Роль С. Радонежского в духовном возрождении Руси

Николай Субботин
ГЛАВА 1:
ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО.

Проблема духовности была и остается актуальной во все времена. Поиск путей, обеспечивающих высокий духовный настрой, характерен для всего человечества в целом и в особенности для русского народа. Это объясняется прежде всего разноплановой историей Руси, постоянно подвергавшейся различным катаклизмам: военным, политическим, духовным...

Алиса Бейли, известный специалист в области эзотерических учений, так определяет термин “духовный”: “...под ним подразумевается стремление улучшить человечество; добиться от него подъема и возросшего понимания; ему придается смысл терпимости, международного синтетического общения, принятия всех религий; им обозначаются все направления мышления, касающиеся эзотерического развития человеческого существа.”

Данная проблема заинтересовала нас с 3-го курса, желанием оформить в курсовой работе духовные подходы католицизма и христианства. Затем нравственные устои, отраженные в христианстве, мы пытались перенести на российскую историю. Для этого мы выбрали наиболее трудный период русской истории - 13-14 в.в. - татаро-монгольское иго. Таким образом у нас появилась возможность сконцентрировать внимание на проблемах духовности, рассмотреть ее с разных позиций.

Личность Сергия была выбрана не случайно. Этому послужило несколько причин. Во-первых, празднование в 1994 году 600-летия со дня его рождения. Надо отметить, что это был всемирный праздник, организованный по инициативе ЮНЕСКО.

Во-вторых, личность Сергия имела грандиозное значение для Руси - как духовное, так и политическое.

В силу особенностей темы, которая имеет личностно-историческую фабулу, мы вынуждены были остановиться на трактовке проблемы личности в истории, но применили для этого не общефилософский подход, а на базе христианства и духовно-патриотических устоев россиян. Рассмотрен исторический пласт духовных устоев до татаро-монгольского ига и во время него. Данным вопросам посвящена первая глава.

Вторая глава касается характеристики личности Сергия Радонежского, условий появления этой личности, особенности Сергия, как воспитателя и божественной личности, а также роли троицкого настоятеля в духовно-патриотическом возрождении Руси.

Третья глава представлена практическим материалом по проблеме выявления субъективных истоков духовности у младших школьников. Глава включает терминологический диктант, отражающий представления детей, связанные со словарным запасом, основанном на содержании понятия “духовность”, а также творческую работу учащихся - творческий рассказ, основанный на субъективном отношении к чудесам Сергия.

Таким образом предметом исследования нашей дипломной работы стала роль личности в духовном и нравственном сохранении патриотических чувств русского народа. Объектом исследования, соответственно, личность Сергия. Мы постарались рассмотреть ее с разных позиций.

Методы исследования, использованные в нашей работе:

    изучение источников по истории отечества, Жития Сергия Радонежского;
    изучение теоретических позиций разных авторов по отношению к историческим личностям;
    сравнительный анализ отношения различных авторов к личности Сергия Радонежского;
    поиск путей объективной оценки личности Сергия Радонежского;
    практическая работа с младшими школьниками по выявлению субъективных истоков духовности.

На необходимо детально разобраться в данных вопросах, но это невозможно сделать, если мы будем оперировать большими единицами времени и разными историческими персонажами одновременно. для этого мы должны были выбрать небольшой исторический промежуток и конкретную историческую личность; таким человеком стал Сергий Радонежский. И как вы поймете из дальнейшего анализа, его личность выбрана для дипломной работы не случайно.

Мы хотим привлечь ваше внимание к проблеме влияния татаро-монгольского ига на духовно патриотические устои россиян.

Как известн, одной из причин, положившей начало ослаблению Руси и возникновению междоусобных неурядиц, послужило еще решение Ярослава Мудрого разделить свои владения между сыновьями. Несомненно, он поступил так из благих намерений, желая не давать им повода для взаимных недовольств. Первые несколько лет они правили сообща, образовав правительственный триумвират. Но события последующих лет заставили их союз распасться. С этого момента начинается раскол Руси на отдельные княжества.

Этот исторический период был наиболее труден для русского народа, но именно он стал сподвижником развития духовно-партиотических чувств.

Порабощению Руси способствовала также и позиция князей, многие из которых даже извлекали из этого выгоду. В наступивших после смерти Александра Невского в 1263 году распрях между его сыновьями и родственниками главным аргументом правоты стал суд хана. Князья доносили друг на друга в Орду и использовали ордынскую рать для взаимной борьбы.

Русь потеряла лидера, на которого могла бы равняться - за которым могла бы пойти.

В результате анализа исторического материала нами были сделаны выводы, вот некоторые из них:

    политические перемены, внесенные личным влиянием, приводят к изменению нравственного духа народа, как отражению тех идей, которые несет личность (лидер);
    без заботы о нравственном облике народа, он не в состоянии сам поддерживать его на постоянной высоте.

Чем же характеризуется личность Сергия и каковы условия, приводящие к появлению такой личности?

Итак - причины.

Оглядываясь назад, мы можем вспомнить, что к данному моменту - рождению Сергия - Русь уже на протяжении около ста лет находилась под татаро-монгольским игом. Основной проблемой стало даже не порабощение русского народа, а утрата им веры в себя.

В.Ключевский великолепно описывает эмоциональное состояние русского народа, например:

“Это было одно из тех бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвое оцепенение. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя и не ища никакого выхода. Что же хуже, ужасом отцов, переживших бурю, заражались дети, родившиеся после нее.”

В работе доктора исторических наук В.А.Кучкина “Сергий Радонежский”, мы можем найти шокирующие факты о издевательствах самих же русичей над своими подданными и боярами других княжеств:

“Переход Ростова под власть Калиты сопровождался насилиями и издевательствами над населением. Посланные Иваном Калитой Василий Кочева и Мина отнимали имущество у ростовских жителей, многих изранили и изувечили. Даже самого “епарха градского” - старейшего ростовского боярина Аверкия - москвичи повесили вниз головой: жизни не лишили, но жестоко надругались.”

Таким образом складывалась довольно неприятная ситуация, русич оказывался зажатым в двойные клещи: с одной стороны - татары, с другой стороны - свои же родные братья, позабывшие о своих христианских заповедях и своих христианских корнях.

Из этого положения было три выхода. Первый из них был самый опасный и неблагодарный с точки зрения его тщетности - воспротивиться воле ханов и князей угнетателей, гордо поднять голову, сказав: “Я - русский!” и пасть в сырую землю, сраженным хазарской стрелой или кистинем ратника. Второй - просто смириться со своей участь, забыть свою историю, обычаи и превратиться в серое стадо рабов. И третье - найти спасение в слове Божьем, уйти в монахи, посвятив свою жизнь молитвам за грешные души мирян.

Но был и четвертый выход. Русский народ, известный своим долготерпением, несказанно долго ждал часа, когда появится на земле-Руси миссия, озарит все вокруг себя пророческим светом и поднимет людей с колен, поведя их в последний решающий бой.

И такой час наступил.

Нам, смертным, не дано судить, что послужило причиной появления в данный конкретный исторический момент такой личности как Сергий Радонежский. Замечено только одно (на этом мнении сходятся многие историки), в любой переломный момент истории, связанный с теми или иными катаклизмами или глобальными решениями, коренными изменениями в судьбах целых народов, появляется яркая личность, идеально вписывающаяся в историческую нишу и решающая возникающую проблему.

Но чтобы сбросить варварское иго, построить прочное независимое государство и ввести диких инородцев в ограду христианской церкви, для этого самому русскому народу необходимо было поставить перед собой сверхзадачу, приподнять и укрепить свои духовные силы.

Этому делу, духовному воспитанию народа, и посвятил свою жизнь Преподобный Сергий.

Теперь мы кратко остановимся на анализе личности Сергия с трех позиций - Сергий, как воспитатель, как божественная личность и его роль в духовном возрождении Руси.

В качестве воспитателя Сергий проявил себя не только по отношению к окружавшим его людям. Эпиграфом данному качеству его личности могут стать строки из работы Леви Х. Доулинга: “Людям нужен образец для их жизни; они любят следовать, а не вести. Человек, который стоит на перекрестке дорог и показывает путь, а сам по нему не идет, - просто указатель; и болван из дерева может делать это. Учитель же повторяет путь, на каждой пяди его он оставляет отчетливые следы, которые все могут увидеть и увериться, что он, их учитель, прошел этим путем...” Как рассказывает летопись, Сергий был чрезмерно требователен к себе. Ключевский писал: “По последующей самостоятельной деятельности учеников Преподобного Сергия видно, что под его воспитательным руководством лица не обезличивались, личные свойства не стирались, каждый оставался сам собой и, становясь на свое место, входил в состав сложного и стройного целого, как в мозаичной иконе различные по величине и цвету камешки укладываются под рукой мастера в гармоническое изображение.”

Издревле повелось, что великим святым приписывались странные, мистические способности. Очень часто это было связано с искренним желанием людей верить и видеть в своих духовных избранниках не только идеалы чистоты, но и проявление высшей, Божьей власти. Тем более это желание было столь сильно, когда новая удивительная личность Сергия зажглась на гаснущем горизонте поверженной Руси.

В летописи есть множество удивительных чудес, связанных с Сергием, рассказывающих о его удивительных способностях: возможности лечить людей, общаться с дикими зверями, помогать русским воинах в битвах с татарами и многих других.

Хотелось бы заметить, что большинству этих чудес дала жизнь безграничная вера людей в высшее предназначение Сергия - народ сам рождал эти чудеса.

Слава Сергиева вышла далеко за пределы Руси уже при его жизни. В Житии Сергия есть упоминание о приезде в Москву из православного Востока посла, который, наслышанный удивительными рассказами о деяниях троицкого настоятеля, воскликнул: “како может в сих странах таков светильник явитися!”

Говоря о значении Преподобного Сергия для общего дела возрождения Руси и русского народа, можно выделить несколько основных достижений:

    Создание общежитных монастырей с новым укладом;
    Монастыри стали центром сосредоточения вокруг них новых поселений. они сплачивали вокруг себя людей и были для них не только духовной, но и культурной инстанцией;
    Личный пример Сергия. Ситуация подобна той, которая произошла при крещении Руси. Сергий стал новым духовным лидером, в котором народ видел не только идеалы, которые начал забывать, но и тот абсолют, к которому можно было стремиться и за которым можно было следовать;
    Укрепление политической власти церкви и через нее влияние на сплочение князей, их примирение и объединение против врага;
    Укрепление духовных позиций Руси перед иноземными государствами. Деятельность Сергия привела к тому, что Русь вновь поднялась как источник сильной христианской культуры;
    Духовно-патриотическое возрождение народа и влияние на князей (именитые князья, занимавшие высокие политические посты, ревностно относились к мнению своих духовников).

При работе над темой нас заинтересовал вопрос, как же возникают мифы и легенды, связанные с теми или иными известными историческими личностями. Подобный интерес обуславливался прежде всего обилием удивительных историй, связанных с личностью Сергия. Большинство этих историй носят явно религиозный характер, который легко можно объяснить желанием людей верить в сверхъестественное могущество своего духовного учителя. Однако, есть и такие, которые вполне объясняются реальными толкованиями.

Мы решили провести с учащимися небольшой эксперимент, состоящий из двух частей: первая часть - терминологический диктант, вторая часть - творческая работа.

Терминологический диктант предусматривал выявление у детей понимания некоторых слов духовно-религиозного характера. Были взяты следующие слова: святой, монах, монастырь, молитва, грех, Библия. Дети были знакомы с этими словами, т.к. перед этим проводился урок по теме: “Сергий Радонежский - великий святой Руси”. Задание было несколько облегчено тем, что мы разрешили детям, если они не понимали смысла слова - нарисовать его!

Например, слово “монах” дети объясняли как:

        МОНАХ
        помощник Бога, человек, который служит в церкви, странствующий человек,
        старается помочь людям и Богу.
        Больше всего определений - человек, который служит в церкви.

Как мы видим - это опредмеченное представление, оно не содержит духовного компонента. Упущен компонент коммуникативности с Богом и людьми (качество общительности и деятельности).

Анализ показывает, что наибольшее сомнение вызывает у детей определение слова Библия - я насчитал пять пропусков (не было сделано даже рисунков) и две зарисовки большой раскрытой книги. Определенные сомнения вызвали также слова грех и монах - два рисунка.

Помимо этого, после проведения диктанта, учащимся было предложено вспомнить и записать те качества, которыми по их мнению должен обладать святой человек.
Добрый, честный, умный, мудрый, вежливый, терпеливый, спокойный, тихий,
сочувствие, вера, милосердие, умение исцелять, ласка, разговор со зверями,
не должен врать, воровать,
могучий и сильный, мужественный,
должен любить Бога, не быть завистливым, мог бы защитить слабого,
 разговаривать с Богом, быть послушным Богу, уметь молиться,
 должен учить детей грамоте, любить Русь,
помогать людям, искупать грехи.

Перед нами предстал образ почти идеального святого, созданного детским воображением. Несомненно, столь высокий уровень притязаний к лику святого со стороны третьеклассников можно объяснить в первую очередь тем, что этот класс работает по гимназической программе и ученики несут за плечами достаточный багаж знаний.

Творческая работа строилась только на основе общих представлений детей о личности Сергия.

Творческая работа дала интересный практический результат. Во-первых, она подтвердила гипотезу о спонтанном возникновении “чудес” и    “легенд”, связанных со святыми людьми, во-вторых, дала возможность проследить пути их возникновения и совершенно четко классифицировать.

Итак, легенды и чудеса можно разделить на четыре типа:

    Чудеса, связанные с природными факторами - спасение зверей, общение с ними, некие мистические ритуалы, связанные с природой;
    Чудеса исцеления;
    Религиозно-духовные чудеса - общение с Богом, посещение Небесной страны и т.п.;
    Патриотические чудеса - помощь русичам в битвах с татарами.

Эта классификация совпадает с легендами, которые мы можем найти в летописях, и с работами детей. Возникает удивительная ситуация: процесс мифотворчества совершенно не изменился за последние 600 лет! Это просто удивительно... Но дети, которые никогда и в глаза не видели настоящих монахов, описали деяния Сергия Радонежского точно так же, как это делали его современники!

Самая малая часть описаний выпадает на долю патриотических чудес. Эта тема сложна для детского сознания - мало социального опыта, однако наличие некоторых представлений о духовности и влиянии силы духа человека на окружающую жизнь обуславливают появление таких сочинений:

    Голубаев Витя.
    При нашествии татар на русские города Сергий сильно молился за спасение городов. Татары лезли на укрепительные стены и падали, как-будто их кто-то сталкивал со стен.
    Когда враги нападали на русские города Сергий Радонежский благословлял русских воинов на подвиги, русские воины всегда побеждали, хотя их было меньше...

    Подводя итог нашей работы, мы можем отметить:

    Огромное влияние личности на исторический ход событий, при этом личность может производить не только позитивные, но и негативные изменения;
    Большое значение играет личный пример;
    Как правило, народ сам наделяет личность определенными свойствами;  именно за счет этой веры личность может в полной мере реализовать себя;
    Необходима обратная связь: изменения, производимые личностью должны идти параллельно интересам людей, поддерживающим личность, в противном случае ее деятельность приведет к самоуничтожению;
    Основное значение Сергия, как личности:
        новый духовный лидер;
        пример для духовного и нравственного подражания;
        тесная обратная связь с народом (люди видели в Сергии то, что хотели видеть, но и на само деле это было так!);
    Значение Сергия (об этом мы уже говорили ранее);
    Без заботы о нравственном облике народа, он не в состоянии сам поддерживать его на постоянной высоте.

    Углубленного изучения, на наш взгляд, будут заслуживать именно личностные качества Сергия, а также истоки его духовности.

ГЛАВА 2:
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ДУХОВНОМ ВОЗРОЖДЕНИИ РУСИ.

§ 1  Личность Сергия. Анализ условия появления анной исторической личности.

Личность Сергия весьма противоречива в русских летописях. Не смотря на огромное количество рукописей, содержащих его жизнеописание (в хранилищах Москвы, Петербурга, Киева и Вильнюса ученым Б.М.Клоссом их было обнаружено около 400), источники, относящиеся ко времени жизни Сергия, весьма бедны. Кроме его Жития в распоряжении исследователей есть 12 упоминаний о Сергии в летописях и 7 документов, где прямо или косвенно называется троицкий настоятель (5).

Первый биограф Сергия, крупный средневековый писатель Епифаний Премудрый начал собирать материал о нем в 1393 - 1394 годах. Надо отметить, что к определению основных вех жизни Сергия ученые подходят весьма неоднозначно. Время появления на свет сына ростовского боярина Кирилла Ворфоломея определяется от 1313 до 1322 г.г. Точно также указывается дата основания им Троицкого монастыря - от 1337 до 1345 г.г. и его смерти - от 1391 до 1397 г.г. Опять же здесь сказывается бедность современных Сергию источников.

В течение 20 лет Епифаний написал несколько разделов (“главин”) Сергиева Жития, но “не по ряду” - “Передняя назади, а задняя напереди”. Более или менее окончательную отделку своего труда он провел в 1418 г., спустя 26 лет после смерти Сергия. Таким образом Житие писалось в лучшем случае при младших современниках троицкого настоятеля, которые не были свидетелями его детства и юности. Да и другие приводимые Епифанием со ссылкой на неких “старцев” сведения должны тщательно сопоставляться между собой и сравниваться со свидетельствами других источников. только таким образом и можно попытаться составить достоверную биографию Сергия Радонежского, оставив в стороне позднее приписанные ему деяния.

Действительно, даже мимолетный взгляд на Житие, написанное Епифанием, позволяет отметить целый ряд логических прорех.

Для примера можно взять эпизод конфиденциальной беседы митрополита Алексия и Сергия, когда первый заговорил с Радонежским о своем приемнике на митрополичьем столе и желании видеть в Сергии будущего митрополита всея Руси. В ответ на это Сергий, по словам его биографа, “зило оскорбился, яко и образу изминитися”, и решительно отвел предложение митрополита: “выше своеа меры восходити не степень”. Договорились, что о разговоре не узнает ни одна душа. На этом Сергий возвратился в свой монастырь.

Обычно этот рассказ не подвергают сомнению, принимая его таким каков он есть, и вводя в описание образа троицкого игумена еще одну черту - отказ принять высший в русской церкви сан.

Само такое предложение уже звучит лестно и может характеризовать личность Сергия. Однако в рассказе Жития нельзя не заметить явного противоречия. Предложение митрополита Алексия было высказано в сугубо доверительной беседе, с глазу на глаз, о ее содержании никто не должен был знать, но оно оказалось все-таки описанным в Житии. Состоялась ли такая беседа, отразил ли биограф в своем рассказе слухи или это лишь его домысел?

Данный факт мы привели специально. Как мы уже успели понять, большая часть свидетельств о житии Сергия носит религиозный, вымышленный характер, либо реальный факты искажаются биографами. Многие из них отразились в работе Симона Азарьина “О чудесах Преподобного Сергия”. Конечно, следует с достаточным внимание относиться к этим источникам, но в большинстве своем их мотивы чисто эмпирические, это происходит уже в силу того, что образ Сергия уже при его жизни был причислен к рангу святых, а отсюда и многочисленные вымыслы, относящиеся к его деяниям: прихожане хотели видеть и видели в своем духовном кумире посланца бога на земле.

Тем не менее, Сергий радонежский - реальная историческая личность, с реальными взглядами и личностными качествами. Почему же столь привлекательна эта фигура не только для деятелей религии, но и для серьезных исследователей истории и даже политиков? Каков реальный вклад Сергия в Российскую историю и каково его личное влияние на возрождение патриотического духа народа?

Чтобы ответить на эти вопросы мы должны еще раз обратить внимание на политическую и духовную ситуацию, сложившуюся к моменту начала деятельности Сергия.

Русь 14 в. - это прежде всего многочисленные княжества, некоторые из которых были объединены руководством князя и разделены на волости, другие же оставались независимыми, что отнюдь не делало их более свободными.

Оглядываясь назад, мы можем вспомнить, что к данному моменту (первая четверть 14 в.) Русь уже на протяжении около ста лет находилась под татаро-монгольским игом. Основной проблемой стало даже не порабощение русского народа, а утрата им веры в себя.

В качестве воспитателя Сергий проявил себя не только по отношению к окружавшим его людям. Эпиграфом данному качеству его личности могут стать строки из работы Леви Х. Доулинга: “Людям нужен образец для их жизни; они любят следовать, а не вести. Человек, который стоит на перекрестке дорог и показывает путь, а сам по нему не идет, - просто указатель; и болван из дерева может делать это. Учитель же повторяет путь, на каждой пяди его он оставляет отчетливые следы, которые все могут увидеть и увериться, что он, их учитель, прошел этим путем...” Как рассказывает летопись, Сергий был чрезмерно требователен к себе. Ключевский писал: “По последующей самостоятельной деятельности учеников Преподобного Сергия видно, что под его воспитательным руководством лица не обезличивались, личные свойства не стирались, каждый оставался сам собой и, становясь на свое место, входил в состав сложного и стройного целого, как в мозаичной иконе различные по величине и цвету камешки укладываются под рукой мастера в гармоническое изображение.”

Сергий избрал новый путь построения монастырей. сделав в них общежитный уклад. Помимо того, что его монастырь теперь не зависел от внешнего мира и подаяний прихожан, он создал так называемый общий стол. Иноки жили все вместе и делили все поровну.

Сергий первым предложил обряд освещения личного оружия воинов. Многие князья перед решающими бивами приходили к нему, ища благословения и посвещения своего меча...

Издревле повелось, что великим святым приписывались странные, мистические способности. Очень часто это было связано с искренним желанием людей верить и видеть в своих духовных избранниках не только идеалы чистоты, но и проявление высшей, Божьей власти. Тем более это желание было столь сильно, когда новая удивительная личность Сергия зажглась на гаснущем горизонте поверженной Руси.

В летописи есть множество удивительных чудес, связанных с Сергием, рассказывающих о его удивительных способностях: возможности лечить людей, общаться с дикими зверями, помогать русским воинах в битвах с татарами и многих других.

Хотелось бы заметить, что большинству этих чудес дала жизнь безграничная вера людей в высшее предназначение Сергия - народ сам рождал эти чудеса.

Стоит добавить, что подобное отношение сыграло громадную роль в укреплении позиций Сергия как духовного наставника и спасителя Руси. Люди тянулись к нему как к отдушине, через которую могли вдохнуть воздух своей неповторимой самобытности, обретя утраченные традиции и веру в свои силы.

Действительно ли Сергий обладал некими сверхъестественными качествами? Возможно. Современные ученые сходятся на мнении, что расширение границ нашего чевственного аппарата уже может привести к пробуждению особых “спящих” зон коры головного мозга, отвечающих, за подобные необычные проявления личности человека.

Слава Сергиева вышла далеко за пределы Руси уже при его жизни. В Житии Сергия есть упоминание о приезде в Москву из православного Востока посла, который, наслышанный удивительными рассказами о деяниях троицкого настоятеля, воскликнул: “како может в сих странах таков светильник явитися!”

Роль Сергия велика и в политическом влиянии на Русь. К его мнению прислушивался не только Дмитрий Донской, но и многие знатные князья. Он многое сделал для укрепления позиций церкви, которая, по сути, и явилась организующим началом в сплочении Руси.

Говоря о значении Преподобного Сергия для общего дела возрождения Руси и русского народа, можно выделить несколько основных достижений:

    Создание общежитных монастырей с новым укладом;
    Монастыри стали центром сосредоточения вокруг них новых поселений. они сплачивали вокруг себя людей и были для них не только духовной, но и культурной инстанцией;
    Личный пример Сергия. Ситуация подобна той, которая произошла при крещении Руси. Сергий стал новым духовным лидером, в котором народ видел не только идеалы, которые начал забывать, но и тот абсолют, к которому можно было стремиться и за которым можно было следовать;
    Укрепление политической власти церкви и через нее влияние на сплочение князей, их примирение и объединение против врага;
    Укрепление духовных позиций Руси перед иноземными государствами. Деятельность Сергия привела к тому, что Русь вновь поднялась как источник сильной христианской культуры;
    Духовно-патриотическое возрождение народа и влияние на князей (именитые князья, занимавшие высокие политические посты, ревностно относились к мнению своих духовников).

Экспериментальная работа по теме
“Сергий Радонежский: духовно-патриотическое возрождение Руси.”

При работе над темой нас заинтересовал вопрос, как же возникают мифы и легенды, связанные с теми или иными известными историческими личностями. Подобный интерес обуславливался прежде всего обилием удивительных историй, связанных с личностью Сергия. Большинство этих историй носят явно религиозный характер, который легко можно объяснить желанием людей верить в сверхъестественное могущество своего духовного учителя. Однако, есть и такие, которые вполне объясняются реальными толкованиями.

Например, прихожан очень удивлял тот факт, что Сергий свободно общался с дикими животными (в летописях упоминаются медведи), которые в свою очередь не боялись и любили его. Люди считали это божьим даром, думая, что Преподобный отец знает язык обитателей леса и разговаривает с ними...

Мы решили провести небольшой эксперимент, состоящий из двух частей: первая часть - терминологический диктант, вторая часть - творческая работа.

Кратко расскажем о каждой из них.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

Терминологический диктант предусматривал выявление у детей понимания некоторых слов духовно-религиозного характера. Были взяты следующие слова: святой, монах, монастырь, молитва, грех, Библия. Дети были знакомы с этими словами, т.к. перед этим проводился урок по теме: “Сергий Радонежский - великий святой Руси”. Задание было несколько облегчено тем, что мы разрешили детям, если они не понимали смысла слова - нарисовать его!
   

    СВЯТОЙ
    хороший человек, умеет делать чудеса, исполняет все указания Бога, человек, верящий в Бога, умный человек, не делает плохих поступков,
    совершает много добрых дел, не совершает грехов, ходит в церковь. Больше всего определений - человек, который верит в Бога и не совершает грехов.
    МОНАХ
    помощник Бога, человек, который служит в церкви, странствующий человек, старается помочь людям и Богу.
    Больше всего определений - человек, который служит в церкви.
    МОНАСТЫРЬ
    место для больных, бездомных людей, то место, где живут, церковь,  дом для монахов, это большой зал, храм, там где служат и молятся Богу.
    Больше всего определений - церковь: место, где живут и молятся.
    МОЛИТВА
    освобождение от грехов, разговор с Богом,книга, которая помогает, это когда люди просят Бога о чём-то.
    Больше всего определений - разговор с Богом.
    ГРЕХ
    плохое дело, это когда человек не слушает Бога,раскаяние, плохой поступок.
    Больше всего определений - плохое дело, плохой поступок.
    БИБЛИЯ
    книга, где написано про Бога и святых, святое писание, рассказ о Боге, это записи, которые записывает слуга, старинная книга о людях, книга, в которой говорится про Иисуса, книга церкви, книга, в которой есть священные истории.
    Больше всего определений - книга о Боге и святых.

Анализ показывает, что наибольшее сомнение вызывает у детей определение слова Библия - я насчитал пять пропусков (не было сделано даже рисунков) и две зарисовки большой раскрытой книги. Определенные сомнения вызвали также слова грех и монах - два рисунка.

Помимо этого, после проведения диктанта, учащимся было предложено вспомнить и записать те качества, которыми по их мнению должен обладать святой человек.
Добрый, честный, умный, мудрый, вежливый, терпеливый, спокойный, тихий,
сочувствие, вера, милосердие, умение исцелять, ласка, разговор со зверями,
не должен врать, воровать,
могучий и сильный, мужественный,
должен любить Бога, не быть завистливым, мог бы защитить слабого,
 разговаривать с Богом, быть послушным Богу, уметь молиться,
 должен учить детей грамоте, любить Русь,
помогать людям, искупать грехи.

Перед нами предстал образ почти идеального святого, созданного детским воображением. Несомненно, столь высокий уровень притязаний к лику святого со стороны третьеклассников можно объяснить в первую очередь тем, что этот класс работает по гимназической программе и ученики несут за плечами достаточный багаж знаний. Но не надо и забывать о другой стороне медали...

Как показывают психологические исследования, дети этого возраста чаще всего наделяют своих призрачных идеальных героев именно теми качествами, которых им самим не хватает в жизни. Либо они не видят проявления оных в окружающей их среде. Давайте еще раз посмотрим, что же назвали ребята, когда говорили об идеальном святом?.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

Цель: попытаться проследить пути возникновения легенд и мифов, связанных со святыми людьми. Сравнить реальные чудеса, отображенные в летописях, с чудесами, придуманными учащимися. Попытаться классифицировать их.

Фабула: перед творческой работой был проведен урок, из которого дети получили общие представления о личности Сергия Радонежского. О его чудесах на данном уроке не рассказывалось. На дом учащиеся получили задание - составить небольшой рассказ, описывающий одно из чудес Сергия (термин “чудо” на уроке был обсужден).

Творческая работа дала очень интересный практический результат. Во-первых, она подтвердила гипотезу о спонтанном возникновении “чудес” и    “легенд”, связанных со святыми людьми, во-вторых, дала возможность проследить пути их возникновения и совершенно четко классифицировать.

Итак, легенды и чудеса можно разделить на четыре типа:

    Чудеса, связанные с природными факторами - спасение зверей, общение с ними, некие мистические ритуалы, связанные с природой;
    Чудеса исцеления;
    Религиозно-духовные чудеса - общение с Богом, посещение Небесной страны и т.п.;
    Патриотические чудеса - помощь русичам в битвах с татарами.

Эта классификация совпадает с легендами, которые мы можем найти в летописях, и с работами детей. Возникает удивительная ситуация: процесс мифотворчества совершенно не изменился за последние 600 лет! Это просто удивительно... Но дети, которые никогда и в глаза не видели настоящих монахов, описали деяния Сергия Радонежского точно так же, как это делали его современники более чем 600 лет назад! Давайте проследим некоторые из них.

Из творческих работ учащихся я выделил только самые яркие. Вот две из них, относящихся к чудесам исцеления...

    Пальчикова Яна.
    Однажды много лет назад жил святой человек, звали его Сергий Радонежский. Много добрых чудес сделал этот человек. Но я расскажу вам только одно из них. Раз пошел Сергий в церковь - Богу помолиться и видит: стоит около входа слепой нищий и хлеба просит. Дал Сергий хлеба ему и говорит: “Съешь этот хлеб и будешь здоров!” “Спасибо тебе, добрый человек!” - ответил нищий. Он съел хлеб. И открылся перед ним мир в красках сочных, понял он что неспроста выздоровел, понял что святой человек ему хлеб подал. Вошел нищий в церковь и поблагодарил Бога, что дал он ему дар такой, что открылся мир перед ним как для всех людей - в красках. Вот такое чудо совершил святой - Сергий Радонежский!!!

    Пищальникова Даша.
    Однажды Сергию приснился сон. Во сне к нему пришел старец и сказал:
    - У тебя есть сила, очень большая сила. Ты можешь использовать ее для лечения больных людей.
    - Но я не могу! - сказал Сергий.
    - Можешь! - ответил старец и исчез.
    Утром Сергий хотел использовать свою силу. Как раз у его матери болели ноги. Он подошел к матери, провел своей рукой по ее ногам, и случилось чудо! Его мать пошевелила ногами и попыталась встать. Вдруг она пошла!!! С этого дня Сергий Радонежский знал что обладает силой, которую может использовать для лечения больных людей.

Эти описания напоминают историю из летописи, в которой говорится о чуде, совершенно Сергием - излечении бешеного барина. Если вспомнить о чудесах Иисуса Христа, то и здесь мы можем найти определенные сходства. О чем это говорит? Нам еще предстоит выяснить это...

Для современного человека факт такого исцеления не является чудом, но давайте вспомним те далекие времени, когда раны воинов лечили земляными повязками, пеплом или, в лучшем случае, травами... Несомненно, Сергий, обладая определенным целительским даром, мог облегчать страдания больных людей и уже сам этот факт являлся чудом.

Вполне объяснимо такое обилие чудес, связанных с природой и природными явлениями. Люди сергиевского времени жили в контакте с природой. Земля, на которой они жили, реки, в которых они ловили рыбу, леса, в которых они охотились, собирали грибы, ягоды и целебные травы - были их домом.

Именно поэтому Сергий, как человек высокодуховный, выступал своеобразным живым мостиком между миром людей и миром природы, он выступал в роли переводчика. А природный дар Сергия, примеры которого мы с легкостью можем найти в его Житии (общение с животными, случай с медведем и т.п.), не только помогал ему в этом, но и убеждал людей в его необычности...

    Тарасов Саша.
    Как-то раз отправился Сергий в лес. Между деревьев в паутине он увидел бабочку. Она звала на помощь, ей грозила беда от появившегося паука. Паук был страшный, злой и голодный. Сергий подошел к дереву и осторожно достал бабочку из паутины. Он осторожно посадил ее на цветок и бабочка подумала: “Какой добрый человек появился в лесу, а я думала, что все люди злые.” Отдохнув на цветке, бабочка поднялась в небо, помахав с благодарностью Сергию, за ее спасение. У Сергия на душе было тепло и радостно, ведь он спас жизнь маленькой бабочке. Выходя из леса, Сергий оглянулся и увидел, что бабочка провожает его...

При анализе работ этого плана меня поразил один факт - все они начинались преамбулой: “Как-то раз отправился Сергий в лес...” или схожей по смыслу.

И, наконец, самая малая доля описаний выпадает на долю патриотических чудес.

    Голубаев Витя.
    При нашествии татар на русские города Сергий сильно молился за спасение городов. Татары лезли на укрепительные стены и падали, как-будто их кто-то сталкивал со стен.
    Когда враги нападали на русские города Сергий Радонежский благословлял русских воинов на подвиги, русские воины всегда побеждали, хотя их было меньше...

Наша небольшая практическая работа вскрыла очень интересный пласт новых знаний. Какие выводы мы можем сделать?

Во-первых, мы выяснили, что термин рождает в сознании ребенка определенный образ, наделенный конкретными характеристиками - впрочем, таким же образом устроено и мышление взрослого человека. Правда, вопрос этот больше психологического нежели педагогического свойства. Таким образом, произнося “святой человек”, мы непроизвольно создаем некий фантомный образ, которому должны быть присущи определенные стереотипические качества. Именно на этом образе стереотипии и построена наша классификация чудес. Т.е., говоря по-другому, люди, не знавшие Сергия лично, но наслышанные о нем, как о великой духовной личности, уже могли представить себе его стереотипический образ, который нередко совпадал с образом Бога. Именно поэтому столь схожи описания чудес, хотя большая часть из них вымышлена. Именно поэтому совпадают фабулы этих чудес, рассказанные в разные времена и века.

Во-вторых, мы достаточно ясно представили механизм образования мифов и легенд, связанных со святыми людьми, а это - немаловажный фактор, позволяющий глубже понять образ мышления людей сергиевской эпохи.

В-третьих, любое чудо или миф отражают прежде всего систему представлений о человеке или событии, описанном в этом чуде или мифе.

В-четвертых, несколько фантастический, но вполне вписывающийся в кантовские категории - вера человека в чудо, сотворенное или придуманное, в конечном итоге приводит к его осуществлению. Один из персонажей пьесы “Тридцать первое июля” сказал: “Не задумывались ли вы, дорогой друг, что все, созданное нашим воображением должно существовать где-то во Вселенной?..”

Николай Субботин, www.rufors.ru
Тезисы дипломного проекта,
Пермский государственный
педагогический универсистет, 1996.