С топором за Достоевским

Олег Чернев
                С топором за Достоевским


  Он лежал в грязной луже. Прохожие, проходя, думали – очередной пьяный бомж и если обращали внимание на несчастного, то только от любопытства, при этом мысленно осуждая. Он попытался подняться и после некоторых усилий, очередная попытка наконец-то увенчалась успехом. Усевшись на бордюрный камень, уперся руками по сторонам, стараясь сохранить равновесие. Услышал рядом голос сочувствия -  подошедшей почти вплотную, какой-то бабушки: «Кто же тебя так?».  Нашлись добрые люди - пытался пошутить пострадавший и вспомнил про травматический пистолет, которым не воспользовался при нападении. Он запустил руку в карман и к своему удивлению не обнаружил оружия, на которое так прежде надеялся. Продолжал сидеть. Сознание, которое временно покинуло его, наконец-то стало возвращаться к пострадавшему. Вот тебе и оружие самообороны!? – с самоиронией подумал он, пытаясь растянуть улыбку на разбитом лице. Оглядев ободранные руки, стал подниматься, поблагодарив единственную сочувствующую преодолевшую брезгливость и страх подойдя к избитому и ограбленному незнакомцу.
Дома жена замучила его вопросами, где его угораздило и почему, не воспользовался своей палочкой выручалочкой, которой так был рад, когда после покупки этого железного монстра наконец-то ощутил себя уравненным по силе с потенциальным преступником, с которым постоянно сталкивался на экране телевизора. Прозрение пришло после полученного уличного урока. – Преступник нападает первым, внезапность вот его козырь! Даже если все жертвы будут вооружены, они все равно оказываются в проигрыше. Если вооружить только слабых усмехнулся он, оружие как в случае с ним постепенно перекочует к преступникам, даже если предположить невероятное – строгий контроль при продаже и выдаче разрешений. В самом деле, как же побороть преступность? Уже почти перейдя на смех, фантазия потерпевшего стала новокаином. Боль  ушла вытесненная веселым настроением подталкиваемая фантазией и воспоминаниями из произведений Достоевского, героев его романов. Он представил связанных, ограниченных в действиях преступников видящих свои потенциальные жертвы и в силу ограниченности свободы, своего action, от злости не могущими ничего с ними поделать. Выпученные глаза, красные от злости рожи. Еще смешней - представил преступников без рук, но они могут не все правда, действовать головой и ногами. Он мысленно отрубил преступникам ноги и голову. Смех уже давил еще недавно страдавшую жертву уличного ограбления. После того как он представил себе этих монстров, смех стал почти истерическим.
 Жена с интересом, удивлением,  сочувствием и страхом смотрела на мужа. На лице непонятно что. Сотрясение мозга? Ну конечно оно! Он, как будто поняв, тут же отреагировал – нет никакого сотрясения, у меня там сплошная кость! Продолжил смеяться. Остановился, уже сам, испугавшись собственного смеха. Конечно же, преступление болезнь, болезнь нравственного порядка. Любое преступление! Раскольников, Соня Мармеладова, капитан Лебядкин, Макар Девушкин, персонажи «Записок из мертвого дома», Верховенские, Шигалевы и Ставрогины - все они продукты и жертвы уродливого государственного устройства. Шигалев, даже в своем пророчестве дальше всех зашел - власть десяти процентов над девяноста. В своих дневниках он об этом упоминает. Этим десяти полную свободу и власть для «окончательного разрешения вопроса». «Мы создадим общество где каждый член будет следить друг за другом». – здорово сказано! Кирилов - еще один из бесов  Достоевского прав, достигнуть своеволия, которое он путал со свободой, можно только уйдя от Бога. Церковь понимает свободу, как свободу от греха, а не для греха.  В школе, вспомнил он «Преступление и наказание» преподавали, проводя русло фабулы в покаянное направление. Убил – мучился – раскаялся! Далеко неполно и уклончиво.  Переходя границу страха, между нуждой и преступлением, Раскольников ужасается собственных мыслей: «Тварь я дрожащая или право имею?!»
 Если вернуться к началу романа да и не только, «Преступление и наказание»,«Бедные люди» - можно легко увидеть в каких условиях жили люди до того как переступили опасную черту.  Не все конечно переступают с половины бедности на половину преступности. Иначе все  произведения Достоевского выглядели бы клиникой, а сам он, клиническим идиотом в прямом смысле не вставшим в золотой ряд мировой классики. Нужно осознавать в каких условиях писались все его романы. Это и цензура и последствия эшафота. Важно понять одно - сочувствие Достоевского к « Униженным и оскорбленным». Больное общество во все времена, при любом строе. Властью всегда упиваются. Общество, состоящее из людей, само часто поддерживающее неправду, идущую почти всегда наперекор собственной совести, воистину творит дьявольские чудеса! Общество формирует преступные законы, часто толкает человека на путь преступления. Потом же само его и осуждает, и казнит. - Все тоже «Преступление и наказание».
Старец Зосима поклонился Дмитрию Карамазову в ноги неспроста. Многих такое поведение старца перед средним из братьев ввергает в недоумение. Без толкования, этот эпизод понять для многих почти не возможно. Этот жест не понятен и присутствующим при этой сцене родственникам Дмитрия и монахам, кои должны были понять. Ан, нет! Зосиме, ясно предельно, что в страданиях и грехах человеческих не только бедолага виноват, но и все общество, в котором он вращается. Существуют лишь признаки этого участия, видимые и косвенные. Как часто в прессе и других СМИ говорят о безвинно погибших. Такое заключение делают лишь люди духовно утратившие связь с Богом. Среди всех обитателей монастыря, оных нашлось не мало. Вот потому-то они и стали на сторону «Отца Ферапонта».
 Конечно, избитый бедолага пострадавший сегодня от уличных преступников, был далек  ассоциировать Мышкина со Христом, но параллель явно просматривается. Добрый, отзывчивый, обедневший князь  и общество моральных уродов, безнравственных скотов - почти всех мастей - "героев" «Идиота». Параллель Мышкин – Алеша Карамазов(Братья Карамазовы) и здесь, тоже окружение - алчных,гордых,лживых . В "Мире Уродства" - светлые образы – всегда «Идиоты».
Время далеко за полночь. На улице не прекращающийся шум. Пронесся с ревом мотоцикл без глушителя. Пока он доберется до места назначения, сколько больных еле заснувших он вернет из состояния сна? Сколько детей разбудит? Наверное, не одну сотню, если не тысячу. Тут же вспомнился еще один когда-то давно прочитанный роман Ивана Ефремова - «Час Быка». Там тоже упомянута изгаженная планета, на которой разного рода тарантасы проезжали по улицам с оглушительным грохотом, кругом грязь и мразь. Вообще плюнуть сейчас в страну, изгадить ее посильней, униженную разного рода подонками, не рассматривающими ее как страну, в которой останешься жить и давно переведенными за кордон деньгами и отпрысками,  вытереть об нее ноги, а если удастся и жо-у считается особым шиком. Во истину Час Быка – время когда выползает всякая нечисть! Вспомнилось постановление Моссовета, боровшегося за покой граждан запрещавшего движение по Москве на мотоциклах после 24 часов. Это было в другой стране, в другое время, где идеология хотя бы в теории провозглашала: «Человек – человеку, друг, товарищ и брат!» Красота спасет мир – задумался он, над словами Федора Михайловича. Быстрее эгоизм с ним, Миром разберется.
  Но нельзя все сваливать только на общество. Человек здесь, далеко не эпизодическая роль. Человек и общество. Участие человека, непременное условие! Как нет спасения от ада с Божьей помощью без участия человека. Человек и Бог идут навстречу друг другу, только тогда совершается спасение души. Любой священник это подтвердит! «Вера без дела мертва» - вспомнил обиженный, слова апостола Павла. Жена с интересом смотрела на избитое лицо мужа - великая тайна наверное скрывалась в голове заполненной сплошной костью!




6.7. 2011г