Старые программы о Главном

Владимир Плотников-Самарский
Старые программы о Главном

Вспоминая советское ТВ…



Любителей плевать, хулить и гадить просим отрываться в другом (более подходящем) месте…


Случайно узнал о кончине Юлии Белянчиковой (1940-2011), милой, уютной, деликатной женщины. Для меня давно неразрывны слова: Белянчикова и «Здоровье» - передача, которую она вела. От Юлии Васильевны исходила  редкостная аура доверительности, тепла, душевного комфорта. Того, что так необходимо врачу с большой буквы и целителю миллионов бесконечно наивных и доверчивых теле-пациентов. 20 лет отдал человек любимой программе, а на похороны от всего могучего теле-цеха пришла одна Елена Малышева, ее «сменщица».

И как-то так, без зова, повода, заказа запрыгали, застучали по памяти старые передачи о Главном - Человеческом… Точно мотыльки на огонек, слетались все новые и новые (в смысле: старые, но забытые) названия. Некоторые, буквально, продирались сквозь дали и заносы. И чем больше вспоминалось, тем светлей была печаль. Отчего?

Не сразу дошло, что дело даже не в том чувстве, которое вызывает «почивший», тем более некоторые передачи сохранили (или чуток видоизменили) старое название и выходят. В новом формате. То же «Здоровье», «Время», «Утренняя почта», «Наш сад», «Сельский час», «Спортлото», «Служу России», «Очевидное невероятное», «Человек и закон», «КВН», «Спокойной ночи, малыши», «Ералаш», "Фитиль", "Умники и умницы"…

В формате-то всё и дело. Ведь чего не было в старом наполнении? Перво-наперво, самогО этого мертвого, безликого, прокрустова слова «формат».

А еще не было пьяно-заикающихся, не дружащих с первоклассной дикцией (дикцией первоклассников) ведущих.

Ни разу на советском телеэкране под соусом пресловутых «ток-шоу» не устраивался препохабнейший пир Шариковых и Швондеров. Не припоминаю также, чтобы прилюдно, в самый «прайм-тайм»,  кому-то там позволили полоскать грязное белье Клавдии Шульженко (как ныне той же А. Пугачевой). Равно как никому не приходило в голову транслировать тысячный раунд первого супертяжа «дамского бокса» Ф. Киркорова.

А разве можно было представить тогда, чтобы с голубого экрана лились потоки невежества и учинялись битвы мракобесов, в которых жуткие маньяки, называющие себя экстрасенсами, изощренно добивают психику больного народа?

Не тревожат память ни воинствующий цинизм, ни безголосая безвкусица музыкальных под(д)елок от «народных артистов» и сфабрикованных «звезд», не говоря про свальный грех под «Окнами» или в «Доме»…
 
Я давно не смотрю телевизор. Ну, разве что коротенькая пробежка по новостям, после которых настроение падает до абсолютного нуля. Забросил «ящик», несмотря на десятки «независимых», разно-жанровых, манко зазывающих телеканалов. Просто осточертела вся эта теле-канализация, макакья реклама, хищный азарт бесчисленных лотерей (от «Поля чудес» в стране дураков до «Последних героев» на ухабах «Алчности»), все эти дешевые и бездарные «Суды»…

И даже в так называемых интеллектуальных программах прёт, режет глаз конъюнктурная заданность, которая слишком отчетлива, чтобы допустить наличие какой-то культуры и вкуса.

А «юмор ниже пояса и даже плинтуса»?

Я давно не смотрю телевизор. И вдруг ловлю себя на мысли: а ведь любил его! Даже очень. Но советский...

…У которого и было-то два канала! И, может быть, как раз поэтому: дефицит соблазнителен.

…У которого, чего греха таить, кроме пары художественных фильмов на день, сетка была заполнена, в основном, всем, кроме адреналина, - то есть обыденно-полезным, при этом обходясь без рекламы (!), но максимально просвещая. Допустим, по понедельникам, если не изменяет память, Вторая программа завершала свою работу шедеврами мировой классической музыки (все симфонии и концерты Чайковского и т.д.).

…У которого хватало дидактики и идеологии. Но именно та идеология не позволяла опускаться ниже человеческого. Да, была там и скука. Но не царила. Царили культура, вкус, такт, уважение и отлично поставленный голос с правильной русской речью. Ведь все идёт (или гниёт) от головы – Ведущего!

Итак, начинаем маленький кросс-ностальжи…
Всё начинается с детства, так тому и быть.


1. Волшебная страна детства

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (1976-90).
Ну, кто из рожденных до начала 1980-х не помнит любимую передачу малышни (да и взрослых) с неизменной тетей Валей – Валентиной Леонтьевой (1923-2007), каждый выпуск открывавшей неизменным позывным: «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые»?! Плюс незабываемая мелодия Владимира Дашкевича и конечная заставка с лицом и голосом Анастасии Зуевой - сказительницы со ставнями из сказок Александра Роу! Помимо обязательно сеанса с замечательными фильмами-сказками (Союза и стран Содружества), юных зрителей ждали веселые конкурсы: творческие и умственные, а также встречи со сказочными актёрами: Георгий Милляр, Михаил Пуговкин…

«БУДИЛЬНИК» (1965-89).
Почти четверть века радовала ребятню еженедельная утренняя программа «Будильник» с задорной ведущей Надеждой Румянцевой (1930-2008) и массой мастеров, перевоплощавшихся для каждой передачи в литературных героев: Юрий Волынцев, Евгений Леонов, Евгений Весник, Сергей Мартинсон, Спартак Мишулин… Румянцеву изредка подменяли Светлана Жильцова и Ангелина Вовк. В рамках любимой программы детишкам были гарантированы мини-спектакль и очередной выпуск «Мультлото».

«ВЫСТАВКА  БУРАТИНО».
Очень популярная (в 1970-80-е годы) познавательно-конкурсная передача для юных художников, которую вели кукольный Буратино и искусник карандаша и мультипликации Вадим Курчевский (1928-97), с трепетным благоговением подвижника обучавший детей азам графики. Помните заводной музыкальный девиз: «Выстав-бура-выстав-бура-бура-бура-тино. Нам прислали малыши новые картины!»? Выходила где-нибудь с конца 1960-х, пока не была «прихлопнута» в перестройку и реанимирована (?) в новом формате.

«УМЕЛЫЕ РУКИ».
Тематически близкая к ней программа (примерно с начала 1970-х), где юного зрителя приобщали к секретам изготовления всевозможных изделий из самых невозможных материалов. Вели Валентина Леонтьева и Светлана Жильцова.

«АБВГДЕйка» (1975-90).
Востребованная программа для маленьких с игровыми уроками начальной школы, где наставниками и учителями выступали «клоуны» (Семен Фарада, Александр Филипенко…). Кратковременно закрывалась в 1977-78-м.

«ШАХМАТНАЯ ШКОЛА» (1969-1988).
Совместное детище студии учебных программ Центрального телевидения и Шахматной федерации СССР. Выходила еженедельно. Идея принадлежит мастеру спорта Юрию Коткову. Настоящая школа юных разрядников и будущих мастеров. Среди титулованных ведущих запомнились гроссмейстеры и международные мастера (Борис Воронков, Людмила Белавенец, Борис Шашин, Александр Котов, Юрий Авербах, Михаил Юдович). В разделе зрительских писем славно потрудилась экс-чемпионка мира Елизавета Быкова.

Кроме того, выходили передачи «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ» (для юных певцов и танцоров, ведущая Светлана Жильцова), «РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ» (детский аналог «В мире животных»), "ЧУДЕСА ПРИРОДЫ", "ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА" (по Виталию Бианки), "КОАПП" (сюжетное художественно-мультиликационое приключенческо-познавательное шоу с постоянными участниками - зверушками), "В СТРАНЕ ЗАГАДОК" (Вели Петрушка и Матрёшка), «ПРИХОДИ, СКАЗКА», "ПАПА, МАМА, Я - СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ" (ведущий Борис Гершт), "ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ" (ведущий Борис Зажорин), тележурналы "ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ", "ЮНЫЙ ПИОНЕР", "ИСКАТЕЛИ", "КОМСОМОЛ", "НА ЗНАМЕНИ ТВОЕМ", "ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПИОНЕРСКАЯ ШКОЛА" (вели Марьяна Краснянская, "вожатая" Нина Белобородова), "КЛУБ ВЕСЕЛЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ" (ее залихватски продвигали мальчуганы Мямлик с Шустриком, куклы Гурвинек, Чипполино и прочие персонажи журнала "Веселые картинки"), "СЕГОДНЯ ВОТ ЧТО: ПОЧТАЛЬОН И ПОЧТА (Рассеянный с улицы Бассейной - Анатолий Адоскин, почтальон - Всеволдод Шиловский), "СВОИМИ ГЛАЗАМИ" (реальные экспедиции и экскурсии детей по местам боев и патриотических акций), "ГЕРБ СТРАНЫ", "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА", "КОТ-КНИГОНОША" (для юных читателей) и его усовершенствованные "клоны": "ПОЛОЧКА-ЧИТАЛОЧКА", "ЧИТАЙ-ГОРОД" (ведущая книголюб И. Лаврова)...

2. Культурно-познавательный меридиан

«КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ».
Одна из самых известных и все-возрастных передач, в буквальном смысле, прорубившая «окно в мир» для миллионов «непуганых совков» (как позднее обозвали своих же зрителей оборзевшие юмористы). Первая передача (тогдашнее название «Клуб кинопутешествий») вышла в 1960 году. До своей смерти в 1973 году вел ее известный путешественник, талантливый кинорежиссер-сценарист (автор знаменитого «Джульбарса» и массы научно-популярных сюжетов) Владимир Шнейдеров (1900-73). Затем на протяжении 30 лет – Юрий Сенкевич (1935-2003), ученый-медик, участник антарктической экспедиции и двух плаваний Т. Хейердала. «Клуб» не только знакомил с экзотическими уголками планеты, но и с лучшими научно-популярными лентами, приглашал для беседы великих исследователей (Тур Хейердал, Жак-Ив Кусто, Даррел и др.), демонстрировал их сериалы.

«В МИРЕ ЖИВОТНЫХ».
Не менее популярная программа с самоговорящим названием. Организатором выступил  в 1968 году Александр Згуриди (1904-1998), один из лучших режиссеров-документалистов, народный артист СССР, снявший к тому же ряд художественных картин («Белый клык», «Повесть о лесном великане», «Рикки-Тикки-Тави», «Любимец публики», «Балерина»). Сам Згуриди вел программу до 1975 года, затем в ведущие был приглашен именитый журналист и очеркист, лауреат Ленинской премии  Василий Песков (по 1990 год), а на переменку с ним с 1977 года (и по сей день) – профессор-биолог Николай Дроздов. В качестве приложения запускались отличные научно-популярные и художественно-игровые сериалы (про обезьянку Джудит, дельфина Флиппера, кенгуренка Сниппи, колли Лэсси и др.).

«ОЧЕВИДНОЕ НЕВЕРОЯТНОЕ».
Одна из эталонных и всегда (!) интеллектуальных передач, качество коей не в последний черед обусловлено харизмой бессменного ведущего (с 1973 года) – академика Сергея Капицы*. Некоторое время программу вел один из соавторов и редакторов Лев Николаев (1937-2011).

«ЭТО ВЫ МОЖЕТЕ».
Любимейшее  для всех, кто «дружил с техникой», это познавательное "шоу" послужило стартовой площадкой для сотен талантливых изобретателей-самородков, открыв и «внедрив» массу нестандартных изобретений, как из области чистых чудачеств, так и снискавших признание, применение, патенты и лицензии, при этом отличавшихся подлинным полетом и изяществом конструкторской мысли. Многие участники научно-популярной программы сотрудничали с первоклассными журналами «Техника-молодежи»,  «Моделист-конструктор», «Юный техник» и самым интеллектуальным советским изданием «Наука и жизнь». Искрометным, добродушным и мудрым руководителем «ЭВМ» был замечательный писатель и популяризатор науки Василий Захарченко (1915-99), он же  с 1951 по 1984-й редактировал самую занимательную в своем жанре «Технику молодежи» (уволен за публикацию романа Артура Кларка «2010 – Космическая Одиссея»). Поскольку в ходе передачи постоянно вспыхивали нешуточные дискуссии и даже баталии, Василий Захарченко весьма умело и тактично "разводил" наиболее "оголтелых" оппонентов. Ведь как оно частенько бывало? Да как и в жизни: на скромного и  талантливого автора изобретения яростно нападал "записной" критикан (и хорошо, если только один), у которого, как правило, за душой не было никаких идей, но - дежурный набор высокоученых терминов и ревнивого яда. Разумеется, такие поединки придавали программе остроты и интриги, приобщая рядового зрителя к непарадным реалиям большой науки. С 1989 года у программы появилось, увы, недолгое продолжение-приложение:

«АУКЦИОН», где творения авторов «ЭВМ» экспонировались перед телезрителями уже в качестве продаваемых образцов.


«ЧЕЛОВЕК, ЗЕМЛЯ, ВСЕЛЕННАЯ».
Добротная программа 1970-80-х, посвященная вопросам астрономии, космонавтики, смежных отраслей. Тогда слово «космонавт» звучало почетней, чем «проститутка», и престижней, чем «бандит». Успех передаче обеспечивал грамотный и эрудированный ведущий - летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, профессор-медик  Виталий Севастьянов (1935-2010).

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ КИОСК» (1960-1995).
Передача способствовала расширению культурного кругозора советского слушателя, знакомила с новинками классической и эстрадной музыки. «Бренд» ее неразрывно был связан с образом постоянной ведущей Элеоноры Беляевой – едва ли не самой стильной, строгой, изысканной и взыскательной, короче - аристократичной ведущей советского ТВ.

«МУЗЫКА В ЭФИРЕ» (1988-96).
Практически на ту же тему, но с лицом Святослава Бэлзы, литературоведа, эрудита.

«КИНОПАНОРАМА» (1962-95).
Пожалуй, самая успешная программа по блистательной истории и будничной текучке кинематографа, отличавшаяся мощным профессионализмом ведущих. Первые два года ее «курировал» народный артист СССР Зиновий Гердт (1916-1996), в 1966-72 – крупный кинорежиссер Алексей Каплер (1903-79), с 1979 по 1986 – живой классик советской комедии Эльдар Рязанов, а также маститые киноведы Даль Орлов и Георгий Капралов (1921-2010). После 1989 года передачей заправлял успешный сценарист Виктор Мережко.

«СПУТНИК ТЕЛЕЗРИТЕЛЯ».
Уже в «перестройку» (1986) модерновый проект о новинках кино придумал и возглавил Дмитрий Крылов. Был «младшим братцем» (или спутником) большой «Кинопанорамы».

«ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ» (1969-95).
Зажигательная, остроумная и, одновременно, глубокая и гибкая программа Александра Ширвиндта, увековечившая бесценные встречи с корифеями нашей сцены. Первая передача называлась «В гостях у Михаила Жарова»…

«МАСТЕРА  ИСКУССТВ».
В 1954-м на ЦТ вышел первый выпуск, который знакомил зрителя с любимыми артистами. «Жемчужиной» цикла по праву считаются бесподобные в плане культурной насыщенности, значимости и занимательности фильмы «Ираклий Андроников рассказывает». Ираклий Андроников (1908-98), выдающийся лермонтовед, профессор филологии, писатель, потрясающий лицедей и пародист, великий универсал, человек-оркестр, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий. Не менее известен был его цикл «Слово  Андроникова»...


3. Политика и патриотизм

«СЛУЖУ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ».
Трудно поверить, но в 1970-80-е эта утренняя… воскресная… армейская программа занимала вторую строчку в рейтинге популярности. Ее смотрело порядка 30 % телезрителей. Фаворитом всегда оставалась программа «Время» (55 %). И даже суровый (сейчас бы сказали: брутальный) имидж постоянного ведущего Михаила Лещинского не портил общего впечатления: жизнь военных еще более сурова.

«МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА» (1969-87).
Ее по праву можно считать наиболее грамотной и «посещаемой» из идеологических продуктов советского ТВ, чему способствовали почтенные фигуры не просто «говорящих голов». Это обозреватели-международники Валентин Зорин (он же литератор, профессор МГИМО, лауреат 2 Госпремий), Всеволод Овчинников (искусный писатель), Александр Бовин (1930-2004, дипломат, политолог и консультант первых лиц страны), Генрих Боровик («политически подкованный» драматург и сценарист), Игорь Фесуненко, Фарид Сейфуль-Мулюков, а также безвременно ушедшие Александр Каверзнев и Анатолий Овсянников (1936-79, полиглот, журналист)…

«НА ВОПРОСЫ ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ ГАЗЕТЫ «ПРАВДА» ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЖУКОВ» (1972-90).
Не самая плохая вещь в жанре «политпросвета», благодаря опять же личности автора, а им являлся крупнейший международник, Герой Социалистического труда, профессор Юрий Жуков (1908-90).

«ЛЕНИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИЛЛИОНОВ» (1974-85).
Из разряда того, к чему применима формула «вяло-текущий». Однако, несмотря на преобладающее пристрастие к догматическому исследованию теоретического наследия классиков марксизма-ленинизма, отличался примерной лекторской культурой, не говоря про артикуляцию, которую не мешало бы позаимствовать мало уважающим аудиторию современным «акулам пера» и «гигантам мысли». Одним из ведущих был, насколько помнится, тот же Юрий Жуков.

«СЕГОДНЯ В МИРЕ» (1978-88).
Более динамичная и более популярная в последние годы, чем «Международная панорама». Роль сыграло и то, что каждый ведущий программы специализировался на собственной «изюминке», определенном регионе планеты: Игорь Фесуненко - Латинская Америка, Владимир Дунаев (1929-88, видный киносценарист) – Англия, Владимир Цветов – Япония, Валентин Зорин – США, Сейфуль-Мулюков – Восток, Александр Каверзнев – страны Содружества. Справедливости ради отметим, что интерес к передаче удваивался (и обуславливался) участием самого яркого и смелого обозревателя той поры, лауреата Госпремии Александра Каверзнева (1932-83), загадочно умершего после командировки в Афганистан.

"9-я СТУДИЯ (Останкинского телецентра)". Аналитическая программа 1980-х, которую вел Валентин Зорин. Несмотря на существование в рамках "смелости, разрешенной цензурой", программа затрагивала острые темы, критиковала негативные стороны действительности, давала неоднозначные прогнозы. Одним из плюсов, на мой взгляд, было приглашение думающих, интеллектуальных, а не просто "говорящих", голов - консультантов и аналитиков.

«СОЛДАТСКИЕ МЕМУАРЫ».
Образцовый цикл документальных программ (фильмов) об участниках Великой Отечественной войны, крепко заделанных в начале 1970-х Константином Симоновым (1915-79), классиком советской литературы, автором эпопеи «Живые и мертвые».

«ОТ ВСЕЙ ДУШИ».
Изумляющая высокой… (да-да)… сентиментальностью, пронзительная до нежности, эта программа Валентины Леонтьевой в 1970-80-е служила камертоном человеческой отзывчивости, искреннего сочувствия чужому горю. Авторы находили и соединяли людей, казалось бы, навсегда разлученных, потерявшихся в годы катаклизмов и, прежде всего, Великой Отечественной войны.


4. Эстрадно-развлекательный оазис

Начать придется с «лидера». А это…

«ПЕСНЯ ГОДА».
Все знают или хотя бы слышали о легендарном том ежегодном смотре лучших исполнителей. Для кого-то «Песня года» сделалась клише в качестве язвительной насмешки. Но мало кто посмеет оспорить высочайший статус подлинного качества. 99 % современных «народных артистов» там бы мало что обломилось, даже в номинации «звездочки… октябрятской». Да, с годами уровень претендентов «немножко падал». По счастью, интернет сохранил состав первой «Песни года». Цитирую:
«ПЕСНЯ-1971 (Первая передача "Песня года"!!!)
Год выпуска: 1971
Страна: СССР
Жанр: Музыкальный телеконцерт
Продолжительность: 52 мин
Описание: Первая передача "Песня года" в Останкине.
Ведущие Игорь Кириллов и Анна Шилова.
1. Иосиф Кобзон - Баллада о красках
2. Галина Ненашева - Любите Россию
3. Лев Лещенко - Не плачь, девчонка!
4. Эдуард Хиль - Лишь бы день начинался
5. Мария Пахоменко - Ненаглядный мой
6. Иосиф Кобзон - Журавли
7. Ольга Воронец - Зачем вы, девочки...
8. Юрий Гуляев - Русское поле
9. Мария Пахоменко - Признание
10. Муслим Магомаев - Свадьба
11. Галина Ненашева - Я люблю тебя, Россия (см. №2 )
12. ВИА "Семеричка"* - Червона рута
13. Эдуард Хиль - У леса на опушке…».
Хиль с «потолок ледяной, дверь скрипучая» - тринадцатые!!! Вам еще аргументы?
Добавлю лишь: вести программу почли за честь лучшие дикторы и журналисты. Например, в 1980-82-м - Татьяна Коршилова (1946-82). Дольше всего отметились народный артист СССР Игорь Кириллов и Анна Шилова (1927-2001).

* Правильно: "Смеричка" (“Смерічка”).

«ГОЛУБОЙ ОГОНЕК».
Самые задушевные, искренние, эмоциональные теле-посиделки в истории отечественного телевидения. Первоначально из Останкинского зала велась прямая запись с участием звезд всех, всех, всех широт: от знатных сталеваров и ударных доярок до народных артистов и героических космонавтов. Первая передача датируется  апрелем 1962 года («Телевизионное кафе»), дальнейшие постепенно стали приурочиваться к праздничным датам. В 1980-е годы «Голубые огоньки» венчались поздним, но долгожданным приложением:

«МЕЛОДИИ И РИТМЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЭСТРАДЫ».
Теле-попса с редкими (тогда) "звездами ихней музыки" на нашем экране. В пику ей существовала более "этно-фольклорная" наработка "ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА".

«С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ».
В принципе, это была традиционная трансляция финала Всесоюзного телевизионного конкурса песни. Вела Татьяна Коршилова. Критерий отбора исполнителей звучал коротко: «супер-класс». В качестве примера: замечательный солист, прекрасный исполнитель песен к 70 кинофильмам Леонид Серебренников ни разу не победил на этом конкурсе (был лишь дипломантом в 1977 году).

«УТРЕННЯЯ ПОЧТА».
Одна из по-хорошему домашних (семейных) музыкальных программ. Для очень многих и самая долгожданная из субботних. Стартовала в день знаний – 1 сентября 1974 года. Фирменным ведущим давно и сразу признан Юрий Николаев (для него передача также стала пиковой точкой карьеры и популярности), пока не ушел в «Утреннюю звезду». Одно «но»: подборку зарубежной эстрады безбожно портили голоса переводчиков и кромсали ножницы цензоров.

«ШИРЕ КРУГ».
Сия «солянка» эстрадных жанров (от соло и цирка до пародии и частушек) увидела свет в 1976 году на Новый год. Одним из «систематических» ведущих был певец и композитор Юрий Антонов. Передача стала дебютной для многих будущих кумиров. Современный аналог – «Минута славы». Название красноречиво: минута...

«ЧТО, ГДЕ, КОГДА».
Запущенная в 1975 году Владимиром Ворошиловым (1930-2001) и задуманная, как парад книгочеев, эта интеллектуально-конкурсная игра, «снимавшаяся в живую», пленяла полной естественностью, чистейшей импровизацией, природной сметкой и личной эрудицией «незазвездившихся» участников. И в этом ее разительное отличие от убийственной фальши чисто коммерческого проекта «Брейн-ринг», в который выродилось доброе начинание, где вожделенной ставкой победителя были редкие… книжки. Автор вел программу до 2000 года.




5. Департамент смеха

«ВЕЧЕРА ЮМОРА».
Созданная в 1970-х по инициативе Татьяны Коршиловой, неплохая юмористическая передача затем эксплуатировала, преимущественно, творчество Евгения Петросяна (качество его тогдашних номеров несравнимо с теперешним). Явилась прологом более прославленного проекта:

«ВОКРУГ СМЕХА» (1978-90).
В табели юмористических (без кавычек, пупков и плинтусов) передач, несомненно, самая качественная. Тон задавал регулярно острый пародист Александр Иванов (1936-96). В программе принимали участие и, подчас, даже «получали путевку в жизнь» десятки лучших актеров-комиков и писателей-юмористов.

«КВН» («КЛУБ ВЕСЕЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ»).
Возможно, более других импонирующая чистому экспромту и здоровому природному юмору программа иронической самодеятельности была скалькировна с чешского аналога и появилась на ТВ в 1957 году под вывеской «ВВВ» - «Вечер веселых вопросов». С 1961 по 1971 годы выходила уже под маркой «КВН» - веселой программы № 1. Организаторы – Сергей Скуратов и Альберт Аксельрод. С 1964-го в роли ведущих преуспели  Александр Масляков и Светлана Жильцова. После 15-летнего запрета была возобновлена в 1986 году, но резко ушла в иной, куда менее самостоятельный и непосредственный, формат. Среди «звездных выходцев»: юмористы Аркадий Инин, Михаил Задорнов, теле-ведущие Леонид Якубович, Валдис Пельш, режиссер Юлий Гусман, эксцентрик Геннадий Хазанов…

«АРТЛОТО».
Юмористическая передача 1970-х. В 1973-76-м ее вел Евгений Петросян.

«КАБАЧОК 13 СТУЛЬЕВ» (1966-81).
Этот праздничный - более  юмористический, чем сатирический - телесериал казался большинству добродушно-пародийным, но знаковым воплощением советского обывательского комфорта с простоватыми и плутоватыми героями, глуповатым юмором, «фанерными» хитами зарубежной эстрады, но, при всем при этом, с бесконечно трогательной атмосферой мира, защищенности и того самого добрососедства (мифологизированного, в данном случае, «польского розлива», да и прикрытого в связи с польскими событиями: "Солидарность"). В разные годы через «Кабачок» практически полносоставно прошел весь Театр Сатиры. Быстро став хрестоматийными, маски «завсегдатаев» в сознании народа неразъёмно слились с воплотителями, иногда и довлея над реалом: пан Директор треста – Спартак Мишулин, экономист пан Владек – Роман Ткачук, таксист пан Юрек – Юрий Соковнин, пан профессор – Борис Рунге, пани Моника – Ольга Аросева, бармен пан Беспальчик – Владимир Козёл, пан Гималайский – Рудольф Рудин, счетовод Вотруба – Виктор Байков, прозаик пан Зюзя – Зиновий Высоковский, пани Тереза – Зоя Зелинская, пани Катарина – Наталья Селезнева, официантка Зося – Валентина Шарыкина, пан Спортсмен – Юрий Волынцев…
Идею «кабачка» подсказал артист Александр Белявский, начитавшийся польских анекдотов в ходе съемок замечательного сериала «4 танкиста и собака». Из троицы ведущих (Александр Белявский, Андрей Миронов) дольше всех «проправил» Михаил Державин – с 1967-го.

«БЕНЕФИС» (1974-80).
Из той же серии «сатирических миниатюр». Отличие – наличие центровой персоны бенефицианта (Савелий Крамаров, Людмила Гурченко, Лариса Голубкина, Сергей Мартинсон, Вера Васильева, Татьяна Доронина), вокруг которой разыгрывались почти двухчасовые музыкально-угарные «страсти в клочья» силами «второстепенной массовки»: Владимир Зельдин, Ольга Аросева, Армен Джигарханян, Марис Лиепа, Александр Ширвиндт,  популярные ВИА «Голубые гитары», «Веселые ребята» и др. Режиссер цикла - Евгений Гинзбург.

"ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК" (1971).
Недолгий проект вездесущей труппы театра Сатиры и блистательного дуэта забавных старушек: интеллигентки "из раньшего времени" Вероники Маврикиевны (Вадим Тонков) и базарной бабуленции Авдотьи Никитичны (Борис Владимиров).

«А, НУ-КА, ДЕВУШКИ» (1970-87).
Напоминающая КВН динамичная фестивальная программа для находчивых, способных девчат, на все руки умелиц и неунывных хохотушек. Ведущая – Кира Прошютинская… Позднее родился половой "двойник" - "А, НУ-КА, ПАРНИ".

"АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ" (1960-1970-е).
Еще один наивный и мягкий прообраз современной "Минуты славы", в котором отличился все тот же неувядающий шоумен Александр Масляков...

"НА АРЕНЕ ЦИРКА", а также "ЦИРКИ МИРА".
Обе программы с "говорящими вывесками" очень приветствовались ребятней да и "товарищами взрослыми". Среди ведущих запомнился "солнечный клоун" Олег Попов.

«ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» (1982-90).
Весьма талантливая, забавная и, без яких, продвинутая для смехо-стандартов той эпохи юмористическая программа, в которой блистали барды Леонид Сергеев, Владимир Маркин, ведущие Александр Масляков, Алексей Лысенков, Андрей Кнышев, Дмитрий Дибров, эксцентрик Игорь Угольников...



***
Можно, конечно же, покопаться и назвать другие, в том числе, спортивно-оздоровительные, учебно-воспитательные, познавательно-прикладные, эстрадно-цирковые  программы, но память немножечко сбоит, закружившись от визитов и раздав «контрамарки» практически всем, кто робко постучался в ее ворота…
Впрочем, у каждого при желании найдутся свои, здесь упущенные, предпочтения, свои уголки незабвенного и долгожданного, заслуживающего благодарности, привета или улыбки – всего, кроме поношения.

О плохом, давайте, не здесь…

28 июня 2011 г.


Об иллюстрации
КОЛЛАЖ ПАМЯТИ. Если кто забыл эти лица, вот подсказочка (слева направо и сверху вниз): Элеонора Беляева («Музыкальный киоск»), Анна Шатилова, Игорь Кириллов («Время»), Александр Каверзнев («Сегодня в мире»), Юлия Белянчикова («Здоровье»), Вадим Курчевский («Выставка Буратино»).

* 14 августа 2012 года не стало самого умного и эрудированного долгожителя отечественной, а, возможно, и мировой тележурналистики. Сергей Петрович Капица (1928-2012) попал в "Книгу рекордов Гиннеса", как бессменный ведущий передачи на протяжении почти 40 лет. Великий ученый, недосягаемый интеллектуал и энциклопедист экрана, лучший популяризатор науки, сыгравший огромную роль в приобщении к знанию тысяч настоящих ученых и конструкторов.

Вот лишь часть его званий и титулов. Доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник Института физических проблем им. П.Л. Капицы (отца и нобелевского лауреата 1978 г. по физике). Президент Евразийского физического общества, член Европейской академии наук, президент междисциплинарного дискуссионного клуба «Никитский клуб учёных и предпринимателей России», член Манчестерского литературного и философского общества. Почетный первый вице-президент общественной организации Евразийская академия телевидения и радио. Награждён орденом Почёта (2006). Лауреат премии Калинги (ЮНЕСКО), Государственной премии СССР (за организацию телепередачи «Очевидное — невероятное»; 1980), премии (и первой Золотой медали) РАН за популяризацию науки, премии Правительства Российской Федерации в области образования (2002). Заместитель председателя Российского Пагуошского комитета при Президиуме РАН с 1987 года и др.

Автор 4 монографий, десятков статей, 14 изобретений и 1 открытия - феноменологической математической модели гиперболического роста численности населения Земли. Впервые доказал факт гиперболического роста населения Земли до 1 года н. э.

 Коллаж Ирины Кремена