Грибы. Жилой дух земли

Николай Катаржнов
   В последнее время у меня поездки на природу происходят все реже и реже.
Течение жизни как-то изменилось: мы постарели, прыти поубавилось, все реже покидаешь свой дом. Все какие-то заботы и дела... А если разобраться по-большому счету, то эти наши текущие заботы и дела - ничегошеньки-то и не значат! Так, пустое, трепыхание на подворье, все "возле  да около".
*
   Нет уже того крутого взмаха крылом и прицельного дальнего взгляда  на  понравившийся лик земли, что одаривает нас в какой-то короткий миг глубокой радостью. И тогда,  на какое-то мгновение, вдруг почувствуешь себя  с природой заодно, и самой землей, с ее влажным запахом, с настоем листьев и трав, с остановившимся бегом времени...

   Мне припоминается один случай. Никогда не забуду тот загадочный тихий колок (между поселками Раздольным и Павловским) из редких осинок с кустами акации, где  полевая еле заметная  дорога, привела нас к какой-то  ямине с водой. Как раз посреди дороги и между деревьями. Объехать которую ни слева, ни справа не представлялось возможным. Просто дальше было некуда ехать.
   Как-то отстранено это вспоминается после многих прошедших лет. Как будто это было в другом мире и совсем не с тобой, но ты все это хорошо и в деталях почему-то помнишь...
.
 Выходишь из машины, ищешь объезд и вдруг попадаешь  в  нетронутую тишину и  загадочно  притаившуюся природу.  Останавливаешься,  прислушиваешься - ни звука! Как-то странно. Начинаешь разглядывать это место и вдруг понимаешь, что это тебя специально остановила сама ПРИРОДА, устроив естественную преграду, чтобы заставить путников остановиться и войти в ЕЕ мир! 
   Еще сильнее и внимательнее напрягаешься, стараешься  уловить хоть какие-то знакомые признаки дороги: помятой травы или  расступившиеся деревья для проезда. Но ничего этого нет. И тогда поняв, что проехать здесь нельзя, отбрасываешь от себя  мысль о дороге и  расслабляешься.  И вот в этот момент  прямо перед тобой  открывается другая  картина: прямо под ногами  ты видишь еле заметные бугорки.  Да это же грибы!  И уже снова как по команде включился звук: слышишь жужжание пчелы, свист синицы,  шелест травы...
Природа включила тебя в свое окружение  и продолжила свое бытие - свою особую напряженную созидательную работу.
  Затаив дыхание, осторожно начинаешь разгребать руками бугорки, с радостью оголяешь упругие шляпки  грибов, отламываешь от корня и смотришь - не червивые ли. Увлеченно начинаешь по-хозяйски осматриваться, так как понимаешь, что такие грибы в одиночку здесь не растут. Их здесь должно быть много. И действительно, догадка подтверждается.
 И уже забыл, зачем ты пошел, и почему ты здесь, мимоходом лишь  сожалеешь, что не взял с собой нож, он сейчас бы сильно пригодился...
.
 И  вот уже рядом оказались твои пассажиры, с ведром и ножами, они тоже вошли в этот незнакомый колок и обнаружили  скрытые в нем богатства.
Оказывается, это грибные колки, что  идут вдоль лога, полосою, все  грибные места.  Дальше мы уже в этот день никуда и не поехали. Такое необычное место  само привлекло нас к себе.
.
  Как потом оказалось, здесь  рядом,  раньше жил-был  поселок, назывался Ракиты. Но потом он разъехался,  и в этих местах не стало людей.
Природа, по видимому, заскучала.  И вот мы нечаянно забрели в эти заброшенные  места.
.
  Мне тогда еще почудилось, что что-то незримое, но живое, следит за нами и чего-то хочет. Как будто некий "дух поселения" продолжал жить в этих местах.
.
  Прошло уже  40 лет с той поры, а я все еще помню: и тот колок, и те грибы, и какую-то затаенную грусть плодородной земли. И какой-то необычный  живой дух земли, впитавший в себе дух людей, некогда живших здесь.
И это я нисколько не преувеличиваю. Примерно это же почувствовали и все мои спутники, тогда собиравшие там грибы. На обратном пути у нас был обмен мыслями. Потому это все, как особое,  мне  запомнилось.