Шираз

Гоар Рштуни
Года два-три назад в какой-то газетенке с претенциозным названием «Свободомыслие» появилась мало сказать, поганая статья про Шираза. Впервые после тусклых лет советской действительности про Шираза написали негативное, но такое даже при Советской власти не решились бы придумать. Было бы много чести цитировать, но я возмутившись до глубины души, написала в «редакцию», конечно, не получив ответа. Просила лишь одно—указать автора мерзкого пасквиля не только на великого поэта, но и на всех, кто любил его поэзию. Так сказать, для именной пощечины.

В те давние годы Шираза не печатали. В отличие от поэтессы, обласканной и властью, и сонмом переводчиц и переводчиков. Конечно, стихи Сильвы, полные глубины и эмоциональной наполненности, были находкой для переводчиков.
Шираза мы читали... слушая. Многие студенты ходили к нему домой, заучивали наизусть его новые стихотворения и на студенческих вечерах поэзии декламировали их, чаще всего в присутствии опального поэта  На одном из таких вечеров я сидела в президиуме рядом с живой легендой, то есть самим Ширазом. 

Поэт молча внимал своим стихам, слушал аплодисменты, потом что-то быстро написал карандашом и пододвинул мне листок. На оборотной стороне пригласительного билета я прочла:

Сижу я здесь пред вами, как в раю,
но знает ли кто жизнь несчастную мою?
Не верьте сказке- нет ведь у меня
ни женщины, ни жизни для себя… 

Я мгновенно ответила:

Не горюй, о, великий поэт,
что ни жизни, ни женщины нет.
Что там женщина—глупая вещь,
но, пожалуй, и жизнь не умней…

Всё на армянском языке, конечно…

Этот листок, как драгоценную реликвию,  я хранила 45 лет, и наконец, решив передать в дар музею им. Чаренца, с подругой Евгенией, с которой нас связывают годы и любовь к кумирам армянской поэзии, торжественно вручили сотрудникам отдела. Остались у меня одни ксерокопии...

Шираз мне запомнился необыкновенно невинным, беззащитным и остроумным, как истый гюмриец, он медленно шёл по проспекту, кто-то подходил и обняв за плечо, уводил «посидеть» со словами: «Шираз джан, гнанк нстенк».
Почему-то не хочется представлять фильм про него или Рачья, например, сериал. Обязательно станут показывать питиё, а ведь у них главное – не это…

Словарик
Шираз джан, гнанк нстенк — Шираз джан, пойдём посидим.