Три составляющие одной проблемы

Наталья Колюшина
ТРИ  СОСТАВЛЯЮЩИЕ  ОДНОЙ  ПРОБЛЕМЫ.

 
     В последнее время очень сильно беспокоит проблема наркотизации подрастающего поколения. Вовлечение в наркозависимую среду детей и подростков, увеличение численности наркоманов, их криминальность и безысходность в нашей стране. Три основные составляющие наркомании – это прежде всего табакокурение и алкоголизм (как менее опасные и излечимые заболевания), а так же употребление психоактивных веществ ПАВ (как правило, при длительном употреблении практически неизлечимое заболевание).
Проблема опасности вовлечения детей и подростков в злоупотребление наркотиками и ПАВ может восприниматься как «это где-то там, и не с нами, в тлетворном буржуазном обществе». Те, кому до 20-ти знают, что это рядом. Многие знают, где и почем можно купить наркотики. Как правило, у них есть на примете и сверстники, знающие наркотики не понаслышке.
Стремительное распространение наркотиков и наркомании среди подростков и молодежи связано с одновременным существованием нескольких групп факторов. Взятые по отдельности они скорее создают общую негативную ситуацию детства в России. Одновременное воздействие и порождает чрезвычайно благоприятные условия для молодежной наркомании.
Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.
Наркоманию можно рассматривать как социально заразное заболевание.
Наиболее высок риск приобщения к наркотикам у детей 12- 18 лет. Считается, что если в возрасте с 10 до 21 удалось удержать молодого человека от приобщения к наркотикам, то вероятность в последующем довольно мала.
Многогранник, несколько аспектов проблемы:
-социальный аспект. Отношение негативное и отвергающее. Иррациональные убеждения, страх, связанный с незнанием и непониманием. Изгнание и отвержение наркомана, единственная среда – среди «своих», где господствует культура употребления наркотиков. Формируется наркоманская субкультура, смягчает восприятие явлений, которые за пределами ее воспринимаются как психическое отклонение или даже криминальное поведение.
-экономический аспект. Незаконный оборот наркотиков – теневой оборот денежный средств. Перекачивание денежных средств в теневой оборот. Прибыль от 1000% до 3000.
Большие средства отвлекаются на медицинское обслуживание наркоманов, отвлекая от других нужд здравохранения. 500 тыс. руб. в год.
Развитие наркотической зависимости разрушает трудовую мотивацию и трудовое поведение, отток рабочей силы.
Снижение общего интеллектуального потенциала страны и обеднение трудовых ресурсов.
Ресурсы для решения этой проблемы будут привлекаться во все возрастающих объемах.
-демографический аспект
В сферу распространения наркотиков вовлекаются преимущественно юноши и подростки мужского пола. (10:1 – соотношение полов). Нарушение полоролевого поведения, угасание сексуальных инстинктов. Снижение рождаемости.
-моральный аспект. Разрушение морально-нравственных аспектов поведения у наркоманов. Поведение направлено на непосредственное удовлетворение одной потребности – в наркотиках. Российская семья больше стыдиться ребенка, чем его любит. Оказалась неспособной защитить его от наркомании. Деградация традиционной культуры и культуры семьи – с большой вероятностью предопределяет приобщение к наркоманской культуре. Закрытость и непроницаемость наркоманской субкультуры возросла в связи с принятым законом о наркомании.
-политический аспект. Используют тему в предвыборных программах, не обращаясь к ней потом по существу.
-международный (межгосударственный) аспект. Криминальные структуры вышли на уровень международных синдикатов, способных благодаря своим возможностям влиять на политику отдельных стран или регионов.
           -медицинский аспект. Традиционная наркология рассматривает наркоманию как неизлечимую хроническую болезнь, в течение которой возможны ремиссии, более или менее продолжительные.
-психологический аспект. Наркоманов можно встретить среди любых типов личности. Потребность в изменениях состояния сознания характерна для рода человеческого вообще. Но не все становятся наркоманами.
Наиболее частые изменения личности под влиянием развития наркотической зависимости: развитие пассивности, лени, безразличие к внешнему виду, бесплодному мечтанию. Вторичные последствия: обман без всяких ограничений, нелегальное приобретение наркотиков, этическая деградация. Наркомания – проблема личности, принимающей наркотики в определенном социально-культурном контексте, при этом
Даже беглого взгляда на перечень факторов риска достаточно, чтобы понять, что приобщиться к употреблению психоактивных веществ может практически любой ребенок. Поэтому психопрофилактика должна проводиться со всеми здоровыми детьми без исключения. Так же, как для предупреждения инфекционных заболеваний делаются профилактические прививки, так и для предупреждения наркозависимого поведения необходимо специальное обучение. Конструктивно направленная психопрофилактика служит предупреждению девиантного поведения, а не борется с ним и способствует формированию здоровой личности ребенка. Решаемые ею задачи: моральное развитие, построение ценностной сферы, развитие коммуникативности, устранение эгоистических позиций, решение задач возрастного развития.
      Разумеется, риск приобщиться к приему наркотика выше у детей с недостаточными личностными ресурсами.
Работа с личностными проблемами предполагает формирование (Березин):
навыков общения
навыков межличностного взаимодействия
развитие критичности
способности отстаивать свою точку зрения
возможности быть «белой вороной»
способности управлять собой
навыков саморегуляции в стрессовых ситуациях
развитие уверенности в себе
развитие чувства юмора
решение проблем взаимоотношения с противоположным полом
решение проблем принятия своего тела
решение проблем плохого настроения и скуки
решение проблем жизненного смысла
   Отношение подростков к приему ПАВ
По отношению к наркотикам можно выделить пять групп подростков.
/. Употребляющие и втягивающие других.
Считают употребление наркотиков признаком уверенности, независимости, силы. Активный интерес к наркотикам приобретает прагматический характер. Исследуются различные формы наркогенных веществ, идет поиск путей повышения эффекта при одновременном снижении риска.
Вовлечение других в среду употребляющих наркотики может быть связано с убеждением полезности или быть продиктовано негативными стремлениями: умышленным нанесением вреда, разрушением имиджа «чистоты», материальной выгодой (распространение наркотиков за возможность скидок при покупке для себя)
//. Употребляющие, но понимающие опасность.
Не стремятся их распространять, себя считают жертвами. Многие хотели бы избавиться от пагубной привычки, но им не хватает силы воли преодолеть возникшую зависимость или мешают внешние обстоятельства. В этой группе есть и такие, кто идет на сознательное саморазрушение, пытаясь таким образом что-то «доказать миру».
///. Активные противники.
Это самая малочисленная группа, позиция ее представителей такова: «Я никогда не буду употреблять наркотики и буду противостоять распространению этого зла среди моих друзей». Иногда эта позиция основана на знаниях, чаще — на эмоциональном отражении. Во втором случае «грамотный» представитель II группы может поколебать уверенность активного противника.
IV. Равнодушные противники.
Отказываются от наркотиков при допущении их употребления другими: «Я наркотики не употребляю, а судьба других меня не касается. Хотят травиться — их дело».
V. Не определившие свое отношение к наркотикам.
Выступают потенциальными участниками четырех предыдущих групп.
Реакция группирования со сверстниками играет наиболее существенную роль в адаптивном поведении. Абсолютное большинство несовершеннолетних начинают употребление алкоголя и наркотиков в группе, испытывая ее сильное давление. Учитывая важность для подростка общения со сверстниками, можно реально оценить трудности противостояния наркогенному давлению.
     Мотивация аддиктивного поведения
Наркотическая зависимость возникает не сразу, ей предшествует аддиктивное поведение.  Аддиктивное поведение (от англ.addiction) – пагубная привычка, порочная склонность – одна из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Стремление к искусственному изменению своего психического состояния путем приема некоторых психоактивных веществ.
Аддиктивное поведение проявляется в более или менее систематическом приеме ПАВ в отсутствие сформированной зависимости. При  этом стадии формирования зависимости можно предмтавить следующим образом:
эксперимент
периодическое потребление
регулярное потребление
навязчивая идея
психофизическая зависимость
                Специалисты выделяют несколько моделей аддиктивного поведения, или пристрастия к наркотикам.
Успокаивающая модель — один из наиболее распространенных вариантов применения психоактивных веществ и наркотиков с целью достижения душевного спокойствия у нерешительных, сомневающихся, мнительных, пугающихся всего нового, постоянно тревожных подростков. Употребляя наркотики, они стремятся снять нервное напряжение, расслабиться, успокоиться, забыться, уйти от неприглядной или опасной действительности, от неразрешимых жизненных проблем.
Недостаточно приспособленные, не нашедшие своего места в жизни, плохо адаптирующиеся к новой среде, подростки ищут различные пути гармонизации своего положения. Не умея нормализовать свои отношения в семье, с товарищами в учебном заведении или с друзьями в неформальной группе, подростки используют психоактивные вещества для того, чтобы компенсировать нарушение межперсональных отношений. Они говорят, что это позволяет «легче разговаривать с людьми». Привычка использовать психоактивные вещества угрожает стать постоянной формой бегства от реальности при малейших препятствиях на жизненном пути.
Коммуникативная модель – может  возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности. Прием психоактивных веществ облегчает общение со сверстниками своего и противоположного полов. Преодолевается чувство замкнутости, стеснительности, появляется уверенность в своих возможностях.. «Принимаю алкоголь (наркотики) для того, чтобы было легче общаться с другими людьми», — говорит подросток. Имеются сведения, что до 30% всех алкоголиков начинали с привычки принимать «допинг» перед общением, в особенности с лицами противоположного пола. В состоянии опьянения не только облегчается общение, но и возникают чувства раскованности, безопасности, свободы в поступках и самовыражении, появляется впечатление тесного контакта с окружающими. К этому средству чаще всего прибегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально ранимые подростки.
      Активизирующая модель – характеризует  тех подростков, которые применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, сниженного настроения, бодрости, усиления активности. Будучи неуверенными в своих силах и возможностях, имея пониженную самооценку, подростки пытаются достичь прямо противоположного — уверенности, бесстрашия, раскованности. В опьянении становится легче реализовать истинные и воображаемые способности, совершить «выдающиеся поступки». В других случаях таким же образом достигается выход из состояния скуки, душевной пустоты и бездействия. Алкоголизация или прием наркотика, например, могут создать у подростка впечатление прекрасной приспособленности и вполне удовлетворительной самореализации.
Гедонистическая модель – наблюдается  тогда, когда употребление психоактивных веществ используется для получения удовольствий, достижения приятных ощущений психического и физического комфорта. Вызванный в таком случае на откровенность подросток признается, что «Делаю, потому что мне это нравится». Он стремится создать фантастический мир галлюцинаторных образов, пережить блаженное состояние эйфории. Так, например, происходит при вдыхании ингалянтов (бензина, паров клея и т. д.). Стремление к получению удовольствий с помощью химических средств возникает из-за невозможности и неумения развлечь себя и получить удовольствие иным образом (с помощью спортивной, творческой и иной активности). Если наркотическое опьянение дает желаемое наслаждение, то это довольно быстро приведет к формированию болезненного пристрастия.
Конформная модель – выражается  в стремлении подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятыми группой с помощью употребления психоактивных веществ. Чтобы самоутвердиться в группе, укрепить свой социальный статус, подростки вынуждены следовать за своими товарищами во всех их действиях и поступках, в том числе и касающихся употребления психоактивных веществ. Развитие этой модели связано с желанием подражать лидерам, некритически перенимать все, что касается коллектива, к которому принадлежит подросток.
Манипулятивная модель – связана  с возможностью использования психоактивных веществ для манипулирования другими подростками, для их эксплуатации, для изменения ситуации
в собственную пользу, для достижения тех или иных преимуществ. Подростки, склонные к истерическим реакциям, желая покрасоваться, привлечь к себе внимание своей необычностью, способностью добиться лидирующего положения, охотно пользуются наркотиками и алкоголем. Эмоционально возбудимые, упрямые подростки посредством психоактивных веществ также пытаются подчинить себе ситуацию, успешно выступить в роли лидеров.
Компенсаторная модель – определяется  необходимостью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонию характера. У подростков, которые плохо переносят конфликты и трудности в школе и дома, возникает наибольший риск привыкания к наркотикам как форме реагирования на любые жизненные проблемы. Это создает впечатление разрешения трудностей и помогает избежать неприятных переживаний. Подростки, употребляющие алкоголь и наркотики, стремятся получить сиюминутное удовольствие безотносительно к непосредственным и отдаленным последствиям.
Пристрастию к наркотикам также способствует увлечение ритмической и обязательно громкой музыкой, азартными играми, беспорядочными половыми контактами.
Формирование пристрастия к наркотикам в значительной степени связано с групповой психологической зависимостью, т.е. с появлением потребности к употреблению того или иного психоактивного вещества только тогда, когда собирается «своя компания». Не меньшее значение имеют сниженные адаптивные возможности подростков, обусловленные эмоциональной неустойчивостью, недостаточным самоконтролем поведения, низкой самокритичностью, неразвитой рефлексией, эгоцентрич-ностью, неуверенностью в себе или чрезмерной переоценкой собственного «Я», бегством от реальности, инфантильностью, чувством неспособности справиться с трудностями, отсутствием устойчивых интересов и увлечений.
Приведу возможные мотивы употребления наркотиков. Это может быть:
- любопытство;
- эксперимент / смещение границ;
- расслабление;
- поиск  собственного «Я»;
- социально принимаемое поведение;
- пример родителей;
- недовольство собственной ситуацией (одиночество, страх);
- высокая степень проблем в обществе;
- скука;
- напряженная ситуация в семье;
- слишком строгое / вседозволяющее воспитание;
- нормы и давление группы;
- средство для установления контактов;
неадекватный подход и отношение к проблемам;
реакция протеста.
В каждом случае важно понять, стоит ли за ним проблемная ситуация. Перечисленные выше мотивы можно разделить на мотивы, связанные и не связанные с проблемной ситуацией. Однако четкую границу провести сложно. Ведь если кому-то для расслабления обязательно нужны наркотики, то это тоже можно считать проблемной ситуацией. Если употребление наркотических веществ приобретает в жизни человека важную функцию, оно легко может перерасти в злоупотребление.
Таким образом, значимым моментом развития зависимости является недостаточность развития жизненных навыков в условиях проблемных ситуаций.

Последовательность действий педагога и администрации учебного заведения при подозрении на употребление несовершеннолетними
 наркотиков
Основные правила:
Первая задача – предоставить подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления одурманивающих веществ. Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребенка в целесообразности обращения за медицинской помощью. Указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в потребление психоактивных веществ, сообщить, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.
1. Предложение помощи подростку должно быть корректным и, если ситуация позволяет,  ненавязчивым.
2. Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего.
3. Необходимой представляется информированность педагогов об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним, и основах ее организации. Особо следует знать о возможности анонимного лечения. Целесообразна информация о реально работающих с этой проблемой общественных организациях.
4. При работе с несовершеннолетним потребителем психоактивных веществ надо точно знать, какова ситуация в семье подростка, могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка, каково его микросоциальное окружение по месту жительства.
5. Необходима просветительно-пропагандистская работа среди детей и подростков, введение обязательных антинаркотических программ обучения, занятий и семинаров для педагогов, распространение научно-популярной информации среди родителей и прочие формы противодействия молодежному наркотизму.

 Если у вас возникли подозрения, что подросток употребляет наркотики, то наиболее оправданы следующие действия:
1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.
2. При подозрении на групповое потребление наркотиков необходимо провести повторные беседы с родителями всех членов наркоманической группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.
3. Организовать индивидуальные встречи подростков и (или) их родителей с врачом районного подросткового наркологического кабинета.
4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.
   Как мы видим проблема наркотизации подростков очень многосторонняя и глубокая. Поэтому подходы и принципы борьбы с наркоманией должны носить комплексный, целенаправленный и последовательный характер. Одними тестированиями, несистемными беседами и посещениями семей устойчивого положительного результата достичь практически невозможно.   
Принципы разработки системы профилактики ОУ :
Всесторонность. Профилактическая работа должна быть направлена на все группы детей, как на умственно здоровых и хорошо адаптированных к условиям школьного обучения, так и на проблемных в поведении и менее способных учеников. Большее внимание следует уделять детям в трудных жизненных ситуациях.
Контекстность. Рассмотрение проблем наркогенного поведения в связи с реальными  задачами взросления.
Дифференцированность и доступность. Обучающие программы должны сочетать различные обучающие стили, подходы и методики в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей. Профилактическую работу целесообразно начинать со старшей группы детского сада.
Профессионализм и доверие. Квалифицированно подготовленные специалисты (педагоги-наставники), пользующиеся доверием своих учеников, более эффективно осуществляют антинаркотическое обучение, чем приглашенные специалисты, родители или сверстники. Недопустимо привлекать к первичной профилактике бывших наркозависимых. Только обеспечив доверительный контакт, можно добиться конечного результата – отказа молодого человека от употребления алкоголя и наркотиков.
Объективность. Сенсационность сообщений и тактика запугивания при использовании профилактических программ недопустимы. Честные сведения о разных сторонах проблемы (исключая информацию о видах наркотиков и их производстве), плюсах и минусах явления дадут больший эффект, чем однобокая информация. Дети могут в дальнейшем столкнуться с альтернативными или противоречивыми фактами.
Ценностная ориентированность. Акцент на формирование мировоззрения, общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, конструктивном способе решения реальных проблем, с которыми сталкиваются дети, а не на информации о наркотических веществах. Наркотики рассматриваются как один из неадекватных способов решения жизненных проблем. Контекстность задач профилактики
Активность. Наиболее эффективны профилактические программы, ориентированные на активные методы обучения: дискуссии, ролевые игры, мозговые штурмы и др. Важно участие детей в различных специально моделируемых ситуациях, когда они формируют свои личные позиции в отношении психоактивных веществ. Пассивное «присутствие при «сообщении» информации неэффективно. Эффективен тренинг социальной компетентности, особенно с подростками 11- 14 лет.
Сотрудничество. Кооперация со специалистами системы профилактики вне образовательных учреждений. Участие в профилактических программах  родителей,  педагогов и детей.
   Хочется отметить одну неотъемлемую черту: наркозависимые подростки – это, как правило, дети таких же наркозависимых родителей. Поэтому рассчитывать на сколько-нибудь ощутимую помощь и содействие с их стороны не приходится. Действуйте по принципу «НЕ  НАВРЕДИ!», иначе ребёнок после беседы с такими родителями может попасть ещё в худшие условия. И начнутся новые проблемы: бродяжничество, социальное сиротство, суицид.
      Мало кто из школьников, попав под влияние наркосреды, рассчитывают в этой ситуации на помощь близких (в том числе родителей – всего 9,9%, было - 24,06%). Видимо, действительно ребенка не столько любят, сколько боятся (беспокоятся за сохранение «лица»). Готовность обратиться в администрацию школы – у 25%.  Многие – 32% (2010 - 65,85%) постараются сами уговорить отказаться от приема наркотика своего сверстника, если он попал в беду. Довольно большой процент школьников готов обратиться в инспекцию по делам несовершеннолетних (17%), позвонить по «Телефону доверия» (16%). Примерно 17% не готовы что-либо предпринять, оставят в покое сверстника в этом случае. Анализируя эти цифры, в целом, можно сказать, что у школьников появляются доступные и квалифицированные источники помощи, адекватные возникшей проблеме (прежде всего, психотерапевтические, психологические).
 
    И помните: человек, однажды закуривший сигарету, – это ещё не курильщик, человек, однажды употребивший спиртное, – это ещё не пьяница, человек, не имеющий устойчивой зависимости от ПАВ, – это ещё не наркоман. Их ещё можно спасти. Очень часто приходится слышать: «А, Петька у нас НАРКОМАН, он вчера дышал парами бензина». Так и приклеивается это звание, не соответствующее действительности, но оказывающее такое сильное воздействие на психику подростка, что он сам начинает верить, что он неизлечимый курильщик, пьяница и наркоман. Не губите сами того, кого пытаетесь спасти! Будьте оптимально корректны и максимально тактичны в таких случаях!
   
     Создана специальная программа профессора Афонасьевой , которая  осуществляется поэтапно, в три модуля.   Желающих детально изучить программное обеспечение, все профилактические мероприятия, занятия и теоретическую оснащённость приглашаю на интернет-курсы повышения квалификации через агентство «БИОНИК». Условия организации, проведения и выдачи свидетельства о прохождении курсов в индивидуальном порядке.



Автор статьи: Наталья Ивановна Колюшина
2011 год. (использовался материал 3-х модульной программы профилактики наркозависимости, которая предполагает воздействие на личность начиная с детского сада)