Мои кумиры - Битлз

Владислав Карпешин
Этот  звонок  из  соседней  державы  был  крайне  неожиданным,  звонил  Агафонов  из  Ивано-Франковска,  которого  я  не  видел  уже  лет  десять.
В  свое  время  он  проходил  стажировку  в  прокуратуре  Союза  ССР,  дело  то  обычное,  житейское,  и  мы  с  ним  сошлись  на  почве  симпатии  к  рок- н- ролу,  да  и   вообще,  просто  к  хорошей  музыке.  Вместе  в  обеденный  перерыв  бегали  в  музыкальный  магазин  на  Неглинку,  но  нельзя  сказать,  чтобы  мы  особенно  подружились.
Изредка  перезванивались,  а  последние  годы  о  нём  не  было  слышно  ни  слуха,  ни  духа.
И  вдруг  такая  неожиданная, прямо  скажем,  просьба  -  оказать  содействие  в  приобретении  билетов  на  концерт  «Роллинг  Стоунз»  и  в  организации  достойного  ночлега.
Тогда  роллинги  впервые  выступали  в  России,  и  давали  всего  лишь  один  концерт.
Одновременно  он  обратился  еще  к  двум  моим  товарищам  с  той  же  просьбой  для  подстраховки.
Умилившись,  мы  оказали  нужное  содействие,  но  Агафонова  так  и  не  увидели,  с  аэропорта  он  поехал  на  концерт,  на  стадион  «Лужники»,  а  затем  сразу  же  вернулся  тем  же  макаром  в  свой  родной  город.
Нет,  никаких  претензий  к  Агафонову  мы  не  имели  и  не  имеем,  с  финансовой  точки  зрения  он  расплатился  сполна,  а  какой-то  особой  благодарности  и   не   требовалось.
Но  нас  поразила  одержимость  этого  далеко  не  юноши,  не  фанатика,  а  вполне  солидного  человека,  занимающего  в  прокуратуре  своего  города  немалый  пост.
Это  надо  же,  прилететь  черт  знает,  откуда,  и  три  часа  мокнуть  под  дождем,  слушая  заунывный  гитарный  вой  рок - групп  на  разогреве,  и  только  два  часа  видеть  и  слышать  кривляющегося  Мика  Джаггера  с  его  командой.  И  при  этом  быть  абсолютно  счастливым,  поскольку  он  вживую  слышал  и  видел  своих  любимых  музыкантов!
Да,  это  дорогого  стоит!

Счастливая  судьба,  однако,  выпала  на  долю  роллингов.  Наркоманы  со  стажем,  причем   музыканты  не  брезговали  тяжелыми  наркотиками,  они  постоянно  попадали  в  переплёты  и  переделки,  и  уже  кажется,  завязли  окончательно,  но  какая -  то  сила  лелеяла  и  хранила  их  от  всех  напастей.  В  конце  концов,  они  выплыли  солидными  и  богатыми  буржуа,  отцами  семейств.  А  здоровье  позволяет  им  и  в  70  лет  скакать  и  кувыркаться  на  сцене  не  один  час.  Морщинистые  и  страшные  как  смерть  они  по -  прежнему  являются  идолами  для  многих,  очень  многих  почитателей.
Творчество  Роллинг  Стоунз  безусловно  значительно …  как  у  Сальери.
Полагаю,  что  Сальери  бесспорно  был  значительным  композитором,  недаром  он  вошел  в  мировую  музыкальную  историю.  Но  он  не  был  гением,  и  по  сравнению  с  Моцартом  представлял  собой  величину  незаметную.
Как  правило,  те  или  иные  персонажи  в  истории  возникают  и  запоминаются  оттого,  что  они  волей  судеб  оказываются  рядом  с  гением.  Именно  гений  освещает  их,  и  они  зачастую  отражают  свет  ярче  его  источника.

Таким  коллективным  музыкальным  гением  по  моему  убеждению  в  обозримом  прошлом  была  группа  «Битлз».
Музыканты -  самоучки,  начавшие  свой  тернистый  путь  в  подвалах  портового  города  среди  рабочей  молодежи,  а  затем  совершенствующиеся  в  кабаке  Гамбурга  среди  проституток  и  наркоманов,  и  аккомпанирующие  второсортному  певцу  Тони  Шеридану,  они  шаг  за  шагом  шли  вперед.
И  уже  тогда  они  начали  создавать  мировые  хиты.
Например,  малоизвестную  сейчас  песню,  написанную  на  заре  их  творчества -  «Пожалуйста,  мистер  Почтальон"  лично  я  считаю  одним  из  лучших  произведений  в  мировой  музыкальной  истории.
Почти  каждая  их  следующая  пьеса  открытие,  и  возможное  украшение  репертуара  любой  знаменитости,  их  мелодии  могли  быть  выражены  в  любой  форме  и  импровизации,  не  теряя  своей  индивидуальности  и  прелести.  От  большого  симфонического  оркестра  до  замысловатого  джазового  свинга  Тины  Тернер,  от  простого  гитарного  перебора  до  пьес,  специально  адаптированных  для  детского  восприятия.
Например,  я  вернулся  к  творчеству  Битлз,  играя  их  вещи  в  переработке  для  классической  гитары,  и  они  заиграли  новыми  неожиданными  красками.

Невозможно  сказать,  кто  из  них  был  талантливей.  Принято  считать  лидерами  группы  Леннона  и  Маккартни,  но  Джордж  Харрисон  создал  такие  произведения,  пред  которыми  меркнет  всё!
Когда  я  слушаю  вещь  Харрисона  «Sometning – Что-то»  у  меня  не  возникает  никаких  сомнений  в  гениальности  автора  этой  музыки.

Но  музыку  мало  создать,  её  еще  необходимо  также  исполнить  таким  образом,  чтобы  замысел  композитора  был  выражен  во  всей  своей  полноте  и  многогранности.
И  Битлз  создавали  музыку  под  свои  фантастические  возможности.  Леннон  практически  один  исполнял  ранние  произведения,  а  затем  они  осознали  свои  возможности,  и  даже  привлекли  Ринго  Стара,  не  обладающего  вокальным  талантом.
И  вот  звучит  дуэт  Леннона – Макккартни,  уже  достаточный  для  бешеной  популярности.
Вспомните брюнетку – Фриду  и  блондинку – Агнету,  на  красивейшем  созвучии  которых  и  жижделась  популярность  АББы.  Впрочем,  у  них  еще  была  собственная  замечательная  музыка.

К  дуэту  битлов  прибавляется  голос  Харрисона,  и  звучит  аккорд.  Мощный,  красивейший  аккорд  с  множеством  обертонов,  где  сливаются  характерный  резкий  голос  Леннона,  с  легкой  хрипотцой;  глубоко  модулированный  голос  Маккартни;  плотный,  но  сугубо  индивидуальный  голос  Харрисона.  Особую  красоту  звучания  придает  незначительная  разница  в  тональности  голосов  по  высоте,  и  особый  тембр. 
Возникают  новые  прекрасные  произведения,  такие  как «Bekause – Потому  что»  и  другие.  Да  что  там,  возникает  единое  художественное  полотно  из  ряда  песен  («Оркестр  клуба  одиноких  сердец  под  управлением  Сержанта  Пеппера»).

В  современной  России  на  фоне  вопиющей  бездарности,  как  авторов,  так  и  исполнителей,  выделяются  два  талантливых  композитора:  Вячеслав  Быков  и  Сергей  Трофимов.  Но  если  первый  исчез  с  поля  зрения  и  по  слухам  халтурит  в  роли  «негра»  для  богатеньких  представителей  шоу-бизнеса,  то  второй  выбился  « в  люди»  и  мелькает  на  экранах.
Но,  поскольку  он  уже  однажды  обжегся  на  своем  «приятеле»  Александре  Иванове,  то  музыку  пишет  исключительно  под  себя  и  тем  самым  ограничивает  себя  соответственно  своим  скромным  вокальным  данным.  Поэтому  ничего  подобного  своему  великолепному  альбому  «Грешной  души  печаль»  не  написал,  и,  судя  по  всему,  не  напишет.
Как  много  исполнителей  завоевали  свою  популярность  за  счёт  оставшихся  неизвестными  широкой  публике  композиторов.
Так,  Николай  Носков  обязан  своим  репертуаром  Анатолию  Бальчеву,  который  сочинил  изумительные  мелодии,  но  все  знают  Носкова,  и  мало  кто  знает  Бальчева -  актера  и  друга  Высоцкого.
А  коронная  вещь  Бориса  Гребенщикова - "Город  золотой",  её  сочинил  еще  несколько  столетий  назад  некий  лютнист  Ди  Милано,  а  тексты  этой  канцоны  создавались  и  менялись  в  далёком  прошлом.  Однако  в  сознании  людей  эта  песня  связана  исключительно  с  "отцом  русского  рока".
И  только  в  редких  случаях  гениальность  творцов  музыки  сливается  с  гениальностью  исполнения  её  этими  творцами,  и  тогда  получается  феномен,  именно  так  получилось  с  Битлз. 


Практически  все  коллективы  того  времени  принимали  в  глубине  души  первенство  Битлз,  понимали  их  роль  современного  Моцарта  в  музыке,  хотя  и  сетовали  на  везение  битлов,  на  то,  что  их  просто  раскрутили  в  большей  степени,  на  то,  что  им  посчастливилось  встретить  продюсера  Эпстейна  и  звукорежиссера  Мартина.
Выступая  публично,  они,  однако,  признавали,  больше  для  себя,  чем  для  публики,  что  битлы  находятся  на  гораздо  более  высокой  спирали  развития,  чем  они  сами.
Руководитель  одной  из  самых  популярных  американских  групп  «Бич  Бойз»,  как-то  публично  признался,  что  ему  стало  очень  грустно  после  выхода  альбома  Сержант  Пеппер,  поскольку  битлы  открыли  такие  глубины,  до  которых  его  группе  вряд  ли  когда  удастся  добраться.

А  вот  Мик  Джаггер  постоянно  отпускал  язвительные  выражения  в  адрес  Биттлз,  обвиняя  их  то  в  прилизанности,  то  в  потакании  буржуазным  вкусам.  И  однажды  Джон  Леннон  не  выдержал  и  разразился  ответной  речью,  заметив,  что  если  битлы  выросли  в  весьма  скромном  достатке  в  рабочих  кварталах,  то  роллинги  процветали  в  богатых  семьях  и  закончили  престижные  частные  школы,  а  их  кривлянье  и  жестикуляция  не  более,  чем  позерство.

Хотя  в  принципе  Битлз  было  решительно  наплевать  на  всякие  выпады  против  них,  они  были  заняты  делом,  своим  творчеством.  Они  создавали  сокровища,  и  раздавали  их  всем  желающим.  Они  дарили  свои  песни  и  Роллинг  Стоунз,  и  те  охотно  их  принимали.
Впервые  группа  «Роллинг  Стоунз»  записалась  на  пластинку  с  песней  Леннона – Маккартни  «Я  хочу  быть  твоим».
Творчество  Биттлз  напоминало  пещеру  Али-Бабы:  вот  россыпь  алмазов,  а  здесь  сверкает  бриллиант,  но  этот  светит  еще  ярче.

Говорят,  американские  ученые  изучали  воздействие  музыки  на  фауну,  и  после  долгих  опытов  оказалось,  что  наиболее  благоприятно  влияет  на  живые  организмы  музыка  Моцарта  и  Битлз.
Ну,  вот  опять  эти  композиторы  оказались  рядом…   

Однако  судьба  к  Битлз  не  благоволила.  Действовал  беспощадный  и  недобрый  закон  мироздания -  ничто  по  большому  счету  не  дается  даром.
Группа  распалась …  по  многим  причинам,  главной  из  которых  была  яркая  самобытность  её  участников.
Затем  от  руки  ничтожного  придурка,  обуреваемого  мелкой  завистью,  в  самом  расцвете  лет  погиб  Джон  Леннон,  будоражащий  воображение  миллионов  людей.
Умер  благороднейший  из  Битлз -  Джордж  Харрисон,  возможно,  самый  талантливый  музыкант    из  этой  великолепной  четверки.

А  я  так  и  не  пошел  смотреть  концерты  оставшихся  битлов …
Посмотрев  репертуар  Ринго  Стара,  первым  посетившего  Москву,  я  понял,  что  его  песни,  на  тот  момент,  очень  далеки  от  творчества  Битлз.
На  Пола  Маккартни  я  уже  заказал  билеты.  Но  отказался,  отчасти,  от  того,  что  не  хотел  часами  толкаться  в  толпе,  а  затем  ночью  добираться  до  своего  Подмосковья.  И  все -  таки,  главным  образом,  потому,  что  это  были  Старр  и  Маккартни,  но  не  Битлз.

«Не  сотвори  себе  кумира».
Неточное  выражение!  Просто  нашими  кумирами  должны  быть  музыканты,  поэты,  строители,  художники,  ученые,  то  есть  люди  созидающие,  несущие  в  человеческую  душу  добро  и  культуру,  а  не  разрушители,  считающие  свою  кровавую  деятельность  благом.

Битлз -  мои  кумиры.  Но  я  не  битломан  со  стажем,  не  фанат,  просто  мне  очень  нравится  их  музыка.

Когда  распалась  их  группа,  Джон  Леннон  сказал  примерно  следующее, - многие  люди  огорчились  что  распались  Битлз,  ну  что  тут  такого,  распалась  еще  одна  рок – н -  рольная  группа.  Остались  пластинки,  записи,  которые  Вы  всегда  можете  послушать.  Но  все – таки  жаль,  что  Вы  не  слышали  нас  вживую,  Вам  бы  понравилось.

Как  всегда  Джон  слегка  лукавил,  миллионы  людей,  без  сомнения,  желали  увидеть  всех  битлов  вместе  и  послушать  их  концерт.

Однако  время  течет  только  в  одну  сторону  и  Битлз  уже  больше  никогда  не  будет.

Поэтому  я  организую  себе  холодненького  пивка  с  рыбно -  креветочным  закусоном,  поставлю  старую  кассету  с  записью  концерта  Битлз 1966  года  в  Токио,  и  перенесусь  в  волшебный  мир  музыки,  созданный  этими  замечательными  музыкантами.
Чего  и  Вам  желаю ...  не  пожалеете!