Самогонные страдания

Александр Оленцов
    Случилась эта история перед самой войной на одном из кубанских хуторов. Молодой казак  Терентий женился на юной красавице – казачке Наталье.
  По соседству с ними жила  дальняя  родственница невесты, одинокая бабка - Степанида Артёмовна. Была она хитрой и очень  завистливой старухой.

    В глухой стене бабкиной хаты не было ни одного окна. Любопытная  старуха долго мучилась, стараясь незаметно наблюдать за жизнью молодых. Пряталась за углом  хаты, за копной соломы и за сараями, пока не догадалась проковырять в стене  дырочку. Теперь  она всё свободное время просиживала перед отверстием, наблюдая, чем занимаются молодые.

   Однажды Наталка пожаловалась мужу, что зерно для скотины и птицы  на исходе. Ночью Терентий  отправился на колхозный ток и приволок оттуда огромный мешок пшеницы.

   Перед войной за такое  усердие запросто можно было стать передовым стахановцем на шахте или прославиться в качестве  отличного лесоруба где-нибудь на таёжной делянке, в районе "солнечного" Магадана. Минимум –  лет  на десять.

   Только заскочив во двор и почувствовав себя в безопасности Терентий ощутил, как  дрожат руки и ноги от тяжёлого мешка. Мешок молодая заботливая жена соорудила  распоров и сшив два мешка воедино, чтобы любимому мужу не пришлось рисковать лишний раз. Сбросив  груз на землю и разогнув натруженную спину он упал сверху прислушиваясь,как бешено колотится  сердце.

  Вдруг, молодой хозяин услышал до боли знакомый, злющий голос бабушки родственницы: 
  - Ну шо гад?! Наворовал колхозного добра?  Утром придут за тобой. - 
   
  Быстро взвалив  мешок на плечи, он метнулся во двор к бабке Степаниде: 
   - Ой, тётечка, да как же вы могли обо мне такое подумать? У меня просто духу не хватило сразу доползти до вас. Вот и свалился передохнуть. Это я вам мешок с амбара приволок. Наталка сказала мне, что у вас хозяйство кормить нечем.  А мы с вами родственники. Кто вам поможет, если не мы?
 
  Родственница приняла дар с благодарностью. Мало того,от щедрот своих, добавила: 
 - Если у вас  не хватит зерна до выдачи новых трудодней, то не стесняйтесь - приходите запросто,  я вам ведёрка два – три займу до нового урожая. -
 
   После этого случая Артёмовна начала безбожно эксплуатировать Терентия. Только он усталый  притащится с работы, а она уже тут как тут. Приглашает его вскопать огород, натаскать воды из  колодца в огромную бочку, починить крышу или забор. Всё это парень делал с широкой доброжелательной улыбкой на лице, но без особой радости  в  душе.

   Однажды вечером лежа с супругом в кровати, Наталка поинтересовалась почему он, в  последнее  время, стал к ней так холоден и равнодушен. Терентий, с болью в душе, исповедовался  перед женой сетуя, что проклятая бабка скоро его доконает своими просьбами о трудовом участии  в её подворье.
    Самое главное: Терентию было непонятно, откуда старая карга так точно узнавала  время его прибытия домой, ведь он ни разу не видел её во дворе во время своего возвращения.
 
    Через несколько дней Наталка разведала про дырочку в стене бабкиной хаты. Стали совещаться,  как лучше  проучить родственницу.

   Если ночью замазать или заткнуть дырку чем-нибудь, то на  следующий день бабушка её восстановит. Ткнуть хворостиной со своего двора в дырочку? Но у бабки  останется в  запасе ещё один глаз и она потом закрепит сзади дырочки - стеклышко.

   Измученные мыслями, молодожёны решили сделать так, чтобы Артёмовну на хуторе признали выжившей из ума старухой и на все её заявления  не обращали внимания.  Начали претворять свой план в жизнь.

    Вернувшись с работы Терентий быстро заскочил в сарай,обмотал себя верёвкой под руками сверху накинул пиджак,привязал верёвку к сволоку и спрыгнул вниз притворившись повешенным.

   Он знал, что сейчас Степанида прибежит  его искать. Увидев висельника, она растрезвонит об этом по всему хутору. После этого он хотел,  как ни в чем не бывало, выйти из сарая на улицу и объяснить, что у  старой не всё в порядке с  головой. Так и случилось.

    Не успел Терентий и глазом моргнуть, как из бабкиного двора раздался её призыв: 
- Терентий! Золотко ты моё. Что  ты так долго задерживаешься на работе? Совсем себя не  бережёшь. Иди ко мне. Надо яму под картошку на зиму выкопать, я помогу чем смогу. Советом каким или добрым словом. 
 
   Не услышав ответа бабка, разыскивая помощника, действительно подошла к сараю. Разглядев в полутьме болтающегося  на верёвке родственника она перекрестилась, произнеся скороговоркой:
 
   - Прости меня, Господи, дуру старую, не хотела я довести его до этого. Жиденьким оказался парнишечка, к труду не приученным. -

   Старуха оглянулась и не заметив никого во дворе, пулей заскочила в сарай. С  перепугу схватила самый большой мешок с пшеницей, кинула его себе на спину и как ломовая лошадь, галопом помчалась к себе домой.

   Терентий, видя такой расклад потерял дар речи. Узел верёвки оказался за спиной и развязать его никак не получалось. Пока он пытался справиться с узлом, тетка на рысях вернулась и бросив на спину ещё один немаленький мешок, засеменила к выходу. 

  Тут уж страдальца прорвало: 
   - Ах ты,карга старая! Я с таким мешком на пахоте по колени в землю вязну, а ты немощь старая прёшь его как бугай по укатанному профилю, будто он набит соломой. Ещё всё время и помощи от меня требуешь. 

   Увидев, что висельник совсем не вовремя ожил, Артёмовна охнула и упала замертво. Сверху её  придавил мешок.
    Кое-как отвязавшись, Терентий скатил со старухи мешок в сторону, незаметно  отволок бабку в её хату и созвал соседей.

    На другой день всем хутором хоронили Степаниду. Основные заботы об этих скорбных делах легли на плечи  Терентия и Натальи, как самых близких родственников.

  Поминали бабку от всей  души. Под конец – с песнями, а ближе к полуночи - наиболее несознательные пытались даже сплясать -"Казачка".

   Хуторянин по прозвищу Стукач,напившись, начал приставать к Наталке.  Та  пожаловалась Терентию, который сделал замечание разнузданному односельчанину. Стукач  кинулся на Терентия в драку. Молодой муж  увернулся и противник, потеряв равновесие, упал и просунулся лицом по двору метра два или три на глазах у всех хуторян.  После этого  подвыпившие хуторяне пинками под задницу вытолкали Стукача со двора и с чувством выполненного долга продолжили поминки. 

  Обиженный хуторянин не поленился ночью сбегать в районный отдел милиции и сообщить, что поминали старуху запрещённым в то время самогоном.
   По существу в заявлении пояснил, что самогон чистый, как слеза. Выгнан из переспелых абрикосов. Без запаха. Крепкий сволочь, аж  язык в трубку сворачивается. Последние слова в заявлении пришлись особенно по душе  дежурным рай отдела.

    На другой день начальник милиции со своим помощником, старшиной, на  пароконной линейке под управлением гражданского ездового Борисыча отправились на хутор конфисковать самогон. Зелья этого, по подсчётам Стукача, должно было остаться ещё очень  много. 
   

     Ездовой поинтересовался,дозволят ли и ему продегустировать  конфискованного самогона и на какое количество ему можно  рассчитывать?
 
  - Кто покуштует, а кто и облизнётся, –  под одобрительный кивок начальства отрезал старшина. Борисыч обиженно засопел и перетянул лошадей кнутом. В душе он мечтал точно так поступить и со своими начальниками. Лошади вытянулись в струну и понеслись намётом.

  Около хаты Терентия собралась большая толпа хуторян, которые надеялись продолжить поминки  и подлечить больные головы.

   Было бы несправедливо утверждать, что хуторяне испытали особый патриотический подъем от приезда  милиции. Несколько человек опередив сотрудников заскочили в хату к молодым. Две группы разделившись,помчались в разные концы хутора оповещать земляков о приезде милиции.

  Через несколько минут почти все станичники  ненавязчиво прохаживались взад-вперёд около двора Терентия, стараясь подолгу не задерживать свои любопытные взгляды на стражах порядка. 

  Старшина став на голову выше от чувства собственной значимости приказал хозяину хаты  добровольно выдать самогон. Из толпы послышалось возмущённое шипение: 
  - Ага! Хрен вам на постном масле. Мы и сами его выжрать сможем. -

  Наталья с мужем клятвенно заверяли, что о самогоне слышат впервые.

  Ездовой Борисыч зайдя в хату,алюминиевой кружкой зачерпнул из ведра воды на лавке,степенно с чувством собственного достоинства выпил и видя, что к нему направляется вспотевший старшина, сделал замечание хозяйке:
 
  - Воду в ведре наверное три дня не меняла, вон сколько мух утопилось, да и запах - я тебе скажу… -

   - Ой, простите меня. Совсем замоталась с этими похоронами. Да и в хату никто не заходил. Все пили прямо из колодца. Сейчас поменяю - извинилась Наталья.
 
  Брезгливый старшина резко повернулся и направился к колодцу. Достал свежей воды и напился прямо из ведра. Бегло осмотрев полупустую небогатую хату и ничего не  обнаружив, все вышли в сад. Любопытные хуторяне толпой следовали за ними на  некотором отдалении.

  Капитан обнаружил под деревом свежевскопанную землю и ещё раз предложил хозяину добровольно выдать самогон. Терентий уперся, как бык: «Не было на  поминках самогона и всё!»  Начальник приказал хуторянам разворошить место с рыхлой землёй.  Копнув несколько раз, лопата упёрлась в молочный бидон литров на пятьдесят. Его  быстро  извлекли из земли.
 
   – Ну, всё. Иди,  готовь торбу. Поедешь на «Беломор канал».  У меня как раз завалялась одна разнарядка лишняя – уступлю тебе. – Объявил начальник и приказал принести кружку.  Наталья с Терентием, со слезами на глазах, умоляли сотрудников не открывать флягу. Оттолкнув их, капитан зачерпнул полную кружку, сорвал распустившийся зонтик укропа, понюхал его и резко выдохнув воздух залпом  выпил.

  - Не понял – отдышавшись и прожевав укроп, сказал начальник. После этого зачерпнул ещё  пол кружки и выпил мелкими глотками. 

  - А ну, старшина, заглотни ты. Ты у нас - спец. Градусы точно определяешь. Что-то я не пойму втянулся наверное, весело сказал капитан и передал ему кружку.
 
  - Ну, товарищи начальники! Ну, дайте и мне попробовать, крутился вокруг них ездовой.
Старшина, обращаясь с издёвкой к ездовому, произнёс: 
- Какой ты непонятливый, Борисыч. Мы тебе по дороге сюда объяснили, кто ты и кто мы. И не  смей больше приближаться к начальству. Вон твоя кобыла помочилась, иди и покуштуй (попробуй) у неё, а к нам не приставай.

   После этих слов старшина, благодарно взглянув на шефа, зачерпнул полную кружку и крякнув  вылил содержимое себе в глотку. Через пять секунд, обалдело заморгав, он уставился на  начальника:
 - Что это такое? 
 - Так вот и я спрашиваю, что это такое? – грозно потребовал ответа от Терентия капитан. 
 
   – Ой,  Боже, что же вы наделали! Мы же вас с супругой при всём народе просили не трогать флягу. Этой водой обмывали покойницу после смерти. Воду закопали на сорок дней, пока душа её не прибудет к Господу. Только потом воду из фляги можно будет вылить под дерево. А вы дорвались до халявы. Пьёте и пьёте,да ещё и нас  пугаете, а что мы можем сделать? Вы - власть. А мы - людишки маленькие. -

    Тут, к огромному своему разочарованию, Стукач сообразил, что не в добрую минуту дёрнула его нелёгкая сбегать в райотдел. По всей видимости, отдуваться за лукавого соседа придется ему. Со всех ног припустил он домой, готовить котомку.

   В течение нескольких томительных секунд коллеги-милиционеры пристально, с огромной  надеждой, смотрели прямо в зрачки друг другу, ожидая, что товарищ сейчас улыбнётся и скажет:
 - Ну, пошутили и будя.
   
  Наконец до них дошло, что поговорки: « На халяву и уксус сладкий» и «Что бог не дает, то и к  лучшему»  - Не всегда соответствуют действительности.
 
  - А можно я его паскуду застрелю? И тут вместе с флягой и закопаем, – Спросил старшина у  капитана, доставая из кобуры пистолет.

   –  Кого! Этого или того? - Показал капитан за спину старшины где Стукач  петляя зигзагами и  приседая убегал к камышам. 

   – Да обоих!!! – Сдерживая позывы рвоты выкрикнул старшина.

   После этого, резко отвернувшись друг от друга, они дуэтом, исполнили арию «Риголетто» в нескольких частях.

   Две тугие струи,метра на полтора,вырывались с рёвом из внутренних органов.

  Хуторяне, громко матерясь и сбивая друг друга, шарахнулись назад, чтобы не быть  облитыми тем, чем начальство питалось ещё неделю назад.

   Наблюдательные сельчане сразу определили, что капитан был родом из благородного сословия, так как извергал содержимое желудка, изящно прогнувшись в коленях и элегантно разводил руки в стороны,  с певучим  звуком:-«ВУ - У –У – У - У !!!»-.

    А вот  старшина в это время, схватившись одной рукой за горло, а другой пониже  живота орал, как баран на привязи:- "БЕ – Э – Э – Э - Э!!!»-.

    В перерывах между потугами капитан  накладывал  растопыренные пальцы рук перпендикулярно друг другу, показывая эту решётку  Терентию. Но у того была такая дебильно-непонимающая образина, что капитан разочарованно подумал – такого в тюрьму не примут.  Ещё со времён царя Алексея – Тишайшего олигофренов, дебилов и прочих душевно больных и недоразвитых в тюрьму сажать перестали.

   Опустошив свои желудки милиционеры  шатаясь и заботливо поддерживая друг друга, направились к линейке.
 
  -  Глянь!Ещё и издевается сволочь. – Показал капитан старшине на улыбающегося  Терентия.

   – Не надо это пить!Грех великий! Как будто не мог, скотина, сразу сказать, что покойницу обмывали.

  После этих слов, став рядышком, служивые ещё один раз исполнили «Риголетто».  К великому удовольствию всех хуторян.

    Борисыч, увидев в толпе Наталью, попросил её  вынести ему ещё кружку воды  - на дорогу.  Вытерев усы, он поинтересовался у капитана и старшины, не желают ли и они испить водицы перед дальней дорогой.

   За такую насмешку старшина укрыл ездового отборнейшим матом. Капитан    извинившись за несдержанность и  невоспитанность подчиненного объяснил, что они очень благодарны за заботу, но уже напились. На данный момент хотят благополучно добраться до линейки и влезть на неё,если сил хватит.

    На обратном  пути Борисыча развезло так, что он двумя руками крепко вцепился в передок линейки, чтобы не  брякнуться об дорогу.

   Сотрудники  возмущались:   
  - Свинья! Где и когда ты умудрился так нажраться? Ты же всё время находился у нас на глазах.

   Ездовой невозмутимо отвечал, что они сами по дороге на хутор сказали ему:
 
  - Кто покуштует, а кто и облизнётся. -

  Служивые  поняли,что самогон на подворье был, просто они его не  нашли.
 
  - Поехали домой,ради Бога – Жалобно обратился старшина к  капитану. – Возвращаться назад бесполезно, потому что теперь не только у Терентия, но и на всём хуторе самогона не найдёшь, а если я ещё раз увижу как кто-то  землю копает, то сразу рыгать начну, а мне уже нечем, всё пузо пустое и болит.  Расстроенные сотрудники отправились  домой.