Оживший портрет. 11, 12 гл

Анна Ершова
                11

        Молодые люди тихо влезли в окно. Из кастрюль, стоящих на печи, вместе с паром шёл манящий вкусный запах. « Барашка готовит», - прошептал Нестор. Дмитрий взглянул на него с укором. До полуночи оставалось пять минут, как показывали карманные часы Нестора. Они подкрались к двери пустой комнаты, осторожно открыли. Никого. « Тянет дымом», - прошептал Дмитрий. «Оттуда, - показал Нестор на следующую дверь, - что там происходит?»

  Он слегка толкнул эту дверь. У стола в середине комнаты стоял колдун и раздувал угли на жаровне. Дмитрий с ужасом подумал, что старик готовит для Лизы пытку. Нестор с трудом удержал его, показывая на часы. Последняя минута шла долго. Наконец часы на стене начали отбивать удары, которые тоже звучали невыносимо медленно. Последний удар, тишина. Вдруг старик хриплым и каркающим голосом громко сказал: « Ну, милая барышня, милости просим!»

  Он протянул к картине костлявую руку и, крепко схватив маленькую Лизину ладонь, потянул её из рамы. Нестор всё ещё сдерживал друга – рано. Девушка вышла из картины и встала перед стариком, опустив прелестную головку как беззащитная жертва. Старик продолжал скрипеть:  « Я не требую от вас невозможного. Вы знаете, что моё самое  горячее желание - стать вашим мужем. « Зачем вы меня мучаете? – отвечала Лиза, - я ненавижу вас и никогда не соглашусь». «Послушайте, что я скажу – верещал изверг, -  это утешит вас. Я буду вашим мужем только до рождения сына. – Девушка с ужасом посмотрела на старика. – Сразу же после этого я исчезну, умру. Вернее, воплощусь в младенца и начну жизнь сызнова».
 
      « Вот оно что!» - безмолвно закричали друг другу возмущённые Нестор и Дмитрий.                -          Но, почему я? – с отчаянием спросила Лиза, задав вопрос, который возник и у друзей.
-       Это не мой выбор, так было предсказано Высшими силами, которым я подчиняюсь. Вы предназначены обеспечить мне бессмертие. Если бы вы согласились сорок лет назад, давно бы уже забыли обо мне и прожили счастливую жизнь.

-       А как же сын? – с негодованием закричала Лиза. - Я должна была воспитывать этого монстра, то есть вас!
-       Совсем нет. Младенца бы у вас забрали.
-       Послушайте, я молода и мне стыдно об этом говорить, но вы же дряхлый старик. Вы не можете иметь детей.
-        Об этом не беспокойтесь. Мои покровители не оставляют меня, они дают мне силы. Вы не первая девушка, призванная продолжить мою жизнь.
-       Боже мой! Сколько же вы их загубили! – вскричала Лиза. – Нет, лучше умереть.
-       Я вам не позволю, вы и так уже два раза подвели меня, сбежав на тот свет.
 
    Дмитрий сильно побледнел, почти теряя сознание, а друг его, напротив, покрылся багровым румянцем.
-       Подождите, милая Лиза, - вкрадчиво сказал старик, -  все эти девушки остались довольны, они стали сказочно богаты. Посидите здесь и подумайте. А я пока отлучусь. – Старик быстро поставил на красные угли металлический сосуд, из которого стал выделяться зеленоватый пар, и пошёл к двери, за которой стояли молодые люди. Они отскочили в разные стороны. Как только колдун вышел, Нестор набросился на него сзади и крепко обхватил руками. Вырваться из этих железных объятий было невозможно. Но старик оказался необыкновенно прытким. Он извивался всем телом, даже укусил Нестора за руку, отчего тот рассвирепел и слегка стукнул негодяя по лысой голове. Старик затих и заскулил:

-       Пощадите меня! Мне осталось недолго. Завтра мне исполняется сто лет, и я умру. Возрождение было возможно только до этого срока. Я всегда старался сделать это раньше. Проклятье! Она погубила меня! Всё пропало.
    
     Дмитрий в это время вывел перепуганную Лизу из комнаты, в которой стоял зеленоватый туман на кухню. Она едва стояла на ногах. Дмитрий крепко обнял ее: «Держитесь, я вас никому не отдам».

-       Что вы сделали? – завизжал старик. -  Верните девушку обратно! Она ещё не окончательно материализовалась, надо закончить сеанс. Нестор мрачно смотрел на злодея, сжимая огромные кулаки.               

-         Верните, - жалобно сказал старик. Но, видя, что молодые люди не верят ему, вдруг весь напрягся, сверкнул глазами и закричал:
-       Отведите Лизу назад, иначе она погибнет! Я вам правду говорю!
-       Не верьте ему, - сказала девушка, которая пришла в себя и вышла из кухни. Он хочет спасти только себя.
-       Нет, нет и нет! Я хочу спасти тебя, Лиза. Если ты не вернёшься в комнату, умрёшь через час.

       Дмитрий и Нестор растерялись. « Тут что-то не то, он не договаривает».
-        Отпустите меня, я всё расскажу. Бежать я не смогу, стар и слаб. Отпустите.
-        Хорошо. Но, если вздумаешь…
-        Принесите мне стул, я устал.  – Дмитрий принёс из кухни стул.
-        Вот сюда, - показал старик на стену, где на ковре висели сабли, и двинулся туда.

-        Стой! – страшным голосом закричал Нестор. Он опоздал на секунду. Старик сорвал со стены саблю, выхватил из ножен и кинулся на Нестора. Лиза закричала, Дмитрий толкнул её в кухню, схватил стул и, что было сил,  бросил в старика. Тот, увёртываясь, отскочил от стены, чем и воспользовался Нестор. Он схватил другую саблю и стал защищаться от ударов старика. В того словно демон вселился, откуда взялись силы. Дмитрий тем временем  схватил третью саблю,  и друзья быстро загнали неистового старика в угол. Тот тяжело дышал, с ненавистью глядя на противников.

-        Брось оружие, ты проиграл.
       Колдун закрыл глаза, а когда снова открыл их, взгляд его был покорным. Он отбросил саблю. Нестор приступил к нему:
-        Говори всю правду!
        Старик обречённо махнул рукой.

-        Теперь всё равно. Ну, что же, слушайте, господа, и решайте. Если Лиза вернётся в комнату и сеанс завершится, она больше не вернётся в картину и останется в нашем времени. В противном случае в два часа ночи она исчезнет и возникнет в том месте, откуда она была похищена.

-       Я окажусь на постоялом дворе, рядом с батюшкой? – вскричала Лиза, которая всё слышала в открытую дверь кухни. -  И я встречусь с Андреем?
-       Отвечай, старик! Всё так и будет? – грозно спросил Нестор, приставляя саблю к горлу старика. Тот судорожно кивнул головой.  -   Ещё один вопрос  - как происходит материализация портрета? Через грунт?  Из чего он состоит? 
-       А вот этого я вам никогда не скажу, - злобно зашипел колдун. Это великая тайна. – Он закрыл глаза. Лицо его стало жёлтым, очевидно было, что он доживал последние минуты.

       Дмитрий отвернулся, ему было тяжело. Он понял, что выберет Лиза. Конечно, она вернётся к родителям и жениху. Он сделал над собой усилие, повернулся и сказал:
-        Мы очень рады Лизанька, что ты вернёшься домой.               
 
     Нестор поддержал:
-        Ты должна вернуться. Это бесспорно. Нам, конечно, жаль с тобой расставаться. И потом тебе ведь будет неуютно в чужом времени. Каждый человек должен прожить свою жизнь, данную ему Богом.
-        Я не знаю, как вас благодарить за моё спасение. Но, возможно, мы ещё встретимся, только я уже буду очень старой.

-         Ты будешь очаровательной старушкой,  - грустно пошутил Дмитрий и покраснел.
       Лиза вдруг встревожилась: сколько сейчас времени? Сколько ещё осталось?
     Нестор взглянул на часы: « Сорок минут».
-         Я не хочу оставаться в этом доме! Уйдём отсюда.
      Дмитрий встрепенулся:
-          Мы успеем доехать до мастерской! Бежим!
 
    Старик, сидящий на полу, застонал. « Что делать с ним?» – спросил Дмитрий.
-          Я знаю что. Свяжем его на всякий случай, чтобы не помешал нам. Его слуга освободит.  Я попрошу мужика открыть утром подвал.
 
         Молодые люди добежали до крестьянской избы, где их ждал извозчик.
-          Гони, как можно быстрее! – приказал Нестор. Отдохнувшая лошадь быстро донесла их до города. Они оказались в мастерской за десять минут до срока.
 
       В мастерской было тихо. Они, разумеется, не знали, как всё произойдёт. Услышав удар часов внизу, все замерли. После второго удара Лиза встала и отошла к окну. Дмитрий вдруг бросился к ней и успел надеть ей на тонкий палец колечко с зелёным камнем. « Это тебе на память», - сказал он. Лиза протянула к Дмитрию руки, но он отступил назад. Несколько секунд её стройный силуэт был виден на фоне светлого окна, потом растворился в воздухе. Невозможно описать, что происходило с друзьями. Нестор нашел силы произнести:

 -        Растаяла как Снегурочка...
        Остаток ночи они бродили по городу. « А что это было за кольцо?» - поинтересовался  Нестор, когда друзья возвратились в мастерскую.
-         Это кольцо моей матушки. Она дала мне его, когда я уезжал в Петербург. На всякий случай.   –  Нестор понимающе кивнул.
               

 12

       В октябре слуга Льва Сергеевича Сокольникова принёс Дмитрию приглашение на вечер, в котором была просьба привести с собой друга. Художник только вчера вернулся из-за границы, куда его почти силой увёз Нестор. После исчезновения Лизы на Дмитрия напала такая тоска, что он ничего не мог делать и выглядел совсем больным. Нестору пришло в голову, что единственный способ вылечить друга  - покинуть город и съездить за границу.

     Дмитрий сопротивлялся, просил оставить его в покое, доказывал, что нет на поездку денег. Нестор был не таков, чтобы отказываться от задуманного: он решил вылечить друга и сделает это непременно, даже, если придётся ограбить какого-нибудь ростовщика. Ну, допустим, не ограбить, а сдать ему несколько скульптурных вещиц, которые он ни за что не хотел продать раньше. Он уговаривал друга продать свои работы и приводил в мастерскую  покупателей. Дмитрий вначале раздражённо отвечал: « Не продаётся». Потом под влиянием рассказов о прелести заграничной поездки во Флоренцию, Рим и Венецию, где они увидят шедевры великих мастеров Возрождения, Дмитрий стал задумываться.

-        Представь себе, - энергично вещал Нестор, - ты стоишь перед полотнами Леонардо, Рафаэля, Тициана, Джорджоне…
-        Ты забыл Боттичелли, - подал голос Дмитрий. Боттичелли был его любимым мастером.
-        Вот именно! – подхватил скульптор. – А Микеланджело! Да я всё готов отдать, чтобы постоять на коленях перед Давидом!
 
     Постепенно Дмитрий заинтересовался этой идеей и разрешил Нестору распорядиться несколькими своими картинами. Вдвоём они собрали необходимую сумму.

       Воздух Италии действительно оказался целебным. Впечатления были такими сильными, что после двух месяцев пребывания среди величайших  произведений искусства голова Дмитрия  заполнилась новыми планами, и он стал думать о скорейшем возвращении домой. Друзья проводили время с пользой: делали зарисовки, писали этюды, брали заказы на выполнение небольших работ, общались с весёлыми разговорчивыми итальянцами, разучивали их песни и пели свои. Громадного, сильного русского всегда сопровождала кучка гомонящих  чумазых ребятишек. Он иногда хватал одного из них и высоко подбрасывал под пронзительные  визги остальных. Нестор часто говорил, что, когда женится, обязательно заведёт целую ораву ребятишек. Вот только надо разбогатеть. Всё случившееся с ними отодвинулось на дно памяти, а для Дмитрия стало тихим, нежным воспоминанием.
 
      Нестор зашёл за Дмитрием пораньше, друзья решили перед визитом прогуляться по улицам города, по которому они соскучились.
-       А ведь у нас, Митя, совсем не худо, - заговорил Нестор, - с удовольствием оглядывая знакомые здания, улицы и столичных жителей. -  Может быть, не так ярко и шумно, но есть в нашей столице красивый и стройный порядок, я бы сказал - благородная сдержанность. А люди? Смотри, как держатся? Чинно, важно. А наши женщины? Итальянка посмотрит и всё глазами расскажет про себя, а наши дамы обязательно сотворят какую-нибудь загадку. Поди, узнай, что у неё на уме!
   
   Дмитрий не совсем был согласен, но ему не хотелось спорить. Он наслаждался встречей со ставшим ему родным строгим северным городом. Казалось, безупречный вкус столицы сформировался под влиянием сурового климата, не допускающего вульгарных излишеств.
 
    Друзья подошли к памятнику Петра Великого, приветствующего их широким величественным жестом.
-       Да! Действительно! Велик, велик, - с восхищением высказался скульптор, - сколько страсти, движение какое сильное, убеждённость какая!
      Друзья отправились дальше, но через несколько шагов, оглянулись, чтобы ещё раз полюбоваться на великого императора, который вот уже несколько десятилетий со времени создания памятника по-прежнему скакал впереди всей России и вёл громадную страну за собой.
       
      Лев Сергеевич радушно встретил Дмитрия и Нестора.
-       Рад, очень рад познакомиться с господином Коном! Много наслышан о вас и вашем таланте. Ну, пойдёмте, я представлю вас моим гостям. Моя сестра с семейством приехала из Твери.
 
     Семейство оказалось большим и шумным. У Екатерины Сергеевны было трое детей: одна дочь и два резвых мальчугана. Друзей представили старшим  родственникам. Вначале их подвели к бабушке, величественной и, несмотря на лета, стройной и красивой женщине. На молодых людей ласково взглянули тёплые, добрые, карие глаза.

-       Елизавета Николаевна, наша милая бабушка, - сказала Лев Сергеевич, - добрейшая и прекраснейшая, - он продолжал ещё что-то говорить, но друзья его уже не слышали. Они оба не отрывали глаз от лица старушки. Переглянувшись, они поняли, что думают об одном и том же. Тонкое чутьё художников и прекрасная зрительная память заставили их вспомнить милый образ девушки из прошлого, которую они спасли от злодея. Даже поблекшее лицо и седые волосы не смогли скрыть этого поразительного сходства.
 
     Они ожидали, что Лиза вот-вот узнает их и назовёт по именам. Но этого не произошло. Хозяин познакомил их с остальными гостями, и друзья уселись в кресла. Нестор тихо сказал Дмитрию: « Чего мы хотим, ведь прошло полвека».
 
      В гостиную друг за другом вбежали два мальчика. Младший из них, лет трех, запнулся об ковёр и упал. Не успел он заплакать, как Нестор подхватил его на руки и закружился по комнате. Ребёнок забыл о слезах и с ликованием смотрел сверху на брата. Тот закричал: « И меня, и меня!» - и могучий Нестор подхватил и его. Стало весело и шумно. Наконец родители успокоили мальчиков, и те повели нового друга-богатыря в детскую, чтобы непременно показать свои игрушки и сокровища. Нестор, извинившись, пошёл с ними.

       Лев Сергеевич подошёл к Дмитрию.
-       А у меня есть новые приобретения, - похвалился он, - пройдите в галерею, а я сделаю распоряжения и присоединюсь.

       Дмитрий направился через анфиладу к знакомому залу. Навстречу ему шла тоненькая фигурка, которая, приблизившись, оказалась юной очаровательной девушкой.
-       Лиза! – вскричал ошеломлённый Дмитрий. Девушка испуганно попятилась:
-        Откуда вы меня знаете?!
-        Это невозможно, невероятно… - бормотал художник, побледневший, растерянный. Но, видя, что девушка смотрит не него со страхом, он опомнился.
-        Простите, простите меня, но вы так похожи на бабушку, я поражён.
 
 Лиза весело рассмеялась: « Вы не первый человек, который удивляется этому сходству, господин…
-         Дмитрий Зимин, к вашим услугам.
-         А, это вы художник? Дядюшка сказал, что вы будете писать наши портреты.
-         С превеликим удовольствием! -  Дмитрию стало так легко на душе, что он хоть сейчас  был готов встать за мольберт.

-        Я вижу, вы уже познакомились? – оживлённый голос хозяина прервал разговор молодых людей. –  Дмитрий, а вы ничего странного во внешности Лизаньки не заметили?
-        Конечно же, заметил. Она так похожа на бабушку…
-        Нет, не то! Посмотри внимательно. Ты помнишь ту миниатюру, которая мне не досталась на аукционе? Она же вылитая та красавица! Когда я увидел Лизаньку, сразу вспомнил тот портрет.
-        Да, вы правы, - сдержанно подтвердил художник. Только, по-моему,  ваша племянница моложе.

-         Мне уже семнадцать! – воскликнула девушка. – О какой красавице вы говорите? – спросила она, заинтересованная, как и каждая барышня на её месте. Я вправду на неё похожа?
-        Удивительно! Ты знаешь, Дмитрий, я подозреваю, что та миниатюра писалась с её бабушки.
-           А я почти в этом уверен.
-           Жаль, что я её упустил, пропала такая вещь, - вздохнул Лев Сергеевич.

Дмитрий решился:
-           Она не пропала.
-           Как? Что вы о ней знаете?
-           Миниатюра у меня.
         Лев Сергеевич обрадовался:
-           Вы её выкупили? Но… - он хотел спросить, на что, но Дмитрий ответил просто:
-           Мне её подарил тот самый человек – покупатель. -  Художник рассказал, что по заказу писал с миниатюры портрет в натуральную величину, и заказчик подарил ему эту замечательную вещь.
 
       Лев Сергеевич облегчённо вздохнул. И тут же оживился, в нём заговорил коллекционер:
-           Дмитрий, я дам вам любую  цену!   
-           Нет, - решительно сказал художник. Собеседник изумлённо уставился на него. – Нет, - ещё раз повторил Дмитрий, - эта вещь принадлежит вашей семье, вероятно, она была утеряна или украдена. Я верну её хозяйке, то есть, Елизавете Николаевне. Думаю, она подтвердит, что это её изображение. Но прошу ничего ей заранее не говорить.
 
        Остальная часть вечера прошла весело и приятно. После ужина гости послушали игру хозяйки дома на фортепиано  и пение Лизаньки. Дмитрий не сводил с неё глаз, что, конечно же, было замечено Нестором, который порадовался окончательному его выздоровлению.

    Окончание на моей стр.  http://www.proza.ru/2011/07/07/335