Белые волки в изгнании... Генерал Писарев

Николай Бичехвост
 

БЕЛЫЕ ВОЛКИ В ИЗГНАНИИ... ГЕНЕРАЛ ПИСАРЕВ

Не всякий знает, что он был видным военачальником Белого движения. И в эмиграции оставался преданным своему Отечеству.

Казак станицы Иловлинской Области Войска Донского,(ныне Волгоградская область), Петр Писарев родился в стылом декабре 1874 года. Он - сын офицера. с казачьими военными традициями и мужеством.

Окончил станичную церковно-приходскую школу, Атаманское техническое училище и Новочеркасское казачье юнкерское училище. Способный, уверенно шел в науках.
Службу нес в родимых Донских казачьих полках.

В Первой Мировой войне - виток его военной карьеры. Фронтовой, а не тыловой! Он командир сотни, затем эскадрона и полка. За храбрость награжден орденом святого Георгия и Золотым оружием. Свидетельствует старинный документ.

"За то, что 8 марта 1915 года, при атаке укрепленной австрийской позиции у д. Русске, командуя сотней, обошел противника с фланга и, лично ведя сотню, ударом в шашки опрокинул его и заставил очистить участок позиции, взяв при этом в плен одного офицера и 120 нижних чинов".

В 1917 году Петр Константинович командир 42-го Донского казачьего полка. В начале окаянного 1918 года прибывает в столицу казачьего края Новочеркасск. Будучи полковником, он вступает простым рядовым в Добровольческую армию в партизанский отряд полковника Т. П. Краснянского.

Участник 1-го Кубанского (Ледяного) сурового похода. В атаке под Екатеринодаром 29 марта 1918 года был ранен, но остался в строю.

Летом 1918 года Петр Константинович возглавляет Партизанский пеший казачий полк, и за доблесть в боях с красными полками получает звание генерал-майора.

В феврале 1919 года Писарев командует боевыми частями в армии генерала Врангеля. Возглавляет 1-й Кубанский корпус.

Осенью 1919 года он назначен начальником гарнизона Царицына на Волге , занятого частями генерала А.П. Деникина.

Писарев в ожесточенных боях отражает наступление 10-ой Красной армии на Царицын, осуществляя, по оценке Врангеля, «руководство всей операцией».

В это время Писарев был произведен в генерал-лейтенанты. При отступлении в 1920 году с армией Врангеля и оставлении Новороссийска, он объединил отказавшиеся капитулировать перед красными Донские и Кубанской части. Дождавшись подхода кораблей из Крыма, погрузил и вывез около 15 тысяч казаков, чем спас их от уничтожения красными войсками.

Известно, что оставшиеся белогвардейцы, поверив заверениям красных властей об амнистии, были многими тысячами расстреляны на черноморском побережье по указанию ярых красных командиров Бела Кун и Розалии Землячки... Красный террор потом плавно перешел в расказачивание и раскулачивание, выкосив в донских просторах уйму людей и семей.

Петр Константинович эвакуировался в Крым, в котором обреталось до 100 тысяч царских офицеров, не желавших под разными предлогами участвовать в борьбе с большевиками. На передовой сражалось с красными частям всего лишь 25 тысяч офицеров.

Главнокомандующий Вооруженными силами на Юге России генерал-лейтенант П. Н Врангель назначает Писарева комендантом взбудораженного Севастополя.
«Новым комендантом был назначен генерал Писарев, хорошо мне известный по деятельности его в кавказской армии, где он командовал корпусом.При нём Севастополь сразу подтянулся», - вспоминает Врангель.
 Писарев жестко наводил порядок в городе среди беспредела разномастного, разболтанного и оголтелого военного люда.

«Большинство офицеров и штатских щеголяли в чистом обмундировании, тратили огромные деньги по ресторанам и трактирам. Главным занятием в тылу была торговля, спекуляция с валютой, продажа казенных вещей. Жутко было смотреть на толпы бездельников, здоровую молодежь, к тому же требующих продовольствия, квартир и жалования…».
«Мы учинили в Севастополе внезапную и поголовную мобилизацию всех беспризорных господ офицеров», вспоминает сподвижник Писарева фронтовой генерал А.В. Туркул.

«В конце мая генерал Писарев был назначен мною командиром Сводного корпуса, в состав которого вошли Кубанская дивизия и бригада туземцев…», запечатлевает Врангель в мемуарах.

В мае 1920 года Писарев участвует в боях при выходе армии генерала Врангеля из Крыма в Северную Таврию, в июне крепко разбивает корпус красного военачальника Жлобы.
В августе он командует 1-м армейским Добровольческим корпусом, заменив генерала Кутепова, ставшего Командующим 1-ой армией.

Писарев возглавляет добровольцев вплоть до последних боев на Перекопе.

В ноябре 1920 года Писарев с частями армии Врангеля эвакуируется из Крыма в Турцию.

Находится в эмиграции в Греции, является представителем Донского атамана. В 1921 году переезжает в Югославию.

Дальнейшую эмиграционную жизнь Петр Константинович связывает с Францией, давним приютом русских эмигрантов.
Проживал он в своем небольшом имении недалеко от великосветского Парижа. Встречался с соотечественниками – офицерами.
Они перебирали фотографии и годы юности, пригубляли вино и тосковали по серебристым ковыльным степям, звонкому пенью жаворонка в небесной вышине, духовитому сену на левадах.

Петр Константинович среди белоэмигрантов был избран председателем общества участников 1-го Кубанского похода.

Но вернуться в отчий край он не смог. По ночам его волновали сны, напоминая о военной молодости:
Привал. Стена погоста.
Летает желтый лист.
И вот подходят гости,
И с ними гармонист.
Запомнил гармониста
С девицей впереди,
Стеклянное монисто
На пляшущей груди.
Гудели пушки где-то
В осенней полутьме.
Зачем приснилось это
Опять сегодня мне?

Так щемяще писал в Париже белый офицер А. Туроверов.

В 1939 году Писарев тайно, по поручению генерала Деникина, возглавил Союз добровольцев по противодействию немецкому оккупационному режиму. Это было весьма опасно.

Семидесятилетний генерал-изгнанник А.И. Деникин, несмотря на помещение его жены в концлагерь, полунищенское существование, категорически отказался от сотрудничества с гитлеровцами. Писарев и другие соратники Деникина не оставляли его в беде.

«Уже несколько недель бывшие подчиненные моего отца (генерал Писарев, полковники Глотов…), которые как-то сводили концы с концами в Париже и иногда в Германии, складывались и посылали моим родителям посылки. Чтобы не оскорблять моего отца, они в качестве отправителя указывали меня», так вспоминала дочь Деникина Мария Антоновна.

1953 год. Париж. Одним из кандидатов на пост Донского атамана был белоэмигрант, генерал-майор С.К. Бородин, из казаков станицы Нижне-Курмоярской.
Однако он отказался от своей кандидатуры, уступив место П.К. Писареву.

Десятки лет Петра Писарева, прожитых им в изгнании нам пока неизвестны…

Доживал он свои седые годы в имении сына.

Скончался Георгиевский кавалер П. К. Писарев 22 декабря 1967 года в г. Шелль.
Посетим пригород Парижа. Русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Наш современник, француз Ренэ Герра, давно озабоченный безразличием русских властей к судьбе этого известного погоста, приглашает туда корреспондента Ю.Лепского:

«Идемте, я покажу вам надгробия не только известных людей, но и тех, о которых в России вряд ли знают и по сей день».
И подводит к надгробьям, где захоронены атаман Всевеликого Войска Донского А.П. Богаевский, писатели Иван Бунин, Мережковский и З.Гиппус, Александр Галич, донец генерал Петр Константинович Писарев…

Глядя на ветхие захоронения изгнанников, журналист вопрошает:
«Будет ли у нас когда-нибудь один День всех святых для всей России? Чтобы мы вместе сумели склонить головы перед нашей общей историей, перед ее жертвами, святыми и мучениками, как бы ни сложились их судьбы, где бы ни закончился их путь».

Воистину, не пора ли прекратить нам делиться на белых и красных, поскольку не будет «покоя ни нам, ни гробам на наших погостах».

Ибо казаки, опочившие на чужбине, как и П.К.Писарев, отделены теперь от родного Дона неумолимым расстоянием вечности…

Только невидимой нитью от Парижа до России протягивается и скрепляется наша память об этом сыне Тихого Дона.