Одноклассники

Луиза Зеленина
Зимний вечер…
Заканчивался обычный день рабочей недели. Вика  уже собиралась ложиться спать, когда услышала звонок мобильного телефона. Звонила сестра.  Татьяна  начала с вопроса: «Слушай, ты помнишь такую одноклассницу Нину, с которой ты училась до 6 класса?»  Имя и фамилия девушки Вике ни о чём не говорили.
Сестра напомнила ей о сайте поиска одноклассников, на котором совсем недавно Вика разместила данные Татьяны на сайте  школы, где сама училась до 7 класса, а Татьяна  заканчивала десятилетку.

Татьяна  рассказала, что на адрес её электронной почты в Интернете пришло письмо от Нины, которая интересовалась, есть ли у неё сестра Вика? Получив положительный ответ, Нина вспомнила и описала случай из их школьной жизни.
Вика  училась в параллельном с Ниной классе. В седьмом их классы объединили в один. Каждая из девочек была лидером своего класса и между ними началась борьба за первенство.
Татьяна, сестра Вики, была старше их на 2 года и предложила честное соревнование: устроить КВН, а чья команда победит, тот и отстоит своё лидерство. Началась подготовка к игре, в процессе которой,  мальчики играли в одной команде, а  девочки в другой.
Так Нина и Вика оказались в одной команде уже не как две соперницы, а как единомышленники.  Во время подготовки, девочки лучше узнали друг друга и, по словам Нины, подружились, забыв о соперничестве.
Увлечение общим делом помогло в главном: их отвлекли от борьбы между собой. Татьяна сумела найти компромисс и добиться нужного результата.
Нина написала, что уже много лет работает педагогом в школе и использует этот опыт для разрешения конфликтов между ребятами.
 КВН по какой-то причине так и не состоялся. Родители Татьяны и Вики получили новую квартиру в другом районе города. Семья переехала. Во второй четверти 7 класса Вика перешла учиться в другую школу.  Нина пыталась разыскать Вику, нашла её новый телефон и позвонила. Возможно, звонки в доме стали частым явлением и отвлекали детей от учёбы, поэтому родители Вики  просили её перестать беспокоить своими звонками. Больше она не звонила.

КВН и подготовку к нему Вика вспомнила сразу.  В памяти всплывали такие незначительные сюжеты, а образ соперницы и сама борьба, которая должна была отнимать много сил и энергии не запомнилась? Разве такое может быть? Это её очень удивляло.
 Вика перебрала свои школьные фотографии. Смогла отыскать только фото 3 класса. Но Нина писала, что их класс объединили в седьмом. Этих фотографий у неё не было. 
Вика написала  Нине письмо и разместила свои данные на сайте школы. Началась  переписка. Вике было интересно, какой помнит её Нина, узнала ли на фотографиях?

Нина  отвечала:
«На фото я тебя нашла сразу. Ты была и в детстве пышечкой, с длинными рыжими волосами, а Татьяна с темными волосами и тоже с косой».

Рассказанная Ниной история их соперничества вызывала особый интерес. В своих письмах Вика пыталась как можно лучше прояснить всё, что было связано с этим.
«Я думала о том, что ты писала о нашей борьбе за лидерство в 7 классе. Скажи, она была между мной и тобой? Я не помню этого. Стала ли ты после моего ухода из школы лидером класса? Напиши об этом или им стал кто-то другой?»
Нина отвечала: «После того, как ты ушла, меня избирают председателем (хитрый ход учителя) и я чувствовала себя достаточно неуютно».

Вика уже много лет работала психологом. Она понимала, что если Нина  так хорошо  помнила эту ситуацию, а она сама нет, то, в - первую очередь, события тех лет волновали больше Нину, чем Вику.
«Ты, наверное, очень расстроилась, что не удалось завершить борьбу за первенство? Вот она и  запала тебе в душу»,- спрашивала Вика в своих письмах.
В своих ответах Нина подтверждала её предположения:
«То, что наш конфликт так разрешился, я поняла намного позже. И удивлялась мудрости твоей сестры, ведь я человек увлеченный, переключили моё  внимание  и вот…».

Вика  старалась объяснить Нине своё  отношение к жизни и людям.
«В моём понимании, люди на нашем пути встречаются только во благо нам, даже если они оставляют о себе не столь приятные, как нам бы хотелось, воспоминания. Если представить, что мы зеркальное отражение тех, с кем больше всего общаемся, то все те черты, которые есть в них, присутствуют и в нас: хорошее и плохое. Те, кто вызывает у нас чувство радости, восхищения, зависти, гнева, возмущения, возможно,  даже ненависти, ярко демонстрируют нам свою схожесть с ними.

  Через них мы получаем необходимый жизненный опыт. Мы этого не сразу понимаем, но именно они помогают нам быть самими собой».

Переписка превращалась в продолжительные диалоги людей, которые очень долго не виделись и так много хотели рассказать друг другу.

Нина писала– « Я  всегда была лидером по жизни, но, как сейчас понимаю, неформальным. Мне было запросто увести весь класс в кино с урока или организовать «бойкот» несправедливому учителю».

Вика в ответ –
«О каком формальном и неформальном лидерстве ты думаешь? Глупости всё. Ты хороший организатор и активный человек, это не всем дано. Как двум хозяйкам на кухне тесно, так и двум сильным личностям сложно в одном пространстве. Сложно, но не невозможно».

Нина –
« Тебя  я вспоминаю  взрослой и рассудительной не по годам, а  теперь это чувствуется и по твоим письмам. А я всё никак не повзрослею…»

Вика -
«Я давно поняла, что не надо участвовать в борьбе за первенство. В этом соревновании мы все в проигрыше, т.к. кто-то обязательно  должен быть лучше или хуже, а мы все разные и у каждого свой путь. Те, кто идёт с нами по этому пути, только спутники и они помогают нам, а мы им».

Нина –
«А потом у меня обостренное чувство справедливости, отчего страдаю до сих пор».

Вика -
"Патологическая борьба за справедливость" - по-моему, это только неудовлетворенность, в первую очередь, собой. А мне всегда хотелось понять причины поведения людей, их мотивы и то, что ими движет. Мне хотелось понять другого человека. Наверное, поэтому я и пришла к тому делу, чем занимаюсь сейчас - психологии. Для меня не было главным сама борьба как таковая, мне хотелось понять и сделать потенциального противника своим сторонником, если нельзя стать ему другом. Я и сейчас так живу. И выражение "Три, пока не заблестит!", мне очень нравится. Я его понимаю так: "Найди лучшее в человеке, открой его для себя!"

В письмах  стали появляться воспоминания об одноклассниках, об одной из которых  Нина писала:

«Хитрющая была татарка, она, девка, симпатичная, охмуряла парней отличников, и садилась так, чтобы один был спереди (если работа по вариантам), а другой рядом, чтобы удобно списать. Я всегда видела её неискренность, но когда была ей нужна, попадала под её обаяние, и делала то, что ей было надо, а она ради оценок шла на все».

Вика в ответ-
«В каждом из нас есть и белое, и черное, мы все не идеальны. Я тоже вижу, когда людей используют. К сожалению, и мы себе это частенько позволяем. К удивлению многим это нравится, как тем, кто использует, так и наоборот».

Нина,  вспоминая о своём классном  руководителе в старших классах, писала:
«Ох, и натерпелась я за правду. Ни школы, ни учеников видеть особо и не хотелось».

Вика тоже  рассказывала, как ей в жизни везло на хорошие встречи, и делилась впечатлениями  о своих учителях и тех, кого она считала таковыми:
« На моем пути встречались хорошие люди, их советы  были очень  полезны. Был один умный человек, который говорил: "Легко помогать тому человеку, которого ты любишь и с которым ты дружишь. А вот попробуй протянуть руку помощи тому, кто тебя оклеветал, обидел или причинил тебе боль. Эта помощь, когда он к тебе обратился или она в твоих силах, намного сложнее, но и намного значительней".

Нина писала и о своей работе:
«Я работаю педагогом-организатором внеклассной работы: это праздники, конкурсы, мероприятия и воспитательная деятельность. Работа трудная, но мне нравится, вот только не нравится, как она оплачивается. А ещё у учителей есть льготная пенсия, когда проработаешь 25 лет. Мою должность в 1999 году вычеркнули из списка льготников, и никто мне об этом не сообщил. Теперь могла бы уже получать пенсию, очень обидно».
 
 В ответ Вика писала:
«Мне интересен сам человек и его индивидуальность. Я предпочитаю рядом сильных людей, чем только соглашающихся со всем и не имеющих своего мнения. Отбрось все обиды в сторону. Не торопись на пенсию. Береги сегодняшнее».

Постепенно письма стали чем-то очень важным в жизни одноклассниц. Каждая с нетерпением ожидала их получения.
 «У меня стало прямо традицией вечером читать и  отвечать на твои письма».

Вика поддерживала её мысль:
«Нина, у нас появилась потрясающая возможность продолжить наше общение через много лет. Мы имеем жизненный опыт, сложились как личность и можем общаться как равные, независимые партнёры, не доказывая, кто лучше или хуже. Мы -  разные, мы - не соперницы.   Если в школе мы не успели узнать друг друга хорошо, давай, используем этот выпавший нам  шанс».

Жизнь интересная штука…. Кто бы мог подумать, что через много лет после окончания школы письмо бывшей одноклассницы вновь вернёт Викторию в далёкие школьные годы. Напомнит ей о  том, что, казалось, давно минуло в прошлое.
 «Значит, что-то я еще не познала. Наши пути с Ниной пересеклись снова, во благо каждого из нас.  Как здорово, что есть такой сайт, где мы можем вновь обрести друзей»,-  с радостью подумала  Вика,  отправляя очередное письмо однокласснице.

Февраль 2007 год
г.Москва