Тройка с бубенцами...

Юрий Литвак
                ЕЗДИЛИ  НА  ТРОЙКАХ  С  БУБЕНЦАМИ...

  (Рассказ - призёр по прочтению на скачках на Московском ипподроме 2012.
   Во время заездов было реализовано более 1000 брошюр с этим рассказом).   

     В 70-е годы в СССР большое внимание уделялось сбору у населения вторичного сырья. Собирался чёрный и цветной металлолом, макулатура, отходы полиэтилена, стекло и стеклянная посуда, сырые и варёные кости и др.
     Сбором и хранением вторичного сырья занимался трест Вторсырьё системы Госснаба СССР. Заготовленный металл отправлялся на заводы Вторчермет и Вторцветмет, макулатура – на рубероидные заводы, кость – на производство клея и удобрений, банки и бутылки – торговле, стеклобой – на стекольные заводы и т.д.
     Система «Вторсырьё» - это единственная в то время организация, заготовители которой рассчитывались с населением за сданные отходы – наличными деньгами или дефицитными товарами народного потребления. Так, за сданную макулатуру населению предлагалось: крышки для закрутки солений, женские «недельки» - модные трусики, детские наборы карандашей и фломастеров и многое другое.
     И жители города, и заготовители были заинтересованы в увеличении объёмов сбора вторсырья.
   
     Для сбора вторсырья было оборудовано 4 экипажа гужевого транспорта. На телегах устанавливался большой ящик для сбора сырья, и объезжались все дворы, подавая громкий сигнал жильцам о прибытии заготовителя.
     В тресте на балансе стояло 4 лошади. Главк выделял необходимые средства на содержание, уход, фураж, ветеринарию. Отчитывался трест также за 4 единицы гужевого транспорта.
     Работающие лошадки – это старенькие клячи, которые еле ходили. И возраст, и их содержание не стимулировали к хорошему внешнему виду и работоспособности. Неухоженные лошади, изношенные удила и поводья, скрипучие телеги, запах конюшни, - всё это отталкивающе действовало на жильцов обслуживаемых домов и лишний раз люди не шли на контакт с заготовителями на конном ходу.
     Я недавно был в Севастополе, так в этом городе, например, гужевым транспортом не пользуются и по дворам вторсырьё не собирают. У каждого контейнера под мусор по всему городу стоят специальные ёмкости для  сортировочных отходов: в одной ёмкости отходы полиэтилена, в другой – стекло, в третьей – пивные жестяные банки. Очень удобно и экономично. У нас такого пока нет.
     Однажды на работу заготовителем нанялся бывший конюх – наездник, в прошлом участник скачек и бегов на ипподроме. Он знал про лошадей всё: как с ними общаться,  чем и как кормить, как содержать, выгуливать, подковывать и т.д.
     Этот новый заготовитель и начал компанию по замене старых больных лошадей на новых здоровых.
     Вышестоящая организация выделила средства на обновление и омоложение гужевого парка в пределах ранее установленной его численности - 4 единицы. Однако, руководство треста пошло на поводу у нового заготовителя (специалиста по лошадям), который убеждал в необходимости увеличения всего табуна. Старые лошади предлагалось сдать на мясокомбинат. В итоге: трест приобрёл полтора десятка новых молодых породистых скакунов.
     Так, в тресте Вторсырьё на загородном загоне появился барак – стОило для лошадей.
За ними был установлен достойный уход и кормежка. Лошади стояли в тепле и регулярно прогуливались в загоне.
     И вот, первая четвёрка коней запряглась в старые повозки и отправилась по дворам собирать бутылки, кости и др. вторсырьё.
     Не сопоставимый внешний вид старой повозки с «зачуханным» заготовителем  и красивой, высокой, стройной с высоко поднятой головой молодой лошадки.
     Лошадь, кажется, понимала, во что её запрягли и вскоре стала ходить опустив голову, как те старые клячи.
     Больно было смотреть на эту картину. Полная дисквалификация лошадей. Они – явно беговые. Красивые, чистые, сытые, ухоженные, - и вдруг старая скрипучая телега, такая же сбруя, изъеденные удила, длинные грязные поводья…
     По инициативе всё того же нового заготовителя, повозки быстро подремонтировали, покрасили, заменили сбрую, укрепили колёса.
     Заготовители ездили по всем дворам большого города. Когда экипаж останавливался для приёмки вторсырья от населения, со всего двора сбегались дети посмотреть на этих красавиц – лошадей. От них даже не пахло навозом, что так характерно для любой хозяйственной лошади. Ребятишки приносили с собой свежий хлеб  и сахар,  кормили
лошадок из своих ладоней. Лошадь хоть и сытая, но принимала подарки от ребят мощно качая головой в знак благодарности и уважения.
     Загрузив тележный ящик бутылками и другими отходами, повозка двигалась через весь город на склады треста. Там телеги разгружались и вновь экипаж двигался через весь город на стойбище.
     Гужевой транспорт – редкое зрелище в индустриальном городе, поэтому все прохожие останавливались, чтоб посмотреть на это чудо природы. Только в цирке можно таких рысаков увидеть! Расчёсанные гривы и хвосты, высоко поднятая слегка набок голова, большие красивые глаза.
     На такую лошадь не грязные длинные поводья, а кожаное седло со стременами одеть хочется.
     Шло время, но народ продолжал останавливаться на переходах, чтоб лишний раз полюбоваться творением природы.
     На таких бы лошадях принимать парад на Красной Площади! Или организовать показательные скачки, бега…
     А может быть просто, покатать детей по городу? Да и взрослые тоже с удовольствием
прокатятся.
     А может быть молодожёнов свозить в Загс? А после Загса прокатить по городу: к вечному огню и другим памятным местам.
     А может быть зимой, запрячь тройку на Масленицу? На встречу Нового Года? Или, просто покатать горожан. Это было бы здорово! Ехали на тройке с бубенцами...эх!

     70-е годы, прекрасное время! Люди открытые. Никакого терроризма, никаких миллиардеров и гастербайтеров, малиновых пиджаков и наркотиков, одноруких бандитов и оргпреступности.
     Небыло ни ОМОН, СОБР., УБОП, а было лишь ОБХСС. Полиции тоже не было. Не строили виллы и коттеджи, а обыкновенные дачи. Не продавалась земля. По весне бывало снижение цен на товары, повышение – никогда.
     Короче, жизнь была нормальная. Но очень хотелось чего-то большего.
     Стали появляться первые ростки коммерции. Начинался рынок. Назовём его – рынок услуг.
     В трест стали поступать предложения о более эффективном использовании имеющегося конного парка.
     Решение этого вопроса сдвинуло с места одно очень важное событие в городе.  Секретарю Горкома КПСС исполнялась круглая дата, и он возвращался из Москвы, куда приглашался для получения в честь своего юбилея Правительственной награды.
     Город должен был как-то отличиться. Нужно было ублажить первого секретаря. Чем-то удивить его и весь город. Ведь раньше юбилей первого человека в городе сравнивался с праздником всего города, тем более, юбиляра Государство наградило.
     ГК КПСС и Горисполком  обратились к руководству треста: подготовить, т.е. оборудовать новой золотой упряжью тройку белых рысаков, одеть в меха ямщика, сани расписать и накрыть меховой попоной.
     Этот экипаж должен с городской свитой встречать юбиляра в аэропорту по прибытию самолёта из Москвы. С аэропорта тройка должна доставить юбиляра в центр города к зданию городской администрации для организации торжеств.
     На подготовку «Тройки» тресту дали три дня. Раньше так и было:  «Партия сказала, Комсомол ответил – Есть!» И не только, Комсомол.  Просьба Исполкома и ГК КПСС была для треста ПРИКАЗОМ!
     Не буду перечислять, во что обошлось выполнение этого ответственного поручения, и где трест взял  средства, чтоб приобрести и оборудовать совершенно новый зимний экипаж с драгоценными украшениями.
     Результат: в аэропорту за час до прилёта Московского рейса стояла запряжённая тройка белых лошадей с позолоченными санями, такой же уздечкой, заплетёнными гривами.  Как в сказке! Не хватало лишь деда Мороза и Снегурочки. Телевидение тоже ожидало юбиляра.
     ...........................

     Разочарую читателя. Тройка возвращалась в город - порожняком. Юбиляр отказался от такой встречи, пообещал "разобраться" с инициаторами такой церемонии, сел в свою служебную чёрную с белыми номерами «Волгу» и поехал в город. Телевидение сняло его отъезд в город на служебной машине.
     До города 10 км. Ни какой «мигалки», ни какого оцепления и сопровождения. Две машины со свитой и всё! Очень скромно, а главное – бес пробок. Белый номер на машине первого секретаря горкома действует лучше всяких мигалок. В городе, где происходили события, не помнят случая нападения на первое лицо. А может я не всё знаю?

     И так, встреча в аэропорту на «Тройке» не состоялась.  Но это послужило импульсом к дальнейшему развитию темы.
     В городе появилась новая услуга: обслуживание свадеб, юбилеев, других торжеств – конными «тройками». Не зря городские власти предлагали тресту помощь в налаживании и реализации новых услуг. Новая услуга на то время оказалась очень прибыльной и за владение ею сражались многие ведомства, и не только ведомства.
     Проводы русской зимы! Наряженные тройки с бубенцами и колокольчиками. Весь город собрался в ПАРКЕ культуры и отдыха посмотреть на это зрелище. Взрослые с детьми выстроились в большую очередь, чтоб прокатиться в расписных санях с ветерком. За блинами такой очереди не было. Никакие аттракционы так не притягивали отдыхающих, как катание на лошадях. Здесь можно было и покататься и полюбоваться этими безумно красивыми животными, а также покормить их сеном и соломой из собственных рук. Дети просто сходили с ума от такого счастья. Некоторые живых лошадей вообще никогда не видели, только в цирке да в кино. А здесь, вот они – Орловские рысаки, стоят – гарцуют, машут заплетёнными в косички гривами; весело глядят на малышей и играючи катают их в своих санях.
     Были санки и поменьше, с одиноким экипажем. Кони с перевязанными цветными лентами ногами выглядели как балерины. Они спокойно не стояли. А какие ямщики управляли этими экипажами! Настоящие пушистые бороды, меховые шапки, цветные рукавицы, тулупы, перевязанные яркими кушаками, золотые кисти и звонкие колокольчики под дугой. А в санях мех из медвежьих шкур.
     И вся эта нарядная кавалькада из ярких повозок двигалась по широким аллеям парка, собирая и подсаживая в сани всех желающих прокатиться.
     На конечной остановке все сани были переполнены. Сколько было радости, смеха.
Дети не хотели выходить из саней, чтоб прокатились другие. И кто-то ехал по второму  и третьему кругу. И всё это сегодня было бесплатно! Ямщики знакомили ребят со своими лошадьми. Каждый конь соответствовал своему имени. Например, Высокую кобылицу звали «Звезда». У неё действительно во лбу сияла звезда. На чёрной голове во лбу горела натуральная белая меховая звезда. Лошадь «Белка» была вся чисто белая, даже хвост и грива. «Волна» - весь корпус с бело-голубыми переливами. Самой красивой была признана «Рыжая» - красно-золотая с длинной рыжей гривой и черным, как смоль – длинным хвостом.
     Были впряженные в сани и Вятские лошади. Они не очень крупные, свиду неказистые, но беспредельно сильные и выносливые лошади. Но все участники праздника были ухоженными, нарядными и красивыми.
     Зрелище было безумно красивым! Все думали,  что это какие-то приезжие из дальних южных регионов веселят горожан своими лошадками. В городе такой красоты никто не видел, а когда узнали, что эта прелесть живёт и работает на одну из городских организаций с невзрачным названием – трест «Вторсырьё», просто – не поверили.

     Вскоре в городской газете появилась статья с подробным отчётом о прошедших массовых гуляньях в городском Парке культуры и отдыха, посвященных «Проводам зимы». Сплошная статистика: Сколько на праздник пришло горожан, сколько работало буфетов и аттракционов, сколько было продано блинчиков и выпито чая и кофе, как долго играл военный духовой оркестр, как сжигали чучело зимы. В «передовице» красовались фотографии толстых ряженых буфетчиц, не отличающихся от раскалённых самоваров.
     В конце статьи была помещена крайне негативная информация о лошадях, которые «гадили» на дорожках и аллеях парка, о разбросанной соломе и громком ржании лошадей, а также о высокой плате за аренду этих животных и много другой грязи. Всем было известно, что на праздник лошадей трест предоставил бесплатно.
     Но, статья вышла. Явно заказная, провокационная.
     Уже тогда в определённых кругах разрабатывались рейдерские планы захвата лошадей и дальнейшего их использования в коммерческих целях. «Новые русские» увидели в этих экзотических животных уже подготовленное средство для получения наживы. Осталось забрать лошадей у треста. Но как? Мирно их никто никому не отдаст. Животные содержатся в хороших условиях, обеспечены тёплым стойлом и качественными кормами, имеются загоны для выпаса и выгула.… Но было одно НО. Эти лошади до сих пор нигде не числятся, в балансе треста их нет. По отчёту их по-прежнему в тресте числится 4 единицы. Фактически –14.
Трест не просил у вышестоящей организации средств на содержание сверхчисленности лошадей. Все расходы трест взял на себя. Конечно, можно было всех лошадей оприходовать и включить в основные средства, но тогда был бы значительно увеличен тресту план по заготовке вторсырья, или сократили бы парк выделенных тресту автомашин, или просто перераспределили бы этих лошадей среди других заготконтор.     Кто хотел приобрести этих лошадей, конечно, знал их  слабое место: они как-бы «Ничейные». Тресту предлагались приличные деньги за лошадок, даже автотехнику. Трест не соглашался!
     Тогда стали приходить гонцы разных надзорных организаций: пожарники, СЭС, налоговики и т.д. Предлагали мирно отказаться от услуг гужевого транспорта, грозили штрафами, уголовным делом за укрывательство получаемой прибыли.  Фактически сверхплановые лошади никакой прибыли не давали. От них были одни убытки, которые трест добровольно взял на себя и погашал их дополнительными нагрузками на числящихся четырёх единицах.
     От анонимных звонков перешли к угрозам и, наконец, кто-то сжёг конюшню. Лошадей удалось спасти. Местные власти разводили руками. В одну из ночей всех лошадей просто увели. Погрузили на машины и увезли в неизвестном направлении. Милиция не брала заявление о пропаже коней. «А вы докажите, что они – лошади у вас, действительно, были». По отчетам у вас только 4 лошади, о каких это ещё десяти вы спрашиваете? Милиция, как всегда, права.

     Вскоре у дверей городского Загса появилась первая тройка конокрадов. Снега почти не было, но тройка была запряжена санями. Проезжая по центральной улице прохожие пугались грохоту и искрам от полозьев. Не долго тройки пользовались спросом. Постепенно их стали вытеснять длиннющие лимузины и антикварные авто, украшенные кольцами, куклами и цветами.
     В Парке культуры и отдыха две молодые девочки каждый день с утра до вечера держа за уздечку лошадей катают за деньги детей по кругу стадиона в седле. 300 рублей – круг
     Лошади не ухожанные, головы опущенные, гривы и хвосты косматые не расчёсаны. Взор у коней печальный, похудевшие. Только и осталось у каждой лошади на задней ноге невыведенное клеймо: ТВ – трест вторсырьё.  Больше вторсырьё гужевым транспортом в городе не заготовляют. Все помойки во дворах забиты отходами, пригодными для переработки. За них война идёт уже на городских свалках. Государству вторичное сырьё не нужно. Зачем? Закупим за рубежом за валюту.
     Обслуживание «тройками» стало проходить буднично. Новый хозяин цены поднял в пять раз. Спрос уменьшился, техника стареет без своевременного ремонта. За лошадьми никто не смотрит. Рысаки стали похожи на тех кляч, на которых раньше по дворам собирали бутылки. Поговаривают, что несколько "нерадивых" лошадей сдали на мясокомбинат.
    
    
    

     Была Россия, были «Тройки»… Вновь они, видимо, - не придут. А жаль.
     Лошади как люди, прожили жизнь. Всё у них было: хорошие и ласковые хозяева, тёплый дом и свежий корм. Престижная работа на радость людям и с гордостью для себя. Они заметно лучше себя чувствовали и были более послушны, когда за ними смотрели, их кормили, их любили. У лошадок глаза искрились, они не стояли на месте, били копытом о землю. Мечтали, наверное, быть под седлом седока и почувствовать остриё шпор наездника.
     Не всё они успели в своей жизни, но такова их судьба. Сегодня тех лошадок 70-х годов,
 уже нет, но память о них осталась. И какая память! Я хочу, чтоб и у вас осталось в памяти представление о тех красавицах – лошадках. Ласковых, красивых, стройных, грациозных, высоких, послушных и счастливых, всё понимающих, но безмолвных. Я о них говорю, как о людях. Оно так и есть. Они даже лучше некоторых из нас. Дело в том, что если к лошади хорошо относиться, она тебя будет любить всю жизнь, будет тебя слушать и будет преданна тебе. Не «понесёт» и не заупрямится.
     Поэтому великие люди, цари и полководцы доверяли свои жизни этим уникально умным животным.   Посмотрите на коней под Петром-1 и Жуковым Г.К.


     Когда-то в России весь транспорт был на конной тяге. Сельхозработы проводились только лошадьми, скорая почта доставлялась тоже лошадьми.
     На севере олени всю жизнь обслуживают людей и, похоже, будут обслуживать вечно, хотя есть и самолёты, вертолёты, снегоходы и др.
     Трест Вторсырьё пытался восстановить былое. Привлечь незаконно забытый экзотический вид транспорта к обслуживанию людей, но ничего не получилось. Видимо правильно говорят: в одну реку дважды не войдёшь, а жаль.
     Неужели центральная Россия полностью извела вид транспорта и доставки грузов – лошадей? У наших соседей их табуны. В горах без лошадей – никуда. Активно используют лошадей туристы, альпинисты, геологи, пограничники, полиция и т.д. Скоро, видимо и скачки и бега уйдут в историю. Сегодня ими занимается кучка бизнесменов. Рядовые граждане к такой прелести доступа не имеют. Один алигарх купил беговую лошадь за 250 тысяч Евро. Кто ещё может себе это позволить....? Сегодня знаменитые выставки и музеи украшают картины с лошадьми. Истинные художники говорят, что написать портрет лошади неимоверно сложно. Нужно очень многое знать, чтоб написать правильный и красивый портрет лошади.
     А сколько лошадей у нас в памятниках? И в чугуне, и в бронзе, и в камне.

     Нет, они не исчезнут! Наши потомки ещё увидят парад на Красной Площади, где министр обороны будет докладывать, а Главнокомандующий принимать парад, сидя в седле роскошного боевого коня. Вновь появится интерес к прекрасному земному. Вместо собак будут разводить и содержать лучших пород коней и жеребцов.
     Вновь появятся из небытия такие слова, как «ночное», табун, водопой, купанье лошадей, выпас, кумыс.… И молодёжь узнает, почему с древних времён мощность различных двигателей измеряется только в лошадиных силах и чему она равна.
    .
.