РЛС СОН-9А

Валерий Бузо
Цветная схема радиолокационной станции орудийной наводки занимала всю стену от потолка до пола. Она была не такая красивая, как геологическая карта в 501 аудитории, где нам преподавали структурную геологию, но тоже впечатляла и размерами, и главное своей непонятностью. Правильнее будет сказать, мало понятностью - нас, конечно, учили и мы,  конечно, вроде бы понимали, о чем идет речь, но честно признаюсь, что этой схемы я боялся. Боялся не один я, а подавляющее большинство, за редким исключением тех, кто увлекался радиоэлектроникой и в детстве паял транзисторные приемники. Была такая мода у детей и взрослых – самим делать транзисторные радиоприемники, засовывать их в мыльницы и показывать эти говорящие мыльницы своим друзьям и знакомым. Тогда это казалось просто чудом. Ламповый радиоприемник размерами не меньше чемодана и включенный в розетку это понятно, но говорящая мыльница!? Этот скачек техники производил на всех ошеломляющее впечатление, гораздо более сильное, чем  последующая компьютеризация и мобилотизация. «Мыльницами» мы уже были к этому подготовлены.
Боялись мы, конечно, не схемы, как таковой, а необходимости на экзамене отвечать по этой схеме. Надо было, что-то делать. Не учить же в самом деле, и мы нашли выход. Мы, договорились с девчатами с военной кафедры, там были не только офицеры, но и штатские симпатичные лаборантки-девчата, секретарши-девчата и уборщицы, и девчата достали нам пачку чистых листов со штампами кафедры. Листики были точно таких же, какие давали в качестве черновиков на экзамене, что бы перед ответом можно было подготовиться. Записывать ответы на вопросы билетов можно было только в специальные листики со штампами, которые выдавал преподаватель и преподавателю, потом их надо было сдать, так как станция была секретная. Получил два листика, ответил, сдал два листика.
Наша схема в отличие от той, что висела на стене, была простой. Первым отвечать на экзамене шел Саша Петухов, который в детстве паял приемники и на этих самых СОН-9А отслужил срочную. Сдав экзамен Петухов, выходил из аудитории и сообщал, какие билеты кому надо передать. Каждый последующий, кто входил после Петухов брал билет и, как положено громким командирским голосом докладывал:
- Билет №6, разрешите готовиться.
-Разрешаю.
Петухову за время подготовки, которая ему и не нужна была то, оставалось только четко запомнить у кого какой билет. Дальше просто. Следующий, кто шел на экзамен, доставлял нужные ответы на нужные билеты по адресу и, заметьте, на листочках установленного образца. Комар носу не подточит.
Не большой конфуз вышел с Игорем Шишовым. Ему достался вопрос про лампу магнетрон. Игорь вышел отвечать и четко начал докладывать, про этот самый магнетрон, но майор Карандашев его остановил:
- Шишов, что же вы мне на пальцах докладываете. Вон же на столике стоят наглядные пособия.
Шишов подошел к столу, взял с него нужную лампу, прикрепленную проволочками к фанерке, и продолжил доклад. Доложил и отрапортовал:
-Студент Шишов ответ закончил.
Майор, который все это время внимательно его слушал, тоже бодро и четко сказал:
- Плохо Шишов, два бала. Можете идти.
Шишов сначала опешил, а потом с оттенком  возмущения начал спрашивать:
-Я, что-нибудь не правильно ответил?
Майор, который считал вопрос исчерпанным, уже начал заниматься какими-то бумагами на своем столе, не поднимая головы, ответил:
- Нет, вы ответили все правильно.
Тут Игорь окончательно ошалел от такой наглости и с глубоким возмущением громко спросил:
- Так в чем же дело?
Майор встал из-за своего стола, подошел к столу с наглядными пособиями, взял в руки фанерку с лампой и показал Шишову:
- Вот это магнетрон, а вы Шишов принесли мне клистрон. Вопросы еще есть?
К сожалению, наглядные пособия были не подписаны, а ставить маркировку на секретном  военном оборудовании и деталях не положено, да Игорь бы и не догадался посмотреть на нее даже, если бы она и была. Он был на 100% уверен в успехе. И бедному Игорьку пришлось изучить РЛС и пересдать экзамен, жаль, конечно, Игоря, но такое могло случиться с каждым из нас, а не повезло ему одному.
Большой же конфуз, случился уже после экзаменов, когда из урны на выходе с военной кафедры извлекли кучу чистых секретных листов неизвестного происхождения. Урна, кстати, была переполнена, иначе бы никто и внимания не обратил.
Ну, нет бы, нам предусмотреть, в нашей схеме еще один пункт «ближе 100 м от военной кафедры листы  в урны не выкидывать, а лучше сжечь или съест». Впрочем, это лишний раз доказывает – идеальных преступлений не бывает.
Я не думаю, что не сложно было просчитать всю цепочку, но поскольку утечки секретной информации не было, все листочки были чистыми, то дело продолжения не имело. Так, видимо, всех устраивало, но больше подобных попыток никто после нас не предпринимал и правильно делал. Учить надо предмет, а не всякие схемы выдумывать. Нас, слава богу, пронесло.
Практиковался на кафедре еще один способ сдачи экзаменов. Тому, кто со второй попытки все-таки не смог сдать, предлагалось пересчитать количество дырок в антенне, и экзамен считался сданным, если ошибка не превышала 1 дырки. А дырок в антенне несколько тысяч. Сколько их точно, думаю, не знает никто.
Продолжение следует…