Э. Хемингуэй, С. Довлатов

Александр Багмет
Э.Хемингуэй и С. Довлатов.
Sin ira es studio.-Без гнева и пристрастия -(Плутарх, первая страница Анналов)

Побудительным мотивом к написанию этого текста стали две публикации – Э.Хемингуэй. Праздник, который всегда с тобой. Астрель, М., 2011.
и В.Попов. Довлатов. “Октябрь”, №8, 2010.

Первую книжку я читал в давнишнем издании. В последнем добавлены неизвестные доныне фрагменты, кое-что исправлено по исходным текстам, но, по моему мнению, это оказалось не столь существенным вопреки ожиданиям.

 Почему я мысленно поставил рядом столь разных писателей? Потому, что их alter ego очень близки, как и смысл их творчества и,в конечном счете, их судьбы.

Кто же они? Блестящие рассказчики, но ведь хорошо и увлекательно изложить сюжет – этого вовсе недостаточно, чтобы создать литературу навсегда.

А.П.Чехов тоже много рассказывал, но под каждым из его рассказов зияет бездна.
 
Здесь этого нет.  С. Довлатов говорил, что важно не то, ЧТО, а  то, КАК. Хэм- то же, но другими словами. Сергей виртуозно владел формой, но ЧТО не получалось.
И сейчас помню то печальное утро, когда Петр Вайль объявил на радио Свобода о его кончине.

Э.Хемингуэй тоже  был блестящим рассказчиком. Большинство его текстов именно такие. Конечно, есть глубины  -например, в По ком звонит колокол, но, к сожалению, все его тексты, по словам В.Войновича, которые он сказал по другому поводу, остались в прошлом.

Не буду приводить аналогий -  они известны.

И когда они осознали, хоть и в разное время, что недостижимость глубины – их органический порок – оба покончили с собой, первый – ружьем, второй – водкой.