Новая жизнь

Светлана Морк
1.Часть

1994 год

- Итоги конкурса подведены. В Норвегию,  для продолжения учебы поедут ...

Сердце колотится так, что заглушает речь выступающего.  В Норвегию, сказочную страну, в неведомое снежное королевство, отправятся пятеро счастливчиков из шестидесяти.  Вот бы оказаться среди них !

Позади учеба в университете и в бизнес-школе. Экзамены, диплом, конкурсные работы ..  Впереди взрослая жизнь. У каждого своя.  А какая будет у меня?

- И последняя, пятая именная стипендия на два года достаётся Светлане ..

-А?!  Мне?! Я?! Я еду в Норвегию? ! Но ... В голове бешеным калейдоскопом проносятся лица друзей, родителей, моего любимого мужчины. Умная  морда собаки.
 А как же ...  Я растеряна, мне скорее страшно, чем радостно.

...........

- Скажи, мне остаться? – я мертвой хваткой  вцепилась в  руку самого дорогого мне человека. Напряженно вглядываюсь в его лицо. Знакомая снисходительная усмешка искривила его губы. Потом он осторожно высвободил свою руку, нежно обнял меня и стал гладить по голове, как неразумного ребенка.

- Что за глупости, конечно, надо ехать. Это такой шанс. Да  ты же сама хотела, мечтала. Светка, когда же ты повзрослеешь, - он сказал это тихо-тихо, почти шепотом. Но я вздрагиваю, как от оплеухи. Отталкиваю его теплую, ласковую   руку.

- Ты!! А я думала...  А тебе .. – я задыхаюсь от бешенства и обиды.

Собака, закрытая в коридоре, заходится злобным лаем. Прыгает на дверь. Рвется меня спасать.

- Из-за меня не стоит отказываться от поездки. Я всплакну немного, конечно ..  Да успокойся ты и пса своего уйми, - сказал он холодно.

 - Света, посмотри на серость и быдлость нашей системы.  Что здесь творится.  Я сегодня с похорон,  Никиту убили, если помнишь такого. Вчера магазин подожгли.  Да что тебя здесь держит ? У тебя есть шанс на достойную, нормальную жизнь! Послушай меня, успокойся!  Да, а здесь у тебя шансов на нормальную жизнь намного меньше! В конце концов, не понравится, вернешься  обратно. .  Всё,  я поехал.

...........

Собака, моя овчарка.  Неуклюжий щенок с толстыми, как будто пришивными лапами вырос в огромного красавца. Мы с ним отходили даже защитно-караульную службу.  Он у меня парень серьёзный, хорошо обученный  и очень ревнивый.

Я глажу бархатные уши, смотрю в умные, человеческие глаза на звериной морде.  Обнимаю его, псину мою любимую..  И как же, и что же .. Какая к черту, радость победы! Какое там сладостное предвкушение поездки, новизны. Все совсем не так.

...........

-Наташа, я уезжаю. На два года, в Норвегию. Наташа, я не хочу. То есть я хотела, очень сильно, выиграть конкурс. Но теперь не хочу, - сбивчиво рассказываю  я и  плачу.

- Прости, но ты ненормальная. Вот что ты сейчас плачешь? Радоваться надо, такой шанс. .. Так,  соображай, что тебе с собой надо. Пока время есть, раздобудем. И деньги тебе нужны, мало ли что. Все-таки в чужую страну..  Да не ной ты!

.........

- Доченька, ты будешь нам писать, - говорит мама неестественно бодрым голосом.
- И позванивать иногда, - добавляет папа. Потом приедешь на каникулы может.  Хотя, билеты, наверное, дорогие. Хватит ли стипендии.. Ну, два года, это не так долго. Пролетят и не заметишь.  Вот когда я служил в армии ...

- Собаку возьмете? На два года всего, - усмехаюсь я.  Он же вас знает, а так порвёт любого.
- Мы в курсе. Приводи свою зверюгу, куда деваться. Только...  В прошлый раз, когда ты уезжала, он не ел трое суток и не вставал почти, -  говорит мама.  Привыкнет, ничего  страшного,  - спохватившись продолжает она. Будем ждать тебя втроем.

........

Я листаю взятую в библиотеке пыльную книгу о Норвегии. Смотрю на блеклые фотографии белых медведей. Ещё на картинках горы. Читаю про королевскую семью и полезные ископаемые.  Ценная информация. А как там на самом деле? Не понятно.

Я уезжаю.  С завтрашнего дня у меня начнется другая жизнь. И что мне взять с собой, в новую жизнь?  Я перекладываю, перебираю  вещи. Положила в чемодан маленький альбом с фотографиями.  Верчу в руках томик стихов Ахматовой. Кладу в чемодан и достаю обратно тяжелый, вязанный свитер.

Пришли Наташа, Кирилл и Сергей. Мои самые лучшие друзья. Принесли норвежско-русский словарь, почти антикварный, пожелтевший,  1963 года. Специально ездили за ним в Питер, нашли же где-то.  В словаре я потом обнаружила 100 долларов. Это было  много для нас, тех, в  далеком 1994 году.

...........

Приехал любимый. Мрачный, но непривычно  разговорчивый. Сказал, что отвезет в аэропорт. Чтобы я не дурила. Настраивалась на учебу и новую интересную жизнь. Не цеплялась за прошлое, смотрела в будущее. И еще много всего умного строгим, уверенным  голосом, пока я не разревелась. Потом еще много не такого мудрого, но уже нежным шепотом, прерываясь на поцелуи. Они были  солеными  от слез.
............



2.часть


И вот мы пятеро избранников, правда по нашему растерянному виду непохоже, что счастливых,  в аэропорту в Питере. Несмотря на жаркий августовский день, на нас куча одежды.  Все не удалось запихать в чемоданы, поэтому самые тяжелые и громоздкие вещи мы надели на себя. Карманы моей осенней куртки набиты до отказа. В неподъемном рюкзаке утюг и словарь. Кто-то сведующий поведал, что в Норвегии не гладят одежду. Вот я и решила взять с собой утюг, хороший такой, увесистый,  советского образца. Подходит Валера, парень из нашей студенческой комады.

- Слушай, ты не могла бы в свой рюкзак положить мои гантели? Взвесил чемодан, там перевес немыслимый, - говорит он.

Рюкзак впивается в плечи.  С шикарной, почти балетной осанкой, я подхожу к таможеннику.
- Ручная кладь?
-Вот, рюкзачок.. С косметикой.. – робко улыбаюсь я.
-Поставьте сюда.

Я пытаюсь просунуть пальцы под впившиеся ремни рюкзака. Не тут-то было. У меня не хватает сил его снять. На помощь подоспел Валера. Лямки трещат.

..........

Вот мы и прилетели в Норвегию. Нам встречают в Осло. До городка, в котором мы будем учиться примерно 200 км. Я с любопытством смотрю в окно. Изумрудная зелень полей, горы со снежными вершинами,  озера, неестественно яркого, голубого цвета. Маленькие, какие-то кукольные домики.  На аккуратных лужайках цветы. Заборов вокруг домов нет.  Дорога ровная-ровная, без привычных колдобин и постов ГАИ.

............

Нас поселили по разным общежитиям, чтобы мы быстрее учили язык. Раскидав вещи, отправляемся на разведку. Оглядываем окрестности. Редкие прохожие разглядывают нас с любопытством. Прислушиваются к нашей незнакомой речи, а мы к их. Мне кажется, что я слышу только одни звуки «р» и «щ» . В магазинах всего навалом, почти все продукты незнакомые, надписи не прочитать. Пытаемся перевести цены в рубли и ужасаемся дороговизне. Нереально дорого! Моих 500 долларов, весьма приличной суммы для 90-х, когда зарплата у людей была в районе 10-30 долларов, здесь не хватит и на месяц.

.............

Первый день занятий. Мы принарядились. Смотримся совершенно нелепо среди веселой толпы в старых джинсах и спортивной одежде. Многие приехали на велосипедах. У всех огромные рюкзаки. Такое ощущение, что там палатки и запас провизии на неделю. На первой же перемене, бегу в общагу переодеваться. Переобуваю туфли на кроссовки, снимаю все украшения и смываю косметику.  Нарядный костюм меняю на джинсы  и футболку. Теперь я чувствую себя намного увереннее.

..............

Постепенно привыкаю к овечкам на полях, лесу вокруг колледжа, чистоте и тишине. Позвонила Наташе. Она сказала, что как всегда собирались всей компанией в воскресенье. Прислонили к сахарнице мою фотографию, как будто я тоже в тусовке.
...............

Мама переживает, есть ли у меня деньги на еду. Сказала, что собака воет уже меньше и пьёт воду. Что отправила мне письмо и ждет моего.
................

Любимый расспрашивает меня о впечатлениях. Преувеличенно восхищается моими описаниями. Восторгается, что я стала владелицей банковской карты и осваиваю компьютер. Смеётся,  что у меня появляется акцент,  наверное от усиленного изучения норвежского.  Потом вдруг говорит, что если соберусь замуж, то надо выбирать только  очень богатого. Чтобы  стать состоятельной вдовой.  Это шутка, поясняет он.

.................

А я скучаю, очень скучаю. Но не говорю ему об этом. Думаю о нем все время.

.................
А он звонит часто. Но тоже не говорит, что скучает.
................



3.часть


Прошел месяц. Рано утром ко мне в комнату стучат. Я открываю дверь.
-Тебя к телефону!

- Ну, дорогая, я в Осло. Далеко отсюда до вашей дыры? Раньше не говорил, потому что был не уверен, что поездка не сорвется.  До последней минуты, практически. Сюрприз удался?

Я не помню, как я добралась до Осло.  Совершенно не помню. Наверное, на автобусе. Или на электричке. Или на попутной машине.

Эти дни в Осло, наши дни вдвоем в чужом городе, мои самые противоречивые по ощущениям воспоминания. Мучительная, нежная пытка. Диковинная жажда, которую было не утолить коктейлем из  боли и блаженства.

В какой-то момент,  я  почувствовала звериным чутьем, что мы расстаемся. Именно на пике страсти и любви. Нет, мы встречались  еще потом, но прощались именно тогда.  Так неистово и болезненно не прощаются на несколько месяцев.  Он  не сказал это вслух, но я услышала. Моё сознание подключилось к его.  Его  мысли отчетливо читались в моей голове. Мои, наверное тоже. Так бывает, когда на время лишаешься кожи и оголяешь нервы.

- Послушай, я не могу тебе дать того, что ты заслуживаешь.  На это есть причины. Ты же ничего не знаешь. Да я по лезвию хожу каждый день.. Не важно.  У тебя все будет хорошо, вот увидишь.  Светка ...  А  я завтра никуда не полечу. Я поменяю билет.

Eще один день оказался в нашем распоряжении.

Никак не расстаться, не получается. Замкнутый круг наваждения. Не оторваться. Жаль времени на сон. Страшно лишиться даже одного прикосновения теплой руки, одного поцелуя. 
 
На следующее утро я проснулась одна в пустом номере. На полу , около мусорной корзины валялась  какая-то  скомканная бумажка.

Ещё через месяц, мы примчались в Хельсинки. Я не помню ни одной улицы, ни одного здания, ни единого памятника. Я ничего не видела вокруг, хотя мы пробыли там три дня.  Все было просто размытым фоном, скучными декорациями для  любовного угара.  Мы где-то бродили. Сидели в ресторане. Я  помню каждую реплику, даже интонацию, выражение лица.  Помню запах одеколона и цвет рубашек.  Не помню, что было вокруг.

..........

2011 год

А сейчас вокруг  маленькие, цветные домики.  Сосны, по котором прыгают белки.  Я поселилась в таком  кукольном домике с аккуратной лужайкой. У меня все хорошо.
 
Мятый  билет  на моё имя,  на  рейс Осло – Санкт-Петербург , который я нашла тогда  в гостиничном номере,  я  давно потеряла.

В новую жизнь я взяла с собой томик стихов Ахматовой, маленький альбом с фотографиями,  собачьи медали и старый,  норвежско-русский словарь.  Все остальное у меня новое.
...........

А его, я почти разлюбила.