11. Лорд Байрон и герои Сталинграда

Феликс Рахлин
На дальней окраине Харькова ещё, должно быть, в 30-е годы была заложена улица, которую назвали именем Джорджа Гордона Байрона. Много лет она носила имя этого великого английского поэта,  властителя дум своего и последовавших  поколений, участника движения итальянских карбонариев, борца за свободу Греции  «и прочая, и прочая, и прочая». Хотя не слишком-то и читали его (особенно  в том, преимущественно заводском  районе, но уж так ли увлекались в Харькове, например, чтением Шекспира? Между тем, улица его имени существует и до сих пор. И если мне не изменяет память, где-то там находился в пору нашего выезда в Израиль  пресловутый ОВиР (отдел виз и разрешений Министерства внутренних дел)? …

Но вернёмся к Байрону. В конце 70-х – начале 80-х был выпущен на экраны города зарубежный игровой фильм «Леди Каролина Лем». Говорят, что великий романтик был большим сердцеедом, знал толк в любовных похождениях и что ему сопутствовал  успех  в делах амурных. Один из сюжетов такого рода был использован и авторами фильма. Память моя не сохранила всех его перипетий, но, помнится, героиня была безнадежно влюблена в лорда, в то время как сам он выглядел чёрствым негодяем, сладострастным мучителем и чуть ли не садистом.

Насколько такой образ ответствует правде, судить не берусь. Но многие зрители свято поверили в его документальную историческую точность.  Группа ветеранов войны и труда обратилась в какую-то властную инстанцию (кажется, в обком партии) с письмом, в котором говорилось примерно следующее:

«Мы… (далее следовали характеристики боевого и трудового пути авторов), жители улицы Байрона, и не подозревали о том, имя какого недостойного человека она носит. Среди нас есть Герои Советского Союза и Социалистического Труда, члены бригад и ударники коммунистического труда, мы сражались за нашу Советскую Родину, трудились во благо нашего великого советского народа и не хотим жить на улице, носящей имя такого безнравственного типа. Просим переименовать её, присвоив имя «Проспект Героев Сталинграда».

Если будете в Харькове, то сами сможете убедиться: бывшая улица Байрона уже давно носит имя «Проспект Героев Сталинграда». И никому уже не вспоминается, что ведь это по поводу смертей двух личностей: Наполеона и Байрона – было когда-то сказано: «Мир опустел…»!

Так считал некий Пушкин. Есть, между прочим, в Харькове и Пушкинская улица. Но ведь и тот, в чью честь  она названа, тоже был по дамской части превеликий шалунишка.  Не переименуют ли и её по новым временам, скажем, в улицу большого «друга евреев»  Симона Петлюры?

А уж улицу Шекспира и сам Бог велел переделать в «Проспект ОВиРа»!