За боевые заслуги

Валентина Припорова
               
               
               ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ.

      22июня папа, мама  и я поехали в гости к маминому брату.
Папа только что выписался из больницы, где лежал с язвой желудка.
А до этого лечился от воспаления лёгких. на дому. Мама ругала отца за то, что своё новое пальто он отдал механику из Тулы. Они вместе готовили в Москве машины к Первомайскому параду на Красной площади. Механик заболел, и папа отдал ему пальто. Май был очень холодным, вернулся  папа домой тоже с воспалением лёгких. Две недели я ходила с ним на уколы в поликлинику.

       Вот 22 июня мы подходили к подъезду дяди Саши.
Лена и Муза, мои сестрёнки, увидели меня, завизжали от радости и бросились обниматься. На нас почему-то зашикали взрослые. Несколько человек стояли у крыльца, на подоконнике раскрытого окна я заметила черный репродуктор.

      Молотов говорил, что фашистская Германия
без объявления войны вероломно напала  на нашу страну. Так мы узнали о войне. Вечером, когда возвращались домой, отец спрыгнул с трамвая и ушёл в военкомат за повесткой. Его направили на ускоренные командирские курсы. Через несколько дней мы с мамой  в Горьковском кремле попрощались с ним.

         В ноябре 41 года я, простояв 4 часа в очереди за хлебом, подходя к дому, увидела, что из нашего окна через затемнение в углу пробивается узкая полоска света.
 Мама в госпитале, вернётся утром. Вошла в комнату и обомлела: папа сидел за столом в форме младшего лейтенанта и чистил
картошку.
- Папа!!!- я бросилась к нему.
- Я, дочка, 2 дня буду дома. Дали мне 2 недели, но я  был ранен в дороге  и задержался в госпитале.  Так, царапина.  Мама на работе?
- Да, вернётся утром. Она работает в госпитале санитаркой, бесплатно,за рабочую карточку и за питание в те сутки, когда её смена.

        Папа сварил суп с тушёнкой из своего сухого  пайка. От сытного ужина я словно захмелела и незаметно уснула. Проснулась  и услышала:
- Маруся, - тихо говорил папа, - отдыхай, потом поговорим.
 - Да, Ваня, раненых было  сегодня так много, что я два раза сдавала кровь.
Мама лежала на кровати, папа сидел рядом и гладил её по голове.
 
       На улице шёл дождь! Проливной! Налёта не будет!
Папа говорил:
- Окружили нас немцы в лесочке. Беспорядочно отступали разрозненные части. Военного опыта ещё не было. Враг был опытнее  и сильнее.
С одной стороны река, за ней – немцы. С другой – они. Впереди и сбоку - минные поля. Попробует кто проехать – взрывается. Так прошло в окружении два дня. На третий ни снарядов,  ни людей не хватит:  бомбили фрицы лесок прилежно. Я и подумал: была – не была! Земля на поле мёрзлая. Поле ровное. Решил, что скорость надо рассчитать, чтоб мина не успела под машиной рвануть. Предупредил командира. Утром до завтрака фашисткого ( они всё по расписанию делали) сел за руль, перекрестился.   
 Два раза рвануло сзади, последний снес оба задние колеса и борт. Но я уже выехал!!!  Оглянулся: за мной по следу, чётко нарисованному на поле, покрытом снежком, едут машины!!! Все выбрались. И давай меня качать!!! Чуть до смерти не закачали. Представили к медали « За боевые заслуги». Получил очень быстро: сам командарм расстарался.


Я подошла и взяла в руки медаль. Она отливала серебром.
 - Да, - сказал папа , - она из серебра.
- Папа! Какой ты у нас смелый!
- Обыкновенный, доченька! Вот научимся воевать и погоним гадов до Берлина!

        Слова папы оказались пророческими: в апреле 45 папа в войсках Первого Украинского фронта брал  Берлин и  расписался на стене главного фашистского штаба.

 Вернулся он в июне 45 года. Три медали « За боевые заслуги» и два ордена «Красной звезды» и ещё несколько наград сияли на гимнастёрке старшего лейтенанта   Скрипкина Ивана Гавриловича.
Но первая медаль ему была особенно дорога.