Оживший портрет. 13, 14 гл. закл

Анна Ершова
                13

        На следующий же день художник явился в  дом Сокольниковых с холстом и красками. Заказ был большой. Дмитрий обязался написать семейный портрет Сокольниковых. Но предварительно надо было сделать этюд с каждого члена семьи. Он начал с Елизаветы Николаевны, удобно усадил её в кресло и быстро набросал рисунок. Дмитрию не терпелось спросить её о миниатюре, но ему мешали волнение и природная застенчивость. Наконец он
решился.

-         Елизавета Николаевна, у меня по воле случая оказалась миниатюра, изображающая юную девушку. Она удивительно похожа на вас, более того, на вашу внучку Лизу. Мне это не даёт покоя, и я осмелился принести её с собой. Я думаю, это связано с вами. Не было ли в вашей жизни случая, когда с вас писалась миниатюра?
 
      Старая женщина уже при первых словах заволновалась, даже привстала  с кресла.
-         Покажите, покажите её скорее!
        Дмитрий поднёс ей портрет. Она взяла его и снова опустилась в кресло. На лице её проявились удивление, волнение и облегчение – всё вместе. Художник с трепетом наблюдал за выражением лица Елизаветы Николаевны.

-         Это она! – воскликнула женщина,- а мы думали, что потеряли её безвозвратно. Как она к вам попала?
         Дмитрий повторил то, что рассказал ранее Льву Сергеевичу. Елизавета Николаевна нахмурилась.
-         Как выглядел этот человек?
        Дмитрий описал ужасного заказчика.
-         Да, я узнала его. Вы хорошо описали.
-         Может быть, вы расскажете о нём, - робко попросил художник, - но, если вам неприятно об этом вспоминать…

-         Нет-нет, хотя рассказывать-то нечего. Когда я была совсем юной, этот человек настойчиво сватался ко мне. Он был стар и уродлив, но не это вызывало неприязнь к нему наших жителей. Он был жесток и коварен, мы были убеждены, что старик этот занимается чёрной магией. Конечно, ему было отказано. Тогда он избрал другой путь – хитрость и клевету. Вот об этом мне тяжело вспоминать. У нас в то время случилось несчастье – сгорел дом. Теперь я точно уверена, это он подстроил пожар. Но, чего негодяй не предвидел – моей встречи с другом детства  гусарским офицером, который прибежал на помощь.               

      Это был мой будущий супруг, мой милый Андрей.  После пожара этот старик исчез. Потом он появлялся в городе, но я не встречала его. Миниатюра эта была написана художником, которого старик привёз с собой. Жители города заказывали ему портреты. Мои родители попросили написать и меня. Мы решили отправить миниатюру Андрею, который тогда участвовал в военных действия. Но слуга, отправленный к нему, не доехал, а по дороге потерял портрет, или кто-то отобрал у него, я точно не помню. Андрей за это время побывал в плену, но благополучно вернулся. Вот и всё.

       Дмитрий понял, что Елизавета Николаевна не помнит ничего, произошедшего с ней. Он очень хотел, но не решался спросить о поездке к больному жениху. Она продолжила сама.
-        Мы получили известие, что раненый Андрей находится в имении графа К. Его отец решил поехать к нему и взял с собой моего батюшку и меня. Но мы не доехали до имения, Андрей попался навстречу. О миниатюре он ничего не знал.
      «Здесь какая-то тайна, - подумал Дмитрий, - не мог же Андрей не увидеть портрет у графа».                От двери послышался оживлённый голос Льва Сергеевича.
-        Как у вас дела! Вы не совсем ещё замучили нашу милую бабушку?
-        Не беспокойтесь, Лёвушка, я совсем не устала. Смотри, что принёс мне Дмитрий.
       Лев Сергеевич схватил портрет.
-         Он самый! Теперь-то я убеждён что он писался с вас, Елизавета Николаевна.
-         Да, - подтвердила она, - простите, я вас оставлю.
-         Конечно-конечно, - согласился хозяин, - отдохните от сеанса.               
 
       После её ухода Дмитрий обратился ко Льву Сергеевичу.
-          Елизавета Николаевна рассказала мне об истории миниатюры. Но мне не понятно, как её супруг, будучи у графа К. не увидал её.
-         Да, она ничего не знает. Андрей рассказал об этом только мне. Пойдёмте в кабинет, я всё расскажу.

-         Когда жених Елизаветы Николаевны возвращался домой, с ним ехало ещё несколько офицеров. Один из них предложил заехать на ночлег к своему родственнику графу К. Конечно, все с удовольствием согласились. Граф славился гостеприимством и особенно привечал военных. Сам он, бывший бравый вояка, вышел в отставку полковником,  и сейчас тосковал по прошлому - по боевым товарищам и шумным гусарским развлечениям. Он с радостью принял гостей, устроил прекрасный ужин в офицерском духе, а на завтра обещал бал. На следующий день утром граф узнал, что один из офицеров собирается уехать раньше и на бал не останется.   «Что за причина, поручик? Неужели так по маменьке соскучились? – насмешливо спросил граф. Андрей вспыхнул и хотел ответить, но его опередили. «Поручика Савинова давно ждёт красавица-невеста! – объявил один из гостей.

-          Как вы сказали! – граф повернулся к Андрею. Ваша фамилия Савинов? И вы из Твери? -  Андрей подтвердил. -  И вы давно не видели свою невесту? Так пойдёмте, я вам её покажу!
        Офицеры, крайне заинтересованные словами графа отправились за ним в кабинет. Андрей, совершенно ошеломлённый, последовал за ними.
        В кабинете граф показал миниатюру с портретом прелестной девушки, в которой поручик тотчас же узнал Лизу. Представляете, каково было его состояние? Откуда у графа портрет его невесты? Что произошло за время его отсутствия?

       Граф тут же рассказал, как портрет попал к нему. «Это мой трофей в той баталии с разбойниками», - похвастался он. «Но, как вы могли забрать портрет, зная, что он предназначен другому человеку? Как вы посмели?» - вскричал Андрей. Граф удивлённо поднял брови. Он не терпел такого тона, тем более от младшего офицера. Слово за слово – дело дошло до дуэли. Офицеры попытались примирить спорщиков, это оказалось невозможно. То, что для поручика было делом чести его и невесты, для графа казалось очередным забавным приключением.
 
      Дуэль на пистолетах произошла в этот же день. Андрей, вероятнее всего от волнения, промахнулся, граф ранил противника в левую руку, как всем показалось, намеренно. Граф не был злобным и мстительным человеком, но воинственная натура постоянно вовлекала его в ссоры. За ним числилось около десятка дуэлей. Но удивительно, что с его неукротимым характером уживались добросердечие и готовность помочь пострадавшим от его действий. К Андрею был вызван доктор, который определил безопасность для жизни, полученной раны. Но через сутки, рана воспалилась, появился сильный жар. В бреду Андрей постоянно звал Лизаньку. Пристыженный граф со слезами на глазах просил прощения, принёс портрет и поставил возле постели. Поручику пришлось задержаться на две недели. Он простил графа, видя его сердечное раскаяние. А к концу пребывания больного в усадьбе полковник в отставке и поручик стали друзьями.           -   Непременно позовите меня на крестины первенца! - крикнул граф вслед отъезжающему Андрею.
 
    На постоялом дворе у юноши загадочным образом пропал портрет. Обыскали всё, что можно. Напрасно. Кроме него было ещё два постояльца – купец и старый господин с чернокожим слугой.                -         Постойте! - прервал рассказчика Дмитрий, - вы сказали: старик с чернокожим слугой?
-         Да, а что вас удивило? 
        Художник спохватился – нельзя раскрывать страшную тайну.
-         Не знаю. Такой необычный постоялец в тех краях. Возможно, это он похитил портрет.

-         Старик уехал рано утром. Может быть, и он…   А купец ещё оставался. Полиция ничего не нашла.  Андрей, чтобы не огорчать невесту решил ничего не рассказывать. Ранение он представил как полученное на войне. Встреча с Лизанькой заставила забыть все неприятности. Ну, а потом известно – свадьба, счастливая жизнь, рождение сына Евгения. Граф сдержал своё слово, стал крестным отцом.

                14

-         Лев Сергеевич, а что было дальше? Никто из ваших гостей не упоминает об Андрее и Евгении. Что было с ними? Если мой вопрос не смущает вас, расскажите.
-         Ну, что же,  вам я расскажу. Знаю, вы умеете хранить тайны. – Лев Сергеевич немного помолчал. –  В двенадцатом году Андрей вернулся в армию, участвовал в войне с Наполеоном, дошёл до Парижа, заслужил много наград, стал полковником и вскоре вышел в отставку.

-         А Евгений?
-         Сын пошёл по стопам отца. В декабре двенадцатого года сбежал на войну. Ему было тогда тринадцать лет, был он рослый и крепкий, а, главное, смелый, отчаянный. Он сумел поступить отряд гусар, доказал, что умеет стрелять, биться на саблях и лихо ездить на коне. И, знаете – ему помог крестный отец граф К. По нездоровью он не мог участвовать в военных действиях, но собрал из своих крепостных мужиков целый боевой отряд. Он и раньше занимался с молодыми парнями обучением военному делу. Вот тогда это и пригодилось.               

        Мужики его связаны были с партизанским отрядом самого Дениса Давыдова. К его чести, граф освободил после войны всех своих крестьян, которые участвовали в изгнании французов. Когда Евгений, сбежав из дома, приехал к крестному отцу попросить устроить его в армию, граф восхитился смелостью мальчика, его бравым видом и помог. Он написал мальчику рекомендацию к одному из командиров гусарского полка, в которой немного слукавил и прибавил Евгению два года. Граф понял, что мальчик в случае отказа всё равно убежит, поэтому отправил его к своему товарищу, который присмотрит за пылким мальцом, рвущимся в герои. И героем Евгений действительно стал. В Париже он встретился с отцом, который, растерявшись, не знал, что делать – обнять сына или выпороть его. Медаль на мундире сына смутила его, - отец понял, что сын стал мужчиной.
 
        Евгений продолжал служить в том же полку. В двадцать три года он женился на моей сестре. Через два года родилась Лизанька. Назвали её как бабушку. Ну, а потом, - Лев Сергеевич внимательно поглядел на слушателя, как будто сомневаясь, рассказывать ли далее, - Дмитрий, вы знаете, что произошло в декабре двадцать пятого года?

 -        Я узнал об этом в двенадцать лет. Мне рассказал старик-крестьянин из нашей деревни. Его сын был солдатом в одном из восставших полков. Его тогда жестоко наказали. Матушка, на мой вопрос об этом событии очень рассердилась и просила не слушать этих фантазий. Позднее нашлись люди, которые открыли мне правду.
-         И что вы об этом думаете?

-         Я так далёк от политики, мне трудно давать оценку, но, тем не менее, знаю, что в попытке переворота участвовали лучшие люди России. А их жёнами, которые поехали за каторжниками в Сибирь просто восхищаюсь.
 
      Лев Сергеевич облегчённо вздохнул.
-         Как я рад, что не ошибся в вас, милый мой друг! Вижу – на вас можно положиться. Теперь вы догадываетесь, к чему я веду?
-         Да, - серьёзно ответил Дмитрий. – Я всё понял.

-         Поэтому нашего дорогого Евгения нет сейчас с нами. Лизанька родилась весной двадцать пятого года, а в декабре его арестовали. Никто из нас не подозревал о связи Евгения с заговорщиками, даже Катя. Событие это настолько потрясло, что она слегла от тяжёлой нервической болезни. Мы боялись за её жизнь. Но удивительно – она никогда не обвиняла мужа. Его сослали в Сибирь.  Катя так же, как другие жёны заговорщиков, хотела уехать к нему. Но ещё во время следствия Евгений передал письмо, в котором заклинал её не ставить под угрозу свою жизнь и никогда не оставлять дочь.               

       Катенька послушалась мужа, но потом, узнав, что некоторые женщины уехали, оставив детей на родных, снова начала поговаривать о поездке. И, к счастью, хлопоты ни к чему не привели. Ей решительно было отказано в разрешении на поездку. Она снова заболела, и уже не было речи о таком опасном для здоровья путешествии. Мы все старались облегчить пребывание Евгения в ссылке. И, поскольку он не был в числе руководителей и присоединился к ним за год до восстания, дело его пересмотрели и отправили в ссылку в небольшой городок на Урале. Нам разрешили свидеться с ним. Вот тут уж Катю было не удержать. С ней поехала свекровь Елизавета Николаевна. Лизу решили взять с собой, ей исполнилось уже десять лет. И, конечно, я сопровождал их. Погода нам благоприятствовала. Ты бы видел Дмитрий, как хорош Урал! Вот где раздолье художникам! Вам непременно надо туда съездить.
    
        Вернулись мы только трое. Катя осталась с мужем. И вот недавно Она вернулась и привезла двух очаровательных бутузов. Сначала они заехали в Тверь к свекрови и вот теперь ко мне.
-         А как же Евгений?

-          Ему осталось несколько месяцев. Он настоял, чтобы мальчиков увезли. Старшему пора начинать серьёзное обучение. Да и за мать и дочку он беспокоился.
-         Лев Сергеевич, сколько пробудут здесь ваши гости? Успею я всех написать?
-         Конечно! Надо же им пожить столичной жизнью. Что там, в Твери, одни купцы. А здесь у Лизаньки будет первый бал.

         Несколько недель прошло в напряжённой работе. Дмитрий писал подготовительные этюды.
Лев Сергеевич удивлялся каждой работе. «Вы превзошли самого себя, дорогой друг! Каждый этюд может быть самостоятельной картиной. Каков же будет общий портрет? Вы уже набросали композицию?"
 
      Художник показал рисунок. Дмитрий Львович тщательно рассмотрел его.
-         Всё прекрасно. Но, знаете, чего не хватает? Здесь нет ещё одного человека.
-         Я каждому определил место, - удивился Дмитрий.
-         Вы ошибаетесь,  ещё должен быть художник, как это принято в семейных портретах.
-         Это невозможно, я вам не родственник.
-         Мы все настаиваем, правда, Елизавета Николаевна? – обратился хозяин к сидящей за вязанием бабушке. – А ты, Лизанька, что скажешь?
   
    Лизанька, которая в это время позировала, покраснела, а бабушка  сказала уверенным тоном.
-         Разумеется, нельзя отступать от традиции.
-         Всё. Решено. А поместить художника можно вот здесь, - Лев Сергеевич показал в рисунке место слева.
-         Если уж вы настаиваете, -  проговорил растерянный художник, - да, можно сюда.
   
    Хозяин продолжал:
-         Только уж не скромничайте, а то повернёте в профиль или в тень уведёте. Кроме того, сейчас вы друг, а потом, глядишь, и родственник, -  он выразительно взглянул на племянницу, потом на бабушку. Лизанька вскочила и выбежала из комнаты. Окончательно смутившийся Дмитрий стал собираться домой. От ужина он отказался. Лев Сергеевич пошёл его проводить.
-        Дмитрий, простите меня, ради Бога. Это была маленькая провокация. Ну как вас ещё заставить вас открыться? Ведь вы любите Лизаньку?

        Художник, молча, кивнул. Потом решился объяснить:
-         Вы не знаете моего положения. У меня ведь ничего нет. Как я могу рассчитывать?
-         А какое у вас положение? Вы сын боевого заслуженного офицера, имеете деревеньку. А самое большое ваше богатство – талант. Он позволит вам не только прилично содержать семью, но и приобрести достойное жилище. Вы входите в моду, становитесь знаменитым. В наше время талантливый, трудолюбивый художник может не бояться нищеты. Кроме того, у Елизаветы Евгеньевны хорошее приданое.

-         Мне не надо приданого! – возмутился Дмитрий.
-         Вот вы и попались! Значит, по рукам – у нас товар, у вас купец. Вот и сэкономили на свахе! Да не смущайтесь вы так, лучше приходите завтра с Нестором сватать Лизаньку. Тверитяне всё ещё женятся по старым обычаям. А я пока заменю невесте отца.

          Два нарядных молодых человека шагали к дому Сокольниковых. Говорил один Нестор, Дмитрий сосредоточенно думал, как себя повести. Вдруг скульптор хлопнул друга по плечу.
-          Что я тебе расскажу! Вчера встретился мне профессор-химик, к которому я грунтовку на анализ относил. Он так был растерян, что я с трудом понял, что у него произошло.
-          И, что же? – откликнулся Дмитрий.
-          Он продолжает возиться с тем зелёным порошком, который выделил из грунтовки.

Два дня назад вечером он пересыпал порошок из одной баночки в другую и подошёл к окну, чтобы лучше видеть. А на подоконнике в лаборатории у него ещё с лета валялась дохлая бабочка. Так он на неё просыпал по неловкости немного этого вещества. За работой он засиделся допоздна. Вдруг видит: над подсвечником летает бабочка. Та самая! Живая! Профессора чуть удар не хватил. Он подумал, что сошёл с ума. А бабочка полетала, полетала, да и свалилась на пол.

-         И, что ты? Надеюсь, он не приписал это чудо порошку?
-         Я увёл его от этой мысли. Ведь случается, что мухи зимой оживают.

        Дальше друзья шагали молча. Оба мысленно вновь переживали тот страшный случай, когда они спасали бабушку невесты Дмитрия.
    
       Свадьба состоялась через несколько месяцев, когда вернулся отец невесты. Он обладал замечательной наружностью: высокий, со строгой военной осанкой, которую не изменила нелёгкая жизнь в ссылке. Суровое выражение лица и сдержанность не скрывали его настоящей натуры. Он оказался весьма образованным человеком, интересным собеседником и как-то пошутил: « Ссылка пошла на пользу моему образованию. Моя Катенька и Лев Сергеевич исправно  снабжали меня книгами. Меня даже прозвали профессором».

       Со своим будущим зятем Евгений Андреевич сошёлся легко. Он сразу понял, что Лиза не ошиблась в выборе мужа. Его не смутило занятие Дмитрия, уважение к талантливым людям он питал всегда. Друг художника тоже понравился Евгению Андреевичу. « Жаль, что вы не военный, - сказал он, с уважением рассматривая мощную фигуру Нестора, - один ваш вид обратил бы в бегство целый отряд врагов». На эти слова богатырь ответил:
-        Жизнь разнообразна и порой имеет неожиданные повороты. Кто знает, может быть, я когда-нибудь и отправлюсь воевать.
   
       Он словно предсказал своё будущее. Через несколько лет он пропал. Ходили слухи, что его видели в отряде Гарибальди. Дмитрий, прекрасно зная Нестора, поверил этой новости сразу. Он переживал за друга, втайне завидовал ему и желал оказаться рядом. Но в это время у него уже было двое детей.
 
         На свадьбу приехала мать Дмитрия Дарья Михайловна. В доме Сокольниковых её приняли как родную. Милая, скромная старушка всех очаровала. Она сразу же взяла на себя часть забот в приготовлении к свадьбе, и к её разумным советам все прислушивались. Мальчики полюбили её и называли бабушкой.
      
      Однажды Дарья Михайловна сказала сыну:
-          Митенька, а ты хорошо распорядился моим кольцом – подарил его Лизаньке. Я сегодня видела его. Я всегда хотела, чтобы оно досталось твоей невесте. Изумруд так идет к её глазам.
         Тем же вечером Дмитрий, целуя руку невесты, спросил, откуда у неё такое прелестное кольцо.
-         Мне подарила бабушка, - отвечала Лизанька, поворачивая руку изящным движением.
-          А бабушке досталось от матери?
-          Нет. Кольцо попало к ней загадочным образом. Она считает это чудом, которое случилось на Рождество.
       
                2009

               Премного благодарю читателей за терпение и буду рада, если вы черкнете пару слов о повести. Желательно критических.