Как возник разум?

Евгений Нейштадт
Ответ на этот вопрос я нашел у Пьера Тейяра де Шардена - двоюродного внучатного племянника Вольтера, священника и палеонтолога, открывшего синантропа   -
в его гениальной книге «Феномен Человека». Цитирую:

«Для окончательного решения вопроса о "превосходстве" человека над животными (его необходимо решить в интересах этики жизни, так же как в интересах чистого знания...) я вижу только одно средство – решительно устранить из совокупности человеческих поступков все второстепенные и двусмысленные проявления внутренней активности и рассмотреть центральный феномен – РЕФЛЕКСИЮ.

С точки зрения, которой мы придерживаемся, рефлексия – это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, – СПОСОБНОСТЬ УЖЕ НЕ ПРОСТО ПОЗНАВАТЬ, А ПОЗНАВАТЬ САМОГО СЕБЯ; НЕ ПРОСТО ЗНАТЬ, А ЗНАТЬ, ЧТО ЗНАЕШЬ. Путем этой индивидуализации самого себя внутри себя живой элемент, до того распыленный и разделенный в смутном кругу восприятий и действий, впервые превратился в точечный центр, в котором все представления и опыт связываются и скрепляются в единое целое, осознающее свою организацию.

Каковы же последствия подобного превращения? Они необъятны, и мы их так же ясно видим в природе, как любой из фактов, зарегистрированных физикой или астрономией. Рефлектирующее существо в силу самого сосредоточивания на самом себе внезапно становится способным развиваться в новой сфере. В действительности это возникновение нового мира. Абстракция, логика, обдуманный выбор и изобретательность, математика, искусство, рассчитанное восприятие пространства и длительности, тревоги и мечтания любви... Вся эта деятельность внутренней жизни – не что иное, как возбуждение вновь образованного центра, воспламеняющегося в самом себе.

Установив это, я спрашиваю: если действительно "разумное" существо характеризуется "рефлектирующей способностью", как это вытекает из предшествующего изложения, то можно ли серьезно сомневаться, что РАЗУМ – ЭВОЛЮЦИОННОЕ ДОСТОЯНИЕ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКА? И следовательно, можем ли мы из какой-то ложной скромности колебаться и не признавать, что обладание разумом дает человеку коренной перевес над всей предшествующей ему жизнью? Разумеется, животное знает. Но, безусловно, оно не знает о своем знании – иначе оно бы давным-давно умножило изобретательность и развило бы систему внутренних построений, которая не ускользнула бы от наших наблюдений. Следовательно, перед животным закрыта одна область реальности, в которой мы развиваемся, но куда оно не может вступить. Нас разделяет ров или порог, непреодолимый для него. Будучи рефлектирующими, мы не только отличаемся от животного, но мы иные по сравнению с ним. Мы не простое изменение степени, а изменение природы, как результат изменения состояния…

Что бы там ни говорили, психика собаки положительно выше психики крота или рыбы.
 С этой точки зрения можно было бы сказать, что всякая форма инстинкта по-своему стремится стать "разумом", но только на человеческой линии (по внешним и внутренним причинам) операция удалась до конца. Стало быть, человек являет собой единственную форму сознания, достигшую состояния мысли, из бесчисленных других форм, испробованных жизнью в животном мире. И столько же имеется психических миров, в которые нам очень трудно вступить не только потому, что сознание здесь выступает более смутно, но и потому, что здесь оно действует иначе, чем у нас.
Если история. жизни, как мы сказали, есть. по существу, развитие сознания, завуалированное морфологией, то неизбежно у вершины ряда, по соседству с человеком формы психики должны доходить до уровня разума. Это как раз и происходит.
И тогда проясняется сам "парадокс человека". Смущенные тем, как мало "антропос", несмотря на свое неоспоримое умственное превосходство, отличается анатомически от других антропоидов, мы – по крайней мере у точки возникновения – чуть ли не отказываемся их разделять. Но это удивительное сходство – не это ли в точности должно было случиться?..
Когда вода при нормальном давлении достигает 100°, то при дальнейшем нагревании сразу наступает беспорядочная экспансия высвобождающихся и испаряющихся молекул без изменения температуры. Если по восходящей оси конуса производить друг за другом сечения, площадь которых постоянно уменьшается, то наступает момент, когда при еще одном бесконечно малом перемещении поверхность исчезает и становится точкой. Так, посредством этих отдаленных сравнений мы можем представить себе механизм критической ступени мышления.

С конца третичного периода на протяжении более 500 миллионов лет в клеточном мире поднималась психическая температура. От ветви к ветви, от пласта к пласту, как мы видели, нервные системы, pari passu, все более усложнялись и концентрировались. В конечном счете у приматов сформировалось столь замечательно гибкое и богатое орудие, что непосредственно следующая за ним ступень могла образоваться лишь при условии полной переплавки и консолидации в самой себе всей животной психики. Но развитие не остановилось, ибо ничто в структуре организма этому не препятствовало. Антропоиду, "по уму" доведенному до 100°, было добавлено несколько калорий. В антропоиде, почти достигнувшем вершины конуса, свершилось последнее усилие по оси. Этого было достаточно, чтобы опрокинулось внутреннее равновесие. То, что было лишь центрированной поверхностью, стало центром. В результате ничтожно малого "тангенциального" прироста "радиальное" преобразовалось и как бы сделало скачок вперед, в бесконечность. Внешне почти никакого изменения в органах. Но внутри – великая революция: сознание забурлило и брызнуло в пространство сверхчувственных отношений и представлений и в компактной простоте своих способностей оно обрело способность замечать самое себя. И все это впервые».

По Библии первыми людьми были Адам и Ева. Но были ли они людьми разумными?
Они даже НЕ ЗНАЛИ, что наги. Так же, как и животные, которые тоже НЕ ЗНАЮТ, что они –
наги. О возникновении разума в Библии не сказано ничего, кроме фразы  «Откроются глаза ваши», сказанной искусителем. Правда по Библии Бог велел Адаму давать имена всему, что он видит. Но может ли животное дать имя тому, что видит? Внутренний мир животного есть его внешний мир. Чтобы назвать то, что ты видишь, надо себя этому противопоставить, то есть, буквально встать напротив него. А встав напротив называемого, ты увидишь себя, называющего, а это и есть рефлексия, разум-рефлексия, возникновение которого впервые открыто и гениально описано Пьером Тейяром де Шарденом.

Всеведущий Творец сознательно изгнал первых людей из рая: запретный плод был только поводом, предлогом.
Рай – это «незнание». Животные живут в раю: они не знают, что умрут и не ведают, что творят - все решения за них принимает инстинкт.
Творец, направляющий Эволюцию, знал, что противопоставив себя Природе и поэтому став разумным, человек разумный  будет становиться Природой, сознающей самое себя, а именно это и было необходимо для ускорения Эволюции в направлении к предопределенной Им Цели.

«ТВОРЕНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕНО». Мартин Бубер.

Интересно, что далее в этой своей книге Тейяр дойдет и до ОДУХОТВОРЕНИЯ, которое мне тоже открылось,
но с другой стороны.