Белые волки в изгнании... Художник в Африке Иванов

Николай Бичехвост
   
    Иванов Виктор Архипович,
       художник и солист оперы

    Еще не успели забыть в южноафриканском Трансваале бои буров и русских добровольцев против англичан, зарившихся на алмазы и золото буров, как на сцене оперы Южноафриканской Республики появился очаровательный солист, казак Виктор Иванов.

     Этому талантливому певцу и танцору казачьего хора имени Матвея Платова, неистово рукоплещут вальяжные бизнесмены и бедноватая галерка. Ах, как зажигательно звучали под созвездием Южного Креста лихие песни и пляски казачьего ансамбля!

        Солист Виктор Иванов происходил из казаков станицы Кременской Усть-Медведицкого округа.
       Родился в 1909 году в семье офицера, который служил в Донском полку. Мать  была из той же станицы. Проживало семейства Ивановых затем в станице Арчединской. В ней Витя Иванов заслушивался песней недавно прошедшей англо-бурской войны:
            «Трансвааль, Трансвааль, страна моя,
            Ты вся горишь в  огне…»,
где сын в тринадцать лет просился на войну.

        Десятилетним пареньком Виктор был захвачен огнем гражданской войны и волной белой эмиграции. При эвакуации из Крыма потерял родителей и оказался в Югославии. Здесь. в белогвардейской среде, окончил Донской им-ператора Александра 3-го кадетский корпус.

   Тогда вместе с частями белой армии Врангеля и семьями, детьми военных выводились за границу юношеские кадетские корпуса: в Югославию, Египет, Францию,
Чехословакию, Грецию.

      Виктор закончил  в г. Загребе архитектурный факультет университета. Однако отложил он полученный диплом – и поступил певцом и танцором в Донской атамана Платова казачий хор. В течение семи лет объездил с триумфом многие экзотические страны света.
    Во время гастролей в Южно-Африканской республике Виктор Иванов решил остаться в этой стране.
Может, на выбор его повлияло участие русских добровольцев, проливших кровь за независимость буров и чтимые за самоотверженность?
    Как казаки Гучковы, генерал бурской армии  Максимов, саратовец князь Енгалычев, военные агенты Потапов и Шульженко?.. А сколько русских эмигрантов уже закрепилось здесь? Им близка была эта мужественная страна, которая, отстаивая свободу, потеряла в английских концентрационных лагерях двадцать тысяч бурских женщин и детей…

      Но власти Южно-Африканской республики не торопились дать русскому Иванову (а вдруг он большевик?) разрешение на жительство. Однако он не отступился и нанялся на работу недалече, в городок Мапуту.
     Впоследствии творческая судьба Виктора Ивановича в ЮАР была удачной. Он активно занимается становлением Национальной Южноафриканской оперы. Приобретает известность как ведущий солист, выступает в оперном театре Претории, исполняет басовые партии.

     Обладая организаторскими способностями,Виктор Иванов в 1960-1970 гг. является председателем «Общества русских эмигрантов» в ЮАР. Объединяет в г. Йоханнесбурге в общине «Русский дом» соотечественников, выходцев из России. В часовне «Русского дома» расписывает стены и пишет иконы, лики апостолов веры для церкви святого Владимира.

    Одновременно  занимается колоритной южной живописью. Многие из его картин, отличав-
шиеся сочностью и глубиной красок, приобрели южно-африканские музеи и галереи.
    Современники отмечали у него неистощимый талант к карикатуре, как политической, так и бытовой, житейской.
      «В 1930-1960–х годах он активно работает в различных южно-африканских изданиях и становится одним из самых известных карикатуристов страны».
    В 1946 году Иванов издает оригинальный альбом «Вторая мировая война в карикатурах».
     На Всемирной выставке карикатуры в 1957 году в Лондоне Виктор Иванов занял третье место, а 1967 году в Монреале - шестое место.

    Легкость кисти,присущая ему с молодости,не покидала его и позже.
Техника исполнения была разнообразна: акварель,масло… Его карикатуры не оставили равнодушными зрителей ни в Австралии, ни в Германии, Франции либо Австрии, ЮАР.
   Виктора Иванова при  разносторонних интере сах и великих результатах спасало   железное здоровье да темперамент творца с уникальным воображением.

    Талантливый донец обостренно относится к окружающей жизни, тонко откликается на нее в стихах. Господь наделил его и этим даром.
     Иванов направляет стихи в популярный зарубежный «Родимый край», выходящий в Париже, и другие издания.
    Воспевает щемящую любовь к отчему краю и отдаленному Тихому Дону.
          … Я ль променяю степь родную,
          Гордыню рыцарей-дедов,
          На мир иной, на жизнь другую,
          На роскошь людных городов?
              Уж сколько лет прошло чужбины,
              А мне все брезжит сквозь туман
              Новочеркасск, проспект любимый
              И на утесе Атаман.

Многое из литературного и живописного наследия Виктора Иванова нам еще не известно.
       Осенью 1979 года в Мюнхене проходил торжественный вечер в честь дня Покрова Пресвятой Богородицы. Многие газеты русского зарубежья извещали, что «… большой зал в Доме встреч был украшен русскими национальными флагами и батальными картинами из казачьего прошлого кисти А.И. Шелоумова и В.А. Иванова (казак ВВД…)".

     Ни в каких великосветских кругах, ни в какой стране не терялся этот обаятельный казачий художник, который привлекал внимание умным разговором и многогранным талантом.
      Виктору Архиповичу Иванову, творцу светлой мечты на сцене, в живописи и поэзии, не удалось осуществить сердечную задумку - поклониться на склоне лет могилам дедов да земле предков.
     Ах, пробежать бы босиком по росе детства, разгоняя по зеленому вы-
гону белокрылых гогочущих гусей…

      В 1990 году пронзительно синее африканское небо, оглашаемое рокотом негритянских барабанов и молитвами русских эмигрантов, приняло под свои вечные своды казачью душу Виктора Архиповича Иванова.

      А прах этого крупного донского самородка, согласно его последней воле, был привезен дочерью в Россию и опущен в урне, на дно Дона-батюшки близ родной станицы, где он нашел свое вечное упокоение, (по другим сведениям прах его был развеян над Доном).

     Скажите, почему на Дону и поныне с особой грустью выводят песню, которую сотню лет назад певали наши прабабушки, сострадая свободолюбивым бурам Южной Африки, так похожих на  русских мужиков:
     Трансвааль, Трансвааль,
     страна моя,
      Ты вся горишь в огне…
 
    Может и потому, что беспокойное сердце россиянина-африканца Виктора Иванова никогда не было равнодушным даже на этом краю земли...