Печальная история Богоявленского монастыря

Борис Дубман
     В первой половине XIX века в Житомире в границах современных улиц Большой Бердичевской, Шевченко, Довженко и Фещенко-Чоповского заложили большой сад (парк) для отдыха. Сад был живописным, через него в овраге протекала речушка Поповка. Основной чертой этого сада была его уединенность, созерцательность, тишина. В саду находился древний колодец с целебной водой, а над ним маленькая часовенка. Этот колодец раньше принадлежал монастырю сестер милосердия Шариток, и во время крестных ходов сюда сходились верующие из далеких околиц, чтобы набрать священную воду. В 1880-х годах сад принадлежал статскому советнику Павлу Филимоновичу Юрашеву, который планировал устроить в нем театральные балаганы для развлечения посетителей сада, но не успел.
 
      Весной 1897 года на территории сада со стороны Большой Бердичевской улицы начали возводить деревянный храм Богоявленского монастыря. Землю купили за 10 тысяч рублей. Сад с того времени стал принадлежать монастырю и называться Монастырским садом. На строительство церкви и колокольни использовали 40 дубовых колод и древесину от разборки старой деревянной Крестовоздвиженской церкви на Замковой горе. Проект составил епархиальный архитектор Иван Николаевич Афанасьев (1859 - после 1924), подрядные работы выполнил зодчий из Владимирской губернии крестьянин Басов. В церкви был установлен высокохудожественный иконостас. Примечательно, что уникальная деревянная церковь и колокольня монастыря были построены  без единого гвоздя.
 
      Об этой церкви и о Монастырском саде оставил свои воспоминания один из крупнейших музыкантов XX века Святослав Рихтер: «Мы с тетей Мэри пошли в монастырь. Он был на Бердичевской, деревянный, украинской архитектуры… Я видел большую икону Владимирской Богоматери. И в этом было что-то обязательное…. был чудный день, за нами остался монастырь, который звонил во все колокола, старый сад, внизу с ручейком, как в "Обрыве" Гончарова. Мы дошли с тетей Мэри до монастырского кладбища.  Кладбище выходило на обрыв к Тетереву, и мы там сели, смотрели, а колокола все звонили…».

      В 1900 году при монастыре была открыта школа церковной живописи, а в 1908 году – Училище пастырства. Первым руководителем училища был настоятель Житомирского Богоявленского монастыря архимандрит Гавриил (Воеводин). В Богоявленском монастыре вместе с учениками училища проживало порядка 70 человек братии. При советской власти монастырь закрыли в 1923 году, а церковь действовала, но с перерывами. Фактически монастырь продолжал существовать и после 1923 года, но нелегально. Во время немецкой оккупации  Житомира в 1941—1943 годах при епископе Леонтии (Филипповиче) монастырь снова действовал.

     В нижней части сада в овраге (где теперь гаражный кооператив "Тетерев") житомирское управление НКВД  в 1937 году осуществляло массовые расстрелы репрессированных жителей города. После Второй мировой войны до 1960-х годов сад использовался как база областной станции юных натуралистов. В 1960-х годах  прекрасный Монастырский сад вырубили, русло речки Поповки и овраг засыпали, речку заключили в трубы, а на территории бывшего сада построили жилые дома.

     Рядом с Богоявленской церковью находилась 33-я школа. Между ними сперва был переулочек со старыми зданиями фармацевтического училища, а когда их в начале 1970-х снесли, то школа и церковь оказались рядом. Такое соседство смутило местную власть, и храм закрыли. Верующие города возмутились и стали писать письма во все инстанции. В поисках правды – даже генеральному секретарю ЦК КПСС Брежневу, председателю Верховного Совета СССР Подгорному и патриарху Пимену. И в международные организации – в адрес ЮНЕСКО и ООН. Партийные и советские органы власти не нашли ничего лучшего в такой ситуации как снести культовое сооружение и положить конец разраставшемуся скандалу.

     Разрушили Богоявленскую церковь в августе 1975 года за одну ночь, но вывезти не успели. Доски и мусор от разборки вывозили утром. Я как раз утром шел на работу и, увидев это варварство, остановился посмотреть. Милиция меня тут же попросила быстрее проходить мимо. Вечером, когда я шел с работы домой, вместо церкви была уже большая клумба с цветочками. Так был уничтожен один из уникальных памятников архитектуры. Сейчас Богоявленскую церковь пытаются восстановить, но ... уже из силикатного кирпича.

Борис Дубман
Июль 2011



Иллюстрации верхнего ряда:
Первая  слева — Монастырский сад. Фотография с почтовой открытки начала ХХ века.
Вторая — Богоявленский монастырь. Дата и автор фотографии неизвестны.

Иллюстрации нижнего ряда:
Первая слева — Братия Житомирского Богоявленского монастыря. В центре архиепископ Аверкий (Кедров), справа епископ Леонтий (Матусевич), архимандрит Алипий (Янкин), слева иеромонах Герман (Вейнберг). Фото 1923 года, автор неизвестен.
Вторая — Богоявленская церковь. Фотография сделана в августе месяце 1975 года перед сносом церкви, автор – Борис Шрайбман.