Гордость русского Монреаля

     Скажешь: «выдающийся» - слабо. Употребишь эпитет «уникальный» - узковато. На определение «легендарный», что наиболее верно, обидится. Но главное: его знают многие. И не только в Монреале. От мала до велика.
   -Сайлэнс! –Многозначительно прикладывает пальчик к губам пятилетний малец, сердито поглядывая на расшумевшуюся в доме семью. –У меня на дивиди Борис Клетинич поёт! 
   По зиме Борис Клетинич (Boris Kletihich) давал от двадцати до ста певческих концертов в Штатах. В Нью-Йорке у него берут телевизионные интервью. Летом – на вакейшен в Израиль, но не отдыхать. И здесь Борис выступает перед народом на концертных площадках, раздаривая свои диски почитателям его  самобытного голоса.
   Принято считать что у Бориса бас-баритон. Но, по правде, голос певца гораздо  шире по вокальному диапазону, почти в три октавы!  В его репертуаре песни Муслима Магомаева, Валерия Ободзинского, Джона Леннона, Фрэнка Синатры, Ивана  Козловского, Сергея  Лемешева, «Марш Тореадора» из оперы Жоржа Бизе "Кармен", соло в хоре иудейских рабов из оперы Джузеппе Верди «Набукко», знаменитая на весь мир «Катюша». И: ах, как восхитительно хорош исполненный душевной теплотой голос певца исполняющего старинные русские романсы и знаменитую «Вдоль по Питерской»! Особенно остро, до слёз, воспринимается эта всенародная грусть в эмиграции.
   Борис Евгеньевич Клетинич родился в Кишенёве и вырос в музыкальной семье, но никакого специального музобразования не получил. Голос его и особый музыкальный слух – Дар Божий. Просто: писал стихи, но с детства хотел выразить себя и свои оригинальные взаимоотношения с миром в кинематографии.    
   Учился во ВГИКе (Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова) на сценарном отделении. Одним из профессоров был корифей советского кино, писатель, драматург и сценарист    Е.И. Габрилович (1899—1993). Не однажды Герой Социалистического Труда, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Лауреат Сталинской премии  и двух Государственных премий СССР пытался избавиться от своего  экстравагантного ученика с его чересчур дерзновенными  исканиями, но конце концов - высший бал на экзамене по мастерству  и похвала за творческую самодостаточность.
    Жизнь, казалось, только начиналась, но юный поэт и будущее светило кино «загремел» по повестке  в армию. Тут не скажешь, что не хочу. Не пойдёшь – шесть месяцев штрафного батальона и – в воинскую часть. На дослуживание.
    И вот, как-то раз, в холодные сумерки после целого дня тяжёлой солдатской работы рота отправлялась в гарнизонную баню за три километра. На помывку. Впереди в строю – верзилы, среди замыкающих – низкорослый Борис в топорщащейся гимнастёрке, в самогах не по размеру. У  каждого солдата свёрточек с постирушками. Настроение премерзкое, жить не хочется.
    -Запевай!- Заорал в мерном топоте кирзовых сапог ротный.
    В ответ – молчание. И вдруг из последней шеренги рванулась над строем и полетела ввысь широко и вольно незнакомая никому мелодия и слова неизвестной допреждь никому песни:
    «Иду ли я ночью по улице тёмной,
    Бурю ли слушаю в пасмурный день -
    Друг беззащитный, больной и бездомный,
    Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!»
    -Рота, стой! – взревел ошарашенный сержант. –Кто это поёт? Выйти из строя! Что это за музыка?
    -Музыка моя, слова поэта Николая Алексеевича Некрасова, таарищ сержант!
    Так впервые был распознан певческий талант Бориса Евгеньевича. И был триумф. Наполненный до отказа  Дом Офицеров в Минске, концерт посвященный Дню Авиации.  Солдат-новичок солировал в сводном хоре офицеров-летчиков, в сопровождении симфонического оркестра. В зале – весь генералитет и сам Командующий.
    И вновь, вскоре  после демобилизации, всё нарушилось, все творческие планы прервала эмиграция.
    В 2004 году, в зарубежье,  началась профессиональная карьера Бориса Клетинича как певца – он стал выступать на концертных площадках мира. Держась в тени среди всякого рода «хитрожопых активистов», он никому не перебегал дорогу, не отвергая даже малейший талант. В эмиграции, Борис Евгеньевич живёт и трудится по собственной программе. Был дальнобойщиком, промчал за рулём тяжёлого трака по всей Северной и Центральной Америки, аж до Панамы добрался. Но многочисленная семья нуждается в постоянном присутствия и поддержке отца и супруга, умелых рук  в собственном  дому. Да и какой может быть творческий режим в дальней дороге?!
  Ныне, по-мужски, с достоинством выполняя свой семейный долг, наиталантливейший человек  нашего времени днями гоняет по Монреалю жёлтенький, как цыплёнок, школьный автобус переполненный канадскими детишками, а ночами, по викэндам, бдительно несёт бессонную вахту-сюртэ в билдинге.
   На счету каждая минута, отрываемая у отдыха. И, тем не менее, Борису удавалось и удаётся сделать многое. Гораздо больше, чем ординарному человеку. Как певец-исполнитель он нашёл свою  достаточно эффектную позу и жестикуляцию; свою позицию обрёл  он и в жизни.
     Б.Е. Клетинич - автор сценария полнометражного художественного фильма "Ваш специальный корреспондент" (1988), автор книги стихов "МОНО"(1993),  автор романов "Праздник Воскресенья на еврейском кладбище" (1989-1990) и "Мое частное бессмертие" (1996-1998), автор-режиссёр документальных фильмов "Матос", "Страна Мория" (1999-2000).  Он публикуется в журналах "Юность", "Киносценарии", "Поэзия", "22", "Зеркало", "Израиль-2000", "Истоки", "Окна", в московском журнале «Новый мир» (2008).
   Сегодня Б.Е. Клетинич – тележурналист-внештатник на монреальском www.rtvc. Своим чутким вниманием и вдохновенным пером литературного рецензента и театрального критика  Борис Евгеньевич  облагодетельствовал многих художественных руководителей самодеятельных театров Монреаля, прозаиков и поэтов-земляков, заслуженных деятелей минувшей советской культуры и нынешней.
   Клетинич  часто выступает на публике, много поёт и записывает  музыкальные диски. Среди них, например, «Пушкинский цикл». Там Легран, Брамс, Бетховен, Масканьи. Есть «Лунная соната» Бетховена, «Адажио» Альбинони, несколько токкатт Баха, с вокальным наложением на музыку собственных стихов Бориса. И была «Маленькая ночная серенада» Моцарта с исполнением стихов рано ушедшего из жизни друга детства, поэта-земляка Евгения Хорвата. В дни 65-ой годовщины окончания Второй мировой войны Борис записал на диск «Война и Победа» песни военных лет. В 2011 в свет вышел новый блестящий кругляш, с каковым ещё предстоит познакомиться публике. И все эти годы Борис Евгеньевич упорно и без устали продолжает работать над романом «Моё частное бессмертие»...   
   Пожалуй, наиболее верным определением к разнообразным талантам Бориса Клетинича будет прилагательное «элитный». Несть числа пояснительных синонимов к этому иностранному слову: первый, наилучший, элитарный, первостатейный, крутой, первоклассный, эксклюзивный, отборный, престижный, избранный, самолучший, лучший, первейший.  Не для разума каждого, а для тех, кто сам творит, кто познал толк в искусстве.  Вот, для примера, начало одного из стихотворений, опубликованных в журнале «Новый мир»:
«Твои Крылья, Твоя Сила,
Разворот хребтов.
Мои корни, моя жила,
выдох, вдох.
Чем я старше и учёней,
тем трудней дышать.
Отдает сполна в плечо мне
каждый шаг.»
    По-особому нравятся иным читателям более лирические  строчки:
«Я ушёл по любовь и еще не вернулся обратно.
Все в тревоге: и мать, и жена, и телец.
Высыхают на небе дневные каурые пятна.
Слышу чуткой тропой
            атакующий топот сердец.»
    Или вот это:
«Перезимую невесть где
солдатом матери-страны
с раздольной горечью в глазах
у ледостава на часах.
Сползет морозце с вышины
и запретит речной воде.»
   Особое достоинство и поэзии, и прозы Бориса Клетинича - тщательная проработка  русского языка. В многослойном нашем скопище литературного и диалектного слэнга литератор умело отыскивает и возвращает к  жизни  такие редкие языковые пласты, какие «древнее первого старика».
   В  августе  Борису Евгеньевичу стукнуло 50. Он юбиляр. Он – гордость русского Монреаля. Он – первый в Канаде литератор, певец и музыкант, кто стал обладателем премии Гран-При Prestige, получившего название «Русского Оскара».
   Коллектив газеты «Запад-Восток», друзья и монреальская общественность горячо поздравляют нашего юбиляра и яркую знаменитость  постсоветской эмиграции с замечательной датой.
   
    Фото by Vladimir Morgan 

                         *****
Сылки по теме:

http://www.kletinich.com/,
http://1001news.ca/2011/01/17/--/

                            - - - -

Boris Kletinich

N; en Moldavie pr;s de la Mer Noire (l'ancienne r;publique de l'URSS), bass-baryton Boris Kletinich a ;tudi; ; l'Universit; de l'art th;atral et cin;matographique de Moscou (Russie). Durant son service militaire, il ;tait soliste de l'Orchestre des Arm;es de l'Air de l'Arm;e Rouge. D;s l';ge de 19 ans, rivalisant avec des chanteurs de 21 pays, il remporte le Grand Prix au Concours international des chansons militaires. Prisonnier du Rideau de fer pendant plusieurs ann;es, il s'est vu accord; le droit de sortir de l'Union Sovi;tiques ; l';re de la Glasnost et de la Perestroika.

Il ammorce alors une s;rie de concerts. C'est un impressionant parcours ; New-York, ; Tel-Aviv, ; Toronto et Montr;al (pour la communaut; juive et russe). Boris Kletinich a enregistr; plusieurs disques sous ;tiquette Melodiya en Russie.

A Montr;al il a ;tudi; ; l'Atelier Lyric d'Op;ra (professeur - chanteuse l;gendaire d'op;ra, soprano Collette Boky) o; il a chant; l'air de prince Igor ( op;ra 'Prince Igor' de Modest Moussorgski)

Sa voix c'est un ph;nom;ne unique selon sa beaut; et des nuances musicales. Il fascine par la transparence de son ton. Avec les premiers accords musicaux la salle de concert est pleine de sons charmants du bass-baryton lyrique. De diff;rentes formes musicales sont accessibles au chanteur: Il chante des romances russes, des balades d'amour et de rock, le jazz, les oeuvres populaires de Broadway, les chansons juives et d'Am;rique Latine, les airs d'op;ra. Sa transcription d'oeuvres de Bach (avec son texte) est tr;s originale. Il chante en 5 (cinque!) langues. Il est sensible ; la pens;e des auteurs de la chanson et veut toujours la porter aux auditeurs. L'atmosph;re de haute spiritualuit; r;gne ; ses concerts.

Pour nous, auditeurs, est un triumphe des ;l;ments vocaux sur la sc;ne moderne.

    --------------------

Boris Kletinich

Bass-barytone
Born in Kishinev (Moldova) near Black Sea bass-baritone Boris Kletinich graduated from the Moscow State Institute of Film (Russia). During his military service in the Red Army Boris performed as the soloist of the Air Force Orchestra and Chorus. Since then Boris Kletinich had given numerous triumphant performances in highly esteemed concert halls of New York, Jerusalem, Toronto and Montreal as well as recorded several discs under his own label.

In Montreal Boris studied Opera under the guidance of an acclaimed soprano Collette Boky. There he performed the part of the Prince Igor in Alexander Borodin's masterpiece.

Nowadays classically trained Kletinich maintains an extensive operatic and concert repertoire. His dramatic and nuanced voice and extraordinary musicianship lands itself to a wide range of musical styles from pop and Broadway tunes to rock and jazz ballads as well as Jewish and Latin American folk songs. Boris’s transcriptions of classical pieces by Bach’s, Beethoven’s, Albinoni’s are ingenious and innovative. He performs in five languages and his elegant uncommon theatrical abilities add personality and dimension to the music. For us, the listeners, Boris Kletinich is a triumph of the vocal elements on the modern stage.
                   --------------


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.