Кричи! Тебя услышат!

Владимир Быстров
Из письма Юрия К.:
---------------------------

"Ты спрашиваешь, как здоровье? Ну, какое у нас уже здоровье! Так, барахтаемся, понемногу. Сердце, вот, прихватывает все чаще, да еще кашель этот... Жена говорит, что это от курения. Бросать, мол, давно уже пора. Но я-то знаю, что это все от сердца.   Износилось, не успевает кровь через легкие прокачивать. Было у меня уже такое... А тут еще напасть объявилась – кричать по ночам стал. Да так, что сам просыпаюсь..."

Из рассказа Сергея В.:
------------------------------

"Плохая это была гора. Самая плохая из всех "больших". Много народу на ней осталось… И не верьте, если кто скажет, что ничего не боится! Это только дураки ничего не боятся, а для нормального человека чувство страха – явление вполне обычное. Вроде как сигнал, предупреждение, чтобы не расслаблялся, значит. Ну, мы-то расслабляться как раз не собирались и шансы свои на успех оценивали весьма высоко. А страх... Страх, конечно, был! Скорее, не страх даже, а боязнь, что какая-нибудь мелочь сорвет все наши планы. И как в воду глядели! Подвел нас, как сейчас принято говорить, пресловутый "человеческий фактор". А конкретно - Юрка. Вначале на ночевках кашлять стал взахлеб, потом "чейнстохово" дыхание появилось – слышали про такое? Это когда сердце два раза стукнет, а третий – пропускает. Вроде, как у машины, когда движок "троит". Поначалу надеялись, что все само пройдет. Ну, что он постепенно втянется. Даже лишний промежуточный лагерь организовали, чтобы он получше акклиматизировался. И, казалось, у него действительно все прошло, и он уже в норме. Но на следующий день, после этой стеночки скальной, его снова прихватило, да так, что мы уже всерьез перепугались! Но опять понадеялись на наш обычный «авось». На первом же более-менее пологом участке вырыли снежную пещеру, уложили его, дали лекарств, какие в аптечке у нас были, чаю горячего... Решили, пусть полежит, отдохнет, а там посмотрим. Если будет все нормально, то оставим его здесь, а сами сбегаем на гору.  А он, если отлежится, сходит "вторым заходом". Толик обещал ему, что пойдет с ним по второму разу..."

Из письма Юрия К.:
---------------------------

"Толик мне тогда сказал: "Не переживай, Юрок! Если почувствуешь, что можешь, я сам с тобой схожу еще раз. Здесь до вершины уже ничего сложного не осталось. Дойдем с тобой потихоньку!" А мне эта гора, ох, как нужна была! Это же была последняя... на "барса"!

Из рассказа Сергея В.:
------------------------------

"Мы тогда как-то и внимания не обратили, что Толик сам тоже кашляет. Нехорошо так кашляет, с надрывом. Правда, на высоте все кашляют - обычное дело! Тем более что все наше внимание было на Юрке сосредоточено. А он ночью вдруг задышал часто-часто, а после и вовсе отключился. Ну, Толик ему сразу принялся искусственное дыхание делать, да сердце массировать – он в этих делах большой спец! Глядим – вроде бы очухался наш Юрок, глаза открыл… Тут уже, понятное дело, не до вершины стало. Ясно, что нужно его срочно вниз, да только нам втроем по этой стенке его было не спустить. Ну, мы тогда решили, что Толик с ним останется, а я с Олегом рвану вниз, на плато. Там наблюдатели из Омска сидели четверо. С ними мы бы его спустили без вопросов!…"

Из письма Юрия К.:
---------------------------

"...очнулся я под утро. Гляжу – Толик на мне верхом сидит, ребра мнет. "Ты чего?!" – спрашиваю. А он: "Очнулся? Слава богу! А то я уже совсем умаялся из тебя повидло жать!" Это он пошутил, значит, так, чтобы меня успокоить! Да только мне было уже все равно. Я дальше вообще помню частями – ну, когда в сознание приходил. Помню, Толик тогда принялся полиспаст готовить, чтобы меня вниз по стенке спустить. "Нужно, - говорит, - еще хотя бы сотню метров сбросить, иначе, - говорит, - ты  никаких спасателей не дождешься!" В общем, наколотил в скалы "морковок" - это самое надежное на такой "рассыпухе" - навесил веревки… Он, понятно, все больше снаружи возился - я только кашель его слышал. Нехороший, такой, кашель..."

Из рассказа Сергея В.:
------------------------------

"Спустились мы быстро, часа за четыре. Наблюдатели, как узнали, что у нас случилось, сразу наверх ушли, а мы с Олегом передохнули малость и тоже рванули за ними…"

Из письма Юрия К.:
---------------------------

"... упаковал он меня в спальник, обмотал двумя обвязками и стал потихоньку вниз спускать. А я то приду в себя, то снова отключусь. Помню, только, как он зачем-то все время повторял: "Ты, ежели что, кричи! Кричи – тебя обязательно услышат!" А я все понять не мог: что это за "ежели что", и зачем мне нужно кричать?"

Из рассказа Сергея В.:
------------------------------

"Наблюдателей мы догнали быстро - для нас-то маршрут был уже знакомый, хоженый! Плато проскочили по своим следам, потом пошли ледовые стеночки... В общем, до последнего скального взлета добрались уже к вечеру. Решили, что хоть и совсем темно стало, но пойдем дальше, по своим же старым крючьям. Наверное, так и выскочили бы на самый верх, если бы вдруг крик не услышали. Так мы Юрика тогда и нашли. Ну, и Толика тоже... Это мы уже потом сообразили насчет кашля! Ну, что это у него воспаление началось. А на высоте оно "работает" быстро, иногда пары часов хватает. Удивительно еще, как он почти сутки продержался!.. "

Из письма Юрия К.:
----------------------------

"Когда он меня спускать принялся, я снова сознание потерял. Очнулся уже внизу, под стенкой. Сколько времени прошло – не знаю, только уже совсем темно было. Лежу, как младенец, спеленатый в спальный мешок – ни повернуться, ни пошевелиться. Только и могу, что головой крутить. Ну, я голову вправо повернул, а там совсем рядом Толик на снегу лежит. В обвязке и веревка на груди в карабин пристегнута. Лицом вверх лежит, а глаза открыты – прямо в черное небо открыты! И тогда я закричал..."

                * * * * *