Турция и Пантуранизм

Али Албанви
Пантюркизм на службе мировой реакции (4-я часть).
Турция и Пантуранизм

О возникновении пантюркизма есть несколько точек зрения, в том числе такая, что пантюркизм явился ответом на идеологии панславизма и религиозного протектората России над турецкими христианами. Есть данные, что собственно турки имели весьма отдаленное отношение к формулировке пантюркистского учения, а зародилось оно в умах западноевропейских (немецких) идеологов. Как бы то ни было, пантюркизм следует рассматривать в ряду аналогичных идеологий «сверхнационализма» – племенного наднационального единства, возникших в середине – конце XIX столетия: пангерманизма, панславизма, панарабизма и т.д.

В книге Зареванда «Турция и Пантуранизм» (Завен Налбандян, 1890, Антиохия, б. Османская империя. В 1913 г. перебрался в США, учился в Гарвардском и Колумбийском университетах. Известный ученый и изобретатель), автор дает нам картину возникновения идеологии пантуранизма и его развития, на основании, главным образом, пантуранистких источников.
Пантуранизмом называется то политическое течение, которое ставит своей целью национальное и государственное объединение туранских народов. Пантуранизм, являющейся в настоящее время господствующей в Турции политической доктриной, возникнув не в Константинополе и не в Ангоре (Анкаре), а в соседней с Турцией России, среди волжских и крымских татар. Основоположниками пантуранизма и распространителями его идей среди анатолийских турок были именно российские мусульмане. По мнению Зареванда, в этом нет ничего странного. Национальное чувство и, в особенности, его разновидность — национализм возникает и развивается раньше всего в народе, лишенном политической самостоятельности. Пантуранизм, как своего рода крайняя национальная доктрина, естественно должен был скорее и прежде всего, зародиться среди подвластных царю — «гяуру» российских мусульман, а не среди живущих самостоятельной политической жизнью анатолийских турок.

Пантуранистское движение в начальной стадии своего возникновения мало чем отличалось от обычного национального движения мелких, подвластных народов. Национальное пробуждение российских мусульман началось с противопоставления — в целях самозащиты — своих бытовых и культурных особенностей наступающей культуры господствующей нации. И так как в то время религиозный момент еще преобладал в сознании мусульман, то и тюрко-татарские патриоты начали свою деятельность с выставления лозунга защиты шариата и мусульманской религии от опасности, грозившей ей со стороны православия, как религии господствующей нации. В этой борьбе взоры образованных руководителей российских мусульман были, естественным образом, обращены на Константинополь, где восседал религиозный глава всех правоверных. Таким образом, на первых порах своего возникновения национальное движение тюрко-татар носило панисламистскии характер. Равно и как в Закавказье татарское национальное движение изначально носило панисламистскии характер. Подойти к крестьянину, в котором еще не было развито национальное самосознание, с идеями чистого туранизма было бы очень трудно. Вот почему и в этой среде пропаганда велась на религиозной почве. И тут взоры были обращены на Константинополь, как на центр ислама. Вот от него, по мнению создателей, идеологов пантуранизма и должно прийти «освобождение татарского народа».


Позже религиозный мотив и тут уступает свое место национальному принципу. Анатолийский турок, говорили азербайджанские пантуранисты, того же туранского корня, что и азербайджанский татарин. Оба они имеют общий язык и общую культуру. И так как из всех туранских народов только турки сохранили свою независимость, то на турецкого султана и падает высокая честь освобождения тюрко-татарских народов от чужого ига и объединения их в одно могучее государство. В числе этих народов получат свое освобождение в первую очередь азербайджанцы, потому что они ближе всех находятся к Турции… В отношении территорий, считавшими туранскими, не было единогласия. Чтобы дать общее представление об этих претензиях, — пишет Зареванд, — укажем границы Турана, начертанная Ахмедом Агаевым и Качензаде. «Туранский мир» Агаева начинается от Балканского хребта и доходит до Манджурии, включая в себя: Балканы, Малую Азию, Крым, Кавказ, Дагестан, Астрахань, Поволжье, Саратов, Самару, Казань, Уфа, Оренбург, Сибирь, Монголию, китайский и русский Туркестан, Бухару, Хиву, Хорасан, южное побережье Каспийского моря и два (русский и персидский) Азербайджана.

Качензаде требует, чтобы в туранское или тюрко-татаро-монгольское объединение вошли: Малая Азия с Константинополем, Месопотамия с Моссулом, Азербайджан с Баку. Далее в нее должны войти собственный Туран, т. е. пространство от Крыма до Закаспия, находящиеся между Волгой и Уралом Оренбургская и Уфимская губернии, Киргизские степи, находящиеся между Аралом и Байкалом Туркестан, возвышенность от Алтая до Памира и пространство от Монгольских гор до Сибирских степей, вплоть до Иркутска и берегов Амура. В эту "федерацию", говорит Качензаде, должны войти все более или менее крупные группы тюркского населения, оставшиеся со времен средневековых нашествий. Одним словом, туркам должно принадлежать все, где ступала когда-либо нога тюрка… Еще более решительно настроенные пантуранисты включали в пределы Турана и другие, пограничные и мусульманские станы — в особенности, если царствующая там династия была туранского происхождения, как, например, Персия при Каджарах, Афганистан и т. д. Мы не говорили об аппетитах Энвера Паши и ему подобных, — пишет Зареванд, — потому что пантуранизм Энвера, в особенности в начале, носил панисламистский отпечаток. По мнению Зареванда, Энвер стремился создать Арабскую Империю и сделать ее вассалом Турции, другими словами, хотел «использовать Коран для Турана». Границы Энверовской Империи начинались в Марокко и кончались… Кореей. Наконец, претендующая на «научность» часть пантуранистов ограничивалась лишь территорией, населенной тюркской группой туранских народов. В последнюю тюркскую группу входят: тюрки Сибири (якуты), тюрки Центральной Азии (казахи, узбеки, киргизы, туркмены и др.), тюрки Поволжья (кипчаки, татары, башкиры), тюрки Черноморья (татары Крыма и Кавказа) и тюрки Запада (Ирана и Оттоманской Империи). К объединению всех этих тюрков и стремилась умеренная группа пантуранистов. Исходя из этого, они и движение свое предпочитают называть не пантуранизмом, а пантюркизмом; всех, принадлежащих к пятой группе народов (татары, узбеки, киргизы, башкиры, якуты и др.) они считают тюрками…

В своей статье: «Три политические системы», напечатанный в Каирской газете «Тюрок» 1913 г., Акчура впервые дает ясную и исчерпывающую формулировку пантуранизма. Акчура говорит, что оттоманизм. являющейся главной целью младотурецкей политики и стремящийся из разноплеменных народностей Турции создать одну нацию, как это было сделано в Америке — неосуществимо по следующим причинам:

1) оттоманизм идет в разрез с желаниями и устремлениями турок, ибо, провозглашая равенство всех народов в Турции, он этим самым лишает турок положения господствующей нации и равняет их с «райями» — христианами;

2) он идет в разрез с учением Магомета, ибо ставит на одну доску правоверных и неверных;

3) он идет против желаний и самих подвластных народов, которые стремятся к независимости и не желают жить совместно с своими завоевателями;

4) оттоманизм идет в разрез с панславянскими и завоевательными программами России, претендующей на Константинополь и на роль защиты восточных христиан;

5) наконец, он не согласуется с общественным мнением Европы, требующей изгнания «варваров» — турок из Европы и освобождение христиан от их ига.

Что же касается панисламизма, продолжает Акчура, то он, с одной стороны сталкивается с все более и более усиливающимся национальным чувством во всех мусульманских странах, а с другой — с интересами больших и маленьких колониальных держав. Таким образом, панисламизм не может считаться реальным фактором возрождения и усиления Оттоманской империи. Остается, таким образом, — пишет Акчура, — третья политическая система — пантуранизм. В Оттоманской империи, с точки зрения интересов государства, единственным верным элементом являются турки. Лишь на них базируясь, государство может идти по пути возрождения и усиления своей мощи. Будущее и, вместе с тем, спасение Оттоманской империи стало искать в тюркских народах, к национальному и государственному объединению которых, говорит Акчура, должны быть направлены все наши усилия.


Путь пантуранизма свободен от всех тех препятствий, на которые наталкиваются панисламизм и оттоманизм. Пантуранизм, — пишет Акчура, — направлен преимущественно против России, которая хотя и велика, но не непобедима. Акчура думает, что европейские державы, ввиду противоположности их интересов на Востоке, не только не окажут сопротивления, но и будут всячески способствовать осуществлению Турцией пантуранистических планов.

Тюркизм и политика отуречивания национальных меньшинств

По мнению Зии Гек Альпа («Основы тюркизма», 1923 г.), одного из основоположников пантюркизма, необходимы три ступени осуществления своего идеала:

Первая ступень, это тюркизм в самой Турции, что означает ассимиляцию или, в случае отказа от нее, удаление всех нетурецких элементов; параллельно с этим — очищение турецкого языка от арабских примесей и приближение его к туранским корням, а также создание турецкой национальной культуры. В то же время туркизм пытается повернуть турка «от Мекки к Алтаю».

Второй ступенью является так называемый огузианизм, т. е. объединения стран, населенных потомками Огуза-Турции и двух Азербайджанов: персидского и русского. Наконец, что касается других тюркских народностей (татар, киргизов, башкир, якутов, алтайских турок), то Гек Альп допускает, что они могут стремиться к созданию собственных культур. Но все же и они, в конце концов, должны войти в общую туранскую федерацию.

Тюркизм, — пишет Зареванд, — является основным и предварительным условием к осуществлению турецкого варианта пантуранизма. «Турция только для турок, — вот лозунг и вместе с тем и программы тюркизма». Для освобождения своих единомышленников и объединения их в одно государственное целое, Турция должна обладать, прежде всего, достаточной моральной и материальной силой. Причина бессилия Турции, — пишут тюркисты, — кроется в составе ее народонаселения, и именно в том факте, что оно не исключительно тюркское. Христиане ли эти меньшинства или мусульмане, — дело не меняет. Раз они имеют особую от турок культуру, особую историю и противоположные интересы, то смешно и даже опасно ждать от них проявления государственного патриотизма. Они (национальные меньшинства), рассуждали тюркисты, не могут идти в ногу с нами, усвоить наши идеалы и служить нашим целям. И в качестве выхода тюркисты указывали на одно единственное средство: Турция должна быть, прежде всего – отуречена. Турецкая интеллигенция, говорили они, должна отуречить свой народ. Она должна к природному и инстинктивному национальному чувству привить сознательный и подлинный тюркизм. А для этого она должна создать, прежде всего, национальную культуру. Правительство же Турции обязано отуречить страну. Оно должно сделать решительный поворот в своей политике, прекратить игру в оттоманизм, перестать смешивать мусульманина с турком. Оно должно опираться исключительно на турецкий элемент и только его поддерживать. Остальные народности не должны существовать, как особые нации, они, как таковые, не должны иметь никаких прав. Перед ними должна стать альтернатива: либо сделаться турками, либо уйти из Турции. Нет нации аттоманов, а есть и впредь в Турции может быть только одна единственная нация — турецкая.


Учиненную в 1915 г. ужасную резню армян, несомненно, нужно рассматривать, — пишет Зареванд, — как одно из подготовительных действий к осуществлению пантуранской программы; нужно было уничтожить инородный клин, вонзившийся между Турцией и Азербайджаном… С момента начавшегося отхода разложившейся кавказской армии России вся деятельность азербайджанских татар была строго сообразована с военными задачами турецкой армии, направленными, как мы указали, — пишет Зареванд, — к захвату, в первую очередь, Закавказья. Комбинированные действия турок и татар были направлены против армян и армянских военных сил, ставших на смену русских частей. Самым интересным в поведении закавказских татар, — пишет Зареванд, — было то, что они руководились стремлением не к независимости от России. Этого они добились очень быстро, сломив сопротивление армян и пользуясь нейтралитетом грузин. Зимою 1918 г., когда уже русских войск больше не было в Закавказье (за исключением Баку), Азербайджан стал турецкой провинцией. Такой он остался и после формального провозглашения в мае того же года своей независимости.
«Азербайджан, наконец достиг своей цели, — говорил в елизаветпольской мечети глава азербайджанского правительства Хан-Хойский, обратившись к главнокомандующем турецкой армией Нури Паша, — и наконец, осуществился вековой идеал всех турок — объединения их под знаменем султана. И с трепетом сердца ждут теперь турецкую армию, несущую им освобождение, горцы Кавказа, татары Поволжья, сарты Закаспия, узбеки и киргизы, хивинцы и бухарцы Центральной Азии. Эту знаменитую речь Хан Хойский кончает возгласом: «Да здравствует турецкая армия, да здравствует объединение всех тюрков!»

И на завершении дела объединения всех турок шла армия Нури Паши. В начале сентября она «освободила» Баку, вырезав 30 тысяч мирного армянского населения, а в конце того же месяца уже дралось под Петровском, идя на «освобождение» горцев Кавказа. С действительным трепетом сердечным ее ждали пантуранисты Туркестана и Поволжья, куда и направлял свою армию Энвер Паша, как вдруг случалось второе чудо, разрушившее на этот раз уже планы самих пантуранистов: война кончилась поражением союзников Турции и добравшись до преддверия Турана ее армия должна была отказаться от своей дальнейшем миссии и повернуть свое лицо обратно к Анатолии, к своим прежним государственным границам. Так кончилась на полпути одна из наиболее ярких фаз пантуранистского движения.



Автор: ‘Али Албанви