24. Возвращение из плена и Второй храм

Константин Рыжов
                1. Как иудеи были отпущены из вавилонского плена

В 538 г. до Р.Х. Господь побудил персидского царя Кира (http://www.proza.ru/2013/12/17/2038) объявить по всему своему царству указ, касающийся евреев. Он гласил: «Так говорит Кир, царь персидский. Все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить  Ему дом в Иерусалиме. Кто есть у нас  из народа Его, - да будет Бог с ним, пусть он идет в Иерусалим и строит дом Господа Бога Израилева». Дорогую храмовую утварь, вывезенную Навуходоносором (http://www.proza.ru/2013/10/06/2158) в качестве трофея, царь приказал вручить еврейским старейшинам, а наместнику возрожденной Иудеи выдал средства для постройки храма (размеры его были предусмотрены в указе, дабы впоследствии избежать любых недоразумений). Наместником провозгласили иудейского князя Зоровавеля – вероятно, внука царя Иехонии (http://www.proza.ru/2013/05/23/305). Вместе с верховным священником Иисусом он возглавил караван первых переселенцев. Всего в путь отправилось более 42 тысяч человек свободных и 7 тысяч рабов.

Иудея являла в те годы очень печальное зрелище. Святой город Иерусалим представлял из себя груду развалин. Многие другие города и деревни были совершенно безлюдны. Поля, которые не обрабатывались целые десятилетия, превратились в пустыню. Тем не менее, радости вернувшихся не было границ. В одном из псалмов, написанных в ту пору, говорилось: «Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы во сне: уста наши были полны веселья, а язык наш – пения…» Прибыв в разрушенный Иерусалим, где за годы запустения не осталось ни одного целого здания, и кое-как устроившись на месте, иудеи весной 537 г. до Р.Х. приступили к строительству. Прежде всего они восстановили жертвенник и впервые за много лет совершили всесожжение Господу.
Священники снова появились в своих храмовых облачениях; левиты пели благодарственные гимны. Затем было положено основание храму. Это событие никого не оставило равнодушным. Старики, помнившие первый храм, громко плакали, а молодежь, родившаяся на чужбине, радовалась. Так что нельзя было различить, где радостные крики, а где вопли плача. 

Вскоре были заключены договоры с сидонянами и тирийцами, которые обязались доставлять в Иерусалим кедровый лес из Ливана. Начальники нанимали рабочих  для добывания и обтесывания камней. Работа закипела. Но тут неожиданно возникли трудности, которые затормозили строительство. К Зоровавелю пришли самаряне (http://www.proza.ru/2011/05/23/210) и сказали: «Мы тоже будем строить с вами, потому что мы поклоняемся тому же Богу, что и вы, и уже многие годы приносим Ему жертвы». Однако Зоровавель и Иисус отвечали им: «Не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир». Самаряне обиделись и стали всячески вредить иудеям, препятствуя их строительству.

                2. О персидских царях, наследовавших Киру

Найти управу на своих соседей, иудеи могли только у царя Кира. Между тем, великому завоевателю в ту пору было уже не до них. Он предпринял большой поход против кочевников массагетов, обитавших в степях между Каспийским и Аральским морями. Здесь удача, так долго сопутствовавшая персидскому царю, внезапно ему изменила: в 530 г. до Р.Х. во время битвы на восточном берегу Амударьи Кир потерпел полное поражение и погиб сам.

Киру наследовал его сын Камбис II (правил в 530-522 гг. до Р.Х.). Самаряне тотчас послали ему письмо с доносом на иудеев. В нем говорилось: «Да будет известно царю, что иудеи, которые вышли от тебя, пришли к нам в Иерусалим и вновь отстраивают этот мятежный город. Они строят стены и основания их уже исправили. Да будет известно царю, что когда они отстроят свой город и восстановят стены, царь не получит с иудеев ни податей, ни налогов, ни пошлин. А если царь сомневается в наших словах, пусть поищет в памятной книге своих предков. Он узнает, что Иерусалим – город мятежный и вредный для царей. Он издавна старался отпасть от царей, и именно в наказание за это был опустошен». Получив этот донос, Камбис велел прекратить в Иерусалиме всякие работы. Персидский наместник явился в Иудею и вооруженной рукой остановил строительство.

К счастью для иудеев, Камбис правил совсем недолго. Самым знаменитым деянием его царствования стало завоевание Египта. Тем временем в Персии начались волнения. В марте 522 г. до Р.Х. пришло известие, что на престоле здесь утвердился мидийский маг Гаумата, выдававший себя за младшего сына Кира, Бардию. Камбис поспешно выступил против него, но умер в пути при загадочных обстоятельствах. Казалось, судьба благоволит к самозванцу – его власть признали во всех персидских провинциях. Только знатные персы не пожелали служить Гаумате и составили против него заговор. Пробравшись во дворец, заговорщики убили царя и возвели на престол Дария I (правил в 522-486 гг. до Р.Х.), который был дальним родственником Кира II.

В царствование Дария I Персидская держава достигла своего наивысшего могущества. Вся страна была разделена на два десятка больших провинций, которые у персов назывались сатрапиями (так Иудея вошла в состав Заречной сатрапии, к которой, помимо Палестины, относились Финикия, Сирия и арабское царство кедаритов; центром сатрапии являлся, по-видимому, Дамаск). Каждая из этих сатрапий должна была уплачивать персам определенную дань.
               
                3. Пророк Аггей

Как раз в это время к наместнику Иудеи Зоровавелю пришел пророк Аггей и возвестил ему слово Господне: «Народ Мой говорит: "Не пришло еще время строить храм Господень" и оставляет его в запустение. Но кто в таком случае внушил вам, что вы сами можете жить в домах ваших украшенных? Не ждите успеха ни в чем, пока Мой дом лежит в руинах! Будете сеять много, а собирать мало, будете есть, но не наедаться, пить, но не напиваться, будете одеваться,  но не согреетесь до тех пор, пока не обратите ваши сердца к Господу и не восстановите дом Его. Взойдите на гору, носите деревья и стройте храм! Я буду благоволить к нему и прославлюсь. Слава этого последнего храма будет больше, нежели прежнего; и на месте этом Я дам мир». Под влиянием речей пророка Зоровавель оставил Иерусалим, отправился в Персию и поступил на службу к царю Дарию (522 — 486 гг. до Р.Х.). Он хотел дождаться благоприятного момента и вновь просить царя о возобновлении строительства.

                4. Как Зоровавель завершил восстановление храма

Во второй год своего правления персидский царь Дарий (http://www.proza.ru/2013/12/20/534) сделал большой пир и, возвратившись с него, лег спать. Между тем, трое юношей, охранявших покои царя, сказали друг другу: «Пусть каждый из нас скажет одно слово о том, что сильнее всего. И чье слово окажется разумнее, тому Дарий даст великие дары и великую награду». И тотчас они написали каждый свое слово, запечатали и положили у изголовья царя. Один написал: сильнее всего вино. Другой написал: сильнее царь. Третий написал: сильнее женщина, а над всем одержит победу истина. И вот, когда царь встал, подали ему написанное, и он прочитал. Потом он призвал к себе первых вельмож и советников и сел совещаться с ними в палате. Наконец они  сказали: «Призовите этих юношей, пусть они объяснят свои слова».

Первый начал говорить так: «О мужи! Как сильно вино! Оно приводит в омрачение ум всех людей пьющих и заставляет позабыть их о долге. Пьяный забывает и царя и своих близких. А раз так, значит вино сильнее всего на свете». Второй возразил: «О мужи! Что может сравниться с силой царя, господствующего над людьми? Он один, если скажет убить, - убивают; если скажет отпустить, - отпускают; скажет бить, - бьют; скажет слушать, - слушают; скажет строить, - строят; скажет срубить, - срубят; скажет посадить, - насаждают. А раз так повинуются царю, значит царь сильнее всех».

Третьим юношей был Зоровавель. Он сказал: «О мужи! Велик царь и сильно вино! Но кто господствует над ними и владеет ими? – Женщина! Женщины родили царя и весь народ, который исполняет его повеления. Они же родили землепашцев, насаждающих виноград. Власть женщины над сердцем мужчины сильнее власти вина и власти царя. Человек оставляет воспитавшего его отца и свою страну и прилепляется к жене своей. С женой он оставляет душу; не помнит ни отца, ни матери, ни своей страны. Не велик ли наш царь своей властью? Все страны боятся прикоснуться к нему! А я видел его и Апамину, жену его, сидящую по правую сторону от царя. Она снимала венец с головы царя и одевала на себя, а другой рукой ударяла царя по щеке. И при всем этом царь смотрел на нее, раскрыв рот, и ловил каждое слово ее и искал, как угодить ей! О мужи! Разве не всесильны женщины, если могут поступать подобным образом? И все же, нет ничего сильнее истины! Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины, несправедливы все люди и их дела, но истина остается сильной, живет и владычествует из века в век. Вся земля взывает к истине, и небо благословляет ее!» Когда Зоровавель перестал говорить, все воскликнули: «Велика истина! Она сильнее всего!»

Дарий велел: «Проси чего хочешь, и получишь, так как ты оказался мудрейшим». Зоровавель сказал: «Уже немало лет прошло с тех пор, как Кир, великий правитель персов, пообещал нашим отцам восстановить Иерусалимский храм и вернул нашему народу все сосуды, захваченные когда-то вавилонским царем Навуходоносором. И вот теперь прошу тебя, господин царь, и умоляю тебя: исполни обещание, данное твоим предшественником». Царь Дарий встал, поцеловал его и написал письмо  правителям и начальникам областей, дабы они не чинили препятствий строительству Иерусалимского храма.

Таким образом, в 520 г. до Р.Х., строительные работы возобновились и продолжались вплоть до шестого года царствования Дария. В марте 515 г. до Р.Х. с великой торжественностью прошло освящение храма, а вслед затем была отпразднована пасха.  Вскоре после этого радостного события царь отозвал Зоровавеля из Иерусалима. Остаток своей жизни тот провел в Вавилоне. Другого наместника Иудее не назначили. Страна подчинилась правителю Самарии.

«Священная Иудея» http://proza.ru/2010/07/14/189

Сирия, Палестина и Финикия http://proza.ru/2013/10/06/1576