Не мечтая о Карловых Варах

Наташа Лазарева
Не мечтая о Карловых Варах.

I
Как поехать в Карловы Вары.


Кто-то мной располагает.
У кого как, но у меня всегда было только так и не иначе: я ничего не добиваюсь, какую бы цель перед собой ни ставила, хоть в лепёшку расшибись! – зато, совершенно неожиданно мне преподносятся сюрпризы.
В этом году сложилась такая цепочка:
1.
В феврале в редакции журнала «Звезда» обнаружились несколько пачек с номером за 2008г., в котором была опубликована моя повесть «Последнее место ссылки». Мне предложили забрать пачки. Забрала.
2.
Стала искать, где можно провести встречу с читателями. Для меня это – сложно, я не вхожу ни в одно Лито, не тусуюсь в писательской среде. В одних местах мне отказывали: планы мероприятий составляются на год вперёд. От других сама отказывалась: какой смысл проводить авторский вечер в Музее Достоевского или библиотеке спального района?
3.
Вдруг – иначе не скажешь – в марте мне предложили провести авторский вечер в Публичной библиотеке, в Доме Крылова на Садовой, и почти сразу, в апреле – в Доме писателей на Звенигородской.
В Публичку меня рекомендовали от редакции «Русского инвалида».
На Звенигородской, как оказалось, ведёт литературные вечера и выпускает журнал «Другие люди» Роман Всеволодов, с которым мы пересекались несколько лет назад, на семинарах прозы у Валерия Попова. Рома нашёл меня на Прозе (он здесь много лет, а я - с осени)и предложил выступить в одну из пятниц.
4.
На это-то, второе мероприятие, моя знакомая привела свою одноклассницу Ларису, которая проездом была в Питере.
Лариса живёт в Карловых Варах и содержит там пенсион (небольшой отель) «Диамант».
5.
Лариса послушала моё выступление, посмотрела силуэтные картины и… пригласила погостить у неё, в Карловых варах, на взаимовыгодных условиях: она даст мне скидку в обмен на мою оформительскую деятельность.
6.
Я согласилась!!!
Знакомые ругали: «Куда тебя снова несёт?! Ты человека полтора часа видела!»
7.
На работе закончился сезон подарков, я занималась украшением отделов в магазине и особо никому была не нужна. Мне дали отпуск за свой счёт на любое время.
8.
Взяла билет на автобус, с открытой датой возвращения, и в июне махнула в Чехию.
Туда – со свободным днём в Риге, обратно – в Праге.
9.
В Карловых Варах, о которых раньше знала лишь то, что есть такое географическое название, я провела две распрекрасные недели творческого труда и активного отдыха.
Облазала все смотровые площадки, была на плотине и в Сватошских скалах, посетила скит матушки Нектарии, спустилась на подземную экскурсию к кипящим источникам (после этого перестала пить из них воду), видела открытие Международного кинофестиваля, потусила в крутых клубах (вход везде свободный), полюбила чешское пиво – его надо пить только в Чехии!
10.
Об этой поездке буду потихоньку рассказывать. Поделюсь впечатлениями от никогда не планированной поездки, от общения с европейцами, почти поголовно говорящими по-русски, расскажу о хозяйке «Диаманта», обычной петербурженке Ларисе, пару лет назад круто изменившей свою жизнь.
А потихонечку – потому, что там я услышала историю, над которой уже начала работать. Может, получится рассказ. А, может, - и роман. Пока – краткие записи в дневнике. Я ещё не остыла от визуальных впечатлений. Я ещё, просыпаясь по утрам, секунду думаю, что скоро будет завтрак, и я спущусь в столовую раньше всех, чтобы демонстрировать постояльцам своё мастерство силуэтиста, и учить (по шаблону – специально привезла заготовки) вырезать картинки из бумаги тех, кто захочет сделать для себя необычный сувенир.

Я никогда не мечтала съездить в Карловы Вары, зато теперь мечтаю побывать там ещё.



II
На языке Евросоюза.


Я поехала в Ригу. Правильнее сказать» «Я поехала через Ригу», но я поехала в Ригу.
Можно было взять билет на рейс, где пересадка в Риге, с ожиданием автобуса на Прагу – всего два часа. Я купила такой, где до второго автобуса был целый день.

Знакомые пугали, что меня ждут великие трудности: русских нигде не любят. Мол, со мной никто не станет говорить. На меня буду смотреть волком и жители бывших республик СССР, и жители республик братских.
Жители бывших и братских республик оказались спокойными, доброжелательными, все отлично не только понимали по-русски, но и говорили.
Единственным, не очень приятным моментом явилось то, что в Латвии, Литве, Польше и Чехии – своя валюта. Еврики нигде не принимают. (Русских выделяют за это произношение, там говорят: «оуро»).
В Латвии и Чехии деньги меняла, но в Литве и Польше, которые автобус проезжал в неурочное время, обменники были закрыты. По дороге туда водой со мной поделился один из водителей автобуса. На обратной дороге в буфете автобуса принимали деньги всех проезжаемых стран, так что я, не заморачиваясь, расплатилась за кофе, минералку и ужин горстью крон, латов и центов (заодно и избавилась от ненужной мелочи).

К Риге подъезжали под проливным дождём. Ещё из автобуса высаживались под дождём. Автобус уехал и увёз дождь с собой.

День выдался солнечным, с полным набором самых лучших облаков.
Нагулялась так, что ноги не держали, но, заметив на другом берегу Даугавы песчаные скульптуры, направилась к ним через мост. Под мостом проносились катера – несколько часов любовалась соревнованиями, панорамой старого города и беспрестанно меняющимся небом, фотографируя сверху и с берегов.
Для посетителей песчано-скульптурного парка шло интерактивное шоу: мастера творили на глазах восхищённой публики; и тут же каждый желающий мог создать свой шедевр, в специальной «песочнице». На площади метров 50-ти возились дети и взрослые, мужчины и женщины, европейцы и азиаты. Две японки лепили метрового дракона. Русский седой дядя усердно шлифовал детской лопаткой грани египетской пирамиды. Помогали самодеятельным скульпторам служащие в ярких жилетах: раздавали цветные, с картинками, вёдра, лопатки, советовали по ходу сотворения индивидуальных шедевров.

Отдохнула в Макдональдсе. На втором этаже обнаружила нескольких туристов, спящих на диванах. Последовав их примеру, кинула рюкзак под голову и вытянула гудящие ноги.
Плавая мыслями по впечатлениям, решила, что в Ригу надо съездить с дочкой и внуком. Вечером сядем в автобус, утром – в столице Латвии. День гуляем. Вечером – в автобус. Утром – дома. Билет туда-обратно – 2 тысячи. По интернету ещё дешевле.

За те 18 дней, что я провела за пределами России, ни разу не возникло трудностей в общении – все говорили по-русски.
В Карловых Варах, где иностранцы в сезон составляют подавляющую часть населения, любой человек, откликнувшийся на вопрос, но не понявший языка вопроса, сразу же уточняет: «Какой язык Вы понимаете? Английский, немецкий, французский…» и т.д.
Чехи, поляки, латыши и литовцы даже не пытались делать вид, что русского в школе не учили. И – никакого негатива, даже во взглядах.



III
Гастарбайтерша из Риги.


Автобус из Риги в Прагу отправлялся вечером.
Моя соседка, молодая женщина, нервничала, что-то тихо отвечала на чуть ли не ежеминутные звонки, почти беззвучно плакала, прикрываясь газетой.

На одной из остановок мы разговорились. У меня не хватало латов на покупку воды, обменник не работал, я спросила, не разменяет ли она еврики.
Слово за слово, оказалось, что Анна едет в Прагу, на работу. В Латвии – затянувшийся кризис, цены высокие, зарплаты маленькие.
У Анны – трое детей-дошкольников, муж погиб. Её заработка едва хватает на жизнь, с учётом финансовой поддержки матери-пенсионерки.

Недавно подруга матери уехала в Прагу, работать в какой-то пекарне. А через неделю позвонила и сказала, что хозяин ищет работниц, и посоветовала отправиться на заработки.
Мать Анны сказала: «Я уже не молоденькая, да и отработала своё. Езжай ты, а я буду за детьми смотреть!»

Я ободряюще улыбнулась: «И чего ты расстраиваешься? Я два года назад вообще нелегально на Сицилию работать умотала! Никаких разрешений, виза закончилась, языка не знала – и ничего! Из России, по статистике, каждый год 40 000 женщин уезжают в поисках работы! Почти никто не возвращается. Человек ищет, где лучше».
Анна немного успокоилась: «Я не знаю, вдруг мне там не понравится…» - «Не понравится – сядешь на автобус, через день будешь дома. Ты в Евросоюзе, какие проблемы?»

Всю дорогу, когда мы не спали, я рассказывала гастарбайтерше из Латвии о Сицилии, о подругах по нелегальщине, о нравах итальянцев, своих путешествиях и достопримечательностях острова-вулкана.

Перед Прагой Анна попросила, чтобы я побыла с ней, пока не подъедет работодатель.
Работодатель появился сразу. Русский дядька, лет семидесяти, седой, коренастый, с круглым серьёзным лицом. Анна воспрянула духом.
Я поинтересовалась у владельца пекарни, можно ли мне поработать неофициально? Виза у меня до середины сентября, времени – до конца лета. Он отрицательно помотал головой: «Мне нужны постоянные работницы, с европейским паспортом». Ну, и ладно.

Мы с Анной обменялись телефонами, я пошла искать свой автобус.
Автобус отходил с минуты на минуту. Евро менять было некогда. Стюард сказал, что если меня устроит, он даст сдачу в кронах. Я кивнула и влезла в салон.


IV
Менеджер социокультурных технологий

Менеджер социокультурных технологий – так звучит название моей специализации по красному диплому университета культуры. Что означает? Ну, примерно: «массовик-затейник»)))
Я много лет отработала в Доме культуры. На момент увольнения моя зарплата не превышала зарплату уборщицы. В первый же месяц за кассой
(«Производственному предприятию требуются» http://proza.ru/2010/09/19/1077)
я получила в три раза больше, а через год – получала в 4-5 раз больше, чем неся культуру в массы.
От меня отвернулись многие знакомые из «культурных»: как же, из художников в торгаши - позор джунглям! А я сижу себе в магазине и творю подарки: ко всем праздникам, государственным и персональным, по знакам Зодиака, просто под настроение, оформляю отделы и жалею лишь о том, что до работы добираться больше часа – ненавижу общественный транспорт.
В Чехии, в крупном магазине огромного торгового центра, увидела прилавок, заставленный подарочными корзинами, и сразу же помчалась в ту сторону, перенимать опыт. Подарки были такие: в корзины засунуто по паре бутылок алкоголя, конфеты, шоколад, печенье, всё – в плёнке, сверху степлером прищёлкнут бант из китайского набора бантов.
Понять, почему эти «чёрт-те что и сбоку бантик» называются подарками, не смогла, зато в своих глазах выросла до небес!

Чем я занималась в «Диаманте»?
Как уже упоминала, по договорённости с хозяйкой проводила в столовой три-четыре часа в день, обычно по утрам. Завтрак с 8 до 10 часов. Кто-то из постояльцев спит подольше, а кто-то гуляет пораньше, каждый выбирает время принятия пищи по своему усмотрению.
Я располагалась там с 7-30 утра. На столе – моя книга «Силуэт. Уроки мастерства», папка с готовыми силуэтными картинками, образцы для вырезания, ножницы, скрепки, клей, бумага. Если кто-то после завтрака присоединялся ко мне, занятия продолжались часов до 11. Если постояльцы разбегались по экскурсиям, я тоже была свободна.

До меня в пенсионе жила семейная пара художников и Питера. Они оставили с десяток акварелей. Я развесила акварели на левой половине центральной стены зала, на правой – свои силуэты.
Два окна столовой оформила в «японском» стиле (но, ещё буду думать). На «японских» окнах – «Сад камней». В лесу, на улицах подбирала такие камушки, на поверхностях которых, даже при отсутствии богатого воображения, можно разглядеть нечто интересное. Часть камней собрала на газоне, у поворота через дорогу. Уселась на асфальте под шлагбаумом и перебирала тысячи каменных кусочков. Одна из постоялиц, Люба из Днепропетровска, шла было мимо, но затормозила и, выслушав объяснения по поводу моего месторасположения, составила компанию.
«Японскими» окнами жильцы обрадовались. Вертели камушки так и сяк, находили в них что-то новое.

Потом из обрезков тканей (Лариса увлекается печворком) я сделала семь кукол-оберегов, которые «по росту» рассаживаются на обеденных столах, а перед завтраком, обедом или ужином убираются на подоконник.
Ну, и кто захотел – получил урок по изготовлению таких кукол.

Все номера пенсиона оформлены по-разному. Есть «Морской», есть «Сафари», во вкусе хозяйке не откажешь. И Лариса, и её дочь Леся увлечены вышивкой. В номерах и на одной из стен столовой висят их работы. А сын Ларисы Антон, поклонник чёрно-белой фотографии, воспевает в этом виде искусства Карловы Вары. Его фотографии украшают стены лестниц.

Несколько раз в вечерние часы заглядывали гости: русские, переехавшие в Чехию. Лариса приглашала меня к общим посиделкам, я развлекала народ вырезанием и безудержным трёпом на темы от моего прошлогоднего  сицилианского транзита до новостей на Прозе.ру и Стихире.
И, конечно же, вырезала. Пока кромсала бумагу, обязательно все по очереди просили показать лист, чтобы не найти на нём ни рисунка, ни наброска. Ах, как греют душу вопросы: «Как же Вы вырезаете? Откуда знаете, где отрезать надо?» Да, ниоткуда не знаю. Беру чистый лист и отрезаю лишнее!


V
Три Креста и другие выглидки


Выглидка – смотровая площадка. Мне понравилось словечко. Хорошо звучит: «выглидка»!
На смотровую площадку в лесу на горе над самым пенсионом я поднялась в первое же утро. Что интересно, в горах, поросших вековыми деревьями, очень мало кустов и травы и совсем нет цветов. Под ногами – годами осыпающаяся листва, в которой увязаешь выше щиколоток, если свернуть с дорожки.

Башня «Диана» предоставляет самый лучший обзор во все стороны, под ней – ресторан и маленький живой уголок: лошади, козы,  свиньи и свободно разгуливающий между столиков уличного ресторана павлин.
На «Диану» поднималась не на поезде-фуникулёре, а пешочком, и не по дорожкам, а прямо в гору. Очень крутой подъём. Когда вылезла на площадку, несколько туристов уставились на меня, как на сумасшедшую.
Ну, я так везде лазала. К Оленьему скоку поднялась – ничего особенного. А выше – скалы. Люди – по дорожкам, к следующим смотровым площадкам, я – по камням, в другую сторону. Виды – залюбуешься! Главное – никто в затылок не дышит.

Что такое Олений скок?
Информация из глобальной сети:

«Небольшая скала с металлической скульптурой серны, автором которой был берлинский скульптор Август Кисс. На горку фигура была установлена в 1851 году по приказанию барона Лютцева, желающего таким образом высмеять выдуманную историю об открытии Гейзера. С тех пор это место называют " «Под оленьим прыжком»". Скульптура в 1984 году была уничтожена вандалами, копию ее в 1986 году отлил из бронзы карловарский ваятель Ян Котек. Недалеко находится одноименный ресторан.
Легенда:
Все началось на королевской охоте. Догнать оленя никак не удавалось. К тому же болела раненая нога. Между деревьями показался ручей, от которого шел пар. Карл Четвертый, Римский император и Чешский король, дернул поводья, конь оступился и оказался в ручье по брюхо. Вода залила сапоги и края камзола. Хлестнув коня, Карл выбрался на противоположный берег.

Олень уже исчез, пробираться обратно пришлось через чащу, досада и разочарование грызли Карла, пока он внезапно не заметил, что намокшая нога перестала болеть. Чтобы не скакать каждый раз к источнику, Карл приказал на скале над ним построить охотничий домик.
Так, согласно легенде, в 1358 году Карлом IV был основан город Карловы Вары.
А символом курорта с тех пор является маленький олень – серна».

Чем досадила барону легенда об основании Карлсбада, мне неведомо, но его сатирическая скульптура стала символом города!

В отеле мне посоветовали сходить на площадку «Три Креста».
Из сети узнала, что Три Креста — мрачноватая, но романтическая достопримечательность Карловых Вар. Напоминающие притчу о библейской Голгофе, были установлены около 1640 года в знак успешной рекатолизации города и края, в котором предыдущие сто лет исповедовалось лютеранство. С холмом связаны многочисленные страшные истории о погибших душах и казни трех братьев. Легенда гласит, что здесь были жестоко убиты три брата, от которых требовали отречения от их религиозных идеалов. Братья предпочли погибнуть, но не изменить себе и вере своих предков.
У «Трех крестов» когда-то был ресторан и особенная беседка «Камера обскура» (Camera obscura), на стену которой в сумерках проектировали световые картинки окружающей природы.
Я направилась к Крестам. По пути наткнулась на какое-то сооружение. Поросшая мхами каменная дорога уходила вверх по прямой. Я влезла на поверхность. Удерживать равновесие помогали невысокие обтёсанные каменные столбики и вырубленные в полотне квадратные ямки. Где ногам было зацепиться не за что, ползла чуть не на четвереньках, бурча под нос: «Ну, куда тебя несёт?! Нормальные люди пользуются нормальными дорогами!»
Странное каменное полотно прервалось перед самой вершиной. Три Креста стояли рядом с телевышкой.
Дома Лариса объяснила, что я лезла по линии старинного фуникулёра, который собираются восстанавливать.


VI
Как пройти в Японский сад.


Постояльцы, проникшись симпатикой камушков, набранных мной для «японских» окон, посоветовали сходить в Японский сад камней. Я загорелась идеей релакса на островке Страны восходящего солнца в центре Европы.

Из объяснений Ларисы поняла, что идти минут двадцать: из дома налево, потом прямо, потом вниз по улице, потом налево, до отеля, потом перейти дорогу и реку, потом прямо по аллее и, когда увижу скульптуру, повернуть от неё по тропинке направо.
Я пошла. Налево. Прямо. Налево. Перед отелем перешла дорогу и реку, на аллее, после скульптуры, повернула по тропинке направо и стала подниматься в гору.
Показалось странным, что кто-то придумал сделать сад камней в горах. Но, может, там особая смотровая площадка? Карловы Вары – это сплошная смотровая площадка.
Полил дождь. Я скрылась под густой листвой развесистого дерева, рядом с портретным барельефом Гёте. Уважая великого немецкого поэта со школьной скамьи, попыталась вспомнить хоть какие-то стихи.
Но, вместо оригинала

«Herz, mein Herz, was soll das geben?
Was bedranget dich so sehr?
Welch ein fremdes, neues Leben!
Ich erkenne dich nicht mehr…»

и Тухмановского исполнения на эстраде:

«Сердце, сердце, что случилось?
Что смутило жизнь твою?
Жизнью новой ты забилось,
Я тебя не узнаю…»

в мозг, давя на нижние чакры, ворвался безумный Rammstein с воплем: «Mein Herz Brennt!»
Я отмахнулась от будоражащей музыки, отгоняя её вместе с рассуждениями об эстетике Третьего рейха, и, отвернувшись от Гёте, в своё время утверждавшего, что в любом произведении главное – концепция, принялась рассматривать дождь.

Дождь утюжил город мощно, продвигаясь чётко, без единого просвета между струй. Внизу едва различались дома – не по контурам, по цветовым стёршимся пятнам. С полчаса в пространстве царили два цвета: стальной и зелёный. Потом чья-то рука увела серую массу вдаль, и я продолжила путь.
Через час поняла, что иду не туда. Но, ведь куда-то иду?

Ещё через полчаса передо мной возникла красивая башенка из красного кирпича (как потом выяснила, обзорная башня имени Карла IV). Поднявшись на самый верх, жалела об одном: поговорить не с кем!

Спускалась с другой стороны. Увидела памятник, обошла: Карл Маркс! «Ну, здравствуй, отец-основатель научного социализма!»
Потопталась перед речкой, вернулась к отелю. «Как пройти в Японский сад?» - женщина, принимающая деньги за вход в туалет, махнула рукой в том направлении, откуда я пришла и сказала: «Ровно!» Понятненько, sempre dritto, как говаривали мы на Сицилии – всё время прямо.
Дойдя до галереи современно искусства, пристала к билетёрше: «Как пройти в Японский сад?» Женщина заулыбалась, вывела меня на крыльцо, указала направо: «Перейдёте дорогу. Войдёте в ворота отеля. Или пройдите вправо вдоль луга. Японский сад – перед рекой».
За лугом, перед стеной зелени, высился памятник – некое кислотно-зелёное чудовище бодало воздух.
Я приблизилась к постаменту: «Людвиг ван!... За что ж тебя так?!» Мама родная, что у скульптора с головой? А у городских властей? Шемякинский Пётр из Петропавловки сразу же стал образцом совершенства.
Людвиг ван Бетховен целеустремлённо рассекал жуткой башкой ветер и небеса. Скамеек не было. Я уселась перед памятником, по-турецки, и подумала, что что-то в нём есть! Мой любимый Бетховен, - нелепый, странный, непонятный, не в цвет, не к месту, шагает по миру, глядя себе под ноги и не видя никого вокруг. Лицо – маска, весь в напряжении и пренебрежении ко всему, что не относится к музыке, звучащей в изолированном от внешних раздражителей черепе. Молодец скульптор – и характер уловил, и портретное сходство.

Японский сад разочаровал. Тупо глядя на круг и камни, я читала на плакате про то, что Сад выражает водную стихию без использования самой воды в ландшафте. Каменный парк имеет круглую форму с изгибом, символизирующим Инь и Ян, – гармоничный союз противоположностей, а также обозначающим мужской остров (Европа) и женский остров (Азия). Правильное размещение камней способствует гармоничному человеческому мышлению и обретению здоровья. Камни служат приёмниками и передатчиками положительных волн, излучают энергию и передают её восприимчивым людям. Сад можно считать природным храмом. Отдельные крупные камни установлены вертикально и являются аналогом менгиров, имеющих культовое и ритуальное значение. Земля в парке покрыта слоем белого гравия, символизирующим море между восточным и западным полушарием. На восточном берегу можно увидеть камень, похожий своими очертаниями на корабль, направляющийся по морю на запад.

Филькина грамота какая-то. Чтобы понять, что какой булыжник означает и медитировать в правильную сторону, надо закончить вуз по специализации японоведа.
Между прочим, сами чехи считают как инициативу госпожи Масуми Шмидт-Мураки, так и творение Канди Номура, курьёзом европейского масштаба. Однако, не критикуя каменные зубы дарёного коня, вписали его в перечень достопримечательностей. И правильно сделали.

Домой шла, сообразив, что утром свернула в город улицей раньше.
За ёлками сквозь время шагал великий глухой, поставивший искусство выше смерти и мечтавший вознестись надо всем. В воздухе гремела «Лунная соната», в ней отражались облака, горы, источники, и Карл IV, преследующий раненого оленя.


VII
О чём говорить с фашистом.


Подзабытый итальянский неожиданно пригодился.
Как обычно, до и после завтрака я за своим столиком вырезала силуэтные картинки. Ко мне подсаживался кто-нибудь из постояльцев, я выдавала им ножнички и образцы и обучала нехитрым премудростям древнего китайского искусства.
Жильцы менялись. Как-то напротив меня завтракал немец. Он попытался заговорить со мной по-английски. Я развела руками. Он пожаловался, что не знает русского. Я пожаловалась, что забыла немецкий, и могу изъясняться кое-как. Диалог не клеился. С досады я чертыхнулась по-итальянски. Немец подпрыгнул и просиял:  «Вы говорите по-итальянски?!» - «Да. Жила на Сицилии» - «О! Сицилия! Я был в Палермо! А в Венеции…»
Мы протрепались битый час. Лариса хихикала: «Стоило приехать из России в Чехию, чтобы за утренним кофе поболтать с немцем по-итальянски!»

Эту оживлённую беседу слышал и 9-летний мальчик из Питера. Когда немец ушёл, ребёнок возмущённо обратился ко мне: «Тётя Наташа, почему Вы разговариваете с фашистом?!» Я раскрыла рот, но слова потерялись. Чуть сообразив, о чём речь, спросила: «Почему ты назвал этого мужчину фашистом?» - «Он же – немец!» - «Немец. А почему – фашист?» - «Немцы напали на нас в 1941 году! В Германии все - фашисты!»
 Я посадила мальчика рядом с собой: «Кто тебе такое говорил?» - «Нам это в школе сказали». Я вздохнула: «В 1941 году на нас, в составе немецких армий, напали солдаты почти всех стран Европы. И даже русские были среди них. И против гитлеровских войск сражались также солдаты всех стран. Эта война ещё называется Мировой. Воевал весь мир. Германия пострадала не меньше, чем другие страны. Ведь, Гитлер сначала уничтожил всех, кто был против его политики, в своей стране. Ты понимаешь?» - «Понимаю…» - «Никогда больше не называй людей фашистами только за то, что они – немцы!» - «Не буду».
Не знаю, что и как преподавали ребёнку в российской школе XXI века, но какие он сделал выводы после урока – видно из этого случая.

Днём пошла на местное кладбище. Кладбища – это всегда интересно.
Город мёртвых в горах затянул, очаровал и не хотел отпускать. Фотографии на могилах более чем столетней давности выглядели как новые. На некоторых плитах давно стёрлись надписи, от имён до дат захоронений, а с фотографий смотрят люди, жившие в XIX веке, спокойные и красивые. Они не застали ни Первой, ни Второй Мировой войны, не знали ни советских времён, ни Евросоюза.
Исходя из дат, средняя продолжительность жизни тутошнего населения составляла 80-90 лет, нередко и 100.
Самое старое надгробие, которое удалось обнаружить, датировалось серединой XVIII века.
Самые противоречивые чувства вызвали могилы, сплошь поросшие плющом, или ещё и кустарниками и деревьями. Если не знать, что это – захоронение, глядя на зелёные холмы, никогда об этом не догадаешься. Такие холмы бок-о-бок находятся с ухоженными, в цветах и свечах, могилами.

Чисто ли? Не то чтобы очень. Однако, для родственников покойных – стенды с лопатами и ёмкостями для воды. Что-то вроде наших пожарных стендов. Приезжающие на кладбище берут инвентарь, пользуются и вешают на места.

В образцовом порядке – воинские захоронения. Причём, смотришь направо – торжественная аллея с могилами советских воинов: стеллы, звёзды, золотые надписи, цветы и памятник в виде Солдата.  Смотришь налево – поляна с белыми маргаритками и рядами крестов: здесь лежат немецкие солдаты. Перед беседкой «Мир», с двумя золотыми крестами, надпись, призывающая помнить о том, что для смерти нет национальностей.

Еврейское кладбище, отделённое от общего ржавой оградой, выглядит мертвее мёртвого. На нём, среди сотен могил, нет даже травы! То есть, трава есть – пепельно-седая, свисает с покосившихся надгробий, как волосы мертвецов.  На воротах перед синагогой предупреждение о том, что каждый, кто войдёт на кладбище, ходить по нему будет «на свой страх и риск». Я бы рискнула. Но ворота были заперты.


VIII
Источник №13

В Карловых Варах все пьют воды.
«Главной достопримечательностью Карловых Вар, а также главным достоинством являются целебные источники. Эти источники по своим характеристикам не имеют аналогов в мире, именно они служат основой курортного лечения. Вода карловарских источников применяется для питья, лечебных ванн, промываний, ирригаций (орошений) и других специальных процедур.
Минеральные источники курорта Карловы Вары - бикарбонат серно-хлоридо-натриевые термальные воды. Действующих источников в Карловых Варах более 60, но в лечебных целях используется только 12 из них. Источники Карловых Вар отличаются друг от друга по температуре (34-73 градуса), содержанию углекислого газа и по производительности. Вода каждого источника обладает своими особыми целебными свойствами и воздействием на организм.
Самый известный из термальных минеральных источников курорта Карловы Вары - природный гейзер "Вржидло". Он выбрасывает свои воды с глубины 2,5 километра на высоту 15 метров над землей.
При назначении лечения в санаториях Карловых Вар врачи назначают питьевой курс, используя номера источников, но сами источники расположены не по порядку в различных колоннадах города».
 Вода из целебных источников образована тысячелетним проникновением поверхностных вод через слои горных пород на глубину более 2000 метров, где они нагреваются магматическими очагами, находящимися вблизи залегания радиоактивных руд.

Первые два дня я ходила в зал к Вржидло. Мне лечебные напитки не нравились, хоть убей! Гадость, и всё тут!
В павильоне перед гейзером прочла рекламу о подземных экскурсиях к месту, откуда вытекают целительные минералки. Русскоговорящие гиды работали в среду.
В среду, пристроившись в хвост к группе (никто не мешает фотографировать), я с содроганием осматривала тоннель и его диковинки. Микроорганизмы и составные из таблицы Менделеева оседают на всём, к чему прикоснутся. По традиции, карловарские невесты консервируют в источниках свадебные букеты.
Нам продемонстрировали бумажные розы и другие, готовящиеся к продаже, сувениры. В специальных контейнерах всевозможные предметы неделю висят под горячими струями, затем ещё неделю сушатся. Почему-то получающиеся на выходе ржавые банки-бутылки-игрушки-цветки пользуются спросом у туристов.
В одном месте тоннеля, где вода просачивается сквозь стену, за 40 лет вырос объёмный сталагмит, выше человеческого роста. Я сунула руку в воду, струящуюся в его жёлобе, и тут же с визгом отдёрнула – горячо!
Срезы труб демонстрировали толщи окаменелых наслоений внутри.
Дно Теплы, к которой нас вывели из двери в стене набережной, было ярко-ржавого цвета.
Я поняла, от чего должны предохранять зубы отдыхающих длинные изогнутые носики специальных кружек. Ни хрена они не предохраняют! Жёлто-коричневые зубы аборигенов – норма. Возможно, это – отличная защита для эмали, но я помешалась на процедуре чистки зубов, по пять раз на дню хватаясь за пасту и щётку.
Минералку пила из Змеиного источника, который к лечебным не относится. Вода в нём прохладная, на вкус – советская газировка за копейку.
Есть в Варах ещё один целебный источник, самый популярный, №13 – «Бехеровка»! («Бехеровка» - знаменитый крепкий напиток, изготовляющийся только здесь и считающийся не столько алкогольным, сколько лечебным!)
Спросите у знакомых, поправлявших здоровье в Карлсбаде: «Какой источник Вы предпочитаете?» Ответят: «Тринадцатый!» - значит, лечение пошло на пользу!


IX
Кошка над городом

Пока экскурсионная группа ожидала начала подземного похода, кто-то спросил у девушки-гида: «А, что это за башня на горе, с кошкой?» Девушка покраснела: «Извините, я не знаю, недавно работаю…»
Я подняла руку, требуя внимания: «Я знаю!»
В Ларисином отельчике по стенам офиса и лестницы развешены фотографии. Снимок с кошкой, сидящей на высоком столбе, был красив и необычен.
История памятника, по сути, намогильного, такова: в середине XIX века в городе жила некая графиня, так любившая свою кошку, что, когда кошечка умерла, женщина попросила у городских властей разрешения похоронить животное на кладбище. Власти отказали. Графиня выкупила участок земли рядом с кладбищем (от которого в настоящее время осталась лишь могила сына Моцарта, который тоже был пианистом и концертировал в Карловых Варах, скончался и был похоронен здесь же). Над последним пристанищем кошки был возведён шикарный мемориал в виде башни, с колоннами на верхней площадке. На центральной колонне сидит кошка, повернувшаяся к городу спиной – тем самым выражая презрение к общественному мнению.
До недавнего времени вилла графини была заброшена. Её купил кто-то из наших и восстановил в первоначальном виде. Вход на территорию виллы закрыт – частное владение. За вычурными оградами – дворец, утопающий в цветах, с террасами, скульптурами, садом и беседками.
 А кошка, память которой увековечила хозяйка, увековечила память своей хозяйки. Кто бы через столетия вспомнил о женщине, презревшей мнение толпы и не отличающейся от остальных горожан ничем, кроме любви к своей кошке?

X
Мир во время чумы

На рыночной площади есть интересный памятник в стиле барокко – так называемый Чумной столб. Официальное название – Столб Пресвятой Троицы.
Памятник создан скульптором Йозофом Освальдом Вендой и возведен на средства горожан в 1716 году, в признательность за то, что эпидемия чумы, которая бушевала в Чехии в 1713 году обошла стороной Карловы Вары. Столб Пресвятой Троицы украшают сохи бога Отца и Сына Христа, Духа Святого и Девы Марии, а также фигуры святых: Войтеха, Флориана и Августина.
В начале XVIII века чёрная смерть в очередной раз накрыла Европу. Целые города вымирали. Причины чумы назывались разные, среди прочих – евреи (ну, а как же иначе?!)
На Чумном столбе – шестиконечная звезда. В Интернете я нашла различные объяснения этому знаку на Столбе Пресвятой Троицы, кроме того, о котором прочла в путеводителе в Карловых Варах: звезда означает, что горожане чудесным образом обойдённого чумой города не делали разницы между людьми по национальному признаку.
А чума не возникла в Варах, хоть прошлась и по Чехии, потому что городские власти ввели строгие санитарные требования, и население обязано было  соблюдать нормы гигиены. Из города вывозился весь мусор, сжигали всё, что горело. Прибавить к этому достаточную удалённость от других городов,  целебные источники, горный воздух, и получится та самая народная мудрость: на бога надейся, да сам не плошай! В-общем, жители курорта знали, где можно упасть, но не стали стелить соломку, а привели в порядок дорогу жизни родного города.


XI
Тайна отеля «Диамант»


Пенсион (по нашему - маленький семейный отель) расположен на склоне горы, посередине между гейзером Вржигло и тропинками, ведущими к смотровым площадкам Тургенева, Гёте, Три Креста (тропы к выглидкам проходят мимо пенсиона и Лариса подсказывает гостям, куда лучше прогуляться и что посмотреть) - один из многих отелей, предлагающих уютные номера отдыхающим всего мира. 
Так в чём же тайна "Диаманта", привлекающая постояльцев?
В репутации, как бы банально это ни звучало.
Прежний хозяин имел наработанную клиентуру. К Ларисе клиенты из постоянных въезжали с опаской – русские такие странные… Однако, потом возвращались снова и снова.
В пенсионе (нравится мне это слово, как и «выглидка»!) в этом году – в очередной раз, по традиции! – остановились ди-джеи, работавшие на Международном кинофестивале: Vladislav Duba, Stanislav Zima, Martin Mikola;, Ji;i Holubec, Petr Kuthan, Franti;ek Hosta, Pavel Svaton, Radim Otipka, MC HI-Def. Миколаш остался и после окончания праздничных мероприятий, отдохнуть-отоспаться. Парни работали в ночных клубах, просыпались хорошо после полудня и тут же получали завтрак. Они сказали Ларисе, что нигде в других отелях этого нет, еда строго по часам, и им очень нравится, что хозяйка не против, что их утро начинается не по стрелке на циферблате.
Вместе с ди-джеями заселились и певцы, так же отрабатывающие фестивальные концерты: Lucie Obranska, Chariotte Fairman, Republika of two.
Лариса поддерживает отношения со многими постояльцами. Благо, что Интернет даёт эту возможность. Подруга Оля считает «Диамант» своей дачей, чуть что – сбегает от забот на горный курорт.
Жила здесь Наталья Муравьевская, актриса театра и кино из Санкт-Петербурга.
Жили студенты из университета Пассау, Германия. Студенты приезжали в Карловы Вары – ВНИМАНИЕ!!!: изучать русский характер, для чего посетили Русскую деревню и, как в цирк, ходили в казино легендарного гранд-отеля "Pupp" (в коммунистические времена носил название «Москва»), надеясь увидеть, как русский проигрывает последнюю рубашку! Вероятно, законопослушным буршам щекочут нервы страницы достоевского «Игрока», действие которого происходило так же на «водах». Разочарованные отсутствием скандалов в игральных залах, студенты жаловались Ларисе, да наворачивали пирожки с капустой, которые она пекла к чаю.
Лариса, по, ставшей легендарной, приспособляемости наших женщин к людям и обстоятельствам, к каждому гостю подходит индивидуально. Даже еда – если постоялец просит не из меню (аллергия, диета и т.п.), будет приготовлена, по-домашнему, с улыбкой и пожеланием приятного аппетита.
Вот и весь секрет. Наверное, в каждой русской женщине изначально заложен талант организатора. Ведь, даже семью надо уметь организовать и содержать в порядке.  Не стоит иронизировать насчёт разводов. Моё мнение: разводы – беда наших мужиков, именно поэтому не мужчины, а современные женщины настаивают на гражданских браках, чтобы потом не возникало волокиты и тяжб по разделу имущества, и алиментов, которые всё равно, мало кто платит.
Знаете, что интересно: в Японии замужняя женщина не имеет практически никаких прав, она крайне редко работает, её жизнь строго регламентирована, а нормы морали не дают ей ни слова сказать поперёк любого действия мужа. Казалось бы – япона папа может творить по отношению к япона маме всё что взбрендится! Не тут-то было! По достижению пенсионного возраста каждая японка получает от государства такую пенсию, на которую может жить, ни от кого не завися.  И, если женщина, ставшая пенсионеркой, бросает мужа – женщина, ставшая пенсионеркой, может бросить мужа!!! – это является таким позорным пятном на его репутации, смыть которое он не сможет уже ничем.

Мне Лариса призналась, что, если бы не почти невменяемое послеразводное состояние, она ни за что не сделала бы того, что теперь является смыслом её жизни, потому что привыкла всё обдумывать, взвешивать и просчитывать. И, вместо пенсиона в Чехии, сидела бы в питерской фирме, а по выходным ездила бы на дачу.
А я лично давно поняла: иногда лучше вообще не думать.


XII
Заклинатели дождя


Погода в Карловых Варах была как сигнал SOS, вся из точек и тире: ясно-ясно-ясно-пасмурно-пасмурно-пасмурно-ясно-ясно-ясно.
Воздух прогревался не больше чем до 16 градусов, робкое солнышко по первому требованию уступало небо разбухшим от дождя тучам.
В городе народ отсиживался по кафе и отелям, лечебницы перевыполняли планы. Только шикарный открытый бассейн знаменитой гостиницы «Термал» спросом не пользовался, не смотря на то, что температура воды в нём – около 30 градусов..
Мне хотелось прогуляться подальше, чем до выглидок (смотровых площадок) в горах над городом. Подходящей по погоде  одежды у меня не было. Я думала, что еду в лето и экипировалась соответственно. Лариса выдала мне зонт и куртку, но какое удовольствие наматывать километры в горах под ливнями?
Вечером в пансион заглянули гости – русская семья, перебравшаяся в Карловы Вары на ПМЖ. Меня, как июньскую достопримечательность, пригласили во дворик, на рыбное барбекю-посиделки. Небо хмурилось. Гости рассеянно разглядывали мои картины и книгу, разговор вертелся вокруг ненастья.
Лариса вдруг подмигнула сыну: «Антон, неси водку!» - «Мама, ты опять?!»  - «Ладно тебе, не ругайся, поколдуем чуток!»
Антон принёс бехеровку. Сеанс магии был прост: налили, тост: «За ясное небо!» (варианты), дружно выпили и вместе выдохнули в космос: «Ххо!»

Метеорологи недоумевали. Ежедневно объявляемые дожди неделю обходили Карловы Вары стороной. Полило только накануне кинофестиваля, но мы повторили заклинание, и погода снова приняла нашу сторону.


XIII
Трудности перевода. Что такое «плотина».

После нашего заклинания на ясную погоду, солнце благоволило городу.
Я собралась пойти к плотине. Шесть километров пешочком – ерунда!
Сначала путешествие не составляло трудностей. Логически мысля, плотина – на реке. Надо идти вдоль реки, вот и всё.
Пока дорога тянулась вдоль Теплы, никаких сомнений в правильности выбранного направления не возникало.
Но на развилке я засомневалась. Разветвляющееся шоссе пролегало так же, вдоль реки, но куда можно было зайти по одной из дорог, кроме плотины? В горы? В другой город?
Я направилась к охранникам на автостоянке: «Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, где плотина?» - «Плотина? Что такое «плотина»?»
Я не взяла с собой блокнот и ручку, так что выручающие всегда и везде в забугорье самодеятельные комиксы отпадали. Пришлось прибегнуть к помощи жестов: «Река! (ткнула пальцем на воду) Течёт (зашевелила руками, изображая течение) вниз, там – Карловы Вары. Наверху (воздела руки над головой), в горах (указала на горы), откуда течёт Тепла – плотина! Река перегорожена, стена! (соединила руки перед собой, проведя сверху вниз, повторила:) Тепла внизу, Тепла вверху, посередине – плотина, преграда, стена, большая! Ух!»
Мужчины наблюдали за моим спектаклем совершенно серьёзно. В конце представления сообщили: «А, но! («Да» по-чешски – «ано», «ano», звучит так, что я думала - это два слова) Понятно!» и показали, куда идти дальше.
Плотина была сооружена на реке в 1936 году, с тех пор город защищён от разрушительных наводнений, три из которых, в 1582, 1821 и 1890 годах стали для местных жителей настоящими стихийными бедствиями.
Виды, как всегда, поражали и завораживали. Нагулялась так, что в пенсион вернулась лишь к ночи. Обратно шла через городок Бржезова. Тоже красивый, аккуратный, со своими достопримечательностями. Что мне в нём понравилось: на одном из домов, на стене между окон, между вторым и третьим этажами – большое силуэтное изображение дамы и кавалера! Моя любимая тема!


XIV
Сватошские скалы. Посторонним В.

Как-то Лариса сказала: «Пойдём в Святошские скалы!» (Я так и не поняла, как произносить правильно, кто-то говорит «Святошские», кто-то – «Сватошские»).
Конечно, пойдём!
День выдался жарким, за 30 градусов. За городом дорога веером разбежалась в четыре стороны. Лариса смутилась: «Не знаю, куда идти. Я там раньше не была!» На дереве были прикреплены стрелки с надписями, указывающими два, диаметрально противоположных направления, в которых нам можно было бы шагать дальше.
Я оглянулась: «Сейчас, спрошу у кого-нибудь!» Площадь перед рестораном пустовала. Я заметила пожилого мужчину, крепкого и подтянутого (если б не вытравленная временем шевелюра, ему можно было бы дать лет 40-45). Мужчина подправлял ограду у дома. Рядом вертелась весёлая собака.
Я подошла к нему: «Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как пройти к Сватошским скалам?» Мужчина завис на секунду, потом спросил: «Вы говорите по-русски?» - «Типа, да» - «Откуда идёте?» - «Из Карловых Вар» - «Как Вас понимают в Карловых Варах?» - «В Карловых Варах все говорят по-русски» - «С каких это пор?» - «С тех самых, что и Вы!» - «Я учил русский язык в школе, после войны. Наша учительница бежала из России после революции. Она… как это правильно сказать… Из бывших! Очень хорошая была учительница!» - «Точно! Вы говорите безупречно!»
Присоединившаяся к разговору Лариса посетовала на странный указатель. Мужчина кивнул: «Думаю, его специально так повесили, чтобы в скалы не ходили все подряд!»
Он объяснил нам дорогу.
 Дорога была запутанной и с запретом проезда для автотранспорта.
 
Информация из глобальной сети:
Сватошски скалы - это самый крупный скальный выход между Локетом и Варами, популярный у местных скалолазов.
«Зигмунду Фрейду после его посещения скал приснился настолько интенсивный по переживаниям сон, что он написал о нем эссе «Сон о Сватошских скалах». Гранитные блоки, достигающие высоты 50 метров, носят забавные имена: «Невеста», «Жених», «Теща», «Свидетели», «Музыканты». Легенда гласит, что некий Ян Сватош пообещал русалке из Огрже жениться на ней, но нарушил слово, променяв русалку на земную девушку. Тогда русалка превратила всех участников свадебной процессии в каменные изваяния».

На самом деле, если приглядеться, каждая скала похожа на человека!
Мы побродили по реке, в которой плавали рыбы, купались люди, по порожистым водам которой сплавлялись любители рафтинга.
По уступам поднимались скалолазы.
По дорожкам проезжали велосипедисты.
Пара уютных ресторанчиков собрала тех, кто предпочитал наслаждаться окружающей красотой под чешское пиво с колбасками.
Мы прошли по подвесному мосту на берег к скалам, а потом засели в ресторанчике.
Народа, для такого потрясающе великолепного места, было немного. Скалы особо не рекламируют. Природный заповедник требует бережного отношения. Однако, прийти туда и отдохнуть душой и телом может каждый. Каждый, кто знает, как туда дойти.


XV
Скит матушки Нектарии и лесная Мадонна

Как-то Лариса сказала: «Идём к Абергу!» Я радостно кивнула. (Когда  совершала прогулку на плотину, до Аберга не добралась. Правда, я и не знала, что это такое, только указатель на шоссе видела, я бы и пошла, да устала).
Шли долго, поднимаясь на Доубскую гору. Все дорожки тянутся по горам зигзагами, а напрямую не пройти – подъёмы слишком крутые. Лариса рассказывала, куда меня ведёт: к скиту матушки Нектарии, в монастырь Святителя Николая. (Когда добрались, прочла на указателе: 611 м, значит, поднимались мы 211 метров – Вары находятся на высоте 400м над уровнем моря).
 По дороге, на лесной развилке, стояла молельня «Лесная Мадонна». Перед образом – скамеечка для преклонения колен. Рядом – домик, чтобы укрыться от непогоды и скамья для отдыха. В здешних горах такие места встречаются нередко.
Немного дальше увидели странную композиция: на большой поляне три дерева, воткнутые кронами в землю. (Надо будет поискать в Интернете, что это означает, найду – дополню).

Скит матушки Нектарии – игрушечно-сказочный теремок на склоне горы. Дом бревенчатый, с наружными лестницами вокруг этажей и просторной террасой, с которых открываются великолепные панорамные виды.
Стены помещений увешаны образками и иконами. 
Мы пришли к обеду. Матушка накрывала на стол для рабочих. Пригласила и нас, но мы отказались. Только поели сухариков с мёдом, да запили святой водой.
А сухарики, гласит молва, волшебные. К Нектарии за ними народ специально приезжает. Матушка чудесного угощения не жалеет: ешь сколько хочешь, и с собой бери. Ну, и не только в сухариках дело, конечно. К матушке отовсюду едут, да в любом поисковике набери: «Матушка Нектария из Каловых Вар», информации полно.

По соседству со скитом, в десятке метров – Аберг. Как говорят здесь – «Готель», с 22-метровой смотровой башней. Место, известное для туристов с 19 века. Но пока Аберг закрыт. Он был выставлен на продажу, наверное, купил кто-то, красивое здание обнесено лесами, идут работы.
Когда Аберг откроется, скучать матушке не придётся. Хотя, её теремок назвать скитом язык не поворачивается. С другой стороны, мы на всё иначе смотрим. Так что, скит по-чешски мне очень понравился.


XVI
Менталитет как личностное чувство.


Первого июля в Карловых Варах – открытие Международного кинофестиваля. Церемония – вечером, днём – развлечения для публики.
Мы направились в центр. По городу разгуливали оранжевые пантеры и красные сердца, перед отелем «Термал» поставили заграждения, которые завешивали оранжевыми воздушными шарами. В разных местах соорудили площадки, на них выступали музыкальные группы. Ну, и действовали всевозможные рекламные акции от разных фирм.
На Красной дорожке фотографировались все желающие. Охрана следила лишь за… Не знаю, за чем она следила. Мужики в чёрном просто стояли и смотрели вокруг.
Потом Лариса вернулась в пенсион, я осталась гулять.
К началу мероприятия народ стянулся к «Термалу». После открытия все срезали или отрывали от заграждений воздушные шары, и уносили с собой яркие оранжевые облака. Никто не делал им замечаний и не пытался остановить.

Вечером обещали фейерверк. Мы с Ларисой пришли к «Термалу» и в толпе наткнулись на Лесю, Ларисину дочь. Леся познакомила нас со своим спутником – улыбчивым немцем Роберто, который тут же угостил дам бехеровкой. Сам ограничился соком, объяснив, что утром ему надо уезжать по делам.
Роберто говорил на, естественно, немецком, знал русский, английский и чешский. Не блестяще, но очень, очень хорошо. Общались так: Леся говорила с ним на английском, Лариса – на чешском, я извлекла из лексикона вбитые со школы уроки дойча. Роберто улыбался, кивал, но отвечал всем по-русски.
В ожидании фейерверка и отъезда из кинозала звёзд, публика разгуливала по этажам отеля, фотографировалась с символом фестиваля, осаждала палатки с горячительными напитками.
Мы приобщились к увеселениям, а затем засели в «Пекле» - клубе  "Термала", куда впускают всех.

До этого мы провели вечер в клубе «Ричмонда», одного из самых дорогих отелей курорта. Вход – свободный, ни фейс-контроля, ни дресс-кода. Я не представляла, куда меня ведут, поэтому ограничилась джинсами и футболкой. Антураж заведения, явно, предполагал другие наряды. Камин (с огнём), картины, старые фотографии, имитация старинной библиотеки, статуэтки, лампы, мебель – почувствуйте себя аристократами!
На меня никто не косился, двухметровых гардеробщик, в строгом чёрном костюме, с лёгким поклоном принял мою пёструю толстовку и на русском языке пожелал приятного вечера.
Цены на напитки были более чем демократичными: от 40 крон за пиво и 300 – за бутылку вина, до исчисляющихся четырёх- пятизначными.
Лариса сказала, что так – во всех клубах. Каждый сам думает за себя: куда пойти, как одеться и что заказывать.

В отеле, листая городские журналы, я поразилась тому, что наряду с рекламой экскурсий, лечебных процедур, всевозможных товаров, шла реклама публичных домов, с фотографиями обнажённых красавиц, призывно изгибающихся в ванных и на кроватях. Лариса объяснила: «Проституция разрешена и узаконена. Это – такая же услуга для желающих, как поездка во Францию или посещение музея».

Может, не из той оперы, но в Чехии цветут маковые поля, и в магазинах продаётся конопляное масло (значит, выращивают?!).
При этом, человек с сигаретой во рту – ну, не комильфо, что ли. Курят, в-основном, наши соотечественники. Остальные пьют минеральные воды, пиво и бехеровку.



XVII
Роза, которой нет


Перед отъездом, на часок, я осталась одна в пенсионе.
День был выходной, в городе шли фестивальные фильмы. Постояльцы, ди-джеи и певцы, ушли на мероприятия. Молодая семья из верхнего номера отправилась на экскурсию в Париж. Пара пенсионеров из Израиля, квартирующая уже второй месяц, каждый день от завтрака до обеда пропадает на процедурах. Остальные, вместе с Ларисиными детьми, искали развлечений в центре – там ожидались концерты и какое-то шествие. Лариса убежала в магазин.
Мой автобус на Прагу отправлялся после полудня. Я задержалась в столовой, поправила развешенные картины, собрала свои ножницы и альбом.
Вдруг в залу вошла девушка: «Можно снять номер?» - «Извините, не знаю. Хозяйка скоро придёт, подождите».
Девушка окинула помещение взглядом: «Как всё изменилось…» - «Вы здесь уже останавливались?» - «Да. А, что Вы такое делаете?» - «Вырезаю картинки из бумаги. Вон, на стенах висят, посмотрите. Что понравится, можете купить» - «Роза…» - «Простите, «Роза» не продаётся. Это – мой подарок хозяйке. Называется «Память сердца». Видите, фон – как мостовая. Это – дорога нашей жизни. Иногда мы идём не туда, и сердце истекает кровью, потому что мы отрываем его от прошлого. И роза – она будто бы есть, но её больше нет. Осталась только память».
«Розы больше нет…» - эхом отозвалась девушка. Какая странная. Я протянула ей альбом: «Вы любите цветы? У меня есть тюльпан. Или, вот – ромашки» - «Вы не понимаете. У моей мамы была роза. Розы больше нет. И мамы нет».
Я опустилась на стул напротив неё: «Ваша мама умерла? Сочувствую Вам. Все умирают. И цветы, и люди» - «Вы не понимаете! Розу сломала я. А мама…»
Девушка заговорила, как под гипнозом, не отводя глаз от стены с выставкой.
Не знаю, когда она замолчала, - я не заметила. Тишину нарушил звонок. Девушка раскрыла телефон: «Я в «Диаманте». Какой отель? Хорошо. Иду». Она поднялась: «Муж нашёл номер в другом месте. До свидания».

В моих дневных планах была прогулка по Праге. Автобус на Ригу отправлялся в девятом часу вечера. Я ходила по городу и фотографировала всё подряд. Пражские фотографии не разобраны до сих пор. Я пишу. О девушке, о розе, о любви. Пишу и понимаю, что, возможно, цепь совпадений, которые привели меня в чешский Карлсбад, сложилась для того, чтобы девушка, сломавшая сувенирный цветок, рассказала мне, почему у неё больше нет матери.


________________________________________________

ПРИГЛАШАЮ ПОСМОТРЕТЬ
Это же путешествие с фотографиями в ЖЖ: http://lazasim.livejournal.com/3015.html
____________________________________________________



Рассказ о девушке: http://www.proza.ru/2011/11/21/476






Пенсион "Диамант"
Ларисы Герман ВКонтакте: http://vkontakte.ru/lazarevaeva#/club17842998