Август роняющий

Лара Галль
Больше всего мне жалко тех, кто не спит - не может. Даже если этот человек  страшен и мерзок, я пожалею его много, коль он лишен утешения сна. Как я в эту ночь.

Мой ангел бессонницы безлик, волосы его сплетены в слабый жгут и перевиты шнурком, а концов шнурка невидно.
У него хитон цвета бывшей белой  простыни и проволочные крылья стрекозиного контура – дюжина таких крыльев в пучке. Он держит руки за спиной, вцепившись в букет. Made in China написано  где-то там, внизу, где должны быть ступни, но их нет.  Мне нравится  этот ангел – нелепый протуберанец приграничного блошиного рынка.

Каков человек, - думаю я чужими словами, - таков и его ангел.

Хочется быть взрослой, умной, снисходительной, независимой,
и перескакивать изящно логические уровни, как опытный, знающий жизнь, человек.
Но когда я чувствую, что меня воспринимают именно такой, на меня обрушивается ужас разоблачения - он такой тяжелый, что я реву, и ищу убежища, и не понимаю, как вообще смею жить видимо и слышно.

Когда есть сон, то такие состояния можно просто переспать и забыть. А когда нет – плохо.

А еще, один мужчина копирует мой  сетевой дневник в свой.
День за днем. Только род местоимений меняет и глагольные окончания.

[Тут я встаю и понарошку варю себе кофе – просто заливаю кипятком в чашке молотые зерна, жду четыре минуты и двадцать одну секунду, и размешиваю. Можно пить – получается почти как в джезве. Или лучше. Или не ждать двадцать одну секунду, что за нелепая точность].

Так вот про дневник  – я случайно  узнала: мне нужно было найти свою не очень давнюю  запись о фильме, и я задала поиск по единственной фразе из записи, которую помнила наверняка: «такой вот  синематограф первого бардо».

И вышла на его дневник. Который мой. Только пишется от лица мужчины. Я настолько не знаю, что с этим делать, что ничего не делаю. Надеюсь, он понимает, зачем ему это нужно.

[Иногда мне хочется, чтобы он опередил меня на день, написал что-нибудь, а у меня бы это сбылось.  Но он никогда не опережает, он идет след в след. И мой дневник –  как светильник,  закрепленный  на его щиколотке, и он боится шагнуть за круг зыбкого света, потому что во тьме - тени чудовищ, и запах угрозы].

А может быть это просто розыгрыш, или чья-то шалость. Я не знаю. Нет, не похоже.

Я поискала этого мужчину на других сайтах, и нашла. Даже фото нашла. И рабочее резюме. И город, и страну. Он юный совсем – нет и тридцати, он гей и меланхолик.  Судя по дневнику - ощущенец  бога, бредящего свои истины  в мире прагманоидов. Это что ли и  я такая?
Иногда читаю его  - мои - строчки словно  донесение о себе – кому, куда…

«Если бы я родился слепым, и жил бы слепым долго, и усвоил мир на ощупь и умозрительно, а потом бы прозрел, то страдал бы, а не радовался. Мне пришлось бы перекраивать всего себя под подаренное зрение – к чему такие подарки, ведь их не снести человеку, ведь жизни не хватит, чтобы овладеть этим даром, потому что вначале надо отречься от всех своих навыков восприятия, практически от себя. И привыкать к тому, что яблоко – это не гладкая на ощупь почти-сфера, что помещается в ладонь и пахнет, а вот то – нечто, что мне никогда добровольно не назвать яблоком, надо себя заставить, притвориться, будто это оно. И так – с каждой вещью, и всем, всем,  что теперь стало видимым, и оттого непонятным …

Если бы я вдруг прозрел после долгих лет жизни слепым, то как бы я узнал что именно вижу? Кто бы во мне наладил связь между видимым и смыслом? Да никто. Этот дар зрения слепому – он бы меня убил, отменил, вынудил бы стать беспомощным младенцем и ползти к знанию заново. Черт, кажется, я только что описал сущность христианства с его «рождением свыше», как мило…».

***

Мой дом выстроен как колодец – колодец без воды -  мое окно во внутреннем углу. Оно обряжено в белый пластик, это нелепо смотрится на ветхой стене, но мне изнутри не видно. То есть даже в голову не приходило,  пока соседнее  - наискосок и тоже угловое  - окно не вытаращилось однажды вечером  белым пластиком рамы. Это окно совсем рядом, но мне не видно, что там за ним происходит, хотя штор нет  – видимо, архитектор хорошо просчитал расположение. Или так вышло само.

Ясно, что в комнате идет ремонт, раз заменили раму. И стекла. И, наверное, жильцов.
Сегодня ночью я не сплю -  это всё звездопад.  Стою у окна, смотрю во двор-колодец, мне не видно неба, но я слышу, как недалеко -  на заливе -  звезды срываются в море – каждый август  нестойкий небесный клей выветривается за вечность.

 Можно ли втащить в текст кусок реальности, прямо через окно, и не думать о несовместимости измерений, - сомневаюсь я, и тут в раме этого самого окна появляется женщина. И что-то говорит. Мне. Я хочу отпрянуть, вырезать себя из кадра, но это уже невозможно – надо догнать слухом звуки сказанного, и протолкнуть сквозь рот ответные звуки. Я сейчас, я быстро. Кажется,  она сказала «прикурить». Нет, она сказала «зажигалка сдохла».

- У меня есть спички, - говорю я. Голос отвык, что им пользуются, и весь мятый - даже склеившийся, как высохший сложенным дождевик.

- Ну кинь, - говорит женщина.

- Я не умею кидать так, чтобы ловили, - смущаюсь я.

[Это правда. Нужно очень меня знать, чтобы понять куда не туда полетит брошенный со всем старанием  предмет.
Это как с любовью – поладишь  с кем-то, и  думаешь: «вот кто прошел кастинг на мой сценарий», дальше ликуешь и обращаешься как с персонажем, и удивляешься "что ж он реплики не те подает, не выучил что ли"]

- Подожди, я щас, - говорит женщина, - закрой-ка глаза.

«Могу ли я подождить, как туча, - думаю  с закрытыми глазами, - «подожди -  да подождю, нивапрос…»

- Ну вот, - выдыхает женщина, стоя уже на моем подоконнике, - где твои спички, давай. А чё сера синяя?

- Не знаю. Это финские спички, там сера, наверное,  в цвет флага – синяя. А ты – ангел?

- Ясное дело, - усмехается женщина, - кто ж еще-то. Ну не блажи, какой я ангел, я – соседка.

- А как же ты перелетела из своего окна в моё?

- Посмотри, - она поворачивает голову в сторону двора и сгибает  указательный палец  -  «вниз посмотри, мол». Выглядываю.  По внутреннему периметру двора-колодца  уложены огромные упаковки стекловаты – ее выгрузили вечером, и  ее так много, что достает до окон второго этажа. До моего. И до ее. По ней она и прошла, аки по …  Всего-то шагов пять от окна до окна наискосок.

- Чё не спишь? – закуривая, спрашивает женщина-не-ангел, и я принимаюсь ее разглядывать. Волосы на прямой пробор, длинными черными спиралями до плеч. Узкий нос с горбинкой. Рот насмешливый, подвижный. Брови хорошего рисунка, глаза темные, впрочем, сейчас ночь. 

Женщина убирает прядь за ухо,  и я вижу на щеке большую узорчатую татуировку.

- Зачем это? – спрашиваю я невольно, запоздало сообразив, что вопрос бестактный.

- Родимое пятно ретушировала, - равнодушно говорит женщина.

- А разве можно?

- Нет. Ну и что? – она усмехается, - пепельницу дай.

Я подаю ей кофейное блюдце. Пепельницы у меня нет. Есть небольшая урна с пеплом из крематория, но это не стоит использовать - пепел к пеплу -  не тот случай. Мне ее дали на хранение, обещали забрать, потом уехали в Европу на сезонные заработки, да так и не вернулись. Лет восемь как не вернулись. И знать о себе не дают. Живу с прахом в шкафу. Чем не сюжет.

- Пепельницы у тебя нет, – говорит  женщина, давя окурок в белом блюдце, - и  любовника  тоже нет?

- Зачем мне любовник, - смеюсь я, - у меня есть муж.

- Муж содержит, любовник обслуживает тело, и вообще женщина без любовника это как человек без паспорта, - оконная гостья  усаживается на диван с ногами, поднимает колени к груди,  и натягивает на них подол туники. Очень уютно сидит. Где-то вдали ее муж и любовник живут ради нее, мир в гармонии, хорошо.

- У меня нет любовника, зато  есть виртуальный двойник. Это тянет на паспорт?

- Доппельгангер? Круто. Расказывай.

Я запускаю второй ноутбук – для наглядности. Открываю свой сетевой дневник и блог двойника. Джаред - его сетевое имя – Jared.


Гостья снова отправляет прядку за ухо, обнажая татушку, и читает на моем ноутбуке:

«… и вот по тому,  как остро не сложилось – а ведь могло,  по шлейфу высокой тоски  от невозможности  возможного счастья мы и заключаем  что это была настоящая  несбывшаяся любовь. Страдать по ней невыносимо и сладко, и в этом эмоциональном рационе и состоит весь толк от нее…»

Переводит глаза на дневник Jared’a и читает продолжение там:

«… а то как в результате  складывается – это мы воспринимаем, как  неумолимость жизни, раздавившей капсулу любви в своей тяжкой  поступи…»

И снова читает мой дневник:

«…люди,  помогающие другим,  выполняют функции Бога по выравниванию блага, растягиванию материи по улучшенному контуру…»

«брак некоторых женщин – это честный обмен сексуальных услуг на заботу и покой»

И блог Jared’a:

… заботу и покой»

 «А это цитаты из писем  моей двоюродной бабушки. Нашел в потайном ящике бюро, представьте!!!

«…самое лучшее в жизни не любовь, а пост-пост-любовь.
когда уже отболело,  а ты не умерла. Живешь и открываешь потихоньку секреты проделанного с тобой трюка…»

«…как же унизительна обнаженная, обнаруженная не единственность тебя для мужчины, какая гадость эта конкуренция с другой самкой, какое животство, тягота и тоска, стремительный откат в самые хтонические низы,  где монстры ненависти движимы бездумностью, чистой механикой инстинкта…»

- Двоюродной бабушки? – гостья смотрит на меня весело.
- Двоюродной бабушки, - повторяю я, - наверное,  Jared всегда мечтал о бабушке. Но три восклицательных знака – как утомительно и безвкусно.

- Ты хочешь это прекратить? – вдруг спрашивает она, и я понимаю, что это не праздный интерес, это деловой вопрос.
- Я хочу понять, - говорю я.
- Что ты мне дашь, если я тебе помогу? – гостья чиркает спичкой, закуривает – в воздухе пахнет серой – я нервно смеюсь своей цепочке ассоциаций: сера-ад-дьявол-сделка-продать душу.
- Спички. Я дам спички.
- Кэцэ, - кивает эта женщина-с-татуированной щекой.

[Культурные коды повсюду, как жить, как жить.] Ночная гостья, шагая в окно, сообщает:

- Пойду, запрягу пару хакеров на твоего Jared’a.

- Как тебя зовут? – ну а что, надо же познакомиться для удобства.

- Никак, - доносится  с улицы, - я сама прихожу.

***

- Эй, - машет  она  из окна наутро, - посмотри своего Jared’a теперь, с твоего компа будут видны все его скрытые записи.

- Разве так можно сделать?

- Нет. Ну и что? Посмотри. Хотела понять – вот и поймешь. Там ничего сложного.

***
Ничего сложного. Скрытые записи.  Не скопированные с моих.  Дневник для себя.
Они выделены другим шрифтом и цветом. Читаю только их, пропуская свои.

«Сегодня я продал квартиру в Л-ке. Денег хватит на год жизни в П. И на не очень подержанный миникупер, и что Олег только в нем нашел.
Я купил   себе и Олегу год  а т м о с ф е р ы – это самое дорогое что можно купить. Что будет потом. Я не знаю. Может быть, меня постигнет  скоротечный  рак, или забьёт битой гомофоб, или собьёт машина. Еще не знаю как, но  я нарвусь».

«Я никогда не понимал, как можно вместе со всеми любить и хором петь какой-то хит. Какой-то свальный грех, фу. Я люблю и тем обособляю от всех прочих. Моё, не троньте!»

«Я не могу прожить этот год собой. Мне нужен чужой сюжет. Я войду в него и буду с ним и он со мною.  Олег такой красивый. Я смотрю как он спит, он красивый и мне кажется, что ему хорошо. Какая ж связь. На красивых приятно смотреть, потому что кажется,  что им хорошо. Бред».

«Я должен найти кого-то похожего на меня. Лучше женщину. Да, женщины очень подробны в ощущениях.  Олег подсел на каперсы. Как он может их есть – с его-то чувствительной слизистой. При этом оливки каламата ему кажутся слишком ядреными».

«Сегодня я нашел дневник, который мог бы написать сам. Теперь начну отучать себя от жизни. Поселюсь в чужом сюжете, буду бесплотен. Практика на год, перед тем как совсем».

« Похоже, мой женский двойник тоже фанатеет от цирка дю солей. Нашел пересказ Кортео для слепых. Ну это я так назвал, на самом деле там просто подробное описание шоу. Или нет, скорее интерпретация. Я видел это шоу, и понял его так же, потому написанное показалось мне описанием. Что ж, это только доказывает, что я нашел нужный мне дневник, и могу поселиться в нем, как персонаж. Как лирический герой то есть».

«Зачем они старались выживать в концлагерях? Работать до смерти, голодать, терпеть боль, и в результате таких месяцев, а то и лет, все равно умирать? Почему было сразу не нарваться на автоматную очередь? Что за невидимая изоляция удерживает в унизительной жизни?»

«Если  умру  жертвой гомофобных разборок – хоть какой-то толк. Затюканный мальчик из провинции, которого даже родители презирали так, что с горя умерли. За границей, где и работали. Уехали подальше от сына. Такого. Хорошо хоть бабушка умерла раньше, чем я сделал камингаут, не узнала ничего про своего мальчика. А мальчик продал родительскую квартиру и просадил наследство за год, с любовничком, ах  подонок. Это я. А ведь мог бы …».

«Сейчас мне хорошо. Всё решено. Душа пристроена в чужой дневник, тело получило что требовалось. Я плохо распорядился, Господи? Как мог. Я старался. Я ведь долго очень старался быть нормальным, думал, что так надо. Мне очень больно жить, у меня не осталось ресурса. Год подойдет к концу и всё. И хорошо. На цирковом велосипеде я уеду по туго натянутому тросу в небеса. Как Мауро из Кортео. И не надо меня оплакивать».

«Черт, она наткнулась на мой дневник. Рановато. Мне нужно еще два месяца, а потом закончатся деньги, закончится контракт Олега, и аренда квартиры.  Пока буду продолжать как ни в чем ни бывало. Она должна понять. Хотя как она поймет, если ничего о мне не знает. Нет, она просто почувствует, что лучше меня не касаться. Я неприкасаемый, гы. Уверен, она не станет всякие дрязги и прочее...».

***
- Ну как тебе? – спрашивает  вчерашняя гостья, устраиваясь на моем подоконнике с сигаретой.

- Мне кажется теперь, я должна что-то сделать.

- Ты должна мне спички.

- А. Да. Вот.

- Так что насчет пепельницы? В чем ты хранишь пепел?

Я вздрагиваю. Смотрю на нее.

- У тебя в доме пепел. На хранении. Или уже нет?

- Откуда ты знаешь? – у меня опять склеился голос.

- Неважно. Так контейнер у тебя?

Я молча выхожу и возвращаюсь с керамической пирамидкой. 

- Я тебя не обижу, - говорит мне эта охотница за прахом - [кто она вообще, ведьма с татуировкой, что за люди вокруг меня образовываются, Господи, куда, спрашивается,  смотрит мой безликий ангел с блошиного рынка.]

Она открывает пирамидку, что-то невозмутимо  объясняя:

- Тут много. Мои ребятки хакеры свое дело знают. Сдали нам  твоего доппельгангера не только в вирте, но и в реале, и им причитается. Я возьму им, и себе на булавки. Ну, на хорошие булавки, чего там.  Остальное – как хочешь. Можешь порадовать Jared’a наследством от бабушки. А можешь не отягощать ему жизнь, и оставить всё себе. Уедешь куда-нибудь в Норвегию на пээмжэ.

[Что она несет, сумасшедшая, что она курила такое, прикуривая от моих спичек.]

Она смотрит на пепел с брезгливым удивлением. Я смотрю на нее. Что она ожидала там увидеть, интересно.

- Это и правда пепел? – говорит она хмуро, - халтурят сволочи, вон осколки  не пережженных костей. А ребятки радовались, когда сложили два и два и решили, что   родители твоего доппельгангера  именно тебе и оставили урну с как бы прахом бабки.  Уж больно все складывалось головокружительно…

Она замолкает, рассеяно глядя на серый зернистый пепел.

 -  На самом деле,  там хорошо так было отложено бабушкиных камушков на чорный день – в той урне, которая…   Ты как-нибудь намекни этому Jared’у, что ему умирать не стоит – дело есть. Пусть поищет кому предки бабушку доверили. Будет на что купить себе еще полтос жизни. А у тебя,  кстати, эта хрень незахороненная откуда?

- Оставили на хранение одни знакомые, да так и не забрали. Уже лет восемь  как не объявляются.

- Совпадение прям сюжетообразующее. А ты точно ничего… хотя нет, конечно, куда тебе. Ладно. Мне пора.

- Ты теперь тут живешь? В той комнате, где окно наискосок от меня?

- Нет, это мне просто вписка была нужна на пару суток, и меня впустили в пустую комнату после ремонта. Сегодня у меня обратный поезд.

Она выходит в окно. Как быстро формируются привычки, надо же.

***
«Сегодня ночью», - пишу я в дневнике, - «ко мне приходила гостья …»
Я пишу так, чтобы Jared понял, а остальные восприняли как вымысел, спровоцированный августовским звездопадом.
На следующий день я привычно кликаю  на закладку с его дневником и получаю ошибку 404.
Страница не найдена. Значит, прочитал. И понял. Ура.

Дорогой Jared, надеюсь у тебя получилось.