Так наши деды воевали

Николай Лебедев 2
Их было 228 против 13-ти тысяч, но они победили.

                Краткое предисловие.
Бой 96-ой танковой бригады имени Челябинского комсомола у села Пузачи, Курской области, 9-го, 10-го, 11-го и 12 февраля 1943 года прочно вошел в историю Великой Отечественной войны, как ярчайшая страница подвига нашего народа. Такое, в истории войн встречается чрезвычайно редко. Буквально горсточка храбрецов, всего-то 228 человек, не только преградила дорогу, но и победила тринадцатитысячную группировку противника, которая могла бы составить полномасштабную немецкую дивизию.
Ему, этому бою, были посвящены страницы монографии (История Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Том 3. М.:1964. стр. 106). Изучался он и входе специального исследования (Золотухин А.Н. Подвиг воинов 96-й отдельной танковой бригады у села Пузачи в феврале 1943 года. Военно-исторический архив. – 2008. №11. – стр. 120 – 125.). Вспоминают об этом бое как его участники (Лебедев В.Г. и Лебедев Н.В. «Судьбы гвардии» М.: Издательство Рунета, 2011), так и местные жители (там же).
Вниманию читателей предлагаются воспоминания о этом бое одного из его участников, Ивана Ивановича Тюренкова, который на тот момент был старшим лейтенантом и начальником СМЕРШ 96-ой бригады.
В круглых скобках примечания Лебедева Н.В.
На фотографии мемориальная доска со списком погибших в бою у деревни Пузачи.

                БОЙ БАТАРЕЙЦЕВ.

7 февраля 1943 года командир танковой бригады генерал-майор В.Г. Лебедев и комиссар И.Ф. Захаренко вызвали в штаб командиров частей и объявили, что из окружения под Воронежем вырвалась тринадцатитысячная фашистская группировка, которая продвигается в направлении станции Солнцево. Бригаде было приказано к 8 часам 8 февраля сосредоточится в Верхней Стужени, отрезать путь отхода и разгромить группировку. Противотанковой батарее Василия Панова надлежало выступить в составе головного отряда (ГПЗ – головная походная застава. Н.Л.). Перед боем в батарее провели открытое партийное собрание, на котором была поставлена боевая задача. Несколько комсомольцев приняли в партию. В их числе заместителя командира батареи по строевой части, старшего лейтенанта Алексея Комкова, уроженца г. Щигры, и ленинградца, командира взвода Павла Кичева.
Бой предстоял жестокий. На каждое орудие выдали по два комплекта снарядов. Шесть автомашин батарей были загружены боеприпасами. Выступили из с. Татариново, чтобы перерезать дорогу Старый Оскол – Тим и встретить врага. Мост через Оскол был взорван. Чтобы не провалиться в речку, были предприняты меры предосторожности при переправе на тот берег машин, пушек, ящиков со снарядами(по льду. Н.Л.). Первым переправил машину сержант Василий Максимов, потом ефрейтор Никита Шевченко. В с. Лукьяновка сделали остановку, дожидаясь подхода главных сил.
На рассвете, 8 февраля, танки с десантом, под командованием комбата Янкевича и механика-водителя Ковриги появились в селе.
Ротой малых танков (Т-60 и Т-70. Н.Л.) командовал старший лейтенант Василий Моисеев (который, со своими боевыми товарищами, утром 5-го июля 1943 года, у урочища Черная Поляна, под Белгородом, первым принял на себя удар эсесовцев 2-го танкового корпуса СС и дивизии «Мертвая Голова», ознаменовав тем самым начало Курской битвы. Н.Л.). Механиком-водителем у него был москвич Михаил Губарев.
Ротой танков Т-34 командовал старший лейтенант туляк Андрей Щеглов (которому предстояло стать одним из лучших танковых комбатов Курской битвы. Н.Л.) Механиком-водителем у него был черкес Ромизан Корсенгенов.
Батарея присоединилась к головной колонне танков и двинулась в направлении Мантурово. В километре от с. Лобовы Дворы отряд вошел в соприкосновение с противником численностью около 300 человек. Появление танкистов для них было неожиданным и противник не смог оказать серьезного сопротивления.
При вступлении в Лобовы Дворы жители сообщили о большом скоплении возле села Пузачи. Походной колонной передовой отряд стал пробиваться в сторону Пузачей. Около 12 часов, выбравшись на возвышенную часть дороги, впереди увидели колонну автомашин и солдат противника. Она находилась в километре от перекрестка на Мантурово. Наши артиллеристы, развернув батарею, открыли огонь по головным машинам противника. Танковый батальон на максимальных скоростях пошел в атаку. В бою ранило комбата Виктора Янкевича и командира малых танков Василия Моисеева.
Создавшаяся пробка позволила артиллеристам начать вести огонь по скоплению немецких машин с боеприпасами и живой силой. Артиллеристы, руководимые командиром взвода, младшим лейтенантом Яковом Полтораднев и Павлом Кичевым, засыпали снарядами немецкую колонну. Взвод управления батареей, во главе с комсоргом Манрусом Галиным вместе с автоматчиками мотострелкового батальона, руководимого комбатом Локотковым и секретарем партбюро Володей Колсановым вели огонь по противнику из ручных пулеметов, автоматов и карабинов.
Отличились в бою ефрейтор Петр Гладких, Иван Кановка и другие. Придя в себя, противник организовал оборону. Бой длился около трех часов. Понеся большие потери в живой силе и технике, более двух тысяч солдат и офицеров врага сдались в плен.
До наступления темноты передовой отряд пробился на дорогу, ведущую в Мантурово. (Действия происходили в условиях жесточайшей пурги, которая нанесла сугробы почти не проходимые для автотранспорта. Н.Л.) Было принято решение всем подразделениям остановиться на ночлег на окраине села Пузачи и занять круговую оборону до подхода своих тылов.
В полночь разведчики заметили, что на дороге от Лобовых Дворов движется колонна. Командир бригады направил туда танк Т-34 лейтенанта Вершинина, но он был подожжен, а экипаж – погиб. Пробившись к штабу бригады от Лобовых Дворов, несколько солдат сообщили, что тыловые подразделения мотострелкового батальона, вместе с помпохозом Басс, санитарная машина с врачом Георгием Решетовым попали в засаду. Медсестры, тулячка Зинаида Терехова и Варвара Корюкина из Кургана, погибли. Доктор ранен и продолжает сражаться вместе с комсомольцами-добровольцами.
Оставшиеся в живых офицеры передового отряда вместе с комбригом Лебедевым, комиссаром Захаренко и начальником политотдела Кропотовым начали готовиться к бою.
9 февраля, на рассвете, увидели большую немецкую колонну, движущуюся в направлении Куськино. Танкисты под командованием Андрея Щеглова, артиллеристы и пехотинцы открыли огонь по ней изо всех видов оружия.
Стоявшие в стороне от батарей три танка роты Сергея Павлюченко вели огонь из пушек и пулеметов. Немцы беспрерывно атаковали окраину села, где находился штаб бригады и стояли пушки, стараясь захватить их или отвлечь огонь от основной колонны, которая пыталась прорваться в Куськино.
В бой были подключены все огневые средства, но у наших двух танков от попадания снарядов заклинило башни, еще у одного вышла из строя пушка. Танкисты, механики-водители Алексей Коврига и Павел Рябчик, во главе с командиром отделения связи, старшиной Шангиным, старшим сержантом Василием Кряжевым, Мефодием Матковским перетащили к батарее оставшиеся снаряды. Артиллеристы вместе с экипажами подбитых танков продолжали вести упорный бой с фашистами. Первым погиб командир второго орудия Павел Шпак, пуля сразила заряжающего Федора Ходулина. Смертью храбрых погибли комиссар Олимпиев (уточняю – капитан Олимпиев был в этот момент зам. начальника штаба бригады. Н.Л.), Моцейко, Долинцев, Коврига.
Экономя снаряды, боевой расчет сержанта Гомарева стрелял только по скоплению живой силы противника. Снова и снова шли в атаку немцы. К концу дня в батарее осталось 17 человек. За двое суток было израсходовано около двух тысяч снарядов.
В бою был тяжело ранен заместитель командира батареи по строевой части Алексей Комков. В наградном материале на него писали: «В боях 9-10 февраля 1943 года за деревню Пузачи Комов проявил мужество и отвагу. Командир расчетом орудия уничтожил более 15 автомашин, 120 гитлеровцев. Будучи в окружении с 32 воинами, отстреливался до последнего патрона. Расстреляв патроны, бросился в рукопашную схватку, был ранен, в снегу пролежал более суток до подхода наших частей». Алексей Михайлович был награжден орденом Отечественной войны 1 степени. После госпиталя проживал в г. Щигры. Умер в 1977 году.
Когда кончились снаряды, артиллеристы во главе с комбатом Василием Пановым бросились в рукопашную схватку. Погибли в бою Панов, его заместитель, старший лейтенант Иван Кабанов, командир расчета Гоморев, командир огневого взвода, младший лейтенант Яков Полтораднев.
Военный Совет 38-й армии в приказе от 13 февраля отмечал: «Личный состав 96-ой танковой бригады имени Челябинского комсомола в боях 9, 10, 11 февраля в районе Мантурово – Пузачи показали мужество, отвагу и героизм. Красноармейцы, командиры, политработники били врага не жалея сил, как верные сыны Великого советского народа».
(После боя в строю осталось 38 человек, из них 14 раненых, включая командира бригады. 54 человека были эвакуированы в разгар боя. 136 человек навечно остались у деревни Пузачи).
Память о них вечно живет в наших сердцах.
 
После тяжелых боев за Пузачи и Мантурово бригада нуждалась в пополнении личного состава. На призыв комсомольцев-добровольцев откликнулось 50 человек Мантуровского района. В их числе Воскобойников, учитель Николай Ледовский, Иван Сопронов, фельдшер Марфа Ледовская, Афанасий Ледовский, Григорий Сидоров, Василий Тарасов, Дмитрий Черников, Артем Сорокин, Клавдия Оломская, Котенков. Большинство из с. 1-Засеймье.
В роту технического обслуживания по ремонту танков был зачислен и житель Пузачей Николай Филиппович Пирогов, сыном бригады был 13-летний Иван Барков. Большинство молодежи было зачислено в противотанковую батарею. В ночь с 14 на 15 марта в боях за Борисовку (теперь Белгородской области они проявили мужество и отвагу. Особенно отличились Марфа Ледовская и Клавдия Оломская.
Личный состав танковой бригады, в том числе мантуровцы, приумножили боевую славу при освобождении Белгорода и Харькова.
Бригада с боями прошла славный путь. В боях за Шумен (Болгария) ей присвоено звание Шуменской.
                Ветеран 96-й танковой бригады
                имени Челябинского комсомола,
                почетный гражданин г. Шумен
                Иван Иванович Тюренков.
Воспоминания были опубликованы 13 мая 1980 г. в органе Мантуровского райкома  КПСС и районного совета народных депутатов Курской области газете " Ленинская искра".
Фотография и текст воспоминаний были любезно предоставлены внуком погибшего у села Пузачи капитана Олимпиева, Александра Марченко (Ст. Петербург). Лебедев Н.В.