Ленин и крестьянство

Николай Тернавский
                Ленин и крестьянство

      Крестьянство во все годы творческой деятельности Ленина было его головной болью. Пролетариат – гегемон революции, он же и созидатель нового коммунистического общества. О роли рабочего класса из произведения в произведение говорили Маркс и Энгельс, но как быть с крестьянами? Россия по сути крестьянская страна: в ней свыше 20 миллионов мелких крестьянских хозяйств? В период революции по тактическим соображениям крестьян надо перетянуть на сторону пролетариата, не стоит скупиться на обещания справедливого раздела земли, государственной поддержки и т.д., но как быть дальше, что  с ним делать?
В вопросах крестьянства и строительства коммунизма Ленин раздваивался; в нем говорил то теоретик, то практик. Мелкая буржуазия – это один из самых опасных и непримиримых врагов будущего коммунистического строя. Крестьяне являются составной частью этой самой мелкой буржуазии, - заявлял Ленин-теоретик. Ленин-практик в начале 1920-х спорил с ним: трудовое крестьянство – полноправный участник создания нового общества.., но только крестьянство, не владеющее средствами производства и землей. А может ли быть таким крестьянство? Его надо сделать таким, перевоспитать и перековать, привить дух коллективизма. Хотя в своих бесконечных выступлениях на митингах и встречах особенно в годы гражданской войны он избегал говорить о враждебности крестьян коммунизму, предпочитая разделять «трудовое крестьянство – верного союзника пролетариата» и кулака-мироеда; в своих теоретических работах он отмечает эту враждебность крестьянства коммунистическому будущему.
В работе «Государстве и революции» мы находим такое замечание: «Из крестьянства, как и из других слоев мелкой буржуазии, лишь ничтожное меньшинство поднимается вверх, «выходит в люди» в буржуазном смысле, т.е. превращается либо в зажиточных людей, в буржуа, либо в обеспеченных и привилегированных чиновников. Громадное большинство крестьянства во всякой капиталистической стране, где есть крестьянство (…), угнетено правительством и жаждет свержения его, жаждет «дешевого» правительства. Осуществить это может только пролетариат, и, осуществляя это, он делает вместе с тем шаг к социалистическому переустройству государства» (Ленин. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. М.: Изд-во  полит. лит-ры, 1978, С.45).
Здесь Ленин крестьянство хоть и причисляет к мелкой буржуазии, но все–таки,  записывает в союзники пролетариату, вершившему революцию, в дальнейшем пути их расходятся, должны расходиться – это неизбежно. Так он думал в то время (лишь позже произошло переосмысление роли крестьянства).
        О расхождении этих путей и о мелкобуржуазной опасности, исходящей от крестьянства Ленин в более поздних трудах говорит откровеннее, заявляя даже о том, что "мелкий хозяйчик опаснее Корнилова, Деникина и прочих контрреволюционных генералов", так как из него вырастает капиталист. Понятно, крестьянин, владея даже небольшим участком земли и орудиями производства, стремится вырастить как можно больше пшеницы, овощей, и с выгодой продать их. Он обладает частнособственническим духом, а его не должно быть в светлом коммунистическом будущем.
Беднейшее малоземельное или безземельное крестьянство, не имеющее орудия производства – это союзник пролетариата в революции, говорит Ленин-практик, с середняком следует вести работу по его нейтрализации, а с кулаками беспощадно бороться.
Почему крестьянин у Ленина-теоретика попадает в мелкую буржуазию, а соответственно и во врага пролетарского государства в свете вышеизложенного вполне понятно. Новая формация, коммунистическая, вообще отрицательно относится к частной собственности, а тут земля, недвижимость, орудия производства. И главное частнособственническая психология. С крестьянами надо вести очень гибкую политику; манить беднейших, малоземельных и безземельных справедливым разделом земли, отменой эксплуатации, господдержкой, для середняка – следует напирать на то, что новая власть – это власть трудящихся классов.
В 1919 г. в «Письме к рабочим и крестьянам по поводу победы над Колчаком» Ленин заявляет: «Все сознательные, разумные крестьяне, все, кроме мошенников и спекулянтов, согласятся, что надо отдать в ссуду рабочему государству все излишки хлеба полностью, ибо тогда государство восстановит промышленность и даст продукты промышленности крестьянам» (Ленин. ПСС. Т.29. М., 1950.С. 515). Умиляет это изобретение - "излишки хлеба". Когда это у крестьянина были излишки… Урожай, выращенный трудом и потом всего крестьянского семейства, теперь получил новое название. Думаю, немало пересудов и толков вызвало это новшество и преобладающая часть крестьянства тогдашней России оказалась в «мошенниках» и «спекулянтах». В том же письме Ленин объясняет: «Рабочее государство – беспощадный враг помещика и капиталиста, спекулянта и мошенника, враг частной собственности на землю и на капитал, враг власти денег» (Там же.) Согласитесь, слишком широко и емко выразился Ленин, туманно, красиво и угрожающе для крестьянина. И дальше: «Рабочее государство – единственный верный друг и помощник трудящихся и крестьянства. Никаких колебаний в сторону капитала, союз трудящихся в борьбе с ним, рабоче-крестьянская власть, Советская власть – вот что значит на деле «диктатура рабочего класса»»(Там же. С. 518).
Большую надежду в деле «перевоспитания», «идеологической перековки» крестьянства Ленин возлагал на коммуны и сельхозартели. В своей речи на 1-м съезде земледельческих коммун  и сельскохозяйственных артелей, состоявшемся 4 декабря 1919 г., говоря о фонде в миллиард рублей, выделенном на развитие этих предприятий «пролетариев от сохи», Ленин говорит, что субсидировать другие земледельческие хозяйства через коммуны было бы неправильно и нецелесообразно. Он просит коммунаров «на деле показать практическую пользу… результаты деятельности». Таковых практически не оказалось. Да и в самом деле: поле – не станок, многое в земледелии  зависит от  погоды, семян, плодородия почвы и расторопности хозяина, а отнюдь не от его идейной сознательности и лояльности к новой власти. Коммуны показали, мало помогали урожайности зерновых и овощных, а также надоям митинги, речовки, пролетарские песни и лозунги.
Коммуны и сельхозартели просуществовали, несмотря на огромный фонд, недолго и вскоре после смерти Ленина исчезли как не оправдавшие себя хозяйства.
В процессе перевоспитания применялся и натуральный обмен продуктами между рабочими и крестьянами, и новая экономическая политика, продналоги и продразверстки.
        Борьба завершилась ничьей: Ленин лишил крестьян земли, но не смог искоренить частнособственнических наклонностей. В целом же следует отметить, что именно Ленин  утвердил те положения, которые не позволили крестьянам развивать свои хозяйства. Земля подлежала огосударствлению; в частной собственности оставались лишь небольшие приусадебные участки и огороды сельских жителей.
        Начало закабалению крестьян государством положил именно вождь пролетариата своим «Декретом о земле», составленном на основе «Крестьянского наказа о земле», опубликованном  впервые 19 августа 1917 г. Его первый пункт гласил: «Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваемая в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д. отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней» (Ленин. ПСС. Т.35.М.,1981.С. 25).
        Сталин с крестьянством особо не церемонился – сплошная коллективизация с высылками, искусственными голодоморами загнала в колхозы всех: и середняка, и кулака и бедняка безземельного. Через колхозы  он обратил всех крестьян страны в государственных крепостных.