Конкурс

Сиверга
 Училась я тогда в пятом классе, училась хорошо и даже посещала литературный кружок. Потому, никто не удивился, что меня, в числе прочих школьников, решили выставить на районный конкурс чтецов, бессменным председателем жюри которого был один из заместителей секретаря районного комитета партии - человек крайне амбициозный, как я сейчас это понимаю.
 Выбрали стихотворение одного из поэтов коми - длинное, певучее. Именно его я и декламировала на репетициях, оттачивая мастерство чтения. Надо заметить, что ребенком я была импульсивным и непредсказуемым, и, как и большинство 11-летних девочек того времени, вела тетрадку, куда переписывала понравившиеся мне стихи и песни. И надо же так случиться, что как раз в этот период меня выбрали Членом Совета Дружины - вот так звезды сошлись!- потому страсти во мне бушевали нешуточные - такое доверие! А тут в календаре на стихотворение наткнулась Евгения Долматовского "Азбука", и так оно мне на душу легло, что заучила я его практическе мгновенно.
  Наступил день конкурса. Чтецы выходили на сцену, читали стихи, получали   порцию аплодисментов, а я, ожидая своей очереди, повторяла про себя   - о лугах, ромашках и речке. Тут меня и объявили. Стремительно выйдя на сцену - 130 см роста - я остановилась у микрофона, оглядела притихший зал (очень уж стремителен был выход) и... "ДА!" - выстрелила в жюри: "Мы зовемся КОММУНИСТАМИ!"  Прищурила глаза: "Но шепчет циник кривогубый..." (даже акцент появился, только трубки в руке не доставало). Краем глаза отметила побелевшее лицо своей учительницы. Зал хранил гробовое молчание. "Давно уж способами разными испытывают нашу веру...", продолжила я. "Согласен!" - тряхнула воображаемым чубом (вспомнила кинохронику с Маяковским)и  с азартом продолжила декламировать "Азбуку", до тех пор, пока не дошла до строчек: "А буква Я...- (случайно уставилась на председателя жюри)- сто раз проверь её (погрозила пальцем)-...её выпячивать негоже нам... - (продолжала обличать)" . Иными словами, "Остапа понесло". Когда твердо произнесла последние строки: "Такой придерживаюсь азбуки.
И до конца ей верен буду!", то не услышала аплодисментов, но, кивнув головой, прошла за кулисы. В зале - абсолютная  тишина - несколько секунд, а потом, за двумя хлопками Председателя - шквал аплодисментов.

 Получив грамоту за 1 место, проходя мимо членов жюри, услышала: "...А какое место мы еще могли дать за ТАКОЕ стихотворение?! Жалко, что в этом году республиканского конкурса нет, а то бы - её и послали..."

 А Председатель меня запомнил и долго потом еще при встрече грозил пальцем.


***Евгений Долматовский "Азбука" (1962) - http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=12721