А где цари Иудеи? история 1ч

Юлиана Котенко
  Вавилонское владычество постепенно стало распространятся на Иудею. Вавилонский царь Набукудурриуцура II(Новуходоносор)  взял в плен царя иудеи - Иехонию, продержав его в тюрьме 37 лет, до этого царь Иехония правил Иудеей всего три месяца. Тогда, чтоб место трона не пустовало, царь Вавилонии(Новуходоносор)посадил на трон Метафания(дядю Иехонии) подвластного себе, сделав его царем вместо Иехонии, изменив его имя на Седекию, все это случилось в 599г. до Р. Х.
Седекия правил Иудеей всего 11 лет и был последним из царей Иудейских. Не желая подчиняться власти Новуходоносора, восстав против него,задумал свергнуть вавилон. иго, для чего заключил союз с Египтом,вопреки предупреждению Иеремии(пророк),Седекия сам навел на себя скорую погибель. Царь Новуходоносор, который поставил Седекию на трон, такого вероломства терпеть не стал. Поэтому, осадив город и взяв его в 588г. до Р. Х. догнав убегающего Седекию возле Иерихона, Вавилонский царь приказал на глазах у Седекии убить его сыновей.Кроме того,были убиты все правители Иудеи. Самому Седекии выкололи глаза, надели оковы и увели в плен в Вавилон, где его заключили в темницу, там он и умер в последствии. Весь народ Иудеи так же был угнан в плен и увезен в Вавилон.
Иудейскому царству пришел конец. Иудея последовательно входила в состав Нововавилонского, а потом и  Персидского царств.
При царе Кире, все иудеи были выпущены из рабства к себе на родину. Кир назначил областеначальником Иудеи князя Зоровавеля или Шешбацаре, как его звали халдеи, что означало "великий и почетный". Зоровавель- вождь израильтян, был потомком Давида и происходил из царской династии. Но свободным государством Иудея от этого не стала. Освобожденные израильтяне все еще находились под могуществом сильных на тот момент держав. А именно с 536 до 330 г.г. до Р.Х. Иудея была под властью Персии(царь Дарий Коломан).
В 330г. до Р.Х. была захвачена Александром Македонским, а позже принадлежала птолемеевскому Египту*. 
В 170 г. до Р. Х. страной завладел царь Сирии Антиох IV Эпифан, причем иудеи, недовольные владычеством египтян, сами открыли перед ним ворота своей столицы, за что потом горько  поплатились.
Но в 168 г. до Р. Х. Антиох опять подступил к Иерусалиму и обманом захватил его, выдав свой приход за совершенно мирный. Сирийцы разграбили Иерусалимский храм, не оставив даже священной утвари, и опустошили сокровищницу. Равным образом разграбили они и весь город, причем часть жителей перебили, других же вместе с женами и детьми увели в плен, так что более 10 тысяч человек стали рабами. Лучшие здания города Антиох предал огню, а городские стены велел срыть.
Наконец, поставив на месте, где происходили жертвоприношения, алтарь, царь заклал на нем свинью, то есть совершил с точки зрения иудеев ужасное святотатство. Все жители страны должны были отказаться от своей исконной религии и поклоняться греческим богам (в каждом городе и в каждом селении им посвящали жертвы и воздвигали алтари). Было запрещено совершать обряд обрезания мальчиков. Ослушников жестоко наказывали.
Многие, отчасти добровольно, отчасти от страха перед наказанием, стали исполнять эти царские повеления. Однако наиболее выдающиеся и благородные из иудеев не отказались от древних обычаев.
Ежедневно нескольким из них приходилось подвергаться пыткам и умирать в жестоких мучениях. Их бичевали, терзали и затем живьем пригвождали к крестам женщин и детей; младенцев,которые были наперекор царскому повелению обрезаны, подвергали казни через удушение и вешали затем тела их на шею пригвожденным к крестам родителям. Тот, у кого находили книгу со священными законами, умирал мученической смертью, а книга уничтожалась.
Во главе верных закону Моисея против притеснителя восстал священник Маттафия.
В кровавых героических битвах, которые и после смерти Маттафии  продолжались под предводительством пяти его сыновей.
Из них вначале особо отличился Иуда, прозванный Маккавеем. 
Маккавей(от евр. маккевет, "молот").

Прозвище Маккавеи носил сначала Иуда, третий сын священника Маттафии (1Мак 2:4). Затем оно распространилось на всю семью. Обычно это прозвище возводят к др.-евр. маккевет или арам. маккава - "молот". Согл. же традиц. иуд. толкованию, оно является аббревиатурой др.-евр. оригинала стиха Исх 15:11: "Кто, как Ты, Господи, между богами?"
 
Когда против него выступил наместник Самарии, Иуда сразился с ним, поразил его самого и многих его воинов. Затем он победил наместника Келесирии. Вся страна вскоре была охвачена восстанием. Узнав об этом, Антиох IV отправил против иудеев большую армию во главе со своим полководцем Горгием. Иуда внезапно напал на сирийцев под Эммаусом и разбил их. В 165 г. до Р. Х. он вернул себе Иерусалим (после антиохового разгрома город был в запустении, а в храме уже проросли деревья). Маккавей снабдил храм новой утварью, светильником, столом и алтарем, сделанным из золота, заготовил новые завесы на двери, навесил новые створы дверей и укрепил храм стенами. (Иерусалимский замок оставался в руках сирийцев). Из Иерусалима Иуда стал совершать походы на окрестные племена, постепенно покоряя их себе.
Ему удалось отвоевать у сирийцев Иерусалим и вновь освятить храм, оскверненный Антиохом. Это произошло в декабре 164 г. до Р.Х. В память об этом иудеи установили Праздник Обновления - Хануку**.
  В 162 г. до Р. Х. в Иудею вторгся сирийский полководец Лисий (вместе с ним был малолетний царь Антиох V, над которым он был регентом). Иуда сразился с ним под Вефсурой, но не смог одолеть многочисленного войска и отступил к Иерусалиму. Осада города была долгой и упорной. Против каждого осадного орудия, которое царь возводил у стен города, защитники ставили свое. Однако вскоре у них стали заканчиваться съестные припасы. Поэтому, когда Лисий и Антиох предложили Иуде мир на достойных условиях, он согласился его принять. Евреи вновь признали власть сирийского царя, который, в свою очередь, предоставил им право жить по их собственным древним законам. Гонения на иудейскую веру были прекращены.
 
Но в том же году сирийский престол захватил Деметрий I. Война с иудеями возобновилась. А поскольку первосвященник Алким выступил на стороне сирийцев, народ передал первосвященство Иуде. Тот принял посвящение, однако властью своей пользовался недолго. Война приняла неудачный для иудеев оборот. Полководец Деметрия Никанор захватил Иерусалим и разбил Иуду у деревни Каферсаламы.
В 161 г. до Р. Х. другой сирийский полководец, Бакхид, нанес ему поражение у деревни Вифзифы. Иуда, храбро отбивавшийся от врагов, пал в этом бою в 160 г. до Р.Х.
 
Его брат Елеазар, четвертый сын Маттафии, погиб еще раньше, поэтому руководство восстанием принял на себя младший из братьев, Ионафан, который продолжил войну с Бакхидом. Положение повстанцев поначалу было очень тяжелым. Сирийцы взяли Иерихон, Эммаус, Гадару и многие другие иудейские города. Ионат и его сподвижники должны были в течение нескольких лет скрываться.
Только в 153 г. до Р. Х., когда у Деметрия I началась война с другим претендентом на престол, Александром Балсой, Ионат смог овладеть Иерусалимом и укрепил его стенами. Затем, воспользовавшись усобицами в Сирии, он в 148 г. до Р. Х. захватил Яффу, Азот и Аскалон.
В 145 г. до Р. Х. он принял сторону очередного претендента на сирийский престол Антиоха VI, отложился от правившего тогда царя Деметрия II и начал против него войну.
В 142 г. до Р. Х. сирийцы были разбиты на равнине Асор. Тогда же Ионат стал возводить мощные укрепления вокруг Иерусалима и приступил к осаде Иерусалимской крепости, которая находилась в руках сирийцев еще со времен Антиоха IV. Одержав столько славных побед на поле боя, он пал жертвой подлого коварства. В 141 г. до Р. Х. один из полководцев Антиоха VI Диодот Трифон пригласил Ионата в Птолемаиду. Тот не увидел в этом никакого подвоха и приехал на встречу всего с I тысячей воинов. Но как только иудеи вступили в город, жители по данному Трифоном сигналу заперли ворота и набросились на них. Всех спутников первосвященника перебили, а сам он оказался в плену и вскоре был казнен.   
Старший брат, Иоанн, вскоре после этого был убит сынами Иамври - членами разбойничьего племени в Заиорданье.
После этого руководство перешло к последнему из братьев, оставшемуся в живых, - Симону, второму сыну Маттафии.
Он получил от Димитрия II, противника Трифона, полное освобождение Иудеи от податей, практически добившись этим ее независимости от Сирии (142 г. до Р.Х.), и, наконец, истребил последние сирийские гарнизоны в Иудее.
В 140 г. до Р.Х. на торжеств. собрании народа Симон был провозглашен наследств. первосвященником, князем и вождем! Так было положено начало династии Хасмонеев, как теперь стал именоваться этот род. Когда сирийцы вновь напали на иудеев, сыновья Симона Иуда и Иоанн одержали над ними победу.
  В первый же год своего правления он взял Иерусалимскую крепость и велел срыть ее до основания. Накопив силы, Симон постарался отомстить Трифону, который в 140 г. до Р. Х. убил Антиоха VI и провозгласил себя царем.
Когда против него выступил один из селевкидских принцев( династия сирийских царей, пошедшая от Селевка, полководца Александра Макед.) — Антиох VII, Симон стал одним из самых преданных его друзей, дал Антиоху много денег и съестных припасов.
Но едва в 138 г. до Р. Х. Антиох утвердился на престоле, он начал думать о том, как вновь покорить себе Иудею. Однако до тех пор, пока был жив Симон, все попытки в этом направлении не приносили успеха.

В 134 г. до Р. Х. этот последний из сыновей Маттафии был коварно умерщвлен во время пира его зятем Птолемеем. Тогда же были убиты два старших сына первосвященника Маттафия и Иуда , но самый младший из них, Иоанн, успел бежать в Иерусалим. Здесь при поддержке горожан он унаследовал звание и власть отца. Он получил прозвище Иоанн Гиркан.
 
Первые годы правления Гиркана прошли в войне с Птолемеем, укрывшимся в крепости Дагон.
Затем в 132 г. до Р. Х. против него выступил сирийский царь Антиох VII.
Опустошив и разграбив всю Иудею, он запер Гиркана в Иерусалиме и осадил город. Успех ему, впрочем, принесла не сила войска, а его благочестие. Когда наступил великий иудейский праздник кущей, Антиох послал Гиркану драгоценные жертвенные дары, а войску — угощение. В ответ на эту любезность Гиркан отправил к царю посольство с просьбой оставить иудеям их прежнее государственное устройство. Антиох согласился, но потребовал, чтобы осажденные сложили оружие, предоставили ему право взимать дань, выдали ему заложников, выплатили 500 талантов серебра и срыли городские укрепления. Хотя условия были очень тяжелые, Гиркан их принял.
В дальнейшем он был верным союзником сирийского царя и участвовал вместе с ним в парфянском походе 130 г. до Р. Х.
Но сейчас же после смерти Антиоха (в 129 г. до Р. Х.) Гиркан восстал против сирийцев и начал завоевывать соседние города. После шестимесячной осады он завладел Мидавою, занял Самегу и Сихем.
Затем он взял идумейские города Адару и Мариссу и, подчинив себе всех идумеев, приказал им принять обрезание и жить по иудейским законам. Так в конце II века до н. э. идумеи были завоёваны и насильственно обращены в иудаизм царём Иудеи Иоанном Гирканом I из династии Хасмонеев. Это единственный в истории случай насильственного обращения других народов в иудаизм.
Что в последствии сыграет очень важную и трагическую роль в династии Маккавеев-Хасмонеев, да и в истории самой Иудеи!
Свершив этот насильственный акт, Гиркан приступил к сильно укрепленной Самарии, окружил ее рвом, двойной стеной и стал стеснять горожан тяжелой осадой. Селевкиды были заняты тогда внутренними войнами, и им было не до Иудеи. Несколько раз их полководцы пытались прийти на помощь самарянам, но каждый терпел поражение и отступал с уроном. После годичной осады Гиркан взял город, разорил и разрушил его до основания. Затем до самой смерти он правил в покое и сумел накопить значительные богатства.

                продолжение следует....http://www.proza.ru/2011/07/11/1206


-*птолемеевскому Египту - период, когда Египет находился под властью Птолемеевской династии.
Птолемей, сын Лага, полководец Александра Македонского.При разделе завоеванных Македонским земель,Птолемей получил во владение Египет.
И был родоначальником династии царившей долгое время в Египте (с 323г.до Р.Х. по 30г. н.э.)пока Египет не перешел во владение Рима.

-**Ханука (ивр. Ханука или Ха;нука — освящение, обновление; — еврейский праздник, начинающийся 25 кислева и продолжающийся восемь дней до 2 или 3 тевета. Праздник был установлен во II веке до н. э. в память об очищении Храма, освящении жертвенника и возобновлении храмовой службы Маккавеями, последовавшего за разгромом и изгнанием с Храмовой горы греко-сирийских войск и их еврейских союзников в 165 году до н. э.
За три года перед тем, в тот же самый день 25-го кислева, Антиох Епифан осквернил святыню Израиля.

Литература:
-Хасмонеи. Указатель http://www.hrono.ru/biograf/bio_h/hasmonei.php
-Хасмонеи / Hasmonei: Биография http://www.peoples.ru/family/dynasty/hasmonei/
-Библейская энциклопедия Брокгауза