Легенда о заварном чайнике

Валентина Майдурова 2
          Сильные руки гончара мяли глину, скручивали из нее глиняный жгут, который  он быстрым движением укладывал на гончарный круг. От легкого прикосновения пальцев глиняный жгут вытягивался вверх, формируя крутобокое тулово,  сужающееся в стройную горловину очередного горшка.
          Много замечательных горшков и сосудов смастерили руки мастера. Были здесь огромные горшки оранжевого цвета с крышками, в которых томили хозяйки  куски мяса с крупами, были поменьше,  для запаривания трав и кореньев, выгоняющих жар и боль из тела,  много совсем маленьких горшочков, из которых удобно было пить  лечебные горячие напитки.
         Своими лучшими изделиями считал мастер высокие сосуды, покрытые  тонкими и причудливыми  жгутиками  и отростками, украшенные  глиняными головами животных и узорами трав, нанесенных лощилом. Круглые и квадратные дырки и россыпь мелких удлиненных дырочек украшали  отдельные экземпляры  необычных  изделий. Обжигая  их в сильнокоптящем пламени и медленно остужая без доступа  воздуха, мастер придавал своим  сосудам загадочный  черный блеск. В этих сосудах  не готовили хозяйки.  Великолепные творения гончара, выставленные  на полках, украшали жилища. Иногда хозяйки хранили в них пучки засушенных трав, полевых цветов и стеблей лекарственных растений.
          Сидя за очередным изделием, задумался гончар. Его усталые руки безвольно лежали на коленях. Глина на  руках начала сохнуть и трескаться, придавая им вид такыров в пустыне. Много нужных вещей сделали его руки, но так и не смог он придумать удобный горшок для своей старенькой матери.  Вот опять вчера, наливая ему горячий  напиток, не смогла удержать крутобокий  горшок, полный кипятка, и обожгла  себе руки.
          Незаметно уснул мастер за гончарным кругом, и приснился ему удивительный сон.   Самые красивые сосуды украшал мастер отростками и дырками разной величины и формы. А во сне те отростки ожили. Извиваясь змеями и переплетаясь хвостами, полумесяцем висели они над  удивительной формы горшочками, на  других гибким прутиком охватывали бока горшочков,   на  третьих, подбоченясь, держали калачиком глиняную руку или лапку, а то и вовсе  юркой ящеркой припадали к его боковине.
           Старенькая мать трогала эти отростки, и они не обжигали ее руки как горячие боковины простых горшков, но кипяток по-прежнему проливался на стол.  И осенила  мысль заботливого сына.   Проткнул он дырку в боковине горшочка,  прикрепил к ней отросток  и в нем тоже проделал дырку. Вытянул свободный кончик  отростка, и появился носик, а сам отросток изогнулся, как девушка в танце. Красивым узором покрыл необычный горшочек гончар. И проснулся.
            Не покладая рук, всю ночь и день трудился мастер. Умелые руки привычно мяли глину, на гончарном круге из глиняных жгутов появлялись необычные горшочки с   отростками,  которые не обжигали руки и позволяли лить горячий напиток, не расплескивая его на стол. Любовно украсил мастер свои изделия узором из трав и цветов,  волнистых линий и кружочков. После обжига долго томил в печи.
          В истории гончарного дела не оставил своего имени мастер. Не о славе   будущей  он думал. Матери своей преподнес  бесценный подарок, сделанный с заботой и великой любовью.
 
Примечания:
Лощило – гладкий камешек, которым на  непросохшие стенки изделия наносится рисунок;
Томление – прием,  при котором обожженное изделие медленно остывает в печи без доступа воздуха.