О прабалтославянской экспансии

Георгий Тележко
За начало отсчёта в этом расследовании положим середину третьего тысячелетия до нашей эры. Не было ещё миграций индоевропейцев в будущие Иран и Индию – не было ни санскрита, ни языка Авесты; кельты, италики и ахейцы ещё не появились на свет: просто на своих местах жили какие-то скотоводы и земледельцы, кому особо повезло – добывали медь и олово и торговали им, кому нет – кочевали в поисках лучших земель и лучших пастбищ. А освоение Европы народами, предположительно, говорившими на языках сино-кавказской макросемьи (культура Винча, культура Триполье-Кукутени и родственные им) и смешавшимися с древним населением Старой Европы, - уже в далёком прошлом.

Расселению групп племён обычно сопутствовали некоторые культурные особенности, которые сами по себе не подчинялись строго разделению человечества на племена и племенные союзы: одна и та же культура могла быть освоенной разными племенами, и одно и то же племенное объединение могло пользоваться предметами, пришедшими из разных культур. Иными словами, распространение культуры не всегда сопровождалось миграциями племён, впервые освоивших её. Но некоторая корреляция возможна, и в силу этого география археологических культур может быть использована как вспомогательный материал при исследованиях этногенеза.

Какова же была эта география в середине третьего тысячелетия до нашей эры?
Начнём с запада Европы.

1. С территории Португалии на восток распространялась иберийская культура колоколовидных кубков. На Пиренеях эта культура оказалась благодаря миграциям закавказского населения с мужской гаплогруппой R1b ("кельто-иберийской") по северу Африки, где остался и след этой гаплогруппы, и колоколоидальные кубки в марокканских находках. Носителем гаплогруппы R1b был, как недавно обнаружил в сети, и фараон Тутанхамон. А поскольку фараоны практиковали родственные браки для поддержания чистоты крови своих династий, то можно ожидать, что этой же генетической меткой обладали и предки Тутанхамона.

2. На севере Европы господствовала культура Боевых топоров, она же – культура Шнуровой Керамики. Её носители триста лет назад физически мигрировали в Скандинавию, уничтожая местное население ("период раздробленных черепов") и вместе с ним – культуру Воронковидных кубков; они "растворили" ранее возникшую культуру Шаровидных амфор, распространившуюся от территории Германии до Среднего Днепра и сформировали "филиал" - Среднеднепровскую культуру, название которой само говорит о географическом положении; наконец, на востоке "шнуровики" смешались с более древней Нарвской культурой, породив прабалтскую Жуцевскую культуру. Господствующая мужская гаплогруппа – R1a ("славянская"), в дополнение к которой племена Жуцевской культуры получили с северо-востока "финскую" гаплогруппу N1.

3. К востоку от "шнуровиков" существовала Нарвская культура, мужская гаплогруппа N1.

4. Северо-восток Скандинавии и русский северо-запад были заняты племенами Ямочно-гребенчатой керамики, мужская гаплогруппа N1 ("финская") и, возможно, I1 ("скандинавская") – от переселенцев более ранних культур Эртебёлле и Воронковидных кубков. Цитата из Википедии о языке племён этой культуры: "...племена ямочно-гребенчатой керамики говорили на неизвестном вымершем языке, не относившемся ни к уральской, ни к индоевропейской языковым семьям. Язык носителей культуры ямочно-гребенчатой керамики обычно называют «палеоевропейским» (его реликты выделяются лингвистами в саамском языке)."

5. Исчезали культура Триполье-Кукутени и центральноевропейская Баденская культура, родившиеся в цепи значительно более древних культур – мигрантов из Малой Азии и их потомков (Винча, Линейно-ленточной керамики и Лендьел) и возникшая под влиянием Баденской культуры балканская Вучедольская культура. Мужская гаплогруппа носителей всех этих культур – I2, её выраженные следы остались на иллирийском побережье Адриатики и в Молдавии.

6. С востока на балканские культуры давила Ямная культурная общность, объединившая племена от Урала до Днестра. Принято считать, что ведущей была гаплогруппа R1a.

7. С Кавказа продолжалась экспансия племён Майкопской культуры, обеспечивающей более северные племена металлом. Судя по высокой плотности мужчин с гаплогруппой R1b на юго-восточном побережье Чёрного моря, племенам Майкопской культуры была свойственна именно эта гаплогруппа. Думаю, это они занесли её в конце IV тысячелетия до нашей эры на север Африки и дальше. И что бы там ни говорили, испанские иберы могут быть родственниками иберов кавказских, тем более, что и общая лексика у басков и кавказских народов имеется.

В силу того, что к середине третьего тысячелетия производство продуктов питания уже превышало потребности племён в выживании, с одной стороны - возникали избытки продуктов, с другой – высвобождались ресурсы для ремесленной деятельности. Давно уже была приручена лошадь, изобретено колесо, изготавливались колесницы и металлическое оружие. Всё это позволяло наладить товарный обмен: было чем обмениваться, причём быстро и охватывая большие территории, и было чем защищать торговлю. К этому времени и возникла потребность в использовании общих для разных народов числовых эквивалентов, выражающих относительную стоимость разных товаров.

Думаю, что примерно в это время, и распространились в Европе наименования чисел, связанные с простейшим и всегда наличным счётным инструментом – пальцами на руках и ногах. Несложный мысленный эксперимент по сравнению наименований кисти руки и чисел пять и десять показал, что эти наименования появились в Европе первыми у прабалтославян: ближе всего эти наименования в польском, верхне- и нижнелужицком, русском, литовском языках и в санскрите. Территория Польши и лужичан (восток Германии) находится в эпицентре распространения культуры Шнуровой керамики – именно отсюда и распространились общепринятые в то время названия чисел. "Пять" восходит к "пясть", "десять" – к "десница", каковых сходств одновременно в других индоевропейских языках вы не найдёте.

Такое сходство есть и в некоторых языках других семей. Например, в языке соседней языковой семьи, алтайской: по-монгольски "рука/руки" – "гар", по-калмыцки – hар (h – фрикативное, "придыхательное" "г"), а "десять" на обоих языках – "арвн" – то есть у древних монголов счёт был тоже поначалу с помощью пальцев, но рука называлась иначе. Пять в этих языках ассоциировано со стопой почему-то: в монгольском "тавхай" - "стопа", "тав (таван)" - "пять"; в бурятском "табгай" - "стопа", "табан" - "пять"; в калмыцком "тавг" - "стопа", "тавн" - "пять". В языках, родственных монгольскому, сходство между названием числа и названием счётного инструмента более заметно, чем во многих других, - это намёк на то, что в древности на Востоке монголы или их близкие по языку сородичи играли заметную роль в международных отношениях, требующих счёта. Есть аналогичное сходство и в мальтийском (один из арабских – семитских языков): "пятка" – "gharqub", "десять" – "ghaxar", "пять" по-мальтийски и древнееврейски – "hames" - не похоже ни на мальтийскую руку, ни на мальтийскую пятку, но есть семитский пятипалый амулет "Hamsa" - "рука Бога").

Таким образом, из вышеперечисленных археологических культур Европы середины третьего тысячелетия до нашей эры явно выделилась весьма экспансивная культура Шнуровой керамики (Боевых топоров), подавившая культуры-предшественницы, захватившая север Европы и оказавшая влияние на смежные культуры: Колоколовидных кубков – на западе от своего ареала, Нарвскую – на востоке и на западное крыло Ямной культурной общности – на юге. В силу своей экспансивности, племена этой культуры распространили свою лексику среди окрестных народов, и не только названия чисел, каковые надлежало знать всем, чтобы понимать, что происходит при торговом обмене.

О влиянии культурной общности Боевых топоров на развитие южных регионов, оказывается, писал и В.А. Сафронов, доктор исторических наук, археолог:
"Победное расширение скандинавской культуры, безотносительно ее корней, является доминирующим фактом европейской предыстории от 2500 до 1000 года до н.э...
...Причины, чтобы называть этих жителей Северной Европы индоевропейцами, весьма весомы; везде, где мы можем проследить за их передвижениями, эти скандинавы сформировали ядра культурных групп, которые в истории оставили свой след как индоевропейцы."

Рискну сказать, что в это время прабалтославянский язык стал в Европе одним из языков международного общения.

Похожая ситуация наблюдается каждый раз, когда на сцене истории появляется какой-либо суперэтнос. Так было в позднем средневековье с Испанией, язык которой освоила огромная часть мира, так сейчас происходит с англосаксонским суперэтносом, язык которого проникает ныне во все сферы жизни любой страны. В третьем тысячелетии до нашей эры – таким суперэтносом были прабалтославяне. Впрочем, верным может оказаться и более сильное предположение о том, что прабалтославянский язык является общеиндоевропейским праязыком.

Разделить вклады прабалтов и праславян я пока не могу: не располагаю достаточными данными - за исключением сходства многих латинских и литовских слов, о котором ниже, в абзаце об италийских языках. Например, валлийское "chwith" ("левый") близко к русскому "шуйца" ("левая рука"), а греческое "skaia" ("левая рука"), вроде бы, ближе к литовскому "kairus" ("левый"). Испанское "cerdo" ("свинья") явно близко к литовскому "sernas" ("боров") - к сожалению, Проза.ру не отображает буквы с диакритическими знаками, что делает отображение многих иноязычных слов весьма неточным, а в случаях не кириллической и не латинской письменности - просто неуклюжим. В древнеисландском процент слов, сходных с русскими и литовскими, примерно одинаков. Лексика литовского языка ближе к лексике языков германской группы, нежели славянская лексика, - германские языки формировались на Балканах и в Малой Азии. В статье Википедии о фракийских именах (http://bg.wikipedia.org/wiki/ ) встретилось фракийское имя Гайдрес, совпадающее основой с литовским словом gaidrus "светлый, ясный" (о погоде). Эти данные говорят в пользу преимущественно южного направления миграций носителей прабалтского диалекта, по "каналу" Среднеднепровской культуры и/или культуры Шаровидных амфор, сосуществовавшей с культурой Шнуровой керамики. В прочих направлениях вклады выглядят соизмеримыми.

В результате наложения прабалтославянского языка на местные языки получались языки с местной морфологией и смешанной лексикой, к тому же пришлая часть лексики искажалась по многим причинам почти до не узнаваемости. Вот пример искажения, который к тому же показывает, какой язык оказался субстратным (местным) по отношению к прабалтославянскому суперстратному.

В русском языке, одном из наследников древнего прабалтославянского языка, слова "вол" и "волк" очевидно родственны слову "волочить" (и то, и другое животное волочат, одно – повозку или плуг, второе – добычу). В древнегреческом первая "в" в слове со значением "вол" преобразовалась в звук [b], обозначаемый буквой "beta" ([bus]), в словах со значениями "волочить" и "волк" – исчезла, превратившись в придыхание ([(h)elkio] и [lykos]). Слова исказились так, что историческая родственная связь между ними не обнаруживается. В английском степень искажений меньше: bull ("бык, вол"), pull ("волочить, тащить"), wolf ("волк") – но и здесь родства между словами без предварительной подготовки не обнаружить. Это отсутствие генетического родства внутри древнегреческого и английского языках при наличии попарного родства рассмотренных слов с прабалтославянскими аналогами указывает, из какого языка в какой происходило заимствование.

Кстати, в современном литовском связь между словами со значениями "волк" и "волочить" столь же сильна, как и в русском, и эти слова: vilkas "волк" и vilkti "волочить" - ближе к греческим аналогам. Это ещё один пример близости праславянского и прабалтского диалектов в те давние времена, а также более явного проявления прабалтского диалекта на южном направлении распространения культуры Шнуровой керамики и культуры Шаровидных амфор.

В очерке о происхождении славян этот метод выявления заимствований я назвал методом "древ понятий". Здесь в "древо вошли слова "волочить" – ствол древа – и "волк" с "волом" – ветви. При переносе древа в другой язык оно "поломалось": его части более не связаны в целое. В предыдущих очерках я показал это явление – разрушение связности "древа понятий" при заимствовании слов "древа" – на примере некоторых терминов из сельскохозяйственной лексики и названий числа "пять". Таких примеров может быть столько, сколько существует родственных "индоевропейских" слов, большинство из которых происходят из прабалтославянских оригиналов.

Особый интерес представляет определение субстратных языков. В предыдущем очерке сформулировано предположение о фракийской составляющей англосаксонского языка – на основе общности конструкции "я хочу сделать то-то" в болгарском и английском языках, которые считаются довольно дальними родственниками, при отсутствии такой конструкции в других "индоевропейских языках. Единственное место, где предки болгар могли быть одновременно и предками англо-саксов, - это территория Фракии. Кроме того, на основании нескольких примеров (а их уже накоплено значительно больше), показано, что германские слова, родственные славянским и греческим, более похожи на греческие, чем соответствующие английские, что позволяет предположить, что германские племена в древности находились в более длительном и тесном контакте с греками, что легко обеспечивается их обитанием в Анатолии – что подтверждается и книгами Геродота. Лингвисты утверждают, что "передвижение согласных" в языках германской группы имело место так же во фракийском, фригийском и армянском языках. Методом исключения получаем, что одни фригийские племена – предки части нынешних немцев, другие - армян. Из-за связи с азиатским субстратным населением в лексике английского, к примеру" имеется наличие переднеазиатских слов (часть, возможно, тюркских и древнеперсидских): "man/men" ("человек/люди"), "angry" ("злой", этимология англичанами не выяснена, а сходство со злым духом Авесты Ангро-Майнью проглядывает).

Впрочем, "man/men" могут происходить из праязыка, который породил и европейские, и алтайские, и уральские языки, к примеру. В славянских языках "Я" в косвенных падежах имеет морфему "мен" ("меня", "мне", "мной"), эта же морфема участвует в образовании славянских слов, оканчивающихся на "-мя" ("время", "имя" и т.п.), "мой" по-фински - "minun", "Я" по тюркски - "ман"; весьма общим является слово "идти": "go" - по-английски, "йовх" - по-калмыцки (диалект монгольского), "и-ку" - по-японски, "ир" - по-испански. Есть и другие примеры родства разных семей языков.

Кельты имеют значительно меньше лексики, сходной со славянской и древнегреческой. Это означает, во-первых, большую давность прекращения взаимодействия кельтов со славянами (причём, с восточными славянами, судя по специфическим общим словам), во-вторых - большую начальную удалённость от Греции, нежели у прагерманцев. Особенно мало слов, напоминающих греческие, у кельтов-гойделов - ирландцев и шотландцев-гаэлов. Кельты-бритты некоторое время жили бок о бок с фракийцами, и процент "греческой" лексики у бриттов выше. Характер искажений в кельтских заимствованиях из прабалтославянского иной, нежели в языках германской группы, что означает территорию общения с другим языковым окружением, нежели у территории общения прабалтославян с предками носителей языков германской группы: судя по специфическим заимствованиям из восточно-славянских языков эта территория была к востоку от ареала прагерманцев.

В очерке о происхождении кельтов я обосновывал происхождение кельтов от киммерийцев – народа, обитавшего в окрестностях Кавказа и междуречья Дона и Волги. В языке кимров – жителей нынешнего Уэльса – есть много особенностей, которые наводят на предположение об общности их праязыка с языками Передней Азии. Во всяком случае, наименование медведя сокращено в бриттских языках из древнегреческого "(h)arktos" до "art", "arth" и "arz", что сближается только с авестийским сокращением ("ar(sh)a") и армянским ("arj"). Тюркский и калмыцкий медведи - "аю".
Эти сокращения задают географические "клещи" для предков кельтов - между армянами (Закавказье) и восточно-иранскими племенами (северо-восточный берег Каспия), то есть пракельты располагались длительное время на территории к северу от Кавказа и Каспийского моря. Там же распространялась Майкопская культура с гаплогруппой R1b, которая как раз характеризует кельтское (и иберское) население.

Вода по-ирландски (ирландцы - гойделы) - "uisge", по-шотландски - "uisce", что далеко от "вода", но близко к калмыцкому "ус" и тюркскому "су". Для сравнения: "вода" по-валлийски (валлийцы - бритты) - "dwr", что сходно с древнегреческим "(h)ydor". Хороший пример влияния языков-соседей на базовую лексику языка.

У Геродота во второй книге "Истории" говорится о походе фараона Сесостриса (по обстоятельствам похода ясно, что речь идёт о Рамзесе II, который у Павла Орозия встречается под именем Весозис и который в 13 в. до н.э. совершил поход на Кавказ). В результате этого похода в будущей Колхиде, у реки Фазис-Риони осели прародители колхов – египетские воины из отряда Рамзеса II. К северу от Кавказа жили племена синдо-меотов, которые, по идее О.Трубачёва, говорили на диалекте санскрита, на котором в Закавказье говорили митаннийские арии. Кроме того, в Закавказье в это же время жили хурриты и хатты, чьи языки относят к сино-кавказской макросемье языков, равно как и язык испанских басков – потомков иберов. Совокупность языков вышеперечисленных народов, взаимодействуя с заимствованиями из соседних языков и прабалтославянского – через контакты на севере, породила пракельтские языки, которые начали серьёзно расходиться после миграции киммерийцев в Западную Европу из-за давления скифов на киммерийские поселения.

Виктор Янович в своей статье: http://www.newtheory.ru/history/kimmeriyci-t1054.html - отстаивает не просто влияние египтян на киммерийцев, в будущем - кельтов. Он предполагает, что киммерийцы - это оставленные Сесострисом у Чёрного моря египетские воины.
Цитата: "Гарольд Бейли в издании "Архаическая Британия" сообщает: "Сэр Джон Морис подметил поразительную близость синтаксиса валлийцев и древних египтян; а Джеральд Масси в своей "Книге Начал" приводит список из 3000 случаев крайнего сходства между английскими и египетскими словами…"."
С учётом того, что в Египте в это время уже была распространена гаплогруппа R1b, которая есть и у кельтов, мысль о связях киммерийцев и египтян достойна внимания. Однако, в силу того, что к северу от Кавказа к этому времени существовала уже развитая Катакомбная культура с оседлыми поселениями и присутствием на большой территории майкопских племен, пришедших с гаплогруппой R1b ранее, я не думаю, что приход некоторого количества египтян с юга серьёзно повлиял на генетический состав и жизненный уклад местного населения. Скорее, распространялась лексика развитой страны - Египта - в ходе торговых отношений. А поскольку гаплогруппа R1b в третьем тысячелетии до нашей эры распространялась по северу Африки из Закавказья, а не из Египта, то и синтаксис в Египте может оказаться валлийским, а не наоборот.

В италийские языки прабалтославянские слова проникали в относительно небольшом количестве и, скорее всего, в разное время, судя по разной степени искажений. Это не удивительно, потому что в этом направлении экспансии культуры Шнуровой керамики не происходило, в этом направлении шла торговля прибалтийским янтарём, которая была организована во II тысячелетии до н.э. с участием протоиталийской культуры Террамаре, затем - культуры Вилланова. Эти культуры являются потомками иберийской культуры Колоколоидальных кубков через посредство культуры Курганных погребений и культуры Полей погребальных урн - то есть имеют отдельную родословную. И специфическое наследство в виде предпочтения "qu" в языке латинов по сравнению с "p" у осков, умбров и кимров.

С древними греками же, начиная с первого тысячелетия до н.э., был более интенсивный торговый обмен: на Апеннинском полуострове появились греческие колонии. Поэтому, например, название числа "пять" пришло к италикам через Древнюю Грецию и в сумме искажено сильно: трудно узнать "пятёрку" в итальянском слове "cinco", произносимом, как "чинко" (в Греции – "pente", в латыни – "quinque", известное замещение, см. выше). А слово "око" в далёком испанском языке - "ojo" [oho] - оказалось даже менее искажённым, чем в языке английском  - "eye" [ai]. "Око" – родное для нас слово, что подтверждается кустом родственных слов: "очный", "очки", "очень" ("очевидно" - подобно тому, как "very" в английском восходит к "истинно"), наконец, гидроним "Ока" – река с глубокими местами, называемыми "око". Попытки сведения "Ока" к латинскому "aqua" мне представляются просто необоснованными: что и когда могли делать италики на Оке, вблизи территории древних угров - непонятно. А от ираноязычных племён, которые, как полагают, дали название Дону, получилась бы "Апа".

Особо стоит отметить впечатляющие сходства многих литовских и латинских слов, причём отнюдь не специального назначения, которые можно было бы заимствовать (я уже не говорю о специфических окончаниях на "-s", характерных для обоих этих языков и древнегреческого). Привожу несколько примеров (после значения слов сначала привожу литовское, затем - латинское слово): огонь - ugnis, ignis; юный - jaunas, juvenes; первый - pirmas, primo; бык - tauras, taurus; гнить - puti, putescere; рычать - urgzti, медведь - ursus, мужчина - vyras, человек - vir (по-ирландски - fear)! Некоторые из приведённых литовских слов не имеют аналогов в славянских языках: это слова со значениями "бык", "гнить" и "человек" - то есть связывают с южными языками исключительно литовский.

Даже названия языков: латинский, латышский и литовский - сходны. Являются ли эти сходства следствием "янтарного пути", который наиболее регулярно связывал балтийское побережье Европы с адриатическим с 10 в до н.э. - предположительно, после расхождения славянских и балтских языков - сказать не могу: в литературе пишут, что северную сторону в этих торговых операциях представляли западные славяне - венды (венеды), а не балты. Кто кому передал окончания на "-s" - тоже тёмный вопрос: литовцы и латыши - единственные на севере имеют такие окончания, греки и латины - на юге, аналогично. Откуда в именах египетских фараонов столько подобных окончаний (Сесострис, Аменофис, Тутмос, Рамсес) - от греческой переработки их имён? И не оказались ли нынешние прибалтийские республики к началу нашей эры северными колониями латинских торговцев янтарём – откуда и тяга к изоляции от славян, и локальные особенности окончаний слов при сохранении сходства со славянскими языками? С этим надо особо разбираться...

Что касается индоарийских языков, то прабалтославянские слова попали туда через посредство племён Абашевской культуры, мигрировавших в пространстве между Доном и Южным Уралом, и племён Андроновской культуры на Южном Урале (1). Это было уже в конце третьего тысячелетия до н.э. Тогда же на восток отправились запоздавшие "шнуровики" - территорию от Прибалтики до Волги, в конкуренции с идущими с востока древними уграми, начала осваивать Фатьяновская культура, самый поздний "филиал" культуры Шнуровой керамики. Абашевская культура заняла промежуточное положение между северной Балановской культурой, связанной через Фатьяновскую с культурой Шнуровой керамики, и южной Ямной культурной общностью.

Тохары мигрировали ещё дальше от прабалтославянской родины. Возможно, они участвовали в развитии Афанасьевской культуры в Западной Сибири, в результате чего прабалтославянская лексика в значительной степени искажена и проявляется на фоне праугорской лексики уральской языковой семьи. Тем не менее в этимологическом словаре Фасмера упоминания тохарских слов, родственных русским, встречаются.

В языках иранской группы проявляется тюркский субстрат, в частности, если не ошибаюсь, местоимение "Я" звучит на фарси так же, как и у тюрков – "man".
К слову о фарси. Слово "парс" ("перс") благодаря арабской оккупации Персии в средние века приобрело звучание "фарс" из-за того, что в арабском нет фонемы "п". Возвращаясь к проблеме передвижения согласных в языках германской группы (а также фракийском, фригийском и армянском), мы можем больше не искать мифической народности в Европе, язык которой, будучи субстратным для германских, привел к превращению "p" в "f". Наиболее вероятным кандидатом, который мог бы так повлиять на перечисленные языки, является арабский язык, носители которого издревле находились в непосредственной близости от Анатолии.

Исследование иранских языков и санскрита – вещь трудоёмкая, в силу специфической письменности. У санскрита, однако, есть особенность, делающая его интересным объектом для изучения: в силу его сакрального статуса (язык священных книг) и кастовой изолированности его носителей - браминов, санскрит оказался "языком в искусственной изоляции" и законсервировал состояние языка, близкого к прабалтославянскому, на момент середины второго тысячелетия до нашей эры – в частности, большее количество падежей.

Смешанные с прабалтославянским местные языки, как и нынешние диалекты английского, немецкого и испанского, не эволюционировали к новому состоянию постепенно, всё удаляясь друг от друга, а возникали один за другим по мере экспансии племён культуры Боевых топоров, говоривших на прабалтославянском языке. Скандинавию эти племена захватили за пятьдесят лет - так называемый "период раздробленных черепов" (нравы были жёсткие, однако). Экспансия этой культуры длилась примерно полторы тысячи лет: всё третье тысячелетие и первую половину второго - в это время и возникали новые "индоевропейские" языки.
Каждый новый язык, получаемый наложением языка пришельцев на местный, на первых порах оставался обладателем своей прежней морфологии (системой словообразования) и синтаксиса (порядка увязывания слов в предложения) и приобретал кучу искажаемых заимствований из языка настырных пришельцев.

Однако не всё так просто. Как говорит Вячеслав Иванов, сторонник анатолийской родины индоевропейцев: "Некоторые из этих животных (’барс’, ’леопард’, ’лев’, ’обезьяна’, ’слон’) специфичны именно для южной географической области, что исключает Центральную Европу в качестве возможной первоначальной территории обитания индоевропейских племен... Наличие развитой терминологии земледелия и виноградарства, в свою очередь, исключает более северные области Европы."
Это обстоятельство означает, что помимо прабалтославянского влияния на более южные языки, было ещё и взаимное влияние, связанное с "обменом опытом". В результате часть общей лексики имеет не прабалтославянскую природу. Правда, довод про виноград и развитое земледелие не опровергает возможности северного рождения основной части индоевропейской лексики, к тому же виноград, бывало, вызревал и в Скандинавии. Но в любом случае, распространение экзотических для севера сельскохозяйственных культур и уникальных местных технологий – скажем, добычи ископаемых – приводили и к другим направлениям заимствования слов.

В заключение хочется высказать следующее соображение. Если дальнейшая работа не выявит ошибок в предложенном построении, то окажется, что глоттохронологические расчёты придётся уточнить. Это связано с тем, что в третьем тысячелетии происходило не плавное вымывание общей базовой лексики (из списков Сводеша) из продуктов распада некоего праязыка, а массовое наложение прабалтославянского суперстратного языка на множество местных языков разной природы – в историческом плане единовременное и повлиявшее, в том числе, и на базовую лексику местных языков. Характерный известный пример такого вмешательства - венгерский язык: угры - пришельцы из-за Урала – даже будучи в меньшинстве, сумели отстоять свой язык на новом месте обитания, хотя какие-то субстратные славянские заимствования в языке венгров остались.

Так получилось и с образованием многочисленных диалектов немецкого в Европе (результат относительно быстрого наложения общенемецкого (2) на изначально разные языки), многочисленных диалектов испанского по всему миру, так же получается и с английским языком сейчас – появляется много вариантов "пиджин инглиш". Глоттохронология дает начало распада индоевропейского языка-предка где-то в четвёртом-пятом тысячелетии до нашей эры. С учётом прабалтославянской экспансии в третьем тысячелетии до н.э., расчётное время распада праязыка, который, возможно, и существовал до этой экспансии, должно как-то измениться.

1. Много после написания этого очерка я поставил под сомнение прабалто-славяно-индо-иранскую атрибуцию Абашевской культуры. Срубная и Андроновская культуры мне сейчас кажутся наилучшими кандидатами для распространения "индоевропейской" лексики в Индию и Иран.
2. Что такое "общенемецкий язык", я так ещё и не выяснил.