Сахара. у истоков человечества

Николай Сологубовский
Отрывок из готовящейся к печати книги Николая Сологубовского
«САХАРА. У ИСТОКОВ  ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

В этом отрывке идет речь о разных гипотезах возникновения, развития и исчезновения разных культур в пустыне Сахара. Публикуется  для обсуждения.

Когда-то, давным-давно  Сахара была зеленым и цветущим краем  и в ней были самые благоприятные условия для проживания человека, охотника, кочевника и скотовода. Первыми  людьми на его огромном пространстве были те, кто создал протоберберские и протосредиземноморские культуры.  На основе этих культур появились  новые, созданные берберскими и ливийскими племенами, среди которых выделяется Гарамантида. 

Протоберберские культуры

Территория Северной Африки была заселена различными племенами, назовем их протоберберами,  с древнейших времен.  Сохранились следы поселений, которые ученые датируют   30 тысячелетием  до наших дней. В заповедниках Аир и Тенере в Чаде, в горах и долинах Атласа, на плоскогорьях Тассили и Акакуса    находят орудия и предметы нижнего, среднего и верхнего палеолита, памятники атерской, оранской и капсийской культур.  На бесчисленных  наскальных петроглифах и рисунках в пещерах, которых сохранились до сих пор, изображен мир таким, каким он был 30, 40, 50 тысяч лет назад!

Протоберберы в начале Истории, ливийцы, нумидийцы, гараманты и карфагеняне, греки  и римляне в  Античности, берберы   в Средние века, амазиги,  так называют себя  сегодня берберы, что означает свободный, человек,   арабы и  другие  народы, которые приходили, оставались или уходили -  вот история   Сахары и Северной Африки. 

По одной из гипотез современных историков  Габриеля Кампса (Gabriel Camps). Малики Хашид (Malika Hachid) и их коллег, Центральная Сахара  была одним из полюсов, где началась история человека, где находятся корни  современной цивилизации.  То есть, считают эти ученые,  люди жили здесь с доисторических времен и гипотеза о том, что человек пришел сюда с Ближнего Востока, несостоятельна в свете новейших открытий. Другими словами, предки берберов были  чистокровными жителями континента Африки.  Но отметим, что самое древнее название, которое дали люди континенту, было  не Африка, а Ливия. То есть предки берберов были… ливийцы.

Первые  люди,  или так называемые Протоберберы, появились в Центральной Африке так давно, что  вопрос, откуда они пришли, теряет смысл. Ориентировочно это было во времена палеолита, 170 -100 тысяч лет назад. Другие люди  - ученые называют их «людьми из Мешта-Афалу» - появились на  территории современного Магреба,  30-20 тысяч лет.  Эти две группы людей,  разные  с точки зрения антропологии,  так смешались друг с другом, что  создали несколько похожих друг на друга культур. Выделим из них такие как Мештоидная ( в Атласе, Алжир),  Ибероморусийская ( испано-марокканский регион) и  Капсийская (Тунис).

Капсийская  культура возникла на территории  современного Туниса, в районе города Гафса, примерно  40-20 тысяч лет назад. Эта местность, горная и степная сегодня, в далекие времена  была морским побережьем, и главным продуктом питания капсийцев были морские  ракушки и моллюски.   В местах поселений капсийцев  учеными были найдены горы обработанных ракушек.

Есть гипотеза, что именно эти культуры, как  и другие культуры Сахары и Северной Африки,  и являются тем очагом,  из  которого и появились многие современные народы Африки, а затем и Европы. Не будем забывать, что в те  далекие времена пролива Гибралтар не существовало: Европа и Африка были  соединены сушей  между современными Испанией и Марокко, между Тунисом, Сицилией и Италией.  А Средиземное море  не существовало как море, а состояло из нескольких озер.
 
Три фазы Зеленой Сахары

Во время миграций, в первую очередь под воздействием  постоянно меняющегося климата на Земле, человек в эпоху  среднего палеолита то поднимался  из Зеленой Сахары на Север, в Европу до Балтийского моря,  то снова уходил из Европы  на юг, в Зеленую Сахару, а затем уходил на север, восток или на юг.

По расчетам ученых,  сообщает в своей книге Малика  Хашид, в начале неолита, в период крупных колебаний мирового климата, Центральная Африка ( Сахара) пережила  три «влажные» фазы. Первая  фаза  закончилась    20 - 15 тысячелетий назад и начался засушливый период.  Вторая   «влажная» фаза  началась 12 тысяч лет назад,  длилась четыре  тысячи лет и закончилась  примерно 8,5 тысяч лет назад.  В это время  гигантское наводнение (потоп), вызванное прорывом в Мировой океан вод огромного ледникового озера  Агассис в Канаде,  вызвало драматическое изменение климата во всем мире, настоящий климатический хаос,  в который Земля погрузилась на столетия.  Это была самая значимая вспышка Ледникового периода за последние 100 тысяч лет.

Можно предположить, что  именно об этой катастрофе сообщает Плиний Старший в своей  книге « Естественная история». Хлынувшая вода  привела к образованию пролива Гибралтар и созданию Средиземного моря, а  затем  к  прорыву этого моря через  Геллеспонт и Боспор, в результате чего появилось Черное море. Он пишет:  «Океан не довольствовался размывом суши и сносом части ее, увеличив тем пустые пространства; ему мало было ворваться через размытые горы и, оторвав Кальпе от Африки, поглотить гораздо больше земли, чем оставить; мало - влиться через Геллеспонт в Пропонтиду, опять проглотив сушу».

Последняя  «влажная» фаза  в Сахаре длилась три тысячи лет и охватила период с седьмого  до третьего  тысячелетия до н.э. В Сахаре был прекрасный мягкий климат, благоприятный для человека.  Но потом температура снова начала повышаться, и скотоводы эпохи неолита начали покидать  свои обжитые места , которые превращались в пустыню Сахара.

Жители праисторической Зеленой Сахары занимались охотой на крупных животных, о чем свидетельствуют наскальные рисунки, изображающие слонов, жирафов, диких буйволов. На знаменитых фресках и петроглифах Тассили (Южный Алжир),  Акакус и Вади Матхандуш (южная Ливия) изображены люди того времени   и самые разные  сцены  их  жизни.  Преобладают фрески, картины с изображением крупного рогатого скота. Отдельные  детали и фрагменты живописи позволяют предполагать наличие земледелия и требуют более тщательного изучения. В то время по Сахаре текли реки, остатки которых сохранились до сих пор в виде исчезающих  озер  среди барханов Кабраун и  на  плато Вади Матхандуш. На наскальных рисунках Вади Матхандуш мы видим изображения носорогов, крокодилов, гиппопотамов и других животных, для  жизни которых нужны были огромные водоемы, реки, озера.

Однако со второй половины четвертого тысячелетия до наших дней начался необратимый процесс высыхания (засыхания)  Сахары и установления  в ней климата, характерного для современной эпохи. Его главнейшими чертами являются господство пассатных воздушных течений, сильные ветры и необычайная сухость воздуха, нагревающегося у поверхности до таких температур, которые дают основание считать Сахару самой жаркой областью Земли. Температура воздуха в тени здесь достигает  +58°, а поверхность способна нагреваться до + 80°.

Ученые предполагают, что некоторое увеличение влажности в сахарском поясе наблюдалось с 1800 по 500 г. до н. э. , что позволило  людям создать, например, гарамантскую цивилизацию  (знаменитую Гарамантиду)  в Сахаре,  в районе Феззан, на юго-западе  современной Ливии.

Во времена древнегреческого историка Геродота (5 век до н.э.)  Сахара уже была суровой пустыней, но не такой, как сегодня: ее можно было пересекать на колесницах, запряженных лошадьми или волами и находить по пути достаточно питьевой воды. Описания же ранних арабских авторов (7 век н.э.) дают картину пылающей пустыни, фактически полностью совпадающую с современной.

Древние  протоберберские культуры исчезли, но, к счастью, они оставили нам не только память, традиции и  элементы культур, сохранившиеся среди современных берберов, но  и  наскальную живопись их предков.  Петроглифы свидетельствуют о днях минувших и дают богатую почву для размышлений  своими «странными сближениями» с рисунками, оставленными первыми людьми в  пещерах не только  на скалах Западной Европы,  но и Кавказа  и далекой России (в Сибири,  на Алтае и  Дальнем Востоке).  Это очень благодатная для исследований  тема, и она ждет своих ученых-энтузиастов.

Протоберберы проникают в Европу

По одной из гипотез, которой я придерживаюсь,  30-40 тыс. лет назад   Гомо сапиенс сапиенс, люди, назовем их протоберберами, пришли из Африки в Европу и начали  расселяться по континенту.

Племена протоберберов, передвигаясь волнами на север, заселили сначала Пиренейский полуостров и Апеннинский полуостров, а затем всю Европу, смешиваясь – мы можем это предположить -  с местными племенами, которые пришли сюда из Африки гораздо раньше. Среди протоберберов были предки нынешних туарегов, говорящих на берберском языке племен: Кель ахаггар, Кель аджер, населяющих сейчас Сахару, а также  Кель аир, Кель грес, населяющих Сахель и север Сахары.

По этой гипотезе,  протоберберы  племен Кель  вошли в историю Европы под именем Кельтов. Со временем часть кельтских племен мигрировала на юг, вторглась на территорию современной Испании (в V веке до н.э.) и осела на севере страны. На территории современной Франции кельты воевали с  германскими племенами. Воинственных кельтов римляне называли Галлами. Одна из страниц истории Рима – Галльская война Юлия  Цезаря, который покорил страну галлов.
Протоберберы, которые заселили нынешнюю Испанию, стали иберами.
Протоберберы, заселившие современную Грецию, стали древними предками дорийских и других племен. Затем эти племена воевали с финикиянами и персами и со временем смешались с племенами, населявшими  Аппеннинский полуостров.
Протоберберы, которые пошли дальше на север и восток, заселили Карпаты, равнины Германии и Польши, стали предками норманнов, славян, русов, других европейских племен. Эти протоберберы дошли до Балтики и Белого моря и продолжали расселяться в восточном направлении.

Автохтонное население Магриба (у древнегреческих авторов — ливийцы, позднее получившие название «берберы») складывалось в результате смешения аборигенов Атласской области, о развитии которых за десять тысяч лет до нашей эры можно судить по  сохранившимся памятникам  и артефактам верхнего палеолита, с племенами Сахары, продвигавшимися  с юга на север по мере пульсирующего исчезновения ее древней флоры.

Среди жителей Африки были  племена максиев, описанные Геродотом, и племена мешвеш  (meshwesh), название которых мы встречаем среди древнеегипетских надписей. Они занимались земледелием и рыболовством, разводили скот, промышляли охотой.
Большую роль в доисторический период играли также миграции  как на восток,  в Нубию, Египет, Переднюю Азию, так и  наоборот, с востока  в Сахару из этих регионов, а возможно, и из более отдаленных областей. 

По одной версии,  очагами таких передвижений, с которыми специалисты связывают появление на территории Магриба стоянок человека, занимавшегося интенсивной охотой с применением лука и собирательством наземных моллюсков (IX—V тысячелетия до н. э.), а также первых признаков неолита (IV тысячелетие до н. э.), могли быть Кавказ либо Иранское нагорье. Несомненно также существование контактов с Иберийским полуостровом, откуда в западные районы Северной Африки проникла, например, металлургия бронзы и меди.

Есть также и другая  гипотеза, согласно которой Восточный Магриб являлся самостоятельным центром возникновения первичного земледелия. Во всяком случае, археологические находки IV тысячелетия до н. э. убедительно свидетельствуют о наличии начатков земледелия и скотоводства, а также о появлении керамики. В дальнейшем благодаря притоку пастушеских племен  из Сахары, которая ко II тысячелетию до н. э. окончательно трансформировалась в пустыню, в Атласской области быстро совершенствовались навыки табунного скотоводства; и не случайно со временем становится столь знаменитой нумидийская конница, состоявшая из ливо-берберов.

С юга также  проникали и негроидные племена, которые оседали в полосе оазисов, где в результате миксаций образовался особый тип темнокожих берберов.  Этот тип можно увидеть на наскальных рисунках в Акакусе. Поскольку вопрос о роли скотоводства, и особенно его кочевых укладов, в истории Магриба имеет важное значение, есть смысл остановиться подробнее на фактах, отражающих развитие этого вида хозяйства в регионе.

Кто такие «коровопасы»?

Доисторическая Зеленая Сахара являлась одним из главных мировых очагов становления скотоводства. По одной из гипотез, период наиболее интенсивной жизни человека  в Сахаре продлился с 9  по 3 тысячелетие до н. э.  Протоберберы, племена афро-средиземноморского и негроидного этноса вели полукочевой образ жизни, использовали легкие переносные жилища и держали скот в огороженных загонах. При этом в отличие от древних азиатских кочевников, имевших в составе стада преимущественно лошадей, верблюдов и мелкий рогатый скот, скотоводы Сахары вели хозяйство, ориентированное на разведение крупного рогатого скота. Поэтому  их даже  называют «коровопасами», «bovidiens». На пещерных рисунках от Акакуса до Увейната  мы видим  огромные стада животных, нарисованных с особым изяществом.

Как полагают ученые, именно в Северной Африке обитали основные виды дикого быка, тур и коровья антилопа, прирученные человеком.  И прямым доказательством этого являются также  и наскальные петроглифы вади Матхандуш, среди которых  преобладают изображения быков и коров.  Судя по этим рисункам, в те времена   практиковалось отгонно-пастбищное скотоводство.

Интересная деталь:  человек в Сахаре пытался приручить и жирафа, о чем свидетельствуют наскальные рисунки высотой до двух метров  (люди, оседлавшие жирафов)  в вади Матхандуш. Но, судя по тому,  что мы знаем сегодня, этот «эксперимент»  древнего человека не удался. Что же касается коз, овец,  а затем и лошадей, то они, вероятнее всего, были приручены вне Сахары и проникли в Африку в ходе миграций племен из Передней Азии.

Когда в 4—3 тысячелетиях до наших дней основная масса племен Сахары передвигалась в пределы  гор и долин Атласа и на ее  северные окраины,  на берега Средиземного  моря, в результате смешения «сахарцев» с местными охотниками-собирателями и   земледельцами  произошло формирование новых культурных формаций ( в 2 тысячелетии до н.э.). В этих процессах, во всяком случае после Троянской войны, определенную роль играли греческая колонизация и частичное смешение  так называемых «народов моря» с ливо-берберским населением.

Так возникла, например, «всадническая культура» гарамантов, предков современных туарегов, охватившая большую территорию  в центре и на западе современной Ливии. Эта культура  была знаменита своими быстроходными колесницами, в которые запрягали до четырех быстрых коней.  Найденные рисунки свидетельствуют об этом.

В 800 километрах  на юг от Триполи, столицы Ливии,  высятся руины Джермы, столицы гарамантов, откуда они уходили в походы  и на запад, достигая берегов Атлантики.  Как доказал российский ученый А.Ю.Милитарев, следы гарамантов были найдены на Канарских стровах. 

И еще одна интересная деталь: сравнительный анализ наскальных рисунков  и искусства древней Греции  и  древнего Египта показывает, что колесницы появились в этих странах именно из Гарамантиды.

Чрезвычайная пестрота антропологических признаков, характеризующих различные группы берберов, могла быть связана и с притоком  в Африку европейских племен, пересекавших Гибралтар в южном направлении.  Все это дает пищу для самых разнообразных гипотез и научных напрвлений, сторонники которых спорят друг с другом. К берберам бежали римские рабы, попавшие в Рим из самых разных стран, среди берберов растворялись германцы   и славяне, оказавшиеся в Африке в столетия «великого переселения народов».

Корни славянских слоев этнографы находят, например, в говорах берберов Кабилии и в местной топонимике.  Среди  современных берберов можно  встретить людей высоких, светловолосых, с голубыми глазами.  А когда российские туристы  путешествуют по югу Туниса,  они обращают  внимание на  красивые рисунки берберских вышивок, одежды, ковриков, покрывал. Почему? Потому  что они удивительно похожи на рисунки, которые можно встретить на юге России и Украины.

Времена великого переселения народов!  Волны миграций, сколько их было, этих «людских»  волн,  одна за другой  прокатывались по Европе, Азии,  Африке, Ближнему Востоку и Средиземноморью. Например, в Грецию в древности  с севера вторглись «арийские» племена, как их называют историки. Некоторые ученые называют их «проторусами». Они даже на время захватили остров Крит. А потом  они ушли. Куда?
Историки спорят...  И вот еще одна гипотеза…

Средиземноморская Русь?
 
Эту  гипотезу  излагает  А.А.Абрашкин в своей книге «Тайны Троянской войны и Средиземноморская Русь». Само название книги  интригует. В самом деле, Троянская война — это хорошо известное всем историческое событие  второй половины XIII в. до н.э. Каждый слышал о Трое — знаменитом древнем городе, завоеванном греками после десяти лет кровопролитных сражений. Но что это за загадочная Средиземноморская Русь?

В надписях египетских фараонов, относимых ко II тысячелетию до н.э., упоминается соседняя с Египтом страна Русена  или   Рутена. Она существовала во II тысячелетии до н.э. к северо-востоку от Египта, на побережье Средиземного моря (территория современной Палестины, Сирии и Турции).В Коране говорится о древнем народе неверных, проживавших по соседству с мусульманами в области ар-Расса. Некоторые историки утверждают, что часть ариев  (проторусов!) в начале II тысячелетия до н.э. переселилась с территории Русской равнины в Северную Месопотамию, где создала государство Митанни. В результате многовековой борьбы арии, в основной своей массе, были вытеснены в Малую Азию на западное побережье полуострова Анатолия. Их восточным соседом были хетты, проживавшие в центральной части полуострова. Из текстов глиняных табличек хеттских царей мы знаем, что союз царств во главе с ариями-переселенцами назывался «страна Арсавы».  Троя входила в состав стран Арсавы, а значит,  утверждает А.А.Абрашкин, была частью Средиземноморской Руси, и ее  защищали потомки арийцев, переселившихся в Азию с Русской равнины, и  боги, имеющие русские корни — Арей, Лето, Аполлон, Артемида и Афродита.

Как любил писать Геродот о невероятном но интересном, «я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет».

Ливийцы, свободные и гордые люди

В течение многих веков либико-берберская Африка повидала людей разных культур и религий и она восприняла многое от них, но и со своей стороны наложила на них  свой отпечаток. И под  покровом адаптации других культур берберский мир сохранил свою душу, душу «вечного Югурты» (Mhamed Fantar.  Francois Decret. L`Afrique du Nord dans l`Antiquite.  Paris, Payot et Rivages, 1998, стр. 4)

Южное  побережье Средиземноморье, как и северное, никогда не пустовало. Часть примыкающего к нему Африканского континента, -Геродот называл континент Ливией, - в начале первого тысячелетия до н.э. были уже – задолго   до появления  Карфагена и Рима  – населены  ливийскими племенами.  Еще одно название этой страны -    Лебу или Либья. Древние греки называли жителей Африки  ливийцами или  берберами. Оно созвучно и слову «барбар», которым  римляне называли  любой народ, не относившейся к греко-латинской цивилизации.

Сами ливийские берберы именуют себя «амазигами», что в переводе означает «свободные люди» или «гордые люди». Хотя, строго говоря, единой общностью они не были. Среди них можно  встретить людей различных рас – и пустынных кочевников туарегов, и горных жителей кабилов, и выходцев из районов северного Средиземноморья, и жителей ливийского побережья.  Ученые продолжают искать связи  связь между берберскими племенами, их союзами, упоминаемыми в римских и византийских источниках (массилы, гетулы, маврусии и т.д.), и теми генеалогическими группами (санхаджа, зената, масмуда), на которые подразделяли берберов средневековые арабские авторы.

У последних, кстати, были популярны «химьяритская» версия, связывавшая происхождение берберов с Южной Аравией, и легенда о том, что коренные жители Магриба восходят к прародителю Джалуту, т. е. Голиафу.

Так что же уже неоспоримо и общеизвестно? Очень малое. Ясно лишь одно:   в начале I тысячелетия до н. э. в хозяйственной деятельности автохтонного населения преобладало оседлое и полукочевое скотоводство, в основном коневодство и разведение крупного рогатого скота. Земледелие, как правило, служило вспомогательным занятием. На засушливых плато и в Предсахарье отдельные племена специализировались на овцеводстве. Распространение верблюда, использовавшегося племенами триполитанцев (луата) и кочевниками, относится не раньше, чем к III в. н. э., когда верблюд  был «завезен» из Азии.

Это, впрочем, не помешало самым разным племенам берберов и туарегов  за долгие века совместной жизни на просторах Северной Африки создать общие культурные ценности.  Искусство гончарного дела, изготовления металлической посуды и украшений,   выделки ковров сохраняется  издавна и передается по наследству,   через ремесленные школы, готовящие смену старым мастерам. До наших дней на обширных площадях – от Атлантического побережья до реки Нил, от Средиземного моря  до реки Нигер можно услышать берберскую речь и речь туарегов, увидеть произведения народного творчества, созданные руками берберских  и туарегских умельцев.

Как ни навязывали многочисленные завоеватели местным жителям свои языки, ни финикийский, ни греческий, ни латинский, которые господствовали на побережье,  не привились среди жителей Сахары, оставив в местных наречиях лишь  воспоминание о себе через некоторые слова и выражения. И лишь более позднее арабское нашествие решительно потеснило местные наречия. Потеснило, но все же не вытеснило.

Местные  диалекты остались, и сегодня есть немало ливийцев, которые  использует их в качестве основного языка общения. Говорят в североафриканских странах, как правило, по-арабски, многие изъясняются по-французски или по-итальянски (на языке бывших метрополий), все активнее внедряется английский язык. Среди интеллигенции можно встретить людей, которые знают и русский язык и вспоминают с теплотой годы своейи учебы в Советском Союзе. И все же в глубинке, на юге Туниса, Ливии и Алжира редко, но можно встретить людей, которые одним своим родным языком  владеют.  Но все они разговорный язык своих предков чтят и знают.

Вот сколь сильны культурные корни народов, живущих в Северной Африке и в  Сахаре  с тех далеких  времен, когда  Сахара была зеленым краем и когда человек создавал свои уникальные  «картинные галереи» под открытым небом, на берегах неизвестной реки, ставшей высохшим руслом вади Матендуш, и в пещерах-гротах грозных гор Акакуса и Увейната.

Николай Сологубовский

Тунис -  Триполи – Себха – Мурзук - Вади-Матендуш – Акакус –  Увейнат –  Москва