Судьба козла и судьба человека

Фима Жиганец
октябрь 2005 - июль 2011

В столице российской провинции стоят рядом
памятник урюпинской козе и шолоховским героям.
Что их объединяет и что разъединяет?

*На чём стоим,
за то доим
Урюпчане не зря сравнивают себя с по чувству юмора с одесситами и габровцами. Именно они окрестили свой единственный в мире памятник козе с козлёнком «Урюпинской Козьей Матерью». А как же иначе? Здесь и впрямь на козу молятся. По неофициальной статистике, козьего населения в городе в три раза больше, чем людского. В районе живёт 72 тысячи людей на 120 тысяч коз. Коза для горожан так же священна, как корова для индусов.

Нет, в самом деле: козьего пуха, равного по свойствам урюпинскому, нет нигде в мире. Оренбургский отдыхает… «Да разве это пух? – удивлённо скажут вам в Урюпинске. – Они в него нить вплетают, чтобы не слишком быстро терял товарный вид». А в последнее время дошло до того, что оренбуржцы вяжут свои платки… из урюпинского пуха! Он и впрямь знаменитый: красивого серого цвета с голубым стальным отливом, платки и шали из него больше напоминают меховые соболиные накидки.

А главное – если такую козу переселить из родных краёв, пух напрочь теряет свои уникальные свойства. Учёные так и не смогли найти этому факту объяснения. А у горожан оно есть. Дескать, завезли сюда когда-то с Кавказа горного козла, закипела в нём гордая кровь джигита – да и согрешил круторогий со здешней косулей!  Бывает…

Факт остаётся фактом: коза – символ благосостояния урюпинского народа. Сегодня здесь регулярно вяжет каждый третий житель, включая детей и мужчин. "Подвязывает" малообеспеченная урюпинская интеллигенция – медики, педагоги.

Урюпинск стал главным местом проведения российских конкурсов художественного вязания из пуха. Здесь действует школа пуховязания, предприятие «Узоры». Известный московский кутюрье Вячеслав Зайцев в 2000 году повез коллекцию от "Узоров" на "Осенние дни моды в Париже", где она имела оглушительный успех. А на берлинской ярмарке "Зеленая неделя" бывший канцлер Германии Герхард Шредер купил себе урюпинские носки из козьего пуха.

Так что открытие в 2000-м году величественного монумента козе с младенцем горожане восприняли как акт исторической справедливости.

- Козлам памятников по всей России понаставлено, пора вспомнить и о нашей кормилице, - говорит мэр города Валерий Сушко.

И тему продолжают раскручивать. В Год Козы, 19 сентября 2003-го, в городе создали специальный Музей Козы! Музей - крошечный, в двух комнатах вся история промысла - от чучела козы-кормилицы до белоснежного подвенечного пухового платья. Посетители знакомятся с козоводством и местным промыслом. Испытать весть процесс, начиная с чесания пуха и прядения, можно лично, изготовив своими руками пуховый шарфик, связав его на спицах или на механической машинке для вязания. По соседству с музеем - лавочка мастериц-рукодельниц. Шарф из тончайшей шерсти и тёплые рукавицы стоят примерно 1300 рублей.

А недавно в Урюпинске появился памятник рукодельницам: две старушки вяжут на скамейке, третья  – за станком, а кошка играет клубком. Так сказать, три богини судьбы, «Урюпинские мойры»…


**Монументальное противостояние
Впрочем, на козе монументальное творчество в Урюпинске не остановилось. 16 сентября 2005-го в ста шагах от знаменитого монумента была торжественно открыта новая скульптурная композиция. На этот раз – героям знаменитой шолоховской «Судьбы человека»: солдату Андрею Соколову и беспризорному мальчику Ванюшке, которого усыновил бывший военнопленный. На открытие композиции, посвящённой 100-летию Михаила Шолохова, прибыл даже его внук – Александр Михайлович.

И действительно: в рассказе нобелевского лауреата встреча шофера и мальчонки происходит в Урюпинске, рядом с местной чайной, о которой Соколов вспоминал:  «Из рейса,  бывало,  вернешься в город - понятно, первым делом в чайную: перехватить чего-нибудь,  ну, конечно, и сто грамм выпить с устатка».
Историческую чайную отыскали быстро: сейчас в одноэтажном домике расположилась городская автоинспекция. Памятник первоначально заказали волгоградскому скульптору Павлу Чибису. Предполагалось изваять Соколова и Ванюшу в полтора человеческих роста рядом с видавшей виды «полуторкой» послевоенных лет. Но что-то не срослось, и заказ отдали скульптору из Белой Калитвы Сергею Кальченко, полуторка исчезла, фигуры изваяны в реальных человеческих пропорциях. Соколов на скамеечке, а перед ним пацаненок играет с тремя курочками и петушком.

Надо откровенно сказать: масштабность громадной козы с козлёнком на постаменте как-то подавляет шофёра с приёмышем. И не только потому, что животное превышает опечаленного солдата раза в три и взирает на него свысока. Ко всему прочему, для козьего монумента в Урюпинск была доставлена 18-тонная глыба серебристого мрамора с Мамаева кургана (там этих «осколочков» осталось немало после возведения мемориала Родине-матери). Фигурки же Соколова, Ванечки и курочек скромно слеплены из черного, как уголь, железобетона.

Из-за этой самой козлино-соколиной несоразмерности со мною даже казус вышел. В субботу, когда я прибыл в Урюпинск, в администрации мне сообщили, что завтора, в воскресенье, у памятника состоятся литературные чтения. И Назавтра я по простоте душевной спросил у своего гида: мол, когда нонеча шолоховские чтения будут? На что гид с удивлением мне ответствовала: «Какие шолоховские чтения? Чтения будут у памятника козе: школьники декламируют свои стишки в честь нашей кормилицы!»

Предпочтение урюпчан «козьему памятнику» понятно. Коза – она своя, местная, а Соколов – проезжий, уехал в конце концов в Кошарский район. Непатриотично. Кроме того, говорят, ежели козьему изваянию потереть нос и загадать желание, оно непременно сбудется. У новой скульптурной группы подобных полезных свойств пока не отмечено, и что тереть Соколу и Ване, тоже неясно. 

Наконец, на солдата урюпчане имеют компромат. Если верить Шолохову, шофер однажды сбил грузовиком местную корову. Сам водитель грешил на ноябрьскую распутицу, а там – кто знает… Русские после первой не закусывают. А память у урюпинских обывателей крепкая.


***Печаль моя полна козою…
Но что объединяет оба памятника, так это излишне пристальное внимание к ним Урюпинских аборигенов. Так, сразу после открытия монумента козе у нее ночью кто-то пытался оторвать металлические рога. Попытку пресекли, а у козьего изваяния в засаде оставили милиционера. Страж порядка оказался смекалистый: сам отвинтил рога и с ними ушел домой. Наутро поднялась паника: рога украли, караульного похитили! Утряслось.

Однако история повторилась и с героями Шолохова. На этот раз - опять же в ночь после открытия мемориала - неизвестные умыкнули… одну из трех курочек. Самую упитанную. Через год уроды отбили солдату Соколову голову и вложили ему в руки... Гримасы урюпинского юмора.

Горе сближает. И коза уже смотрит на новых соседей не столь сурово. Может, успел горемыка-шофёр рассказать ей свою историю про Ванюшу: «Посажу его на плечи и несу,  а захочет промяться, - слезает с меня и бегает сбоку дороги, взбрыкивает, как козленок». Как после такого сравнения двум родителям не понять друг друга?