Введение

Игорь Кондратьев
                Неизвестным рунопевцам,
                пронесшим сквозь 16 веков
                историю Сампо, посвящается…

С начала XIX века финские фольклористы записывали от карельских коробейников исполняемые ими древние руны. Затем некоторые из фольклористов отправились в экспедиции по карельским деревням чтобы узнать больше. Первые ценные записи сделали Топелиус, Шегрен, Фельман и Лённрот. Самый известный и результативный из них – Элиас Лённрот – на основе собранных рун создал единое литературное произведение со сквозным сюжетом – эпос «Калевала». Эпос был впервые опубликован в 1835 году под названием «Калевала. Карельские народные руны о древних временах финского народа». Ключевым объектом «Калевалы» стало Сампо. Созданная кузнецом Ильмариненом по заказу хозяйки Похьёлы чудесная мельница-самомолка под названием Сампо обеспечила народу Похьёлы достаток и благоденствие. Позднее калевальцы вместе с самим Ильмариненом решили завладеть Сампо. В ходе борьбы Сампо было разрушено и пропало в море.
Руна о Сампо интриговала собирателей карельского фольклора ещё в начале XIX века. Но уже и в то время большинство рунопевцев не могло объяснить, чем именно являлось Сампо. Рунопевцы из северной Карелии считали, что в Сампо – залог всякого благополучия: и посевы, и пашни, и истоки всяческого роста. Отдельные рунопевцы из приладожской Карелии считали, что Сампо – это редкая, ныне вымершая рыба, водившаяся некогда в Ладожском озере.
«Калевала» была переведена на более чем 50 языков мира, и теперь уже миллионы читателей гадали над оригинальным образом.
Для профессиональных исследователей тема Сампо всегда была приоритетной. Исследованием рун о Сампо в разное время занимались такие выдающиеся финские учёные как Д.Э. Европеус, А.А. Борениус, М.А. Кастрен, К. Крон, У. Харва, Э.Н. Сетеля, В. Кауконен, российские учёные В.Я. Евсеев, Э.С. Киуру.
Д.Э. Европеус, бывший современником Э. Лённрота, считал, что Сампо – это корабль. А.А. Борениус в 1872-1873 гг. связывал образ Сампо с мифологическим представлением о Солнце.[1]  М.А. Кастрен считал, что образ Сампо и вовсе не относится к древней мифологии, поскольку упоминаний о подобном объекте нет у других финно-угорских народов.[2]  Э.Н. Сетеля видел в образе Сампо летающего хранителя клада,[3] но позже назвал Сампо столпом мироздания, вершиной которого была Полярная звезда, являющаяся центром небосвода, осью вращающегося звездного неба, «небесной ротационной машины».[4]  В.Я. Евсеев считал, что поимка редкой, ныне вымершей рыбы сампи, водившейся некогда в Ладожском озере, было одним из испытаний для жениха при сватовстве. При переселении карел в Приботнию сампи-осётр трансформировался в чудесную мельницу.[5]  Э.С. Киуру считает миф о Сампо бессознательно-художественной переработкой представлений о происхождении растительности, злаков, богатств морских глубин.[6]  В целом, большинство исследователей считало Сампо вымышленным образом, символизирующим истоки благосостония.
  [1]В.Я. Евсеев, «Карело-финский народный эпос», т.1, «Восточная литература», РАН, 1994г., с.10
  [2]По В.Я. Евсееву, «Карело-финский народный эпос», т.1, «Восточная литература», РАН, 1994г., с.10 со ссылкой на: Castren M.A., Nordiska resor och forsknngar III. Castrens f;reb;sningar I finsk mytologi. Helsingfors, 1853.
  [3]По В.Я. Евсееву, «Карело-финский народный эпос», т.1, «Восточная литература», РАН, 1994г., с.11 со ссылкой на: Set;l; E.N., Sammon arvoitus, Helsinki, 1932.
  [4]По Э.С. Киуру, «Миф о Сампо» // «Калевала» - памятник мировой культуры, Петрозаводск, 1986, с. 70-78. со ссылкой на: Set;l; E.N., Sammon arvoitus, Helsinki, 1932.
  [5]В.Я. Евсеев, «Карело-финский народный эпос», т.1, «Восточная литература», РАН, 1994г., с.20
  [6]Э.С. Киуру, «Миф о Сампо» // «Калевала» - памятник мировой культуры, Петрозаводск, 1986, с. 70-78.