Между молотом и наковальней

Али Албанви
Пантюркизм на службе мировой реакции (3-я часть).
Между молотом и наковальней: Иран – Азербайджан – Турция

Если вернуться к ситуации в Азербайджане, то специфика этой страны состоит в том, что большинство верующих принадлежит к шиитскому направлению, в отличие от других тюркских народов на постсоветском пространстве. Но при этом азербайджанцы в последние годы установили тесные отношения с Турцией. В свою очередь, в Турции тоже идут процессы исламского возрождения. В этой стране не приобрели большой популярности салафизм и «ваххабизм», зато сильны позиции умеренных суннитов. Одновременно с этим Иран медленно, но верно поворачивается лицом к кавказским проблемам. Вовлечённость Ирана в региональную политику будет, по-видимому, только возрастать. Поэтому Азербайджан будет активнее сближаться с Турцией, в противовес Ирану. Вместе с тем, иранская тема занимает важное место в политики и в общественной дискуссии в Азербайджане, причем не меньшее, чем карабахская тема и вообще отношения с Арменией. Иранская тема все больше оказывает влияние на внутриполитические процессы в Азербайджане, причём, это касается не только деятельности про-иранских политических организаций исламской направленности, а с такими болезненными проблемами, как территориальная целостность и национальная безопасность.

Иранской темой пользуются, как официальные власти, так и оппозиция, угрожая друг другу наличием иранского фактора в Азербайджане. Отмечается, что служба национальной безопасности, время от времени, устраивает шоу, связанные с политикой и деятельностью про-иранских группировок в Азербайджане. Но главным адресатом демонстрации данных реальных и виртуальных иранских угроз является Западное сообщество, прежде всего, США, которые должны реагировать на эти угрозы. Со своей стороны, США весьма охотно реагируют на данные иранские угрозы, которые стали важным поводом для военного и политического вмешательства США в регион Южного Кавказа и Каспийского моря. Иран имеет огромное влияние на религиозный юг Азербайджана, населенным родственным народом – талышами, президент Ирана М. Ахмадинежад также по национальности является талышем. Вообще на данном этапе, чем выше религиозное возрождение внутри самого Азербайджана, тем больше возрастает влияние иранских аятолл на шиитское население Азербайджана. В этом смысле секуляристская идеология пантюркизма, как никакая другая идеология способна остановить «шиитский дрейф» в сторону Ирана, равно как и исключает и «суннитский дрейф» в сторону, уже Турции, в которой надо сказать не меньше возмущений вызывал снос мечетей, и запрет азана. Однако именно гневные предупреждения иранских аятолл, смогли остановить снос мечетей, в этом ключе, иранское духовенство продолжает наращивать давление на Азербайджан, и по поводу запрета на ношение хиджаба.

В этом смысле достаточно показательны высказывание Начальника Генштаба Вооруженных сил Ирана Сейед Хасан Фирузабади, который заявил, что если президент Азербайджана Ильхам Алиев не изменит своей политики в отношении Ислама, то развязка его судьбы будет «черной и мрачной». По мнению Фирузабади, религиозное пробуждение народа не может быть подавлено.

В Иране недовольны тесными взаимоотношениями Азербайджана с Израилем, а также мерами азербайджанского правительства против верующей части населения Азербайджана, назвав при этом территорию современного не привнесенным названием, а по мнению иранских политиков, равно как и российских востоковедов исторически более верным – Араном. Иранский генерал отметил, что некогда уже предупреждал, политиков Азербайджана в том, что в жилах народа Арана течет иранская кровь, и их сердца бьются в любви к Исламу и Корану имаму Али. По мнению Фирузабади, Ильхам Алиев должен обратит серьезное внимание на такие вопросы, которые являются основой его власти. Другим раздражителем для Тегерана служит – официальная азербайджанская историография, по мнению иранских историков, азербайджанские историки на протяжении лет целенаправленно искажают историю. Вследствие чего молодое поколение Азербайджана имеет искаженное и неверное представление об истории своей страны, и по этой причине в своих мнениях исторические факты они представляют полностью перевернутыми. В частности, иранские историки делают акценты на историческом названии самой территории современного Азербайджана. В своих статьях о нынешней республике Азербайджан иранцы называют ее Аран и, обращаясь к теме создания государства Азербайджан, отмечают, что территория нынешней «Республики Азербайджан» на самом деле имела другое историческое название. Согласно Туркменчайскому и Гюлистанскому договорам, территории к северу от реки Аракс, заселенные шиитами, отошли России. В 1911 году в Баку была основана Мусаватистская партия, основатели которой Расул Заде, Казем Заде и Шариф Заде были сторонниками пантюркизма и спонсировались Османской Турцией, а уже в 1918 году впервые на территориях Аран и Ширван было провозглашено государство, которое носит искусственное название «Республика Азербайджан».


Кавказ и продвижение идеи пантюркизма


Кавказ — стратегически важный регион, ключ к богатым энергетическим ресурсам Каспия и Центральной Азии, кратчайший путь в Малую Азию, в зону Персидского залива, коридор, разделяющий Турцию и Россию. Запад рассчитывает в XXI в., пользуясь нынешней слабостью России, утвердиться в Закавказье экономически, политически, а затем и в военном отношении. Последующая геополитическая задача США и Турции состоит в ослаблении военно-политических и экономических позиций России на Северном Кавказе, в принуждении России перейти от внутренней политики в отношении северокавказского региона к политике внешней, применяемой к новым независимым государствам Закавказья. Доступ к мировым запасам нефти и газа остается важнейшим приоритетом в политике США и их ближайших союзников на долгосрочную перспективу. Границы сферы жизненных интересов Соединенных Штатов Америки смещаются на север Персидского залива и включают в себя Кавказ, Сибирь и Центральную Азию, в связи, с чем стратегия военного присутствия и дипломатические усилия США претерпевают соответствующую трансформацию. В части реализации новых стратегических задач США ключевая роль отводится Турции, модернизированной политике пантюркизма, поскольку установление территориальной связи между Турцией и основной частью Азербайджанской Республики (АР) имеет важнейшее значение. Без этой территориальной связи распространение военной инфраструктуры НАТО в направлении Кавказа, а также реализация планов пантюркизма будут значительно затруднены. Запад пытается использовать в своих целях доктрину пантюркизма, представляющую серьезную угрозу внешним и внутренним интересам России. Объявление Каспийского моря «зоной жизненно важных интересов» США показывает, насколько Западу удалось закрепиться в регионе, используя свое влияние в Турции и Азербайджане, и как при этом слабеют позиции России в Закавказье и в целом на Кавказе. Однако Россия по-прежнему продолжает оставаться самым большим кавказским государством, присутствует в Закавказье и имеет в регионе стратегические интересы геополитического и геоэкономического характера.


Анализ политических устремлений Турции в настоящий период, национальных процессов в так называемом тюркском мире, включая тюркоязычные республики СНГ, показывает, что пантюркизм не стал лишь монопольным достоянием истории, не ушел с политической арены Турции, а продолжает оставаться серьезной угрозой интересам и безопасности России.
 С учетом особенностей исторического времени пантюркистские организации совершенствовали формы и методы своей деятельности, эффективно приспосабливались к новым условиям. Менялась тактика деятельности при сохранении стратегии образования туранской федерации, то есть межтюркского политического союза, за счет территорий и тюркоязычного населения Кавказа, России. Пантюркизм носит агрессивный наступательный характер, находится в прямом противоречии с российскими интересами как на внешнеполитической арене (Балканы, Кипр, Ближний и Средний Восток, Малая Азия, Закавказье, Центральная Азия), так и в сфере внутренней политики, угрожает суверенитету Российской Федерации (Северный Кавказ, Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Тыва, Алтай, Бурятия, Хакасия, Якутия).


«Великая идея: «Великий Туран»


Идея, так называемого Великого Турана является мощной идеологической и политической базой инициации интеграционных процессов тюркоязычных стран и народов под протекторатом Турции, а также ограничения ареала и геополитической мощи России в Евразии. Пантюркизм в современный период представляет собой крайне националистическую идеологию и внешнеполитическую доктрину Турции. Понятие «Туран», по мнению некоторых политологов, возникло как антипод «Ирана» — страны, где господствует персидская культура. Огромное пространство «Турана» вверх, к северу от Ирана, и вширь, от Кавказа до Саян, рассматривалось как прародина «туранских» народностей, к которым причислялись все этносы урало-алтайской языковой семьи. При этом тюркский мир мыслился как ось этого обширного «Турана» — соответственно, пантюркизм выступал как концентрированное выражение более широкого и более расплывчатого пантуранизма.


Туран — географическое название стран, лежащих между Каспийским морем, Иранской и Акмолинской возвышенностями и истоками рек Сыр — Дарья и Иртыш. Из Турана вышли полчища Атиллы, Чингизхана, Тамерлана, Эртогрула и других и наводнили, одно время, Россию, весь Ближний Восток и часть Европы. Потомки этих племен, рассеянные в Азии и в Европе, известны под общим названием туранских народов. К ним в настоящее время относятся: турки Константинополя и Малой Азии, татары южной России и Кавказа, тюркмены и тюрки Персии и Средней Азии, узбеки, киргизы, монголы, тунгузы и тачики, туземцы Сибири, а также болгары и венгры.


Автор: ‘Али Албанви