Интернационал

Игорь Браевич
Одним из запоминающих выступлений Веснянки в те годы был концерт, посвященный интернациональной дружбе киевских студентов. Организован он был, по-видимому «сверху». Такие мероприятия проходили в те годы широко и по всей стране. Сделаем маленькое отступление….

Международные события.

Дело в том, что международная жизнь имела влияние не только на дипломатическом, государственном уровне, но и проникала глубже, затягивая в круговорот событий среднего гражданина. И это происходило во всём мире: это был период развёртывания  освобождения многих стран от колониальной зависимости, зависимости от других государств.

Так в жизни университета отразились международные  события ушедшего года. Весной 1961 года США пытались провести руками контрреволюционных сил вооруженный переворот на Кубе. В хронике этих лет зафиксирована запись:
«1961.04.18  Н. Хрущев направляет протест президенту Дж. Кеннеди в связи с высадкой антикастровских частей на Кубе».
Это были достопамятные события в заливе Плайя-Херон, где десантировали антикастровские вооруженные отряды, которые были разбиты в течение нескольких суток. А во втором семестре в 1962 году на подготовительный факультет университета прибыла большая группа кубинской молодёжи, состоявшей в значительной степени из героических участников этих событий. Они выделялись среди всех своей формой вооруженных сил Кубы. До этого времени подготовительный факультет, созданный в 1960 году, готовил для обучения на основных факультетах КГУ и других вузов Киева вьетнамцев, студентов из Гвинеи, Ганы, Алжира и других стран.

С кубинцами мы встречались на нашем факультете часто. В аудиториях, в первую очередь, в Большой, что возле деканата, проходили занятия с ними по русскому языку «как иностранному». Мы общались с ними. Сначала это было, как говорят «на пальцах». Но по мере изучения русского языка общение  становилось полноценным. К весне кубинцы достаточно освоили разговорный язык и были готовы переходить на факультеты университета для освоения соответствующих профессий.
Часть из них начала учёбу и на нашем – геологическом  факультете. Поселили будущих наших коллег в общежитие на ул. Освиты. Здесь были более комфортабельные помещения, чем на Чигорина. Чтобы они «не скучали» к ним подселяли и наших студентов. Отбор проходил тщательный. Мне как члену профбюро пришлось быть в комиссии по отбору «переселенцев» С нашего курса к кубинцам переехали Коля Козий, Витя Антипович, Вася Веселов и ещё несколько человек. Уже всех и не упомню. На нашем факультете учились и кубинские ребята и несколько девушек. Возникли и семейные пары. Помню наше посещение молодой кубинской семьи, когда «от лица факультета» вручали в подарок детское белья для их первенца.
По завершении учёбы некоторые из них достигли управленческих постов в геологической службе Кубы. Мне об этом в восьмидесятые годы рассказывал Вася Веселов, который побывал на Кубе, и встречался с нашими кубинскими коллегами. Приём Василия состоялся на высшем уровне,  вне программы его туристической поездки.

А в том далёком 1962 году весной состоялся вечер интернациональной дружбы, где я в составе коллектива веснянчат выступал на сцене Октябрьского дворца, тогда главного концертно-театрально-киношного дворца Киева. За кулисами сцены и в зале, во время концерта, вёл фотосъёмку известный фотожурналист того времени Г. Угринович. Одна из его фотографий была помещена в апрельский журнал УКРАИНА. На ней группа веснянковских «парубков» окружила «дружеским кольце» двух братьев кубинцев, участников событий на Плайя-Херон, а теперь студентов геолфака, и «жваво» вела беседу с кубинскими друзьями. В этой группе в полуобороте справа стою и я. Эту фотографию я впервые рассматривал  на газетно-журнальном стенде возле здания кулинарии на Крещатике 7.
Володя Нероденко чуть позже подарил мне номер этого журнала, который храню в своих архивах. Сохранились и рукописные записи куплетов песен и фрагментов из репертуара веснянковских сюит. Я их бережно храню как память о творческих реализациях своей молодости.

 илл. к http://www.proza.ru/2014/01/06/1128