Бабушка Катя

Борис Ящук
Б А Б У Ш К А            К А Т Я.



      У  каждого человека    в    жизни  есть свой   ангел – хранитель.  Хотите верьте, хотите нет!  Бывает  он всегда с тобою, но невидим, а бывает он  вселяется  в тело хорошего  человека, чаще всего  в родного человека.  Для  меня он  поселился  в  тело моей   маленькой, сухонькой  бабушки Кати, и  следил за мною  её  внимательными  и добрыми  глазами. А, когда надо мною нависала угроза, она прикрывала меня своими жилистыми, натруженными и загорелыми руками .
      Не скрою, трудно моему  ангелу, ведь я такой   непоседа!. Мне  всегда хотелось узнать  чем  кричит кукушка  в  бабиных  ходиках,  или  проколоть  консервную банку  с щупальцами  кальмаров, - щупальцы не высунулись, а потекла солёная вода.   А  ещё  поехать на Дозоре  по двору, пёс  не хотел  становится  ездовой собакой и сбрасывал меня сразу. Ох и больно было падать !   Пока я был  совсем маленьким, бабушка  всегда  оказывалась рядом, никогда не наказывала, а старалась меня успокоить и придумывала такое, чего я  не знал и мне было интересно. Как-то я излазил все углы бабушкиного двора, пока бабуля полола огородик. Я устал, бабушка тоже – присела около меня   и тихо сказала: « Давай-ка  касатик мой, мы сделаем  с тобой  мурцовку!» Она  улыбнулась  и её  личико озарилось игривым   весельем  и она, прямо помолодела и сказала : « Я буду делать, а  ты смотри и запоминай!  Это самая крестьянская вкуснота нашей  Калужеской  губернии!»
        Бабушка поставила на стол  свою любимую мисочку, отломила  четверть подового  ржаного  хлеба и покрошила  его  небольшими кусочками, отправила его в миску. Туда же ножом искрошила  сочную  луковицу.  Потом посолила и окропила хлеб парой ложек  постного масла  и, перемешав, залила  двумя  стаканами холодной воды.
     Запомнил  внучек?  - Это блюдо вообще-то называется  тюрей, но в  моём родном селе  Выползово  её  называют мурцовкой.Ели мы эту мурцовку с бабушкой с удовольствием, - оказалось  вкусно  и сытно. Каждый день бабушка  Катя  учила меня  многому и я  ей бесконечно благодарен, только  спасибо моё   опоздало, давно  уже бабушка  ушла в заоблачный плёс. Но всё равно  хранит меня оттуда почти полсотни лет.
      В  годы  моего отрочества и юношества, когда в мою жизнь  ворвалась  школа, жить мне стало так тяжело, прямо  каторга.  Учительницы  попались вредные  и   нечестные, отчего  учиться мне расхотелось совсем. Родители этого не поняли  и бросились мне  всячески  «помогать». Ну не могу я им объяснить, что школа мне ненавистна и я молча плакал  горючими слезами. А когда  наступал  полный  крах, я покидал  родительский дом и бросался за помощью  к  моему ангелу-хранителю через наш громадный и шумный город. Здесь бабушка  принимала всегда и укрывала от всех гроз. Не расспрашивая, молча и умоет, и накормит и спать уложит.  Только переступлю её порог, как становится легко и радостно. А когда бабушка станет что-то рассказывать, то слушал бы её и слушал до самого утра. Вот если бы в школе так интересно рассказывали, то и учиться было легко!
Бабушка не только интересный  рассказчик, она у меня  очень добрый волшебник.  Из-под  её  талантливых  рук  вышло  столько красоты:  она  умела прясть и ткать, а потом на её  полотнах  вырастали дивные  вышивки  тонкой-тонкой  работы. А какие  у неё  кружева!  Все  её  товарки прибегали с просьбой  научить и как маленькие  «ныли» : « Катька, а Катька, ну научи бога ради!»  И она учила их, а мне потом рассказывала : «Бестолковые бабы, жуть!» Она могла лечить людей , животных и даже растения. Помню я расшалился во дворе и нечаянно сломал ветку  у молодой  вишенки.  Бабушка  посмотрела на меня укоризненно и подошла к раненому растению, привязала в месте слома две  тоненькие дощечечки и обмотала  полоской  ткани…  В  то же лето рана на дереве зажила и ветка выросла мощным  суком  и давала очень вкусные ягоды.В то же лето  папа поранил себе палец костью  протухшей  рыбы и  его рука распухла и сильно болела. Врачи  долго лечили его в поликлинике  безрезультатно  и он часто температурил.  Когда  об этом узнала бабушка, она что-то сделала папе  и он  выздоровел мгновенно. И никто меня не убедит  в обратном: моя бабушка – самый добрый на свете колдун!  Мне она  всегда помогала. Вот никто  не мог меня заставить    хорошо  есть , а бабушка  быстро меня вылечила и от этого.  У неё  дома всегда было хорошее лекарство. Перед тем, как кушать, бабушка давала мне столовую ложку  волшебной микстуры… После неё сразу хотелось съесть и борщ и котлету и запить вишнёвым киселём, да ещё и с хлебом.  Уже став  взрослым, я понял, что мой   ангел-хранитель  лечил меня  ложкой самогонки. Ангел всё предусмотрел – алкоголиком я не стал, но аппетит теперь у меня  отменный и без алкоголя!
          В бабушкиной  маленькой  спаленке над её кроватью висела икона  Казанской Божьей Матери, которой она рассказывала о своей тяжёлой жизни. Ещё она жаловалась ей на батюшку из церкви. Она  говорила ей, что батюшка, благословляя прихожан, так треснул бабушку по голове кадилом, что голова болела целую неделю.  Её молитвы ей не помогали , но бабушка пошла помыла свою больную головку с отваром крапивы и лопуха, заплела свои тоненькие седые косички и усадила вместе с собой ужинать.  Мы ели борщ с  коровьими хвостами  и курицу  с  пюре, потом пили чай. Правда бабушка пригубила маленький гранёный стаканчик  своей самогонки, Потом она пела мне песню про разбойников, которые жили в дремучем лесу. А когда я засыпал , она долго читала книгу «Птичка певчая», а потом плакала, так ей было жалко несчастную девушку.
          Когда  я  вырос и выучился и выросли мои дети, частенько ночью я просыпаюсь от  лёгкого прикосновения к волосам. Это мой ангел приходит по ночам, чтобы погладить меня по голове….  Виноватый  перед тобою, бабушка, со всех  сторон, еле-еле вспомнил  твою  грустную, простую народную песню, что пела ты мне тогда! Когда ты  её пела, мне было  девять лет, но  сейчас  она выплыла из  дрёмы  памяти. Вот она:
               

                «Среди   лесов дремучих, разбойники  живут.
                В своих  руках могучих, товарища  несут.
                Носилки не  простые – из ружей  сложены,
                А поперёк стальныи  мечи положены.
       На них лежал сражённый сам Чуркин молодой,
       Он весь окровавлённый, с пробитой головой.
       Они дошли до места, сказали : Братцы стой!
       Давайте рыть могилу мы брату своему.
                Отрыли, опустили, сказали :  Брат, прощай!
                Прощай наш  друг- товарищ,
                Сам Чуркин  молодой!