают зубцы шестеренки, составили одно законченное целое. Он успокаивался с ней. Таис была той водой, которая заливала его огонь. Поэтому она и была ему нужна. Во мне нет и миллионной доли той мудрости, интуитивного знания людей, деликатности, мягкости, умения подчиниться, подстроиться и принять человека, какие есть в Таис. Я ей по-хорошему завидую.
 
- Считается, что только сильная натура способна на великую любовь. Если Таис - ведомая, то значит, не сильная? Тогда она должна была легко подчиняться не только Александру, но и Птолемею. Но она любила только Александра. Как ты это объяснишь?

- Была у меня фраза, сказанная Александром в шутку: «Настоящая любовь - не для слабых». Какая натура способна на любовь? Думаю, любая. Давай разберемся, что такое сильная натура, ведь сила духа у Таис была недюжинная. «Я всю жизнь учился у тебя мужеству, - говорил ей Александр. – Надо быть очень решительным человеком, чтобы бросить все и так резко изменить свою жизнь. Ты смелый человек - я все свое взял с собой, а ты оставила, не побоялась перемен, нового начала. Так поступают только смелые люди». Эти слова Александра тоже адресованы ей.
Это в их отношениях Таис была ведомая, потому что иначе было бы глупо вести себя. Она ведь редко решалась на открытый бунт с ним. Да и зачем надо было терзать его отношениями, ей и так было жалко Александра - она же любила его. Ну и потом, сила женщины - в слабости.
Почему Таис не подчинилась Птолемею? Потому что она его не любила. Вот и все. А Птолемей  любил и потому был в очень слабой позиции - он от нее зависел. Можно сказать, что с Александром Таис повезло: он все же сдался и относился к ней хорошо. Ее «спасло» чувство долга и чести и любовь к ней. Сила Таис проявлялась в том, что она вытерпела такую жизнь. Именно  любовь давала ей силы и терпение. Другая, властная женщина на ее месте могла бы «качать права» и загонять Александра под каблук. А она не была капризной и эгоистичной. Таис была по-своему, по-женски сильная и мудрая, раз смогла найти линию поведения с Александром.

- Ты сейчас рассуждаешь о Таис как о реальном человеке, но ведь твоя Таис и та, реальная, историческая личность - это не одно и то же лицо?

- Моя Таис - стопроцентный вымысел, плод моей фантазии. О реальной Таис нет достоверных сведений. Есть упоминание в нескольких источниках, что она, возможно, участвовала в походе Александра, была подругой Птолемея и имела от него троих детей. Римские авторы, упоминали ее имя в связи с сожжением Персеполя. Но о ее связи с Александром никаких упоминаний нет. Проверить это невозможно. Можно принять эти сведения, как вероятные, но с тем же успехом можно их и отвергнуть, как недостоверные. Дело в том, что так называемые первоисточники о времени и деяниях Александра таковыми не являются. Они написаны спустя 400 лет после его смерти на основе других, не дошедших до нас. А насколько они соответствовали действительности, и не были приключенческими романами и сказками - без подтверждения других данных, например, археологических, сказать сложно. Поэтому в «александроведении» так много школ и течений, подчас прямо противоположных друг другу. Кроме того, каждая историческая эпоха накладывала свой отпечаток на оценку деятельности Александра, делала его то героем, то злодеем.
Наши читатели впервые услышали о Таис от писателя-фантаста Ефремова всего 40 лет назад. И все теперь считают, что именно так оно и было,  что Таис была возлюбленной Александра. А это просто имя и ничего более.

- Насколько трудно было вообразить чувства Александра, который любил и Гефестиона, и Таис одновременно? Что тебя вдохновляло, когда ты описывала их троих в этом своего рода треугольнике?

- Вообразить чувства человека, который любит двоих, мне не трудно. Это очень разные любови! Мать или отец тоже любят всех своих детей, женщина в своей жизни может любить многих мужчин (если ей повезет). Мужчина - тем более. А то, что это происходит одновременно, так что в этом? Если человек способен на любовь, имеет ее в себе, то будет дарить, отдавать ее без проблем всем достойным.

- Получается, что Александр так и не пережил смерть Гефестиона так же, как Таис не пережила смерти Александра. Могло ли быть иначе? Бывает ли у любви счастливый конец?

- Александр дружил с Гефестионом с детских лет. Потом, полюбил его первой и единственной любовью, делил с ним все в своей жизни. Гефестион стал его половиной в буквальном смысле этого слова, он ему помогал, горел вместе с ним. А потом куда-то делся. Исчез с глаз. Ушел куда-то, и за ним надо сходить, ведь он нужен, но пропал, и дело стало, жизнь застопорилась, прекратилась, потеряла всякое значение.
Когда ты любишь так, как эти трое - а они действительно нашлись и встретились - то любимый человек заменяет тебе весь мир, он главнее всего на свете. Для Александра мир был интересен, пока с ним был Гефестион. 
Так же и для Таис: Александр был жизненным мотиватором и той причиной, ради которой она на все шла, ничего не боялась, не жаловалась, развивалась, хорошела. Так мать любит ребенка - и вся ее жизнь крутится вокруг него. В романе говорится, что любовь Таис сродни материнской любви. Ради ребенка и ночи не спишь, многим жертвуешь, и силы откуда-то берутся. Таис полностью растворилась в Александре. Не зря же она сама себя упрекала, что как лиана живет за его счет. Не зря она паниковала перед расставаниями - она знала наперед, что будет сходить без него с ума. А когда Александр ушел - все исчезло, мир пропал. Получается, что природа любви Александра к Гефестиону и Таис к Александру - разные, а  результат - один. У их любви был счастливый конец - они же были вместе и счастливы!  Это попытка моей рациональной интерпретации того, что написалось интуитивно, само. Герои сложились такими, сюжет повернулся вот так, а развязка развязалась таким образом. Так что я ни при чем.


- Ты прошла по пути Александра: побывала в Греции, Турции, Египте. Может быть, в этом и есть секрет успеха твоей книги?
 
- Многолетняя подготовка, выуживание сведений и деталей, книги, поездки и личные впечатления составили меньшую часть работы по написанию романа, процентов 20. Бывали моменты, когда я рационально говорила себе: неплохо бы  упомянуть об этом, это вставить, и то описать и т.д. Но творчество, создание характеров, сюжета, развития действия - все это делалось само, иррационально, без моего сознательного участия. В этом и есть чудо творчества. Поэтому мне сейчас так странно разумно объяснять своих героев и события романа. И очень интересно было узнавать, как увидели и поняли роман и его героев читатели. Многие – весьма неожиданно для меня.  Только сейчас, спустя время, я могу, как посторонний человек, рассуждать - что-то объяснять, видеть внутренние связи, интерпретировать характеры и взаимоотношения героев. И даже формулировать какие-то слова и предложения о них. Роман перестал быть частью меня.

- Читая твою книгу, я не переставала удивляться о том, что люди до нашей эры ненамного отличались от нас. Ты действительно так думаешь?

- Я думаю, что общее нутро, стержень, нечто общечеловеческое остаются в людской натуре неизменным. Мы читаем Гомера, древнегреческие трагедии и комедии, древние эпосы, ту же Библию. И мы ведь все понимаем. Разве там действуют совершенно другие существа? В них играют те же страсти, они так же ненавидят, предаю, любят и дружат. Мы по-прежнему живем по древним заветам: не убей и т.д. Культурно-исторические отличия безусловно существуют. Но они есть и в пределах одной эпохи, например, между жителями Китая и России. Не говоря уже, что они существуют между отдельными людьми. Я умышленно приводила в романе так много литературных отрывков, чтобы продемонстрировать именно эту мысль. Любовное стихотворение трехтысячелетней давности воспринимается нами так же, как 3000 лет назад.

- Одним из сюрпризов для меня, оказалось упоминание о канализации. И это до нашей эры! А что из исторических материалов удивило больше всего тебя?

- Не надо думать, что в IV веке до нашей эры жили неандертальцы. Хотя для меня тоже многие вещи оказались сюрпризом. Уровень цивилизации тогда был намного выше, чем нам кажется. И отличий в комфорте было меньше. Например, города, которые строил Александр, были намного благоустроенней, чем во времена средневековья. Существовал водопровод, канализация, бани, которые мы больше связываем с римским временем. Построенные в древней Персии подземные каналы до сих пор доставляют ледяную воду с гор в пустынные районы. Больницы отвечали уровню европейских больниц XIX века. Несколько позже в Александрии была изобретена автомат-игрушка, принцип действия которой основывался на работе пара. Не хватило одного крохотного шага, чтобы изобрести паровой котел, который инициировал в XIX веке промышленную революцию. Так бы мы имели ее на 20 веков раньше!
Историческое развитие идет не прямолинейно. Случались прорывы и возникали так называемые «высокие цивилизации», со значительным и даже высочайшим уровнем культуры и техники. Затем наступали времена упадка, когда дикие народы разрушали цивилизацию, и люди на многие века забывали о достижениях прогресса.

- Александр завоевывал мир. Так ли неразрывны прогресс и война?

- Военно-промышленный комплекс всегда двигал развитие индустрии. Да, так было в древности, так происходит и сейчас. Большая часть бюджета любой страны идет на оборону. Почему это так? Это вопрос не ко мне. Я пацифист, и будь моя власть, я бы перераспределила бюджет иначе и перековала все мечи на орала. Почему люди всегда вели и ведут войны? Если сказать очень упрощенно, потому что люди как минимум наполовину животные. Агрессия лежит в основе человеческой натуры, в генах, мозге. На земле есть границы, разный уровень благосостояния, неравномерное распределение ресурсов, разные идеологии и религии. В тот или иной период вперед вырывается та или иная страна и пытается подчинить своей власти соседей, прибрать к рукам их ресурсы и использовать их «рабский» труд. Так создавались империи, Российская в том числе.
Александр за десятилетие объединил Ойкумену, создал мировую империю, привнес греческую культуру в страны востока, в те регионы, с которыми у современного мира до сих пор «проблемы»: Иран, Ирак, Пакистан, Афганистан. Пусть после его смерти империя распалась на ряд эллинистических государств, но они просуществовали почти 300 лет и оставили значительный след в истории человеческой цивилизации. Но вопрос о том, что победит, любовь или война - так и остается открытым.

- Ольга, чувствуется, что ты можешь еще много интересного рассказать об этой эпохе. Планируешь ли ты следующий исторический роман?

- Я очень долго и тщательно писала свою книгу. Почти 20 лет это было целью и главным содержанием моей  жизни. Сейчас цель достигнута, мой долг по отношению к героям  исполнен. Я со спокойной совестью могу считать свою жизнь удавшейся.

Живой журнал Ольги Эрлер:
http://deliadelia1.livejournal.com

Интервью опубл. в журнале "Невский альманах", №4/2011
http://issuu.com/nev-almanah.spb.ru/docs/4_2011