Я помню... Глава 15 Борис Михаилович Филиппов

Майя Уздина
Как-то вызвали меня в дирекцию, чтобы познакомить с Борисом Михайловичем Филипповым. Он многие годы работал директором Центрального Дома литераторов.
Теперь, уйдя на пенсию, стал помогать ЦДРИ. Поскольку я занималась литературной работой, он взял меня в помощницы и очень многому научил. С его помощью мы создали ежемесячный альманах "Устный литературный альманах ". На страницах альманаха  отражалась проза, поэзия, драматургия. Были и другие рубрики: "Артист за письменным столом", "Литература и кино", " Литература и музыка".

Была создана редколлегия альманаха, куда входили: Александр Борин – писатель и журналист, Симон  Давидович  Дрейден – искусствовед. Эти люди помогали в подборе тем и выступающих.

Особенно подружилась я с С. Дрейденом, учившемся когда-то в Тенишевском  училище, дружившем с К.И. Чуковским и С.Образцовым. Этот человек был ходячей энциклопедией: из библиотеки ВТО ему, уже 90-летнему, звонили справиться о каких-то подробностях театральной жизни. Человек, не сломанный ГУЛАГом, до конца жизни он работал.
 
Борис Михайлович Филиппов научил меня многим тонкостям работы. Кроме этого альманаха, проводившегося ежемесячно в Большом зале, он создал встречи в "Каминном зале", называемые "В кругу друзей". В этих встречах участвовали артисты, поэты, музыканты, фокусники, учёные, художники. О своей работе он написал в книге «Записки домового».
 
Не только удачи бывали, бывали и промахи, о которых стыдно вспоминать. Однажды, при подготовке очередного альманаха, я не могла договориться с прозаиком. Борис Михайлович предложил пригласить В. Ардаматского.
Ничего не зная о писателе, даже не прочитав его книги, я согласилась.

 С остальными выступающими была полная договорённость.
Как только В. Ардаматский начал говорить, я пожалела о своём согласии. Он говорил громко, размахивая руками, и бесконечно долго.

 За сценой я подавала ему знаки, изображая круги, мол – закругляйтесь. А он продолжал говорить, заручившись поддержкой зала: "Тут меня просят закончить, но ведь вам интересно?".

 А вслед за ним должна была выступать Наталья Ильина. После своего выступления она наговорила мне таких слов, что я от стыда готова была сквозь землю провалиться.

Она говорила, что редко выступает, что согласилась на моё предложение, предварительно посоветовавшись с В.Я. Лакшиным.

 В какое положение я её поставила?! Она не подавала В. Ардаматскому  руки, и стоять рядом с ним не хотела.

 В годы подъёма антисемитизма, когда арестовывали всех евреев, имеющих отношение к творческому, да и к другому труду, 20.03.1953 года в "Крокодиле", журнале, в те годы популярном, он опубликовал позорный фельетон "Пиня из Жмеринки".

 Наталья Иосифовна принципиальный, благородный, замечательный мемуарист. Как стыдно мне было.

Впрочем, "Устный литературный альманах " был разнообразен, позволял приглашать на встречи разных творческих деятелей, поэтому  и привлекал внимание зрителей.

Большой зал во время проведения "Альманаха" всегда был полон. Сколько замечательных людей побывало у нас – Александр  Городницкий, Олег Чухонцев, Зоя Богуславская.

 Однажды второе отделение было посвящено В. Высоцкому,что
конечно,запрещалось в те годы.

 У нас выступали Григорий Бакланов, Дмитрий Сухарев, писатель Евгений Сидоров.

После своего выступления Е. Сидоров спросил: "Ну, как я говорил?", а я ответила мечтательно: "Вот если бы у нас министр культуры был такой!".

 Вот уж была неожиданность, когда Сидоров Евгений Юрьевич 1938 года рождения, стал министром культуры в 1992-1997 годах!

 Не знаю,  каким он был министром, но знаю, что он поддерживал А. Эфроса, выступив против "провокаторской подлости" одного из участников диспута, выразившего сомнение в том, что режиссёр с такой фамилией имеет право ставить пьесы из русского репертуара.

В своих выступлениях Е. Сидоров ставил под сомнение произведения Г. Маркова, П. Проскурина, А. Иванова.А тогда их книги выходили миллионными тиражами.

В  Альманахе   выступали- замечательный ленинградский писатель И. Меттер, Б. Окуджава, Б. Ахмадуллина, Ю. Левитанский ...

 Много, много славных людей-авторов  видели зрители "Устного литературного Альманаха.
Продолжение:http://proza.ru/2011/08/25/1205