Среди живых изваяний

Людмила Береснева
 Осло. Фрогнер-парк. Фото автора.

  Осло встретил меня по-августовски тепло и солнечно, хотя опыт путешествия по Скандинавии уже подсказывал, что нельзя доверяться ленивому северному светилу: оно капризно и изменчиво. Но почему-то сегодня солнцу хотелось верить.  И оно не обмануло ожиданий, подарив яркий, теплый денек.
     Знакомство с Осло началось с Фрогнер-парка. В моей памяти запечатлелась величественная красота парков Петергофа, Ораниенбаума, Павловска, Версаля, Фантебло… Каким я  увижу этот парк?
      И вот подхожу  к ажурным воротам парка, на которых изображены изящные силуэты улыбающихся женщин. Таинственная символика этих фигур в том, что они неразрывно  связаны с  породившей их землей:  ниспадающие волосы женщин превращаются в виноградные лозы.  «Сад людей» - так назвал свой парк талантливый норвежский скульптор Густав Вигеланд. Сорок лет он работал над изваяниями, украшающими парк, не дожив до его открытия год.
     В начале аллеи огромного парка - скромный памятник Мастеру. Он создан им самим. Перед нами невысокий, коренастый человек, в его руках привычные для скульптора инструменты – молоток и резец. Сосредоточенность  лица говорит о том, что человек -  в состоянии творческого вдохновения.
     Многодетная, бедная семья Торсенов подарила Норвегии двух талантливых сыновей: скульптора Г. Вигеланда (псевдоним – это название родины его матери) и художника Э. Торсена.
          Г. Вигеланд оставил грандиозное наследие, хранящееся в музеях Норвегии, но более любим норвежцами  все-таки «Сад людей». Теоретики искусства, журналисты еще при жизни Вигеланда стремились познать авторскую концепцию национального парка, пытались разгадать неоднозначность многих его скульптур. Мастер уклонялся от прямых пояснений, он принципиально не давал названий своим работам, желая открыть простор творческому воображению зрителей.
     После посещения парка  я поняла, что Г.Вигеланд создал своего рода «сад Эдем» для обычных людей на земле.
     Мастер понимал, что человека подстерегают в жизни опасности и нравственные испытания, поэтому  символично, что парк открывают и завершают колонны, на которых изображен дракон, склоняющий человека к грехопадению. Сначала человек сопротивляется греху, но силы явно не равны. И  на колоннах, завершающих парк (опередим события), зритель видит, как человек оказывается во власти греха. Но даже грешный человек, по мысли Вигеланда, достоин понимания, радости, счастья.
    В Фрогнер-парке посетители видят скульптуры не богов, не  мифических героев, а обычных людей, их тела обнажены, но при этом не рождается мысли об эротике, у автора была другая  задача – показать человека в его подчеркнуто  естественном бытовании.
     Скульптуры Вигеланда рассказывают о человеческой жизни от рождения до смерти. На парапете  моста через спокойную речку, пересекающую парк, мы видим скульптуры, связанные с безмятежным временем человечества – детством. В центре площадки – бронзовое изваяние младенца, который, казалось, еще мгновение – и войдет  в этот сложный мир людей. Главное настроение скульптур «детской площадки» - радость от полноты жизни, счастье от общения родителей со своими детьми. И если тема материнской нежности, заботы, трепетного отношения к детям не нова в искусстве, то тема чадолюбивых отцов, испытывающих безмерную радость от общения с детьми, притягательна и надолго останавливает внимание всех посетителей парка. Вызывает добрую улыбку скульптура, где изображен заботливый отец, наконец-то поймавший расшалившихся сыновей-близнецов, он подхватил их обоих и несет, и  те уже не пытаются вырваться из крепких отцовских объятий. Но если матери в скульптурных композициях терпеливы к своим детям, они позволяют им любые, самые забавные проявления их фантазий (вот дети «оседлали» мать, превратив ее в «лошадку», и она  радостно участвует в их игре), то бывает и так, что  отцы нетерпимы к детским шалостям, особенно  если дети отвлекают от работы. Об этом говорит скульптура, когда отец отбивается от наседающих  на него  озорных малышей.
     Среди веселых, резвящихся детей мой взгляд привлекла скульптура рассерженного, кричащего мальчугана. Он раздраженно топает ножкой, крепко сжал кулачки. Ощущается, как требователен и настойчив его крик.
      Я была  крайне удивлена, узнав, что этот капризный, плачущий малыш стал визитной карточкой Осло, где спокойные белокурые голубоглазые дети так похожи на ангелов. Непонятно, почему именно  изображение этого малыша  мы видим на открытках, календарях, сувенирах?
     От этой площадки аллея ведет нас к фонтану. Сквозь мощные воды его видны шесть мужских фигур. Мускулы мужчин напряжены. Казалось, невероятным усилием им удается держать чашу жизни, из которой изливается бурный поток воды, символизирующий, на мой взгляд, стремительное движение жизни, ее напор и энергию. Фонтан обрамлен черным гранитом,  из которого как бы растут бронзовые деревья жизни. У скандинавов таким древом жизни является ясень. В ветвях деревьев прячутся играющие дети,  юные влюбленные,  счастливые родители с детьми и старики, их почти бестелесные фигуры похожи на стволы священных деревьев.
     Территория вокруг фонтана выложена черно-белой мозаикой, представляющей сложнейший рисунок, он как бы напоминает лабиринт дорог и троп, которые проходит человек в жизни.
     От фонтана лестница ведет на самую высокую точку холма. Там находится главный объект парка – «Монолит» – высоченный  колосс из цельного камня (16 метров), олицетворяющий историю жизни человечества. Здесь мы видим    желание человека выжить, занять свое место в жизни, достичь ее высот. Эти устремления принимают разные формы: одни люди жертвенно подставляют свои спины и плечи тем, у кого есть силы и стремление подняться выше, а кто-то, попирая других, карабкается вверх по головам. Ближе к вершине фигуры молодеют, а достигают ее только те, кто чист душой, как правило, это дети.
     Как же шла работа над этим грандиозным сооружением?
     Четырнадцать лет три резчика по камню день за днем воплощали замысел великого автора. Композиция «Монолит» состоит из 121 фигуры – это, конечно, титанический труд. А рядом с «Монолитом» обычные сценки из жизни, передающие всю полноту человеческих чувств и эмоций. Красива юная пара влюбленных, прильнувших к друг другу в первом поцелуе, глубока радость мужчины и женщины, ласкающих их первенца, но и старость может быть красивой и счастливой. Трогательна композиция, где старик нежно, как ребенка, обнял прожившую с ним всю жизнь жену; пожилая женщина доверчиво склонила голову ему на грудь. Нет улыбок на их лицах, но они счастливы, что вместе.
     Заключительным аккордом парка является скульптура «Колесо жизни»: семь сплетенных фигур взрослых и детей совершают вечное движение по кругу – от колыбели до смерти.
     Потрясенная увиденным, возвращаюсь обратно, проходя вновь через «анфиладу сложных человеческих отношений», воплощенных в скульптуре. Возвращение назад по тем же аллеям дает возможность еще раз глубоко переосмыслить человеческую жизнь  и восхититься талантом скульптора Г.Вигеланда.

Выражаю глубокое соболезнование всем пострадавшим в недавних трагических событиях в Норвегии.
Искренне верю, что доброта норвежцев и величественная красота их страны смягчат боль утрат и потрясений.
Мысленно с норвежским народом в сегодняшний день поминовения  трагически погибших.
Береснева Л.