Глаз Перуна исторический детектив гл. 10

Гелена Труфанова
                Гл. 10

            Отвлечемся на минуту от наших героев и поразмыслим о том времени, о котором разве что легенды остались да ровно полстранички  исторической энциклопедии.
        «Гардарика» - страна городов называлась Русь норманнами, городов, где проживали умелые ремесленники и храбрые витязи. Как долго нам внушали, что предок наш был дик, лохмат, грязен и невежествен и что только через пробитое Петром окно в Европу к нам просочилась цивилизация. Слава Богу, что славяне не слышали этого мнения потомков о себе, когда мостили улицы, надевали искусно вышитые льняные одежды и писали друг другу берестяные письма.
            Нет, не будем впадать в крайность и считать себя этакими отпрысками атлантов, лемурийцев и прочими отпрысками загадочно погибших народов, хранителей древних знаний.( кстати, кто их видел вообще, эти знания?). Мы не вершина и не задворки Европы, мы просто другие, а быть другим не  значит быть худшим. Да, у нас не было университетов, в которых в то время надо признать велись бесконечные умозрительные дискуссии о тонкостях богословия, а те, кто пытался найти жизнь на Марсе заканчивали на костре.
           Но горожанин Древней, а правильней сказать Средневековой  Руси  видел караваны, идущие  из Персии, Китая и Индии в Европу, норманнских купцов, идущих из «варяг» в «греки», наемников из всех уголков мира, толпящихся на княжеском дворе в надежде получить место в дружине. Печенеги, половцы, хазары, огузы, «черные клобуки» из Поволжья  -  множество кочевых народов степей в промежутках между войнами приходили торговать в русские города, приносили новости, обучали своим языкам и перенимали чужие.
           Сомнительно, чтобы после этого наши предки верили в людей с песьими головами и прочую чушь. Некоторые ученые считают  подобные басни подтверждением невежества русичей, хотя  это вполне могло быть фантастической литературой того времени. Практичен был наш предок и даже очень, хотя сказки любил.  В богов верил, но верил, как мы сейчас в президента и Госдуму :  чаще всего ругаем и очень редко надеемся на конкретную помощь. И так же, как и его недотепистые потомки, уроженец Древней Руси предпочитал выбираться из очередного букета неприятностей своими силами, разумом и опытом.
       А теперь повернем стрелки часов назад и нагоним наших друзей-кузнецов, идущих домой после скорбного обряда прощания с Зоей-Наргиз, бывшей рабыней, обретшей свободу на крутом пригорке возле Десны-реки.
               -  Чудно-то как,  -  бормотал Злат,  -  смысла не вижу, о чем там Никифор распевал. Говорил, душу устраивал, чтоб жила вечно. А я думаю, там и без него знают, что делать. Слышь, Свят, помнишь, жил в купеческой слободе  иудей – посредник, все туда-сюда суетился, вот и Никифор тоже посредника изображает между небом и землей. Только я думаю, если б его Христос видел, плюнул бы на такого посредника.  Или бы у нашего Перуна призанял пару молний, а Свят?!  -
 Свят мечтательно устремил взгляд поверх черниговских крыш:
              - Да, на   Арлингтонском кладбище    это выглядит торжественнее.  –
   Злат только вздохнул:
           -  Хоть бы одним глазом поглядеть туда, куда ты заглядываешь. И как у тебя язык поворачивается слова эти мудреные выговаривать?  -
Шедшие позади Джохар и Никифор вполголоса препирались о чем-то. Джохар все громче пытался что-то доказать, отчаянно жестикулируя. Грек упорно мотал головой, так же горячо сопротивляясь. Голоса становились все громче и, обернувшись, Злат увидел,  как сотник трясет несчастного монаха, словно кот воробья. Злат кинулся на помощь Никифору, но его опередил Свят, в два прыжка очутившись рядом со спорщиками и раставщивший их в стороны как котят своими мощными руками.  Никифор и правда шипел, как рассерженный кот и кажется даже царапался. Джохар презрительно щурился , демонстративно отряхиваясь.
         -  О чем ратитесь, о чем спорите, люди добрые?!  Тебе отче нехорошо, неприлично только от покойника свару поднимать,  -  Злат говорил примирительным тоном, но руки помаленьку на всякий случай разминал, так как хорошо знал , что одних слов бывает мало для разгоряченных спорщиков.
        - Этому псу показалась мала оплата,  - ал-арсий выплюнул свои слова, как отраву,  -ваш святой отец считает, что Наргиз в плену осквернила свою веру, за отпевание « нечистой» христианки он требует доплаты, дабы было на что душу очистить.  –
Злат только руками развел:
       -  Вот чтоб меня Перун разразил, если я что понимаю. Вера или есть или ее нет, она же не рубашка, чтоб о ее чистоте судить. Чистый – нечистый  -  кто это мерял. Как могла Наргиз веру осквернить, если она и в плену верила в Христа? Да и рабыней она поневоле стала, какая же на ней вина ?  -
          -  Ты и не можешь понять кузнец, поелику ты язычник ,  -  важно вымолвил монах, поправляя свое облачение,  - для тебя одним идолом больше или меньше  -  все едино.  Наргиз в плену выполняла волю своего господина, возможно он принудил ее принять ислам или иудаизм, во всяком случае соблюдать все обряды христианской церкви как то: посты, исповедь и прочие она не могла. А то, что не по своей воле -  это ничего не значит, ибо мученики христианские предпочитали лютые казни принуждению. И я , совершая над ней полный обряд отпущения грехов и отпевания, тоже совершаю грех, как если бы отпевал язычницу.   –
         -  Я начинаю понимать атеистов и коммунистов.  -  пробормотал тихо Свят.
    Зато Злат почувствовал, что начинает закипать:
         -  отче!  - кузнец скрестил руки на груди и незаметно сцепил пальцы,  -  ну откуда тебе знать, соблюдала она ваши обряды или нет. И если даже нет?! Ты же всем твердишь, что Христос любит всех людей, так любит-то он их поди не за то, как они постились или молились. А?!  Да и не бог ты , чтобы судить, кто правильно молится, а кто нет.  Твое дело попросить, а уж там на небесах решат, кого куда распределить. Ты вот говоришь, что Бог создал людей, так и молиться за всех надо, а не за тех , кого ты сам выберешь!..  –
   Злат перевел дыхание и стиснул на груди бронзового Сварога, оберег, искусно отлитый Всеведом:
          -  А уж  свою веру за лишнее серебро продавать и совсем погано.  –
Никифор съежился и попятился:
          -  Ты неисправим, кузнец, мы с тобой на разных языках говорим.  –
       -  и слава богам,  - много вы о христианстве толкуете, только сдается мне христианство ваше вместе с Христом умерло. Которого кстати вы же и продали.  –
Священник в ужасе замахал руками, но Злат решительно  пресек дальнейшую дискуссию:
          -  Джохар. отдай ему плату сколько требует да пусть идет душу спасать.  –
       -  Чтобы душу спасти, надо ее иметь,  - проворчал сотник, раскрыл небольшой кошель на поясе и вынул из него…..рубин – астерикс..
     Никифор проворно схватил камень и он мгновенно исчез в складках его одеяния, после чего монах быстро заспешил к купеческой слободе, где обретался в доме своего соотечественника.
        -  Спасибо за поддержку. кузнец, -  Джохар  хмуро кивнул Злату, пойми, мне не жалко добра, просто стало противно, когда этот болтун начал трепать Наргиз.  –
     - Да понял я , понял,  - Злат осторожно всматривался в лицо ал-арсия, - красивый камень, не жалко все-таки расставаться?  -
Сотник пожал широкими плечами:
    -    Наемнику добро приходит и уходит как песок.  Я не привык скупиться, особенно для…   -
Он резко осекся, но Злат догадался: для дорогих людей. Но все-таки тут рубин, вот ведь болячка какая.  Тот ли это и если тот, как он попал к хазарину?  Неужели?!
      - Редкий рубин,  -  кузнец боялся спугнуть и подползал осторожно,  - пятилучевой звездой сияет, камень дорогой.  –
       -  Знаю,  -  равнодушно бросил Джохар,  - астерикс называется. А на цену плевать   -  из пыли пришел. в пыль и уйдет.  –
          -  Как из пыли ? –
        -  Обыкновенно, шел по улице, вдруг сверкнуло.  Верно выпал откуда-то.  –
       -  И на каких улицах у нас находят такие камни бесценные?  -
        -  Да здесь недалеко. Я плохо знаю ваш город, по моему вон там, где амбар какой-то. Склад наверное..  –
Склад Бермяты, место , где несчастного старого мошенника избавили от земных хлопот, охо-хо. Так вот где выпал рубин из гарды? Или нет?  Мысли Злата неслись табуном бешеных коней, он не знал, с какой стороны подъехать к Джохару, ему хотелось верить сотнику, но проклятый рубин появился так не вовремя, вернее очень уж вовремя. И где спрашивается теперь рубин из гарды поддельного кинжала ?
      -  А чего ты взъелся на грека?  Эка невидаль пожадничал, ну заплатил бы ему сколько он запросил.  А то шуму на весь город.  –
        -  Я же говорю, обидно стало. Не знаю, как здесь. А у нас не торгуются на могилах. Хитрый народ эти греки, лицемерны очень, везде свою выгоду ищут. А притворяются верными слугами истинного Бога.  –
      -Ну, все такими быть не могут,  - примирительно ответил Злат.  – не бывает , чтоб весь народ был плохой. А мошенники везде встречаются, взять хоть покойного Бермяту купца, сколько раз ему рожу поправляли за гнилую кожу. –
         -  Это которого зарезали недавно ?  -
      -  Да.  –
Сотник посмотрел на неторопливо удалявшегося вперед Свята:
       -  Знаешь, кузнец.  когда я его увидел здесь, подумал, что и мой  брат вот так же где-то.  Только ему вряд ли так повезло с хозяином.  –
- Святу я не хозяин , сотник, он брат мой и всегда им будет.  –
     - Да, я знаю, вы русичи рабов как вольных держите, я не видел здесь цепей и колодок.-
    -   Мы тоже не безгрешны. Люди-то разные, Джохар.  Возьми ярла Асмунда, стоящий он мужик и люблю я его всей душой, а вот раба рядом с вольным он никогда не поставит.  Рассказывал, когда на драккаре своем плавал, на веслах только свободные сидели.  Однажды в бою запарка вышла, к веслу впопыхах  раба приставили, так его сразу вольным варягом объявили. Во как!   -
         -  Драккар священен для викинга. , -  объяснил  ал-арсий.  -  раб не может осквернить его весла своим прикосновением.  –
      -  Кто это там говорит о драккарах?!  Клянусь Одином и Тором, еслт занимаетесь пустопорожней болтовней, немедленно отправлю в царство мрачной Хель !  -  зычный голос варяга обрушился на обоих собеседников, подобно снежной буре  или морскому прибою. Подбоченившийся Асмунд подходил к ним, держась середины улицы и ухмыляясь в рыжую бороду.
       -  Ну. сознавайтесь, что сплетничали обо мне, как две кумушки на базаре.  чем это вы подкололи нашего монаха, он чуть не налетел на меня. Несся так,  будто волк Фенрир начал пожирать этот мир с него.  –
Злат и Джохар поздоровались каждый соответственно своему положению:  кузнец поклонился в пояс, ал-арсий прижал к  сердцу руку и склонил голову:
       -  Позвольте удалиться, ибо не подобает надолго оставлять своих воинов.  –
С этими словами сотник быстро зашагал в сторону хазарского лагеря.  Асмунд проводил его глазами:
       - Чего  этот наемник поджал губы, словно разборчивая невеста ?  -
     -  Хоронили Наргиз ,  -  коротко ответил Злат. Он не мог решить , рассказывать варягу о рубине или пока промолчать. Кузнец верил и Джохару и Асмунду, но на кону стояла судьба Чернигова, всех радимичей и северян и ошибки допускать было нельзя.
       -  Он так близко к сердцу принял судьбу наложницы? -  удивился Асмунд,  - вот уж не думал, что Фрейя найдет путь к его замороженной душе.  –
    -  Прости, храбрый ярл,  -  взмолился Злат,  -  но я  совсем запутался в твоих богах. Про Одина и Тора я уже знаю, а кто такая Фрейя?  -
       -  Фрейя,  - улыбнулся  варяг,  - это богиня любви.  –
      -  Значит как наша Лада,  -  перевел Злат,  - спасибо, теперь понятно.  Да. Кажется он любил Наргиз, потому и позвал монаха, она ведь была христианкой, да тот много запросил за обряд,  -  кузнец  сдержанно рассказал о предыдущих событиях.
       -   Прав твой хазарин, жмоты эти греки,  - кивнул Асмунд,  - я потому и не поехал в Царь-град, хотя там была возможность стать царским телохранителем.  –
       -  Что ж не поехал?  - заинтересовался Злат, - уж при царе всяко бы одарили, хоть и скупо, да все равно по-царски.  –
    -  Ага, одарили бы медным быком. Как, ты не слышал о медном быке на площади Царь-града?! Ну, кузнец, это же последнее достижение великой византийской цивилизации.  -  Асмунд встал в позу и смешно продекламировал все. явно копируя кого-то,  -  то есть если ты прогневал базилевса, или базилисса обиделась, что ты не ответил  на ее  знаки внимания, или  на тебя настучали завистливые придворные, тебя ясное дело приговорят к смерти.  Но это еще полбеды  -  Злат изумленно поднял брови  -.   Вместо того, чтобы по человечески оттяпать твою премудрую голову, которую ты слишком высоко задрал, тебя торжественно ведут на дворцовую площадь, где стоит этот самый  медный урод.
     Проще говоря это медный котел, внутрь которого тебя запихивают и внизу разводят огонь. Говорят изумительный запах разгоняет в округе всех мух, комаров и зевак.  Видишь, как экономно, не надо каждый раз строить эшафот, нет проблем с телом и гнус не надоедает парочкам в ближайших кустах!  -
      Асмунд  выпалил свою тираду одним дыханием  с  лихорадочным блеском в глазах, сжимая кулаки.  Злат заметил, что варяг уже не шутит, а если и ерничает, то с болью сквозь слезы. Кузнец осторожно тронул Асмунда за руку:
     -  Прости, ярл, у тебя кто-то погиб такой страшной смертью?  -
Ярл рванул стебель полыни и , резко переломив, отбросил в сторону:
        -  Мой друг, он был мне братом, как тебе Свят. Мы вместе покинули родные берега, он был сыном дружинника моего отца и уцелел вместе со мной.  Лучше бы он тогда погиб возле своего хевдинга.  Мы пришли в Царь-град, думали попытать там счастья.  –
Асмунд замолчал, рассеянно глядя вдоль улицы.
         -  И что ?  -  не выдержал Злат,  - ему подмигнула царица  или он царю не поклонился?  - 
           -  Царица?!  -  Асмунд горько рассмеялся,  -  все не так красиво, кузнец. Свен был отличным мореходом, в короткий срок он выдвинулся при  дворе.  Друнгарий -  начальник флота, испугался за свою должность и донес базилевсу, что Свен примкнул к заговорщикам.  –
        -  А что, был заговор?  -
     -   Там всегда заговоры, заговорами там дышит весь дворец. Брось палку и попадешь в заговорщика. Навету поверили тем охотнее, что Свен был чужак и многим мешал.  –
         -  Вы не пытались его освободить?  -
        -  Это ведь не Нормандия, кузнец. Византия -  система колес, кто между ними попал, тот пропал. Я проводил своего побратима к месту его смерти и не ушел оттуда до конца.  Видишь?!  -
Асмунд снял шлем и Злат увидел седые пряди в золотой шевелюре варяга:
        -  Они появились после того проклятого дня. Даже в день избиения своей семьи я был спокойнее , клянусь!!  -
          -  И что, охотников возвыситься при дворе стало меньше ?  -
        -  Ха-ха!  Держи карман! –
Злат помолчал, потом осторожно спросил:
       -  Как же ты сохранил рассудок, друг?  -
Ярл расхохотался:
        -  А с чего ты взял, что я его сохранил. В мире, где мы живем кузнец, выживет только безумец.  –
Варяг хлопнул Злата по плечу и быстро зашагал прочь.