Как я темы ищу и стиль оттачиваю?

Владимир Бенрат
Как я темы ищу и стиль оттачиваю?

Спрашивают: а как вы ищете темы для своих рассказов?
Да все очень просто! Покупаю пару толстенных словарей и листать их внимательно начинаю.  А поскольку вся наша жизнь в той или иной мере связана со словом - печатным или устным -
перед вами начинают  мелькать связанные со словами, особенно забытыми, те ли иные отрывки или сцены  из жизни.
Есть слова-невидимки, мимо них как бы проскакиваешь не коснувшись, а есть и слова-маячки, они важные моменты жизни в памяти будят. А есть и слова-эпохи, целые пласты жизни сразу перед глазами встают.Вот те из них, что вас больше всего заденут, всколыхнут - и есть толчки для сюжетов..........

Вот нашел, к примеру, слово "грат". Это заусенец такой по торцу металлической заготовки после токарной обработки. Впервые я его на заводе услышал, когда учеником токаря работал.
- А граток, пацан, кто за тебя снимать будет? - ласково мне мастер пропел, - я, что ли?

Тут же мне и мастер вспомнился во всей красе. Особенно в вечернюю смену когда работали. Еще до обеда туда-сюда, а после обеда все прилично датые возвращались, особенно тетки с фрезерного участка. Сисястая там одна такая работала. Завтраки с собой всегда такие аппетитные брала, пахучие.  Да и сама была, ух!
Я ей:
- Ольга Ивановна,  угостила бы колбаской.
А она:
- А может тебя, стюдент,  и еще  чем другим бесплатно угостить?
И тетки все кругом грегочут. Игриво так

.........

А вот еще слово "лобзик" встретилось. Эта пилка такая для выпиливания по рисункам. Помню сидишь часами, язык высунув, работа тонкая, красиво получается. Вдруг Светка Соколова подбегает, дело в шестом классе было:
- Покажи, что там получилось!
Я ей:
- Вот до конца докончу и покажу.
- Нет сейчас, сейчас!
И вырывает у меня работу из рук. Я отнимаю. И как бы случайно за буфера ее обхватываю, причем не как-то там вроде случайно, а прямо ладонями. В каждой руке по грудке. Мол, отдай работу незаконченную. А она прижухла вся и молчит, только щеки румянцем наливаются. И дрожь у нее по всему  телу пробегает. Кстати, и у меня тоже.

В общем, тем этих в памяти всплывает чуть ли не через страницу.

---



А вот для отработки стиля уже другие подходы требуются. Довлатов писал, что он прежде чем садиться за новую вещь буквально  напитывался бунинской прозой, вчитывался в его язык. Это очищало его языковую палитру от всякой современной скверны. И было это еще в восьмидесятые годы. Тогда жаргон и воинствующие штампы не настолько еще проникли в русскую речь.

Читать классиков это хорошо. Но есть и другой способ. Когда рассказ уже написан,  пытаться заменить почти каждую фразу рассказа соответствующей идиомой. Вначале самому  попытаться их вспомнить.А потом снять с книжной полки  парочку солидных фразеологических словарей и уже с их помощью отыскать и отобрать созвучные  теме и стилистике рассказа  идиомы. Ведь на одну и ту же тему существует куча идиом, имеющих абсолютно разные оттенки. К ним очень тесно примыкают и поговорки.
Вот, например, вместо блеклого выражения: "он чувствовал себя легко и свободно"
можно написать "он чувствовал себя в своей стихии", или : "ощущал себя  как рыба в воде", или: "он везде был как дома" и т.д.

Это вовсе не означает, что ВЕЗДЕ И ВСЮДУ необходимо напихивать как можно больше идиом, буквально "нафаршировывать" ими произведение. Делать это следует лишь в тех случаях, где фразеологизм просто напрашивается, создает яркий образ.