Православным о православии - 9

Игорь Орловский
Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2011/07/29/1227

Следующая глава: http://www.proza.ru/2015/10/19/310



РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ И СЛЕПАЯ ВЕРА
-------------------------------------------------------

                Рассуждение благорассмотрительное [необходимо] во
                всяком деле, потому что безрассуждение и добро
                приводит ко злу, и посему бывает не добром.
                Преподобный Паисий Величковский [1]

                В добродетелях надобно упражняться всегда с
                рассудительностию – которая выше всех
                добродетелей, как бы некая царица, и добродетель
                добродетелей.
                Преподобный Ефрем Сирин [2]

                Без мудрствования и добро на злобу бывает ради
                безвременья и безмерья. Егда же мудрование благим
                меру и время уставит, чуден прибыток обретается.
                Преподобный Нил Сорский [3]



Первый тип мышления, который я рассмотрю, – тоталитарный – слепая вера своему кумиру.

Рядовой член тоталитарной системы отказывается от свободы выбора, полностью подчиняет себя авторитету, кумиру. Им может быть кто угодно. При внешней свободе человека (если таковая предоставлена) личность оказывается угнетённой, а то и вовсе попранной. Можно сказать, человек превращается в зомби.

Roma locuta, causa finita – Рим сказал, вопрос окончен. Почему вопрос окончен? Потому что я отыскал истинный ответ? Да нет же, нет! Всё истинно то, что Рим сказал. Почему? Потому что Рим так сказал. И всё, не рассуждать! И адепт тоталитарной системы довольствуется мнением своего кумира, его совершенно не интересует вопрос, где же на самом деле истина, высшая правда, как же всё на самом деле.

Конечно, римо-католическая церковь – не секта, в ней никто не приказывает прихожанам: “Ты – женись, ты – иди в монахи”. Рим провозглашает окончательное мнение только по важнейшим вопросам.

Даю слово католическому священнику Роберту Брэдшоу: “К сожалению, некоторые Папы вели жизнь достаточно греховную и беспорядочную. Христос дал Своей Церкви дар безошибочности, но Он не гарантировал абсолютной безгрешности всех её членов, в том числе и тех, кто стоит во главе. Он обещал лишь то, что Папа силою Святого Духа будет надёжно защищён от проповеди лжеучения, поэтому, “выступая как глава Церкви, как верховный Пастырь и учитель всех верующих… он провозглашает окончательным решением учение о вере и морали” (II Ватиканский Собор, Догматическая Конституция о Церкви, п. 25). Несмотря на то, что Церковью временами управляли недостойные Папы, большинство Римских Епископов были добродетельными, а порой даже святыми людьми” [4].

Итак, Р.Брэдшоу не видит разницы между Церковью Небесной и церковью римо-католической. Вот она – исходная точка заблуждения!

“Западная Церковь [католицизм] подменила внутренний авторитет истины внешним авторитетом иерархии”, – верно заметил историк И.М. Концевич [5].

У протестантов, с которыми я общался, имеется свой довольно необычный кумир – это Библия. Часто слышал фразу: “Ну вот в Библии же написано!” При этом говорящие не утруждали себя поисками смысла (который открывается из контекста, местных обычаев того времени и менталитета древних народов, размышлений тех или иных людей по ряду затруднительных мест и т.д.), а просто тыкали пальцем в книгу и тупо говорили: “Ну вот же, вот!”

Но вернёмся к рассмотрению самого тоталитарного мышления. Roma locuta, causa finita – Рим сказал, вопрос окончен. Эта фраза точно его характеризует.

Тоталитарное мышление может иметь человек, находящийся в самом свободном обществе среди самых доброжелательных людей – такой человек просто не может жить без авторитета, поскольку его личность находится в латентном существовании – бытии на грани небытия. Тоталитарные ячейки могут возникать внутри обществ, не имеющих никаких предпосылок к появлению в их лоне тоталитарных структур. Например, в РПЦ – Русской Православной Церкви. Вероучительные предпосылки есть? Нет. (Грех в православном вероучении понимается не как вина, а как болезнь. Эта мысль о том, что грех – болезнь, красной нитью проходит и через творения святых, и чрез богослужебные тексты, см., напр., молитвы перед исповедью). Исторические примеры есть? Не припомню. Но в конце 20 века начинают появляться отдельные “старцы”, становящиеся диктаторами тех, кто сам хочет надеть себе на шею их ярмо. Откуда у этой паствы жажда тоталитаризма? Что в нём привлекательного? Ведь их же никто не принуждает подчиняться “старцу” и слепо верить его брехне. А вот что: можно не рассуждать, а мирно жевать корм, который положит в кормушку кумир, и от удовольствия повиливать хвостиком. Приятно, не правда ли? Никакой тебе ответственности! Никаких мучений выбора пути! Лепота! А ежели при входе в церковь снимать не голову, а одну только шляпу, то это знаете сколько проблем сразу появится! Ой-ё-ёй, только держись! Вот поэтому многие люди с восторгом принимают слова основателя кришнаизма Шрилы Прабхупады: “Неавторитетных людей слушать не следует” [6].

Для сравнения приведу слова православного иеросхимонаха XIX века Александра Гефсиманского:

«Вопрос. Батюшка, что же делать, если человек действительно не находит такого, который бы растолковал бы ему Писание?

Ответ. Ищи и обрящешь; ищи усиленно и найдёшь. Если человек усердно помолится ко Господу Богу, то после этого всякое малое отроча скажет ему на пользу его душе» [7].

Итак, даже “малое отроча” может сказать полезное для души, искать кумиров, авторитетов не нужно.

Наличие кумира – один из главных признаков тоталитарной секты. А вообще, я полагаю, что тоталитарные секты имеют четыре главных признака:
а) наличие кумира;
б) насаждение в адептах комплекса вины;
в) вера в то, что спасение возможно только в этой секте (только эта партия права);
г) запрещено общение с “внешними” людьми – с теми, кто в секте не состоит.


*      *      *

Второй тип мышления – свободный или рассудительный.

Задам коварный вопрос: может ли для христианина Бог быть авторитетом? Уверенно отвечаю: нет! Почему? Посмотрите Евангелие. Во-первых, если бы Иисус захотел стать авторитетом для кого-нибудь, то Он бы мог родиться либо императором, либо первосвященником, либо известным книжником каким-нибудь. Либо, на худой конец, фарисеем. Но что мы видим: семья безвестного плотника. Сам Иисус – странствующий проповедник, не имеющий никаких земных титулов, званий, регалий. То есть никакой рекламы. Даже когда совершал чудеса, то просил, чтобы о них не говорили. Чтобы в авторитеты не набиваться. А вот пришли к Нему фарисеи и попросили показать им знамение с неба (Мф. 12:38-40, 16:1-4). Казалось бы, прекрасный повод сделаться у них авторитетом! Ан нет: “Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему… И, оставив их, отошёл”. И народ поучал притчами, чтобы каждый самостоятельно мог увидеть истину, своим собственным мышлением сам бы к ней пришёл, чтобы каждый сам, лично сам сделал бы свой выбор. Нигде, никогда, ни к кому Христос в авторитеты не набивался – в Евангелии этого не видно.

Как известно, и древнегреческий мыслитель Сократ тоже ни к кому в авторитеты не набивался, в менторском тоне никому наставлений не читал. А, задавая вопросы, “провоцировал” собеседника на самостоятельный поиск правильного решения.

Таков человек со свободным мышлением; человек, умеющий рассуждать. Обладать таким мышлением он может и при внешнем рабстве, и в тоталитарном государстве. То, что при тоталитаризме таковых стараются выявлять и уничтожать – это уже другой вопрос.


*      *      *

Кто придерживается свободного, рассудительного типа мышления? Тот, кто хочет быть человеком.

Кто придерживается тоталитарного типа мышления? Тот, кто хочет быть винтиком в машине, скотиной с интеллектом, вечным младенцем (ведь все малые дети верят авторитету, правда ведь?).

Да, вначале все мы кому-то верим (в смысле доверяем). Например, учительница в школе говорит первоклассникам: “Земля вращается вокруг солнца, а не наоборот” Ученики: “Верим”. Хотя все они каждый день видят, как солнце восходит и заходит, а самые грамотные из них могут и в отрывном календаре прочитать: “Восход солнца тогда то, заход солнца тогда то”. Восход солнца, а не восход земли! Но школьники всё равно верят, что это земля вращается вокруг солнца, а не солнце вокруг земли. А когда приходит знание? Когда мы можем проверить то, что приняли на веру.

Но такое доверие присутствует и в науке, и в религии, и в других сферах. Нам всем приходится очень многому доверять, потому что всего не проверишь. Но рассудительный человек знает, что именно стоит проверять, а что именно можно принять на веру. А нерассудительный, боящийся рассуждать, избирает кумира.


*      *      *

Хочется привести интересный пример из жития преподобного Исаакия Печерского, преставившегося в XII веке.

Он стал затворником. Поселился в маленькой пещере. Пищу подавал ему монах через узкое оконце, потому что Исаакий полностью себя замуровал.

«Однажды, при наступлении вечера, он по своему обычаю начал творить коленопреклонения, воспевая псалмы до полуночи; когда же утомился, то, погасив свечу, сел на месте своём. Внезапно пещеру озарил великий свет, яркий как солнечный, и к преподобному подошли два беса, в образе прекрасных юношей; лица их светились как солнце; они сказали святому:

– Исаакий! мы – ангелы, а вот грядёт к тебе Христос с небесными силами.

Поднявшись, Исаакий увидел множество бесов; лица их светились как солнце; один же среди них сиял более всех, и от лица его исходили лучи; тогда бесы сказали Исаакию:

– Исаакий! вот – Христос; пади пред Ним и поклонись Ему.

Не поняв бесовской хитрости и забыв ознаменовать себя крестным знамением, преподобный поклонился тому бесу, как бы Христу.

Тотчас же бесы подняли великий крик, возглашая:

– Исаакий – ты наш теперь!

Посадив его, они и сами сели вокруг него; вся келия и пещерная улица около той келии наполнились бесами. Тогда один из бесов, мнимый Христос; сказал:

– Возьмите сопели, гусли и тимпаны и играйте на них, а Исаакий пусть пляшет перед нами.

Тогда бесы стали ударять в сопели, тимпаны и гусли; схватив Исаакия, они стали скакать с ним и плясать в течение долгого времени; утомив преподобного и оставив его едва живым, и таким образом надругавшись над ним, бесы исчезли» [8].

После этого Исаакий два года пролежал парализованным.

Ошибка Исаакия в том, что он поверил явившемуся ему “Христу” как авторитету, поверил не рассуждая. За это и был наказан Христом настоящим. Наказан за нерассудительность, за тоталитарное мышление, за личную преданность человеку, а не истине. Наказан за то, что слепо исполнил неразумный приказ – стал плясать под музыку.

Богу не нужны тупые исполнители Его воли – Ему нужны свободные личности. Поэтому Он и учит молиться своих учеников: “Когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах!” (Лк. 11:2). Итак, верующие – дети Бога. А дети не могут быть слепыми винтиками в сталинской машине. В другой раз Христос говорит апостолам: “Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего” (Ин. 15:14-15).

Вывод: у христианина не может быть тоталитарного мышления, не может быть никаких кумиров, никаких авторитетов. И сам Бог ему – не авторитет. А свидетель истины.

2008 март – июнь, 2010 апр., 2011 авг.


[1] Цит. по: Преподобные старцы Оптиной пустыни. Жития – Чудеса – Поучения. М.-Рига. 1995, с. 35.

[2] Добротолюбие. Изд. Троице Сергиевой Лавры, 1993, т.II, с.376.

[3] Цит. по: Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. Издат. отдел Московского Патриархата, 1993, с.160. 

[4] Брэдшоу Роберт, свящ. Твоя дорога к Храму. Красноярск, “Claretianum”, 1994, стр.28–29.

[5] Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, стр. 207.

[6] Шри Упадешамрта Шрила Рупа Госвами. Нектар наставлений. (Перевод и подробные комментарии Шрилы Прабхупады). Изд. “Бхактиведанта бук траст”, б.г., стр. 31.

[7] О жизни и подвигах старца-затворника Гефсиманского скита, что близ Троице-Сергиевой лавры, иеросхимонаха о.Александра. Собрано его келейником N.N. М., 1994, стр. 54-55.

[8] Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. М., 1905, т. 6, стр. 284 (14 февраля).



Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2011/07/29/1227

Следующая глава: http://www.proza.ru/2015/10/19/310